Мастер-класс "Алиса в стране чудес"
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Гергерт Людмила Валерьевна

Мастер-класс предназначен для педагогов и воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_alisa.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:

                   Мастер-класс «Путешествие в сказку» или  Алиса в стране Чудес

МБДОУ № 22 «Орлёнок»         Гергерт Л. В.

Цель мастер-класса: создать условия для профессионального самосовершенствования педагогов, при котором формируется опыт экспериментирования с реальными и абстрактными объектами.

 повысить профессиональное мастерство педагогов - участников мастер - класса в процессе активного педагогического общения по проблеме детского экспериментирования.

Задачи:

  1. Углубить знания педагогов по вопросам экспериментирования с реальными и абстрактными объектами. 
    Сформировать у участников мастер-класса мотивацию к использованию в воспитательно-образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.

Передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, Методов, приёмов, форм педагогической деятельности.

Повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса

Оборудование. Ноутбук, презентация мастер-класса. 2 стакана ,минеральная вода, пластилин, изюм; 5 пластм.стаканов, сахар, ложка, шприц, 5 одноразовых стаканов, гуашь, кисточки, салфетки белого цвета; банка, плёнка, мелкая игрушка; контейнер с водой, 2 мандарина, стакан, бумага, фломастеры; листы бумаги- 4 шт., книга, клей, ножницы; спички, тарелки 2 шт, пипетки; цветной лёд, масло, стакан с крышкой, шипучая таблетка; гуашь.

Во всех видах детской деятельности можно применять экспериментирование, тем самым, способствуя:
- развитию потребности в удовлетворении детской любознательности, 
- умению рассуждать, выдвигать гипотезы, делать выводы,
- развитию творческих преобразований,
- формированию целостной картины мира. 
Самой главной задачей познавательно- исследовательской деятельности с детьми является придание творческого исследовательского характера процессу изучения окружающего мира.

Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он получал от этого радость. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме опытно-экспериментальных действий.

В процессе игр – экспериментов расширяется сенсорный опыт дошкольников и обогащается их жизненный опыт. Опыты способствуют развитию таких качеств, как организованность, дисциплинированность, аккуратность, ответственность, последовательность.

Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.  

Детское экспериментирование не требует больших материальных затрат. Здесь можно использовать любые подручные или бросовые материалы.

Сегодня мы с вами побудем детьми и отправимся в интересное путешествие, которое озадачит вас и даст возможность самим убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействий между собой, понять причину происходящего и приобрести  тем самым практический опыт.

     Наше совместное путешествие в страну простых детских фокусов, опытов и экспериментов  начинается. Пришло время более глубоко познакомиться с неизведанным окружающим миром, по-другому взглянуть на вещи, которые нам уже знакомы. Давайте поэкспериментируем. Возьмём простые, привычные нам предметы и посмотрим на что они ещё способны.

Сказка начинается, волшебство открывается.

«Алиса в стране Чудес». Алиса отправилась в путешествие. Она увидела очень красивую радугу, явление продолжалось недолго. Мы вместе можем продлить радость Алисы. Проведём опыт «Радуга в стакане». Можно сделать свою, неповторимую радугу.

 Весело шагая по тропинке девочка заметила весёлых рыбок, и подумала, как же им удаётся так плавать и не тонуть. (опыт «Рыбки в реке»),

 Шла Алиса, шла и вдруг перед ней выросло большое мандариновое дерево. Очень ей захотелось попробовать его плоды, но один мандарин упал прямо в реку. Алиса не знала утонет он или нет.( Опыт «Мандарин в воде»).

Алисе необходимо перейти на другую сторону реки, как из бумаги сделать крепкий мост?

Алисе стало интересно, можно ли выйти сухой из воды, перебравшись на другую сторону по реке. Опыт «Сухой из воды»

Алиса попала под дождь, спряталась под деревом и не промокла. Почему?

Явление - капиллярность, волокна дерева впитывают влагу.

 Она поднимается все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна "толстеют", и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться. Как можно наглядно продемонстрировать это явление? (белый цветок поставить в стакан с цветной водой)

Опыт «Две вилки и спичка»

 «Радуга в стакане»

1Вода с разным количеством сахара делится на слои, не смешивается .

