«Космос – далёкий и близкий»
проект по окружающему миру (старшая группа)

“Человечество не останется вечно на земле, но, 
в погоне за светом и пространством, 
сначала робко проникнет за пределы атмосферы, 
а затем завоюет себе все околосолнечное пространство.

Планета есть колыбель разума, но нельзя же вечно жить в колыбели
Константин Эдуардович Циолковский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kosmos_-_dalyokiy_i_blizkiy.docx36.19 КБ
Файл kvest-igra-neznayka_na_lune.docx44.42 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Космос – далёкий и близкий»

Тип проекта: информационно – практико – ориентированный.

Продолжительность проекта: долгосрочный (1,5 года)

Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников

Предмет исследования: космос

Проблема: несформированность у детей знаний о космосе.

Вид проекта:  групповой (старшая и подготовительная группа)

“Человечество не останется вечно на земле, но, 
в погоне за светом и пространством, 
сначала робко проникнет за пределы атмосферы, 
а затем завоюет себе все околосолнечное пространство.

Планета есть колыбель разума, но нельзя же вечно жить в колыбели
Константин Эдуардович Циолковский

Актуальность:

Выбор темы не случаен.

Несколько десятков лет назад мало кто из нас не мечтал стать космонавтом, полететь к звёздам. Нас манило это пространство усеянное звёздами. С каким удовольствием мы слушали космическую музыку. Смотрели фильмы про пришельцев и НЛО. Но почему то,  в наши дни,  эта мечта совсем утратила свою актуальность. Вымышленные персонажи, космические пираты, звездные войны, инопланетные монстры и другие инопланетные существа – всё больше привлекают внимание наших детей.  Они развивают у детей отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов и не правильного отношения ко всему неизведанному. Хотя многие, в том числе и родители не замечают этого. Поэтому, очень  важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.

Дети по своей природе очень любознательны. Им все интересно, они познают окружающий мир и задают много вопросов. А помочь детям могут только взрослые. У нас есть возможность общаться с детьми, что позволяет не только сблизиться с ними, но и удовлетворять их любопытство, отвечая на те, или иные вопросы. Одна из таких тем, которая очень интересна детям  это-космос

Космос - это загадочный мир звезд, планет, и других объектов. Малыши с детства видят, что день сменяется ночью. На небе днем светит солнце, а ночью - луна, что небо усыпано множеством звезд. Слышат про людей, которые летают в космос. Коротко рассказать о космосе нельзя. Поэтому при формировании представлений о космосе у детей я выбрала  проектную методику. Деятельность направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, которые осуществляется через различные виды детской деятельности.

Говоря о развитии познавательной активности детей, Л.С. Выготский отмечал, что при отсутствии знаний вопросы не возникают. Следовательно, вопросы, задаваемые детьми, отражают уровень их осведомленности в той или иной области знаний и позволяют выявить зону ближайшего развития.

А вопросов у них возникало очень много…

  • «Кто летал в космос?»
  • «Кто такие космонавты?»
  • «Что внутри ракеты?»
  • «Как и что кушают космонавты?»
  •  «Почему нельзя достать до неба?»
  •  «Почему в космосе темно, если там светит солнце?»
  • «Откуда утром выходит Солнце? Где живет Луна?»
  • «А Луна далеко или близко?»
  •  «Почему нельзя достать до неба?»
  •  «Почему Солнце горячее?»
  • «Почему Луна и Солнце  большие, авсе остальные тела в виде блёсток?»
  • «Почему Луна бывает то  круглой, а иногда как серп?»
  • «Звезды круглые или квадратные? Почему они ночью видны, а днем нет?»
  • «Куда падают  звезды с неба?»
  • «Почему Луна не падает, а звезды падают?»
  • Когда люди занялись изучением космоса  и много других.

Вопросы, которые дети задавали о космосе и космических объектах, позволили  сделать выводов:

  • Большинство вопросов возникает у детей на основе наблюдений реальных явлений и собственных логических рассуждений.
  • Познавательные возможности детей дошкольного возраста очень велики.
  • Дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как и все неопознанное, непонятное, недоступное глазу, очень будоражит детскую фантазию.

Данный проект позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, научит добывать информацию из различных источников   тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.  Что  также позволит систематизировать полученные знания.

