"Как звери к зиме готовятся" конспект занятия по развитию речи
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

"Как звери к зиме готовятся" конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_podg._gr.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

«Кто как к зиме готовится?»

Цель: Продолжать уточнять и систематизировать знания детей об осенних изменениях в природе. сделать репортаж об изменениях в природе поздней осенью.

Задачи:

          1. Расширять  знания  детей   о   животных,  обитающих  в  наших лесах.

           2. Расширять   словарный   запас  детей   словами,  обозначающими   действия   предметов,  признаки   предметов.

          3.Развивать  общую  координацию, мелкую  моторику.

          4. Формировать   интерес  к    словесным   играм,  в  которых  дети  могут  показать  свои  знания.

.

Ход  занятия.

  1.  Организационный   момент.

У   нас  сегодня   много  гостей.  (Дети   здороваются,  проходят  в  группу).

Воспитатель: ребята, назовите сегодняшнюю дату

Ребята, какое сейчас время года? (осень)
Какая сегодня погода? (холодная, пасмурная…)

Воспитатель: Холод, ветер на дворе,
Руки мёрзнут в ноябре.
Осень поздняя несёт
Первый снег и первый лёд.
Какое время года придёт после осени? (зима)

Воспитатель:  А сейчас у нас предзимье. Что означает это слово?

Вы правы, скоро наступит холодая, морозная, снежная зима. А вы готовы к зиме? Как?

Интересно, а что сейчас происходит в лесу? Зимой зверям трудно будет найти себе еду, не будет ни травы, ни грибов, ни ягод. Хотите узнать, как звери готовятся к зиме?

. Как мы можем узнать о жизни диких животных осенью? (ответы детей: прочитать книги, журналы, посмотреть познавательные телепередачи, отправится в лес на прогулку, рассматривать картинки).

А давайте мы с вами сделаем репортаж о жизни животных в предзимье. Согласны?

Итак, давайте вспомним, какие животные живут в нашем лесу.

1. Отгадайте загадки.  Объясните, почему вы решили, что это именно это животное.

 Посмотрите-ка,  какая:

Вся  горит, как  золотая.

Ходит  в  шубе  дорогой,

 Хвост  пушистый и  большой.   (Лиса).

Лесом катится клубок, у него колючий бок,
Он охотится ночами за жуками и мышами. (Ёж)

.

С ветки на ветку, Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу Рыжий циркач.
Вот на лету он Шишку сорвал,
Прыгнул на ствол И в дупло убежал
(Белка)

Не  барашек  и  не  кот, Носит  шубу  круглый  год.

Шуба  серая- для  лета. Для  зимы- другого   цвета.  (Заяц)

На овчарку он похож: Что ни зуб — то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть.       (Волк)

Вперевалку зверь идёт По малину и по мёд.
Любит сладкое он очень. А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны, Где он спит и видит сны.
(Медведь)

2. Пальчиковая игра «Лесные звери». Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного и кончая мизинцем. Затем в обратном направлении, на одной и другой руке (на ударные слоги).

Ёж, медведь, барсук, енот. Спят зимою каждый год. (смена рук)

 Волка, зайца, рысь, лису И зимой найдешь в лесу.

  1. Дидактическое упражнение "Подбери определения" :

    Волк (какой?) – серый, зубастый, страшный, …
    Медведь (какой?) – бурый, косолапый, неуклюжий, …
    Лиса (какая?) – хитрая, пушистая, рыжая, …
    Ёж (какой?) – колючий, маленький, …
    Заяц (какой?) – длинноухий, пугливый, трусливый, маленький,

Белка (какая?)  -  рыжая, маленькая, ловкая,

Лось (какой?) – большой, рогатый, сильный,

Кабан (какой?) – сильный, страшный,

Олень (какой?) – гордый, рогатый, красивый,

Барсук (какой?) – полосатый, тихий, ловкий

  1. упражнение «один – много»

Воспитатель: Лес – это большой дом для многих животных. Вспомните, какие животные живут в лесу? ( волки, медведи, лисы, ежи, зайцы, белки, кабаны, олени, барсуки

Вы правы, в большом лесу много кого? (волков, медведей, лис, зайцев, белок, кабанов, оленей, барсуков)

Как называют всех этих животных? Раз они живут в лесу? Почему этих животных называют дикими? (они живут в лесу, сами добывают себе пищу, сами растят детёнышей, сами строят себе жилища). Скажите, какая главная забота у животных осенью? (готовиться к зиме). Почему? (зимой холодно, нет никакой еды, всё занесено снегом).

