Экспериментально – исследовательская деятельность, как способ познавательной активности детей в детском саду.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

                                                             Cамое лучшее открытие – то, которое  ребёнок делает сам…

                                                                  Ральф Уолдо Эмерсон

 (американский поэт, пастор,  философ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_-_eksperimentirovanie_1.pptx1.88 МБ
Файл koka_kola.docx2.26 МБ
Файл rezultaty_obsledovanmiya.docx22.08 КБ
Файл tvorcheskiy_otchyot.docx42.13 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экспериментально-исследовательская деятельность, как способ познавательной активности детей в детском саду Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад»Радуга» Воспитатель: Давиденко Елена Борисовна г.Советский-2017год 1

Слайд 2

C амое лучшее открытие – то, которое ребёнок делает сам… Ральф Уолдо Эмерсон , американский поэт, пастор, философ 2

Слайд 3

3 3

Слайд 4

4

Слайд 5

. 5 5

Слайд 6

. 6 6

Слайд 7

. 7 7

Слайд 8

8 8

Слайд 9

Актуальность: Т ема моего самообразования является актуальной, т.к. в рамках внедрения ФГОС экспериментальная деятельность прослеживается во всех образовательных областях : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. 9

Слайд 10

Новизна: состоит в организации познавательной активности детей через экспериментирование. . 10

Слайд 11

Цель: повысить уровень познавательной активности детей через экспериментирование. 11

Слайд 12

ЗАДАЧИ РАБОТЫ: образовательные воспитательные развивающие - Подводить воспитанников к открытию новых представлений в поиске ответа на вопрос. - Побуждать устанавливать связь наблюдаемых изменений с подобными изменениями у человека и других объектов природы. - Дать ребенку возможность самому найти путь к получению новых знаний через самоутверждение - Использовать инновационные технологии, направленные на познавательно поисковое развитие детей . - Побуждать детей к анализу и самоанализу. - Развитие эмоций, сопереживания, развитие воображения, находчивости, сообразительности, вариативного мышления, воли, коммуникабельности, развитие способности акцентироваться (встать на позицию другого). - Реализации потребности в самовыражении и самоутверждении. - Воспитывать умение работать в команде, доводить начатое дело до конца. 12 12

Слайд 13

Ожидаемый результат: Расширение представления детей о физических свойствах окружающего мира. Развитие умения наблюдать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по признакам. Воспитание эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру и к природе родного края. Воспитание творческой, самостоятельной личности. Ф ормировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов. 13

Слайд 14

Направления работы: Взаимодействие с детьми. Сотрудничество с педагогами. Сотрудничество с родителями. 14 14

Слайд 15

Дидактическая игра «Где спряталась вода» Что мы можем растворить в воде? Круговорот воды в природе Тонет - не тонет 15 15

Слайд 16

Новогодняя гирлянда Чем питаются растения Дидактическая игра «Где спряталась вода» Что такое снег? 16

Слайд 17

17

Слайд 18

18 Экспериментируем вместе с родителями… 18

Слайд 19

19 19

Слайд 20

20

Слайд 21

Опыт «Фараоновы змеи» (кальций - глюконат ) Выращиваем снежинку Окрашенная вода 21 21

Слайд 22

22 Данные мониторинговых исследований

Слайд 23

23 при целенаправленном систематическом использовании экспериментально-исследовательской деятельности в процессе непосредственно образовательной деятельности и в режимных моментах , как в детском саду , так и дома ребенок учится моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, выводах, умозаключениях. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер, вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. Взаимодействие с семьёй обеспечивает более полное выявление потенциала каждого ребенка, тем самым способствуя реализации поставленных целей и задач. Родителями отмечено, что дети при экспериментировании получали ощущение радости, желание узнавать всё больше и больше. Дети все охотнее обращаются за помощью к детским энциклопедиям, познавательной литературе, становятся намного активнее в желании и стремлении узнать что-то новое и интересное… Итоги диагностики позволяют сделать вывод:

Слайд 24

Перспективы на будущее: В своей дальнейшей работе я планирую продолжить проводить экспериментальную деятельность с детьми, организуя данную работу в различных режимных моментах. Продолжать сотрудничество с педагогами. Активно привлекать родителей к участию в развитии познавательной активности дошкольников. Повышать уровень самообразования. 24

Слайд 25

С п а с и б о в с е м з а в н и м а н и е ! 25


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Результаты обследования

Цель: выявить место детского экспериментирования в предпочтениях детей; исследовать предпочитаемый вид деятельности. На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности: игровая чтение книг изобразительная детское экспериментирование труд в уголке природы конструирование из разных материалов Ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Детское экспериментирование - как средство интеллектуального развития дошкольников. В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и в дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое -  это основа формирования этого качества.