Для того, чтобы дети « с головой погрузились»  в тему проекта, в группе создаётся предметно – пространственная среда, которая способствует развитию исследовательской, поисковой, творческой и самостоятельной деятельности детей, позволяющей им искать ответы на интересующие их вопросы.

Проект соответствует требованиям Федерального  Государственного Образовательного  Стандарта  дошкольного образования и может быть осуществлен как в рамках познавательного развития дошкольников, так и посредством интеграции образовательных областей:

  • Социально-коммуникативное развитие - развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
  • Формировать умение участвовать в беседах, играх, отвечать  на вопросы
  • Познавательное развитие - формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; обогащение активного словаря;
  • Изучение научной литературы;
  • Чтение художественной литературы;
  • Просмотр научных фильмов, презентаций, мультфильмов.
  • Речевое развитие - развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов;
  • Беседы о покорении космоса; Из истории возникновения ракет; Важнейшие этапы освоения космоса; Солнечная система;
  • Сюжетно – ролевые игры «полёт в космос», «Построим ракету» и т.д.;
  • Разучивание стихотворений;
  • Отгадывание загадок.
  • Художественно-эстетическое развитие - формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.);
  • Раскраски для детей на тему космоса;
  • Аппликация «Ракета» и т.д.;
  • Рисование «этот неизвестный Космос», «Космические просторы» и т.д.;
  • Лепка «Космонавты», «Пришельцы», «Ракета» и т.д.
  • Физическое развитие - формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами.
  • Спортивные игры «Тропинка ловкости», «Подвижная цель», «Космический старт», «Космическая ракета» и др.

Цель:

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о Космосе, о людях осваивающих космические пространства.

Задачи:

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине;
  • Воспитывать желание быть ловким, смелым;
  • Воспитывать желание самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы

Образовательные:

  • Подводить воспитанников к открытию новых представлений в поиске ответа на вопрос.
  • Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле.
  • Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю.А. Гагариным.
  • Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса.
  • Дать ребёнку возможность самому найти путь к получению новых знаний через самоутверждение.

Развивающие:

  • Дать детям представления о том, что Вселенная – это множество звёзд. Солнце – это звезда.
  •  Уточнить представления о планетах, созвездиях.
  • Развитие эмоций, воображения, находчивости, сообразительности, внимательного мышления.
  • Раскрыть творческий потенциал у детей.

Работа с родителями:

  • Информация в родительском уголке о начале работы над проектом, приглашение к участию. Размещение справочной информации по тематике, беседы и занятий с детьми.  
  • Чтение дома рассказов, стихов, сказок о космосе    
  • Конкурс семейных работ «Мой Космос»
  • Пополнение книжного уголка

Работа с детьми:

  • Систематизировать детские представления о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах
  • Расширить знания детей о государственных праздниках, познакомить их со знаменательными датами, важными для нашей страны;
  • Формировать понятие о себе, как о жителе планеты Земля;
  • Развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей, их творческого потенциала;
  • Воспитание чувства гордости за достижения отечественных ученых и космонавтов;
  • Воспитание бережного отношения к тому, что есть на нашей планете (вода, леса, ископаемые и т.д.);
  • Воспитание коммуникативных навыков, дружеских взаимоотношений.

Этапы реализации проекта:

1 этап – Предварительная работа:

  1. Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
  2. Подбор наглядного материала,  литературы, информации  о космосе, фотографий, плакатов.
  3. Информация для родителей о предстоящей деятельности.
  4. Подготовка консультаций для родителей на тему «Космос»

2 этап – Реализация проекта:

  1. Работа с родителями по заданной теме;
  2. Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр;
  3. Изготовление лепбука;
  4. Изготовление планет;
  5. Изготовление спортивного  стенда  «Космическая ракета»;  
  6. Макет планет;
  7. Чтение художественной и научной литературы;
  8. Просмотр мультфильмов и видеофильмов по  теме “Космос”

3 этап – Заключительный этап проекта:

  1. Организация выставки семейных работ  конкурса «Мой Космос»;
  2. Сочинение на тему «Космос» (Совместная работа детей и родителей);
  3. Проведение НОД посвященного «Дню Космонавтике»;
  4. Проведение открытого мероприятия (в рамках сотрудничества с СОШ №2)

Предполагаемые результаты:

  1. Сформированность у детей элементарных знаний по теме «Космос»
  • Наша планета –   Земля
  • Другие планеты нашей Солнечной системы
  • Первые живые существа в космосе – собаки
  • Имя первого космонавта – Юрий Гагарин
  • На чем люди летают и работают в космосе – ракета, космические корабли
  • Название спутника Земли – Луна
  1. Повышение уровня мотивации к занятиям.
  2. Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.
  3. Проявление их познавательной активности.
  4. Вовлечение родителей в совместную деятельность.

