Весна
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Конспект НОД в младшая группе на тему: «Весенние цветы»
 Приоритетная образовательная область - «Познание».
Интегрируемые образовательные области - «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Труд», « Безопасность», « Музыка».
Цель образовательной деятельности: Создание условий для развития познавательных способностей детей.
    Образовательная область «Познание»:
1. Уточнить и расширить представления о первых весенних цветах.
2. Формировать умение видеть красоту цветущих растений.
3.Углублять знания об условиях, необходимых для роста и развития растений, об экологических связях в природе.
 3.Закрепит знания последовательности во время посева цветов. 4. Продолжать формировать умение обобщать, формулировать причинно- следственные связи.
Образовательная область «Коммуникация»:
1. Развивать пассивный и активный словарь на основе углубления и расширения представлений детей об окружающем мире.
2. Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи.
 3.Упражнять в умении задавать вопросы и отвечать на них, используя фразовую речь.
4.Поощрять и поддерживать инициативу детей в общении с взрослыми и другими детьми.
Образовательная область «Социализация»:
1. Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию.
 
 2. Воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями товарищей.
3.Развивать умение входить в определенный образ, выполнять имитационные движения в соответствии с текстом.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»:
1. Развивать способность слушать литературное произведение в виде стихотворного текста и загадок, эмоционально реагировать на их содержание и следить за развитием событий.
 Образовательная область «Здоровье»:
1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Предупреждать утомляемость воспитанников, удовлетворять потребности детского организма в двигательной активности.
Образовательная область « Безопасность»:
Показывать пример бережного отношения к живой природе. Образовательная область «Труд»:
1.Помогать детям осваивать простейшие трудовые действия с растениями ( посев, полив).
2.Воспитывать аккуратность при выполнении работы
3.Приучать приводить в порядок используемое оборудование после окончания работы.
Образовательная область «Музыка»:
Воспитывать эмоциональную отзывчивость на классическую музыку.
 Материалы и оборудование:
Запись произведения П. И. Чайковского «Вальс цветов».
Мультимедийный экран.
Картинки (демонстрационные и раздаточные) с изображением цветов. Алгоритм по изучению последовательности посадки семян ( карта - схема). Картинки с изображением этапов роста цветка ( на каждого ребенка)
  
Обручи - «плоские клумбы» с разными цветами. Семена бархатцев, стаканчики с землей, парничок, лейки, палочки, значки - наклейки.
Предварительная работа:
Посадка лука в группе в воду, наблюдение за его ростом. Наблюдение за ростом цветка петунья.
Наблюдение за цветами на клумбе (в весеннее - летний период).
Посев семян цветов на клумбе (совместно с воспитателем). Рассматривание иллюстраций с весенними цветами.
Подгрупповая и индивидуальная работа с детьми в уголке природы по формированию и закреплению навыков ухода за комнатными растениями. Приобретение семян цветущих растений (вовлечение родителей)
 Методы и приемы:
1. Практические (дидактические игры, упражнения, игровая ситуация). 2. Наглядные (рассматривание, показ способов действия, просмотр). 3. Словесные (художественное слово, рассказ по опорным картинкам, беседа, объяснение).
 
Ход НОД:
Воспитатель: весна – это время, когда природа пробуждается от зимнего
сна. Все живое тянется к теплу, к солнечному свету.
Чуть запахло весной, и на клумбах появились кучки зеленых остреньких побегов. Они прижимаются друг к другу, словно испуганные ребята.
Психогимнастика «Весенние цветы»
(Проводится под музыку Чайковского)
Представьте, что вы – маленькие семена цветов. Вас посадили в землю на клумбе. Теплый солнечный луч упал на землю и согрел семена. Из них проросли маленькие росточки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот пригрело весеннее солнышко, и маленькие росточки начинают быстро расти. Вот росток, набрался сил, пробуравил землю и выбрался, наконец, на свежий воздух. Ваши лепестки подросли, стебель стал крепким, вы тянетесь к свету. Как хорошо! Вот на стебле появился маленький бутон. Он растет, набухает, и, наконец, разворачивает лепестки и все вокруг увидали прекрасный весенний цветок. Посмотрите какие цветы у вас распустились. Назовите их.
( ответы детей). Хорошо, вы много цветов знаете.
Воспитатель: для того, чтобы на клумбе вырос цветок, нужно потрудиться.
Что же необходимо сделать? ( ответы детей с показом на схеме).
Вскопать землю.
Сделать ямки или бороздки. Полить.
Посадить семена.
Засыпать их землей. Полить еще раз.
Воспитатель: мы посадим семена. А что же будет дальше? Поиграем в игру.
Д/и «Как растет цветок»
 