Результативность опыта

Критериями результативности опыта являются: качественные изменения в освоении экспериментальной деятельности; положительная динамика в познавательном  развитии: в уровне интереса к познавательным задачам, уровне интереса к окружающему миру и наличии представлений  о нём, уровне развития мыслительных процессов, памяти и продуктивного воображения.

Для оценки результатов использовались те же методики, при помощи которых диагностировался уровень развития указанных параметров на констатирующем этапе. Они представлены в таблице.

Таблица 1.

Критерий

Методики

1.Качественные изменения в освоении экспериментальной деятельности;

Прохорова Л. «Выбор деятельности» [9].

Чехонина О. «Уровень освоения деятельности экспериментирования дошкольниками» [15].

2. Положительная динамика в познавательном  развитии

Стребелёва Е.А. Комплекс из 10 методик «Обследование познавательного развития детей 4-5 лет», такой же комплекс методик для детей 6-7 лет [10].

Результаты показали, что количество дошкольников, проявляющих устойчивый интерес к экспериментальной деятельности, увеличилось до 34%. Это, безусловно, связано и с тем, что дети выросли, но наши наблюдения за детьми в параллельных группах, где специально не создавались условий для занятий экспериментированием, показывают, что интерес к занятиям исследовательской деятельностью у них заметно ниже. (Приложение 1, таблица 2.)

Качественно улучшилась сама деятельность экспериментирования. В группе не осталось детей, не проявляющих интереса к этой деятельности; существенно уменьшилось количество детей с низким уровнем, не умеющих принимать поставленную перед ними задачу (с 39,1% до 9%); увеличилось число детей со средним (с 43,5% до 52%) и высоким уровнем (с 17,4% до 39%), т.е.  дети стараются самостоятельно открыть для себя новые знания об объекте исследования, пытаются высказать гипотезу и доказать или опровергнуть её. Их действия носят поисковый характер, сопровождаются речью, если возникают проблемы, спрашивают, уточняют. Таким образом, можно отметить, что у детей проявляется устойчивый интерес к опытно- экспериментальной деятельности. (Приложение 1, таблица 2.)

Итоги диагностики познавательного развития  позволяют сделать выводы о позитивных результатах планомерной и систематической работы по познавательному развитию дошкольников  посредством вовлечения их в экспериментальную деятельность. Количество детей с  высоким уровнем (третьим) составило 39,1% против 8,7% на констатирующем этапе, детей со средним уровнем (вторым) тоже стало больше – 56,5% против 43,5%, а число детей с низким уровнем (первым) уменьшилось – 17,4% против 34,8%. (Приложение 1, таблица 3.)

Положительная динамика заметна и в качественных показателях:

  1. Повысилась познавательная активность детей при работе с природными объектами и явлениями.
  2. Дети научились высказывать свои предположения о причинах наблюдаемых явлений, выбирать способ решения познавательной задачи.
  3. У детей заметно повысилась способность сравнивать, делать выводы, высказывать свои суждения, анализировать, правильно задавать вопросы, доказывать свою точку зрения.
  4. Дети самостоятельно могут проводить элементарные опыты и эксперименты.

Таким образом, при целенаправленном систематическом  использовании экспериментов в процессе непосредственно образовательной деятельности и в режимных моментах в детском саду и дома ребенок учится моделировать в своем сознании  картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.  При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят  творческий характер, вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность.  

Взаимодействие с семьёй обеспечивает более полное выявление потенциала каждого ребенка, тем самым способствуя реализации поставленных задач.  Родителями отмечено, что дети  при экспериментировании  получали ощущение радости, рассказывали дома об экспериментах, которые проводили в детском саду, вовлекали родителей в совместную экспериментальную деятельность в домашних условиях. Дети все охотнее обращались за помощью к детским энциклопедиям, познавательной литературе, стали намного активнее в желании и стремлении узнать что-то новое и интересное.

