Экспериментально – исследовательская деятельность как способ познавательной активности детей в детском саду
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

С самого рождения детей окружают различные явления природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки. Предметы и явления природы входят в их жизнедеятельность, являются объектом детских наблюдений. Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx23.63 КБ
Файл tvorcheskiy_otchyot.docx33.6 КБ
Файл eksperimentirovanie_1.pptx1.59 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Радуга»

Мастер-класс с педагогами по экспериментированию
«Опыты с детьми»

                                                        Воспитатель: Давиденко Елена Борисовна

г. Советский

Мастер-класс с педагогами по экспериментированию
«Опыты с детьми»

Цель мастер-класса: повысить профессиональное мастерство педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по проблеме детского экспериментирования.

Задачи:

  • показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.
  • вовлечь педагогов в совместное проведение опытов, знакомящих дошкольников с разными  свойствами предметов;
  • развивать у педагогов умение видеть проблему, решать её и делать выводы;
  • воспитывать у педагогов интерес к экспериментально-исследовательской деятельности.
  • развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

Раздаточный материал:

  • спички, пипетки, вода, салфетки
  • полиэтиленовый пакет, вода, деревянные шпажки, таз, салфетки
  • воздушные шарики, апельсин, салфетки
  • воздушные шарики, спицы или деревянные шпажки, салфетки

Ход:

Сегодня я предлагаю поговорить о чудесах, которые окружают нас в повседневной жизни. Скажите, кто из нас не ждёт чуда и волшебства? Конечно, ждёт каждый, и взрослый, и ребёнок. Только дети его ждут с особым нетерпением, ведь они смотрят на мир совершенно иначе, чем мы, взрослые. Почему? Да потому, что дети – прирождённые исследователи, а подтверждение тому – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. И в определённый момент самым любимым словом ребёнка становится слово «почему?».

Ребята, сейчас мы с вами пройдём в лабораторию, для проведения опытов.

Кто мне скажет, что такое лаборатория? (Лаборатория – это такое помещение, где проводят различные опыты,  научно-технические эксперименты, рассматривают различные предметы.)

 А кто в лаборатории работает? (Лаборанты.)

В лаборатории всегда тихо и чисто.

Лаборанты работают в белых халатах, в специальной одежде. Поэтому и нам необходимо  надеть халат.

Я буду заведующая лабораторией.

Уважаемые лаборанты!  Послушайте, как нужно вести себя в лаборатории: не шуметь, внимательно слушать, отвечать на вопросы, ничего руками не трогать без разрешения.

Опыт 1.

Если пять спичек надломить посредине и расположить так, как показано на рисунке,  а затем в центр между ними капнуть несколько капель воды на сгибы спичек. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду. В чем причина?

Вывод: Спички впитывают воду и разбухают.

Опыт 2.

Интересно, а что произойдет, если соком  цедры апельсина брызнуть на надутый воздушный шарик? Невероятно, но он просто лопнет! Сейчас мы с вами попробуем  лопнуть шарик при помощи апельсина, а в конце я объясняю, почему это происходит. Это не только познавательный, но и очень вкусный опыт, ведь апельсин в ходе опыта не пострадает и его можно съесть.

Надуваем требуемое количество шариков, которые будут безвозвратно испорчены в ходе опыта, и выжимаем цедру апельсина над шариком… Воздушные шарики лопаются, лишь только сок с цедры попадает на них!

Вывод: Сок который мы выдавливаем из шкурки апельсина содержит особое вещество — лимонен. Лимонен содержится во многих эфирных маслах цитрусовых, а не только апельсинов. Так вот, лимонен обладает удивительной способностью растворять резину, а из резины, как известно, и изготовлены наши бедные шарики. Вот так все просто в занимательной химии. Немного знаний и мы только что провели химическую реакцию растворения резины при помощи вещества — лимонен!

Опыт 3.

Все мы знаем с детства, что воздушные шары «боятся» острых предметов. В представленном видео описан способ протыкания шара таким образом, чтобы тот не лопнул.