Поставьте перед собой 4 стаканчика. Они пронумерованы, чтобы не перепутать. Теперь в эти стаканы будем насыпать сахар в 1 стакан 1 столовую ложку сахара, во 2 – 2 ложки, в 3 – 3, и т.д. Затем надо в каждый стакан добавить по 3 столовые ложки воды, перемешать.

Теперь в каждый стакан нужно добавить пищевые красители разного цвета и снова перемешать. Возьмём пустой стеклянный стакан и шприц, чтобы аккуратно вливать в него окрашенную воду. И начнем набирать с последнего стаканчика, где находится самый густой сироп. Наберите шприцом из стакана под номером 4 воду полный шприц и аккуратно вливаем в маленький стеклянный стаканчик, потом набираем воду из стакана под номером 3 и аккуратно по стенке стакана вливаем поверх предыдущего цвета и так с каждым последующим слоем. Если вливать новую порцию аккуратно по стенке поверх предыдущей, то вода не смешается, а разделится на слои и получится красивая радуга!

 2.Или скитлз кладём по кругу тарелки  и в середину наливаем воду.

Вопрос. Радуга какая? А как вы думаете какие эмоции вызовет ваша радуга у наших героев? 

3.5 стаканов с водой окрашиваем в разные цвета. В каждый стакан кладём салфетку, сложенную трубочкой. Наблюдаем! Салфетки окрасятся в разные цвета и смешаются.

3 «Рыбки в реке»

В воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются вверх и выталкивают кусочки пластилина.

В прозрачную емкость с газированной водой и опустить в неё маленькие кусочки пластилина. Они опустились на дно. Но вскоре всплывут.

Затем вновь опустились на дно, и снова всплыли. Так всё продолжалось несколько раз.

-Почему? (В воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а «рыбки» снова опускаются на дно).

По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться - мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.

  1. «Мандарин в воде»

Вывод: В кожуре мандарина есть воздух. Воздух легче воды, поэтому он выталкивает мандарин на поверхность.

Один из них положите в миску с водой. Он будет плавать. И даже если очень постараться, утопить его не удастся. Очистите второй мандарин и положите его в воду. Ну, что? Глазам своим не верите? Мандарин утонул. Как же так? Два одинаковых мандарина, но один утонул, а второй плавает?

"В мандариновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают мандарин на поверхность воды. Без кожуры мандарин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет".

 5. «Мостик из бумаги». Сильная бумага.

Посмотрите, нас есть пруд. Вам нужно перевести матрешку на другой берег, построив мостик из кубиков и листка бумаги. Поставьте матрешку на мостик. Она упала. Почему? Теперь сложите этот лист гармошкой и снова постройте мостик. Что получилось? (матрешка стоит на мостике) Как это получилось?

Складки бумаги стали ребрами жесткости, которые распределили нагрузку и значительно укрепили наш мостик.  Ребра жесткости используются в строительных конструкциях.

2 способ. Из листа бумаги вырезаем 4 полоски, склеиваем в виде цилиндров. Ставим цилиндры и кладём сверху книгу. Давайте проверим сколько книг выдержат трубки. Лёгкие и прочные трубки используются в строительстве.

6 «Естественная лупа»

Вода служит увеличительным стеклом.

1 способ. Чтобы рассмотреть маленький предмет можно налить в банку воды и прикрепить на стенку.

2 способ. Поместить предмет в 3х литровую банку, закрыть горлышко пищевой плёнкой, продавить немного плёнку, налить воду, получится чудесная лупа через которую можно рассмотреть мелкие детали.

7 «Звезда из спичек»

Вам понадобится 5 спичек. Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце. Капните несколько капель цветной воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду. Спички окрасятся.
Воспитатель: Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она поднимается все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна "толстеют", и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться. Алиса от дождя спряталась под навесом из листьев. Прошло немного времени и дождь закончился, снова появилось солнце. Алиса решила идти дальше. Тут она обратила внимание на то, что она осталась сухой после дождя. Как же это произошло?

Две вилки и спичка. Возьмите 2 одинаковые вилки и соедините их зубчиками. Воткните зубочистку между зубчиками на 1см. Теперь попробуйте уравновесить зубочистку на краю стакана. Ручки вилок должны быть расположены по направлению к стакану. Получилось?! Теперь подожжём спичку. Если вы расположите объекты определенным образом, то можно сделать так, чтобы они вообще не падали. Гравитация тянет каждую часть объекта в свою сторону, но, если уравновесить все его части, то это будет называться центром гравитации. Группа объектов, которые соединены вместе, в нашем случае вилки и зубочистка, имеют общий центр гравитации. Вилки не падают потому, что центр гравитации прямо под краем стакана, где находится точка поддержки. Зубочистка весит так мало, что её сжигание почти не изменяет центр гравитации.