Методика “Выбор деятельности” Прохорова Николая Леонидовича, исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей, на начальном этапе. Отмечены положительные изменения в количестве детей, предпочитающих детское экспериментирование из других видов деятельности

Результаты исследования овладения детьми дошкольного возраста экспериментальной деятельностью в начале показали:

Выявлены причины низкого уровня овладения детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью:

1. познавательный интерес неустойчивый;

2. не всегда дети видят проблему;

3. малоактивны в выдвижении идей;

4. стремление к самостоятельности не выражено;

5. пользуются доказательствами с помощью взрослого.

Использованы пути совершенствования:

1. изучение интересов детей;

2. работа с родителями;

3. воспитание уверенности в своих силах;

4. воспитание самостоятельности, решительности;

5. индивидуальная работа по расширению и углублению знаний;

6. воспитание трудолюбия;

7. обучение умения работать в команде.

Результаты диагностики. На данном этапе показали, что по всем параметрам произошел положительный сдвиг в овладении детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью.

Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Целью данного исследования являлось выявление особенностей проявления любознательности у детей старшего дошкольного возраста, а также их отношения к экспериментальной деятельности. По результатам проведенного обследования я выявила, что дети проявляют интерес к экспериментированию, исследовательский интерес к миру живой и неживой природы.

Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментально-исследовательской деятельности оказало влияние на:

  • повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
  • повышение уровня развития познавательных процессов;
  • речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
  • личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.);
  • знания детей о неживой природе;
  • повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования дома.

Таким образом, прослеживается положительная динамика развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста, с которыми проводилась планомерная работа по исследовательской деятельности и экспериментированию дома; повышение компетентности и родителей в организации этой деятельности.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Радуга»

Экспериментально – исследовательская деятельность,

 как способ познавательной активности детей в  детском саду

                                                        Воспитатель: Давиденко Елена Борисовна

г. Советский 2017

                                                       Cамое лучшее открытие – то, которое                           ребёнок делает сам…

                                                                  Ральф Уолдо Эмерсон

 (американский поэт, пастор,  философ)

С самого рождения детей окружают различные явления природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки. Предметы и явления природы входят в их жизнедеятельность, являются объектом детских наблюдений. Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться.

 В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил  Лев Семёнович Выготский (советский психолог, основатель исследовательской традиции, названной в критических работах 1930-х годов «культурно-исторической теорией» в психологии ) 

Современные исследователи (Савенков Александр Иванович, Иванова Ирина Анатольевна, Куликовская Ирина Эдуардовна, Дыбина Ольга Витальевна и др.) рекомендуют использовать исследовательский метод  в работе с детьми дошкольного возраста. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Экспериментальная деятельность помогает дошкольнику понять окружающий мир, способствует усвоению знаний, возникновению чувства удивления природой, учит получать удовольствие от общения с ней, а также формирует у ребёнка бережное, ответственное отношение к среде, в которой он живёт. Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает познание природы. Дети дошкольного возраста очень наблюдательны. Наблюдая окружающий мир, они делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи. Однако дети перестают проявлять естественное для них качество – это любознательность. И для того чтобы ребенок как можно лучше познал мир необходимо проводить работу по экспериментальной деятельности. Согласно Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования, основным направлением  является экспериментальная  деятельность. Наша задача в рамках реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного Образования  на отдельных темах, наблюдениях сформировать у детей познавательную инициативу, умение сравнивать (различать и объединять) вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, то есть упорядочивать свои представления об окружающем  мире. Поэтому я выбрала тему самообразования: «Экспериментально – исследовательская деятельность, как способ познавательной активности детей в детском саду»

Актуальность: тема моего самообразования является актуальной т.к. в рамках внедрения Федерального Государственного Образовательного Стандарта  экспериментально-исследовательская  деятельность прослеживается во всех образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования и с требованиями  к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.

Новизна: состоит в организации познавательной активности детей, через экспериментально-исследовательскую деятельность.

Цель: повысить уровень познавательной активности детей, через экспериментально-исследовательскую деятельность.

Задачи работы:

Образовательные:

  • Подводить воспитанников к открытию новых представлений в поиске ответа на вопрос.
  • Побуждать устанавливать связь наблюдаемых изменений с подобными изменениями у человека и других объектов природы.
  • Дать ребенку возможность самому найти путь к получению новых знаний через самоутверждение. 
  • Использовать инновационные технологии, направленные на познавательно поисковое развитие детей.