Воспитатель: Чем же питаются дикие животные? (травой, плодами деревьев, орешками, шишками, другими животными). 

Воспитатель: Как можно назвать животных, которые питаются травой (травоядные).

 Воспитатель: Животные, которые питаются другими животными называются (хищники). 

Воспитатель: А, животные, которые питаются и растениями, и животными (всеядные

 

5.Разделить животных по способу питания (картинка):

Хищные: лиса, волк

травоядные: заяц, лось

всеядные: еж, медведь

Воспитатель: Когда, травы уже не бывает, что им нужно сделать, чтобы не умереть с голоду.  (запасти корм

Воспитатель: Все ли животные запасают корм на зиму? А медведь запасает себе корм? (нет, он зимой спит)  

Воспитатель: Медведи летом усиленно питаются, запасают жир, а осенью они готовят себе дом, где проводят зиму и впадают в спячку. 
Спячка-это малоподвижный сонный образ жизни.  А ещё какие животные спят зимой? (
ёжик, барсук)

6. «Где чей дом». (употребление предлогов)

Воспитатель: Где живут дикие животные? (ответы детей: Медведь живет в берлоге, волк – в логове, ёж, лиса – в норе, белка – в дупле. Заяц спит под кустом.)

У  лисы  в   лесу   глухом-  есть   нора,  надежный  дом.

Не  страшны  зимой  метели   белочке  в   дупле,  на  ели.

Под  кустами  еж  колючий  нагребает  листья  в  кучу.

Из  ветвей, корней,  коры  хатку  делают  бобры.

Спит  в  берлоге  косолапый- до  весны  сосет  там  лапу.

Есть  у  каждого  свой  дом-  всем  тепло,  уютно  в  нем

Где живут дикие животные?

(ответы детей: Медведь живет в берлоге, волк – в логове, ёж, лиса – в норе, белка – в дупле. Заяц спит под кустом.)


7. Физминутка. «Доскажи словечко» (развитие общей моторики) «Мамы и детки»

Поиграем с животными. (дети по тексту изображают животных и добавляют названия детенышей  в единственном или во множественном числе)

Осенним днем  лесной тропой

Звери шли на водопой

За мамой  лосихой топал лосенок

За мамой  лисицей крался лисенок

За мамой ежихой катился ежонок

За мамой медведицей шел медвежонок

За мамой белкой скакали бельчата

За мамой зайчихой – косые зайчата

Волчица вела за собою волчат.

Все мамы и дети напиться хотят.

8. Задание:  «  Кто  лишний? »(  Дети  объясняют)

воспитатель: Послушайте и скажите, какое слово не подходит.

 Волк, волчонок, ствол, волчий, волчица.

Олень, олений, лень, олененок, оленина.

9. составление рассказа «Как звери к зиме готовятся» с использованием схемы рассказа.

Первый подготовленный ребенок, по желанию 3-4 человека.

10. . Игра «Это кто такой большой». (совершенствование грамматического строя)

Логопед: Поиграем в игру. Я бросаю вам мяч и называю животное. Вы ловите и называете это животное так, чтобы в названии была часть ищ. Например, медведь – медведище. (слова: бобер, барсук, волк, кабан, заяц, лось, еж, белка).

Итог занятия.

Молодцы! Что вы узнали из репортажа о животных?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Звери зимой"

Учить детей пересказавать близко к тексту услышаный рассказ.Развивать монологическую речь....

занятие по развитию речи в старшей группе "Как зимуют звери"

Цели:уточнить знания детей о диких животных;совершенствовать грамматической строй речи (употреблять существительные в косвенных падежах и существительные с суффиксами -онок, -енок, образовывать притяж...

конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе. "Как звери спасаются от стужи зимой"

Цель: формирование представлений о внешнем виде, образе жизни и повадках диких животных....

Конспект занятия по развитию речи "Как спасаются звери от стужи зимой"

Учить образовывать уменьшительно-ласкательные названия детенышей животных, соотносить названия детенышей в единственном и множественном числе, активизировать прилагательные....

Конспект занятия по развитию речи "Как звери готовятся к зиме"

Составление рассказов по прочитанному произведению...

Конспект занятия по развитию речи "Звери зимой"

На данном занятии уточняется и расширяется словарь по теме "Дикие животные". Закрепляются в  речи предлоги, совершенствуется грамматический строй через притяжательные прилагательные. Ра...

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе "Как звери готовятся к зиме"

Непрерывная образовательная деятельность«КАК ЗВЕРИ готовятся к зиме»Цель: расширять представления детей о жизни диких зверейЗадачи:Образовательная – учить детей различать и называть ...