8. «Искусственный снег»

Путём смешивания определённых веществ получается искусственный снег.

1 способ. Глубокая тарелка, пена для бритья, сода, пищевой краситель, лимонная кислота, влажные салфетки.
Педагог предлагает родителям сделать своими руками искусственный снег. После того, как ребенок наиграется со снегом, можно добавить в него пищевой краситель и полить лимонной кислотой - появляется пена.                   2способ. 2 стакана муки, 1/4 стакана детского массажного масла                                 3 способ. 3 стакана кукурузного крахмала,1/2 стакана растительного масла

К каждому снегу можно добавлять блёстки, снежинки, пищевые красители  или другие мелочи. Для игр стоит приготовить разные инструменты для лепки (скалку, пластиковый ножик, ложки, лопатки, формочки, штампы и т.д.), детскую посуду или бутылочки с жидкой краской и распылителем. Также вы можете пригласить в игру разных персонажей: животных, птиц, машинки и пр.

9. «Ледяные формочки и масло»

Лёд и вода не смешиваются с маслом.

Окрашиваем лёд в формочках разноцветной гуашью. Наливаем в прозрачную ёмкость масло, опускаем цветной лёд в ёмкость с маслом. Лёд опускается на дно и постепенно растворяется, превращаясь в маленькие цветные капельки. Можно встряхнуть ёмкость и посмотреть, как смешиваются краски в воде и расслаивается масло с водой.

Добавить таблетку -шипучку. Таблетка растворяется, газы поднимают цветную воду вверх, получается красочный эффект.

Как образуются облака

На небе столько всего интересного – и солнце, и облака. А вот откуда они берутся? Этот эксперимент рассчитан на детей, которым интересно будет смотреть на облака и дождь в собственном доме.

Возьмите трехлитровую банку и налейте немного горячей воды. Сверху вместо крышки ставим тарелку и кладем лед – пар, поднимаясь от горячей воды, столкнется с низкой температурой льда и превратится в облако. Чем больше пара будет скапливаться у поверхности, тем быстрее появятся крупные капли – пойдет дождь.

«Сухой из воды»

Пусть присутствующие напишут свои имена на листе бумаги.

Сворачиваем листок, убираем его в стакан, чтобы он упирался в его стенки и не скользил вниз. Погружаем листок в перевернутом стакане на дно резервуара. Бумага остается сухой — вода не может до нее добраться! После того как вытащите листок — дайте зрителям удостовериться, что он действительно сухой.

 «Если взять стакан с кусочком бумаги внутри и посмотреть внимательно на него, кажется, что кроме бумаги ничего нет, однако это не так, в нем есть воздух.
Когда мы переворачиваем стакан вверх «ногами» и опускаем в воду, воздух не дает воде подобраться к бумаге, вот почему она остается сухой.
в стакане находился воздух, который не пустил воду в стакан. А раз воды нет, значит, она намочить бумагу не может.

Вместе с участниками мастер-класса придумываем конец сказки.

Все участники получают буклеты «Детские опыты и эксперименты»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар практикум для родителей "Песочная страна - страна чудес"

Показать значимость взаимодействия ДОУ и семьи....

«Песочная страна — страна чудес»

Конспект занятия в средней группе«Песочная страна — страна чудес»Цель: Развитие познавательной активности в процессе знакомства со свойствами песка....

«Песочная страна — страна чудес»

Цель: Развитие познавательной активности в процессе знакомства со свойствами песка....

Конспект образовательной деятельности с детьми средней группы «Песочная страна-страна чудес»

Конспект образовательной деятельности с детьми средней группы...

Проект "Песочная страна - страна чудес"

Проект "Песочная страна - страна чудес"...

«Путешествие в страну чудес» по мотивам произведения Л.Кэрролла «Алиса в стране чудес».

В данном конспекте продемонстрированы возможности использования настольных игр для достижения развивающих и психокоррекционных задач в работе с детьми в ДОУ....