Развивающие:

  • Побуждать детей к анализу и самоанализу.
  • Развитие эмоций, сопереживания, развитие воображения, находчивости, сообразительности, вариативного мышления, воли, коммуникабельности, развитие способности акцентироваться (встать на позицию другого).

Воспитательные:

  • Реализации потребности в самовыражении и самоутверждении.
  • Воспитывать умение работать в команде, доводить начатое дело до конца.

Ожидаемый результат:

  • Расширение представления детей о физических свойствах окружающего мира;
  • Развитие умения наблюдать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по признакам;
  • Воспитание эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру и к природе родного края;
  • Воспитание творческой, самостоятельной личности;
  • формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;

Направления работы:

  1. Взаимодействие с детьми.
  2. Сотрудничество с педагогами.
  3. Сотрудничество с родителями.

Формы работы с детьми: индивидуальные, групповые, подгрупповые, непосредственно образовательную деятельность, что является главным критерием государственного образовательного стандарта.

Методы и приемы  взаимодествия с детьми:

  • В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности  я  использовала наблюдения разного вида: Наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео, презентаций об изучаемых явлениях и др.).
  • Методы распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;
  • Практические  методы. Следим за изменением и преобразованием объектов;
  • Словесные   (беседы, чтение   художественной   литературы).                  
  • Развиваем положительные эмоции. В этом помогают игры-превращения, фокусы, занимательные опыты, песни, танцы и т .д.)

Средства: Широко использую технические средства: компьютер, фотоаппарат, видеокамера, музыкальный центр и т.д., всё, что может помочь в работе.

Формы сотрудничества с педагогами: консультации по экспериментальной деятельности, беседы, выступления на ПДС.

Средства: методическая литература, материалы консультаций.

Формы сотрудничество с родителями:

  • привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды
  • домашняя работа по поиску информации
  • оформление наглядной информации
  • создание мини-лаборатории
  • консультации, беседы
  • анкетирование «Организация Экспериментально-исследовательской деятельности детей дома»
  • родительское собрание «Экспериментирование, как способ познавательной активности детей в  детском саду»

Средства: материалы консультаций, методическая литература, презентации, фотоотчеты.

Работу провожу в три этапа.

  1. Подготовительный этап: (средняя группа)
  • Подбор и изучение необходимой литературы  и материалов 
  • Создание детской  лаборатории
  • Прочие материалы: природный материал,  бросовый материал, технический материал, разные виды бумаги, медицинские материалы, зеркала, соломинки, цветные  стекла, сито, соль, сахар, ёмкости разного объёма и т .д.
  • Дидактические игры, картинки, схемы, иллюстрации
  • Информация для родителей

2. Основной  этап: (средняя, старшая, подготовительная группы)

  • Проведение НОД, опытов, экспериментов, бесед
  • Рассматривание иллюстраций, чтение
  • Творческая деятельность      
  • Обогащение экспериментальной лаборатории
  • Рассматривание плакатов, глобуса
  • Чтение  литературы, связанные с объектом неживой природы
  • Подбор  подвижных, развивающих и дидактичеких  игр
  • Подбор аудио и  видиотеки,
  • Исследовательский проект для детей «Вода и её свойства», «Чудеса Кока-колы» (Сотавление и создание опытов, экспериментов с водой  и т. д)
  • Работа с родителями (консультации, беседы, анкетирование, собрание, совместная экспериментальная деятельность и т.д.)
  • Работа с педагогическим составом (делиться опытом работы на методических неделях, участие в педагогических советах и педагогических семинарах)

3. Заключительный этап:

  • Подведение итогов своей работы: анализ, результативность

Перспективы на будущее: В своей дальнейшей работе я планирую продолжать проводить экспериментальную деятельность с детьми, организуя данную работу в различных режимных моментах. Продолжать сотрудничать с педагогами. Активно привлекать родителей к участию в развитии познавательной активности дошкольников. Повышать уровень самообразования.

Литература:

  • Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст.- (Методическое пособие). - М.: Педагогическое общество России, 2003.
  • Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль: Академия развития, 2003.
  • Дыбина О.В., Рахманова Н.П.,Щетинина В.В. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».-М.: Творческий центр «Сфера», 2002.-188с.
  •  Поддьяков А. Исследовательская активность ребенка // Детский сад от А до Я. – 2004 - №2.
  • http://detsad-journal.narod.ru/20042.htm
  • Иванова А. Детское экспериментирование как метод обучения // Управление ДОУ. – 2004 - №4.
  • Поддьяков А. Исследовательская активность ребенка // Детский сад от А до Я. – 2004 - №2.
  • http://psylist.net/promet/00017.htm
  • Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2004.