(Детям предлагается выложить картинки в последовательности роста цветка: семечко – росток из семени – побег – появление листочков – появление цветка.)
Воспитатель: давайте проверим правильность выполнения задания ( на мультимидейном экране показывается презентация « Как растет цветок ?»).
Воспитатель: первые весенние цветы радуют нас своей красотой и тонким ароматом. Давайте поближе познакомимся с этими весенними цветами, ведь они растут на клумбах нашего детского сада и в нашем лесу. Давайте повторим их названия (дети по очереди называют цветы и слушают рассказы о них ).
Воспитатель: Лиза загадает загадку о весеннем цветке, а вы отгадайте: Первым вылез из темницы
На лесной проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и очень маленький. (подснежник)
Воспитатель: название фиалка произошло от названия цвета лепестков. Лепестки фиолетовые – цветок называется фиалка. Фиалок растет очень много и почти во всех уголках нашей планеты. Фиалку используют в медицине для приготовления лекарств. Некоторые виды фиалок обладают нежным запахом.
Cтихотворение о ландыше знает Дима:
Белые жемчужины прилепились в ряд К стебелечку тонкому — дарят аромат. В мае распускаются и цветут в лесу. Даже книга Красная бережет красу,
И лисичка рыжая рядышком пройдет, Белый и душистый цветик не сомнет.
 
Воспитатель: Нарцисс. Во всех легендах этот нежный цветок связывают с водой. Так, в Китае его называют цветком водяного бога. Здесь дарят нарциссы, когда хотят отблагодарить человека за доброту.
Воспитатель: Семен тоже знает загадку, отгадайте: Яркий цветок, он весной распускается,
формой своей ото всех отличается:
Шесть лепестков собраны в чашку,
Только ведь чай из нее не попьешь.
К ночи свои лепестки закрывает.
Так что скорей на бокал он похож (тюльпан).
Воспитатель: а вот это не простой цветок - ирис, его подарила нам богиня Ирида и означает он « радуга». В радуге есть разные цвета, правда? А мы видим что цветок одного оттенка. Но это означает, что богиня Ирида подарила нам ирисы разных расцветок: голубые, оранжевые, желтые. А в нашей местности растет фиолетовый ирис в лесу, а на клумбах – разного цвета.
( рассказы детей и воспитателя сопровождаются показом картинок цветов на мультимедийном экране).
Воспитатель: а сейчас давайте поиграем.
Динамическая пауза «Цветы на клумбах».
(На полу выкладываются плоские клумбы с разными цветами ,обручи, дети выбирают картинку, переворачивают, называют свой цветок и находят свое место около обруча-«клумбы»,на которой растет такой же цветок. Затем воспитатель меняет местами клумбы, дети меняются картинками.) Воспитатель: хорошо. Все были очень внимательными. Каждый цветок рад, что нашел свой букет.
Воспитатель: весенние цветы радуют нас не только на клумбах. Их выращивают специально, чтобы срезать и подарить букет к празднику. Ведь очень приятно получать в подарок цветы. А вам приходилось когда-нибудь
 