Все, что понадобится для опыта — это воздушный шарик, деревянная шпажка или спица (и немного жидкости для мытья посуды). Секрет прост. Для того, чтобы сохранить шарик, нужно проткнуть его в точках наименьшего натяжения, расположенных в нижней и в верхней части шарика.

Вывод: Все дело, конечно же, в эластичности материала, из которого сделан шарик. Она настолько хорошо обхватывает спицу, что препятствует лопанию воздушного шарика 

Опыт 4.

1. Наливаем воду в полиэтиленовый пакет на половину.
2. Карандашом протыкаем пакет насквозь в том месте, где он заполнен водой (лучше быстро).

Вывод: если полиэтиленовый пакет проткнуть и потом залить в него воду, она будет выливаться через отверстия. Но если пакет сначала наполнить водой на половину и затем проткнуть его острым предметом так, что бы предмет остался воткнутым в пакет, то вода вытекать через эти отверстия почти не будет. Это связано с тем, что при разрыве полиэтилена его молекулы притягиваются ближе друг к другу. В нашем случае, полиэтилен затягивается вокруг карандашей.

Наша работа на сегодня закончена. Нам удалось найти ответы лишь на несколько вопросов, но мир вокруг нас полон чудес и волшебства. Сейчас выберите смайлик, какое настроение у вас после посещения нашей лаборатории.

Экспериментируйте, не теряйте своей любознательности, и тогда мир откроет вам свои тайны. Спасибо за внимание. Желаю творческих успехов.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Радуга»

Экспериментально – исследовательская деятельность

   как способ познавательной активности детей

в  детском саду

                                                        Воспитатель: Давиденко Елена Борисовна

г. Советский

                                                       Cамое лучшее открытие – то, которое                           ребёнок делает сам…

                                                                  Ральф Уолдо Эмерсон

 (американский поэт, пастор,  философ)

С самого рождения детей окружают различные явления природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки. Предметы и явления природы входят в их жизнедеятельность, являются объектом детских наблюдений. Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил  Лев Семёнович Выготский (советский психолог, основатель исследовательской традиции, названной в критических работах 1930-х годов «культурно-исторической теорией» в психологии ) 

Современные исследователи (Савенков А.И., Иванова А.И., Куликовская И.Э., Дыбина О.В. и др.) рекомендуют использовать исследовательский метод  в работе с детьми дошкольного возраста. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Экспериментальная деятельность помогает дошкольнику понять окружающий мир, способствует усвоению знаний, возникновению чувства удивления природой, учит получать удовольствие от общения с ней, а также формирует у ребёнка бережное, ответственное отношение к среде, в которой он живёт. Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает познание природы. Дети дошкольного возраста очень наблюдательны. Наблюдая окружающий мир, они делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи. Однако дети перестают проявлять естественное для них качество – это любознательность. И для того чтобы ребенок как можно лучше познал мир необходимо проводить работу по экспериментальной деятельности. Согласно Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования, основным направлением  является экспериментальная  деятельность. Наша задача в рамках реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного Образования  на отдельных темах, наблюдениях сформировать у детей познавательную инициативу, умение сравнивать (различать и объединять) вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, то есть упорядочивать свои представления об окружающем  мире. Поэтому я выбрала тему самообразования: «Экспериментирование, как способ познавательной активности детей в детском саду»

Актуальность: тема моего самообразования является актуальной т.к. в рамках внедрения ФГОС экспериментальная деятельность прослеживается во всех образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования и с требованиями  к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.

Новизна: состоит в организации познавательной активности детей, через экспериментирование.

Цель: повысить уровень познавательной активности детей, через экспериментирование.

Задачи работы:

Образовательные:

  • Подводить воспитанников к открытию новых представлений в поиске ответа на вопрос.
  • Побуждать устанавливать связь наблюдаемых изменений с подобными изменениями у человека и других объектов природы.
  • Дать ребенку возможность самому найти путь к получению новых знаний через самоутверждение. 
  • Использовать инновационные технологии, направленные на познавательно поисковое развитие детей.