(http://www.razym.ru/semiyahobbi/detiv/181059-organizaciya-eksperimentalnoy-deyatelnosti-doshkolnikov.html)

             

Список методической литературы по экспериментированию

  1. Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей // Ответств. ред. Т.И. Бабаева, - РГПУ им. А.И. Герцена. Кафедра дошкольной педагогики, 2000.
  2. Лозовая В.И., Камышанченко Е.Н. Формирование познавательной активности школьников, 2000..
  3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации. / Под ред. Л.Н. Прохоровой, 2003.
  4. Поддьяков А.Н. Обучение дошкольников экспериментированию. // Вопросы психологии, 1991.
  5. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Метод, пособие, 2007.
  6. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст,  2003
  7. . Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
  8. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М., 2002.
  9. Дыбина О. В. Что было до…: Игры – путешествия в прошлое предметов. М.1999.
  10. Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М: Линка-Пресс, 2004.
  11. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 8.
  12. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты, 1995.
  13. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. М., 1999.
  14. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.
  15. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
  16. Рыжова Н. Опыты с песком и глиной. // Обруч, 1998. - №2
  17. . Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками: под редакцией Л.А. Венгера, 1996.
  18. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
  19. Смирнов Ю.И. Огонь: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
  20. Экологическое воспитание дошкольников. / Под ред. Л.Н. Прохоровой, 2003.

Методика “Выбор деятельности” Прохоровой Людмилы Николаевны, исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей, на начальном этапе. Отмечены положительные изменения в количестве детей, предпочитающих детское экспериментирование из других видов деятельности

Результаты исследования овладения детьми дошкольного возраста экспериментальной деятельностью в начале показали:

Выявлены причины низкого уровня овладения детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью:

1. познавательный интерес неустойчивый;

2. не всегда дети видят проблему;

3. малоактивны в выдвижении идей;

4. стремление к самостоятельности не выражено;

5. пользуются доказательствами с помощью взрослого.

Использованы пути совершенствования:

1. изучение интересов детей;

2. работа с родителями;

3. воспитание уверенности в своих силах;

4. воспитание самостоятельности, решительности;

5. индивидуальная работа по расширению и углублению знаний;

6. воспитание трудолюбия;

7. обучение умения работать в команде.

Результаты диагностики. На данном этапе показали, что по всем параметрам произошел положительный сдвиг в овладении детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью.

Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Целью данного исследования являлось выявление особенностей проявления любознательности у детей старшего дошкольного возраста, а также их отношения к экспериментальной деятельности. По результатам проведенного обследования я выявила, что дети проявляют интерес к экспериментированию, исследовательский интерес к миру живой и неживой природы.

Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:

  • повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
  • повышение уровня развития познавательных процессов;
  • речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
  • личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.);
  • знания детей о неживой природе;
  • повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования дома.

Таким образом, прослеживается положительная динамика развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста, с которыми проводилась планомерная работа по исследовательской деятельности и экспериментированию дома; повышение компетентности и родителей в организации этой деятельности.

Цель: выявить место детского экспериментирования в предпочтениях детей; исследовать предпочитаемый вид деятельности. На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности: игровая чтение книг изобразительная детское экспериментирование труд в уголке природы конструирование из разных материалов Ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Детское экспериментирование - как средство интеллектуального развития дошкольников. В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и в дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое-  это основа формирования этого качества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация " Экспериментальная деятельность как средство познавательной активности детей"

В презентации рассказывается о  формах экспериментальной деятельности...

«Экспериментально-исследовательская деятельность как метод познавательного развития дошкольников с задержкой психического развития» (из опыта работы)

Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знан...

Экспериментально – исследовательская деятельность как способ познавательной активности детей в детском саду

С самого рождения детей окружают различные явления природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как моро...

Дополнительная образовательная программа по экспериментально-исследовательской деятельности "Юные волшебники"(старшая группа, дети 5-6 лет)

Дополнительная образовательная программа по экспериментально-исследовательской деятельности "Юные волшебники"(старшая группа,  дети 5-6 лет)...