дарить цветы? Кому? В честь чего? Ваш подарок доставил радость? Как вы это поняли? (ответы детей)
К сожалению, часто люди срывают цветы без нужды, не задумываясь о том, что сорванный цветок очень скоро завянет и погибнет.
- Послушайте стихотворение о таких несчастных, сорванных и брошенных цветах (воспитатель читает стихотворение).
Сквозь иглы темной хвои
Веселый лился свет.
Я шла лесной тропою
И вдруг нашла букет.
Букет лесных фиалок
Лежал на мшистом пне.
И стало мне их жалко,
И грустно стало мне.
Цветы уже увяли,
Поникли лепестки.
Зачем же их сорвали,
Сломали стебельки?
Казалось мне, я слышу
Фиалок слабый стон,
Он делался все тише,
Но сердце ранил он.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, почему фиалки стонали? Что бы они сказали, если бы умели говорить?
Что мы можем им пообещать? (ответы детей)
Воспитатель: мы с вами знаем правило, давайте вспомним и повторим его. Дети читают стихотворение по очереди вместе с воспитателем:
Воспитатель: если я сорву цветок, Дети: если ты сорвешь цветок,
 
Если все: и я, и ты, Если мы сорвем цветы, Опустеют все поляны И не будет красоты.
Воспитатель: не рвите, не топчите цветы и растения, сохраните красоту! Вы хотите, чтобы у нас на участке было красиво? Знаете, как можно сделать? Давайте посадим цветы. Вот посмотрите, я принесла семена. Из них вырастут такие цветы.
(Показ картинки).
Эти цветы называют бархатцами. Цветки бархатные, темно-оранжевые. Из-за того, что они бархатные на ощупь, их назвали «бархатцами». У них много мелких, тоненьких листочков.
Мы их посеем сейчас, а когда будет тепло, высадим на клумбу.
Сеять будем в парничок, в отдельные стаканчики. Каждый посеет свои семена. Их можно сеять не по одному. Сначала сделаем ямки палочками неглубоко. Нальем туда воды немного, положим семена, засыпем их землей при помощи палочек, польем еще раз.
У меня есть разные значки, которые вы можете приклеить на свой стаканчик, чтобы понаблюдать, как взойдут и будут расти ваши цветы.
( дети выполняют работу вместе с воспитателем. Детям, которые быстро справились с работой, предложить посадить дополнительно семена в отдельные стаканчики.)
Воспитатель: мы закончили. Давайте закроем парничок крышкой, чтобы влага не уходила из наших семян, и они могли пить. Теперь поставим его на солнечную сторону и будем ждать всходов. Мы славно потрудились. Что вам понравилось больше всего? Что запомнилось?( ответы детей ) . Мы будем ежедневно наблюдать и по необходимости поливать наши посадки, а когда вырастет рассада еще и рыхлить. Цветы украшают нашу жизнь, делают ее радостной.
Используемая литература:
 
Горькова Л.Г., Кочергина А.В.Сценарии занятий по экологическому воспитанию.М.,2008г.
Мы. Программа экологического образования детей/ Н.Н. Кондратьева и др. – СПб: М 94 «Детство- пресс», 2006.
  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное фольклорное развлечение "Весна, весна красная, приди, весна ясная"

В этом музыкальном развлечении дети знакомятся с календарными фольклорными играми, танцами, песнями, закличками, припевками....

Проект- презентация "Весна,весною,о весне."

Закрепление знаний о весенних изменениях в живой и неживой природе....

По планете шагает весна. Приход ее радует детей и взрослых. Тянется к теплу все живое. Оживает природа, воздух насыщен теплом и светом. Кругом пахнет весною. Начало весны -это большой праздник. Пусть весенний ветерок принесет Вам удачу! А пргулка в весенн

По планете шагает весна. Приход ее радует детей и взрослых. Тянется к теплу все живое. Оживает природа, воздух насыщен теплом и светом. Кругом пахнет весною. Начало весны -это большой праздник. Пусть ...

Весна, весна, весне дорогу!

            Весна, весна, весне дорогу!Вот и весна: март, апрель, май. Все чувствуют её чудесные моменты; словно расцвета...