Развивающие:

  • Побуждать детей к анализу и самоанализу.
  • Развитие эмоций, сопереживания, развитие воображения, находчивости, сообразительности, вариативного мышления, воли, коммуникабельности, развитие способности акцентироваться (встать на позицию другого).

Воспитательные:

  • Реализации потребности в самовыражении и самоутверждении.
  • Воспитывать умение работать в команде, доводить начатое дело до конца.

Ожидаемый результат:

  • Расширение представления детей о физических свойствах окружающего мира;
  • Развитие умения наблюдать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по признакам;
  • Воспитание эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру и к природе родного края;
  • Воспитание творческой, самостоятельной личности;
  • формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;

Направления работы:

  1. Взаимодействие с детьми.
  2. Сотрудничество с педагогами.
  3. Сотрудничество с родителями.

Формы работы с детьми: индивидуальные, групповые, подгрупповые, непосредственно образовательную деятельность, что является главным критерием государственного образовательного стандарта.

Методы и приемы  взаимодействия с детьми:

  • В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности  я  использовала наблюдения разного вида: Наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео, презентаций об изучаемых явлениях и др.).
  • Методы распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;
  • Практические  методы. Следим за изменением и преобразованием объектов;
  • Словесные   (беседы, чтение   художественной   литературы).                  
  • Развиваем положительные эмоции. В этом помогают игры-превращения, фокусы, занимательные опыты, песни, танцы и т .д.)

Средства: Широко использую технические средства: компьютер, фотоаппарат, видеокамера, музыкальный центр и т.д., всё, что может помочь в работе.

Формы сотрудничества с педагогами: консультации по экспериментальной деятельности, беседы.

Средства: методическая литература, материалы консультаций.

Формы сотрудничество с родителями:

  • привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды
  • домашняя работа по поиску информации
  • оформление наглядной информации
  • создание мини-лаборатории
  • консультации, беседы
  • анкетирование «Организация Экспериментально-исследовательской деятельности детей дома»
  • родительское собрание «Экспериментирование, как способ познавательной активности детей в  детском саду»

Средства: материалы консультаций, методическая литература, презентации, фотоотчеты.

Работу провожу в три этапа.

  1. Подготовительный этап:
  • Подбор и изучение необходимой литературы  и материалов 
  • Создание детской  лаборатории
  • Прочие материалы: природный материал,  бросовый материал, технический материал, разные виды бумаги, медицинские материалы, зеркала, соломинки, цветные  стекла, сито, соль, сахар, ёмкости разного объёма и т .д.
  • Дидактические игры, картинки, схемы, иллюстрации
  • Информация для родителей

2. Основной  этап: (средняя, старшая, подготовительная группы)

  • Проведение НОД, опытов, экспериментов, бесед
  • Рассматривание иллюстраций, чтение
  • Творческая деятельность      
  • Обогащение экспериментальной лаборатории
  • Рассматривание плакатов, глобуса
  • Чтение  литературы, связанные с объектом неживой природы
  • Подбор  подвижных, развивающих и дидактичеких  игр
  • Подбор аудио и  видиотеки,
  • Исследовательский проект для детей средней группы «Радуга» «Вода и её свойства» (Сотавление и создание опытов, экспериментов с водой  и т. д)
  • Работа с родителями (консультации, беседы, анкетирование, собрание, совместная экспериментальная деятельность и т.д.)
  • Работа с педагогическим составом (делиться опытом работы на методических неделях, участие в педагогических советах и педагогических семинарах)

3. Заключительный этап:

  • Подведение итогов своей работы: анализ, результативность

Перспективы на будущее: В своей дальнейшей работе я планирую продолжить проводить экспериментальную деятельность с детьми, организуя данную работу в различных режимных моментах. Продолжать сотрудничать с педагогами. Активно привлекать родителей к участию в развитии познавательной активности дошкольников. Повышать уровень самообразования.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экспериментирование как способ познавательной активности детей в детском саду Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад»Радуга» Давиденко Елена Борисовна г. Советский 1