Литература и сайты:

  1. Денни Б.,О`Брайен «Космос»
  2. Жалинская А. «Планеты»
  3. Кадаш Т.В. «Астрономия и космос»
  4. Кошевар Д. В. «Космос»
  5. Левитан  Е.П.  "Звёздные сказки"
  6. Левитан Е.П.  «Малышам о звездах и планетах». Москва, Педагогика-Пресс
  7. Носов Н.Н. «Незнайка на луне»
  8. Парамонов  Ж., “Забавная астрономия для малышей”.
  9. Порцевский  К.А. «Моя первая книга о Космосе»
  10. Планеты
  11. DVD «Белка и стрелка»
  12. http://kladraz.ru/blogs/blog16121/razvlechenie-puteshestvie-v-kosmos.html
  13. http://ped-kopilka.ru/blogs/ana-nikolaevna-knis/master-klas-aplikacija-pol-t-v-kosmos-dlja-detei-ot-5-let.html
  14. https://moi-skazki.ru/home-2/tag/сказки%20про%20космос.html
  15. https://sites.google.com/site/miniplanetarij/skazki
  16. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,38458/
  17. http://raskraska.gulli.ru/Nebo-i-kosmos
  18. http://raskraski.vscolu.ru/raskraski-kosmos
  19. http://mults.spb.ru/mults/?id=1375
  20. http://mults.spb.ru/mults/?id=230
  21. http://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2014/12/31/podvizhnye-igry-dlya-starshikh-doshkolnikov-kosmos



Предварительный просмотр:

Квест – игра «Незнайка на Луне»  для детей подготовительных к школе групп на тему: " «Знатоки Космоса»

Дети под музыку проходят в зал, садятся на стульчики. 


ВЕДУЩАЯ: Здравствуйте, ребята! Вы, наверное, уже знаете, что каждый год 12 апреля наша страна и весь мир отмечает праздник. Кто мне сможет ответить, какой?

ДЕТИ: День космонавтики.

ВЕДУЩАЯ: А в каком году было принято отмечать этот праздник?

ДЕТИ: 1961 году

ВЕДУЩАЯ: А хотите знать, почему именно 12 апреля, а не в какой-нибудь другой день? Дело в том, что именно 12 апреля 1961 года наш космонавт совершил первый в мире космический полет. А знаете ли вы, кто был первым человеком, побывавшим в космосе? 
ДЕТИ: Ю.А.Гагарин

ВЕДУЩАЯ: А на каком космическом корабле он облетел Землю?

ДЕТИ: «Восток-1»

                     Звучит музыка. В зал входит Незнайка. 

НЕЗНАЙКА: О! Сколько народу собралось! Вы меня, наверное, ждете? 
ВЕДУЩАЯ: Во-первых здравствуйте! 
НЕЗНАЙКА: Ага, привет! 
ВЕДУЩАЯ: А во-вторых, с чего ты взял, Незнайка, что мы тебя ждем? 
НЕЗНАЙКА: Не знаю... Просто решил. А что вы тогда сидите? 
ВЕДУЩАЯ: У нас праздник. И не только у нас, сегодня Всемирный День космонавтики. Знаешь, что это за праздник такой? 

НЕЗНАЙКА: Да, что-то слышал? Вроде какие-то человечки зелёные прилетели из космоса.

ВЕДУЩАЯ: Нет, Незнайка.

НЕЗНАЙКА: А, расскажите мне об этом? (жалостливо просит)
ВЕДУЩАЯ: Первым в мире человеком, совершившим полет в космос, был Юрий Алексеевич Гагарин. Он на космическом корабле «Восток» облетел вокруг земного шара. И с 12 апреля 1961 года мы отмечаем каждый год День космонавтики. Это праздник космонавтов и людей, которые участвуют в создании космических ракет. Когда Юрий Гагарин полетел впервые в космос, весь мир следил за его полетом, все волновались, удастся ли ему вернуться на землю. И когда он приземлился в (на поле колхоза им. Шевченко, близь деревни Смеловка в 27 километрах южнее города Энгельса. Место, где это произошло, люди назвали «Гагаринским полем»), люди выходили на улицы и устраивали праздник. Мы, русские, особенно гордились, потому что именно российский гражданин первым в мире полетел в космос. С тех пор 12 апреля считается Днём космонавтики. Запомнил…

НЕЗНАЙКА: А вы, ребята, много знаете о космосекосмонавтике?(ответы детей)

ВЕДУЩАЯ: Сегодня Вам предстоит выполнить множество заданий, которые помогут вспомнить всё, что мы знаем о космосе, Солнечной системе, космонавтах.