Слайд 2

C амое лучшее открытие – то, которое ребёнок делает сам… Ральф Уолдо Эмерсон , американский поэт, пастор, философ 2

Слайд 3

3

Слайд 4

4

Слайд 5

. 5

Слайд 6

. 6 6

Слайд 7

. 7

Слайд 8

. 8 Красивые снежинки

Слайд 9

Актуальность: Т ема моего самообразования является актуальной, т.к. в рамках внедрения ФГОС экспериментальная деятельность прослеживается во всех образовательных областях : - социально-коммуникативное развитие, - познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие 9

Слайд 10

Новизна: состоит в организации познавательной активности детей через экспериментирование. . 10

Слайд 11

Цель: повысить уровень познавательной активности детей через экспериментирование. 11

Слайд 12

Задачи : образовательные воспитательные развивающие - Подводить воспитанников к открытию новых представлений в поиске ответа на вопрос. - Побуждать устанавливать связь наблюдаемых изменений с подобными изменениями у человека и других объектов природы. - Дать ребенку возможность самому найти путь к получению новых знаний через самоутверждение - Использовать инновационные технологии, направленные на познавательно поисковое развитие детей . - Побуждать детей к анализу и самоанализу. - Развитие эмоций, сопереживания, развитие воображения, находчивости, сообразительности, вариативного мышления, воли, коммуникабельности, развитие способности акцентироваться (встать на позицию другого). - Реализации потребности в самовыражении и самоутверждении. - Воспитывать умение работать в команде, доводить начатое дело до конца. 12

Слайд 13

Ожидаемый результат: Расширение представления детей о физических свойствах окружающего мира. Развитие умения наблюдать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по признакам. Воспитание эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру и к природе родного края. Воспитание творческой, самостоятельной личности. Ф ормировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов . 13

Слайд 14

Направления: Взаимодействие с детьми. Сотрудничество с педагогами. Сотрудничество с родителями. 14

Слайд 15

Дидактическая игра «Где спряталась вода» Что мы можем растворить в воде? Круговорот воды в природе Тонет - не тонет 15

Слайд 16

Новогодняя гирлянда Чем питаются растения Дидактическая игра «Где спряталась вода» Что такое снег? 16

Слайд 17

17

Слайд 18

«Экспериментируем вместе с родителями !» 18

Слайд 19

19

Слайд 20

20

Слайд 21

Опыт «Фараоновы змеи» (кальций - глюконат ) Выращиваем снежинку 21

Слайд 22

Перспективы на будущее: В своей дальнейшей работе я планирую продолжить проводить экспериментальную деятельность с детьми, организуя данную работу в различных режимных моментах. Продолжать сотрудничество с педагогами. Активно привлекать родителей к участию в развитии познавательной активности дошкольников. Повышать уровень самообразования. 22 Г р у п п а « Р а д у г а »

Слайд 23

С п а с и б о в с е м з а в н и м а н и е ! 23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Экспериментирование в детском саду как способ познавательной активности в соответствии с ФГОС»

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей кра...

Статья на тему «Детское экспериментирование – как способ познавательной активности дошкольников»

Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как направить их в мирное русло? Как ответить на многие «почему»?-Почему в дырках ничего нет?-Отчего ветер дует?-...

«Детское экспериментирование, как способ познавательной активности дошкольников в соответствии с ФГОС»

laquo;Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек заиграл всеми цветами радуги. В. А. Сухомлинский. Аннотация. В методической разработке &laqu...

Методическая разработка «Детское экспериментирование, как способ познавательной активности дошкольников»

Методическая разработка «Детское экспериментирование, как способ познавательной активности дошкольников»«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, ...

Экспериментирование в детском саду как способ познавательной активности в соответствии с ФГОС ДО

Экспериментирование в детском саду ка к способ познавательной активности в соответствии с ФГОС ДО...

Детское экспериментирование как способ познавательной активности старших дошкольников

В нашем современном мире перед воспитателями и родителями стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад, вырастить не только сознательным, здо...