НЕЗНАЙКА: А можно и мне с вами?

ВЕДУЩАЯ: Конечно, Незнайка. Важно помнить, что побеждает тот, кто дружен, обладает смекалкой и не бросает друзей в беде.

- Мне бы хотелось представить вам наших почетных гостей, которые будут присутствовать на нашей игре и следить за ходом всего происходящего.

……………………………………………………………………………………….

- Ну, а мы - начинаем.

- Мы сейчас отправляем вас в космическое путешествие, из которого вы должны будете доставить послание с этих космических станций.  В конце  мероприятия мы собираемся в этом зале. Но, чтобы знать какое задание идёт за чем, мы вам раздадим  карты-схемы.

НЕЗАЙКА: Я, что-то утомился. Может как-нибудь разомнёмся?

ВЕДУЩАЯ: Конечно. Приглашаю ко мне Аню Агафонову и Даниила асаченко. Они будут показывать вам разминку. А вы, повторяйте.

«Космическая разминка».        Физ. Минутка «Ракета»

1 конкурс. Станция «Главштаб» - Приветствие.

ВЕДУЩАЯ: Отдохнули немного? Молодцы! …. Начнём мы с вами с конкурса «Приветствие», где каждая команда, должна представить название команды и девиз. Ну, что, ПОЕХАЛИ…..      Приветствие 1-ой команды

2 конкурс. Станция «Космические загадки» «Альфа - Загадус»  игра «Дополни словечко»

ВЕДУЩАЯ: Ребята, а вы любите отгадывать загадки? Сегодня вам нужно сосредоточиться, и попробовать дать ответ на сложный вопрос. Итак, будьте внимательны. Начинаем…

  1. Чтобы глаз вооружить

И со звездами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб

Нужен мощный … (телескоп)

  1. Крыльев нет у этой птицы,

 но нельзя не подивиться:

Лишь распустит птица хвост,

              И поднимется до звёзд  (Ракета)

  1. У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По-английски«астронавт»,

А по-русски … (космонавт)

  1. Самый первый в космосе,

Летел с огромной скоростью

Отважный русский парень,

Наш космонавт … (Гагарин)

  1. Освещает ночью путь,

Звездам не дает заснуть.

Пусть все спят, ей не до сна,

В небе светит нам … (Луна)

  1. Планета голубая,

Любимая, родная.

Она твоя, она моя,

А называется… (Земля)

  1. Специальный космический есть аппарат,

Сигналы на Землю он шлет всем подряд.

Как одинокий таинственный путник,

Летит по орбите искусственный … (спутник)

  1. Когда ты в космосе, мой друг,
    Творятся чудеса вокруг.
    Паришь ты – вот так новость,
    Ведь это… (невесомость)
  2. В космосе сквозь толщу лет

Ледяной летит объект.

Хвост его - полоска света,

А зовут объект… (комета)

3 конкурс «Конструкторское  бюро» (робот)

ВЕДУЩАЯ: Членам команды, кто входит в состав конструкторского бюро, посмотрев на экран и запомнив картинку, необходимо в течение ….секунд сделать копию робота, который будет представлен на экране. Время пошло…

4 конкурс Станция «Ответусу - Вопропулус» «Этот загадочный космос»:

ВЕДУЩАЯ: Я буду задавать вопросы, на которые вы должны дать ответ. Какая первая команда зазвенит в колокольчик, та и первая будет давать ответ на вопрос.

  1. Сколько планет вращаются вокруг Солнца? (8).
  2. Как называется место запуска ракеты? (Космодром)
  3. Назовите спутник Земли (Луна)
  4. Чей портрет изображен на слайде? (Ю.А.Гагарин)
  5. Чей портрет изображен на слайде (Вал. Владим. Терешкова)
  6. У какой из планет есть кольца? (Сатурн)
  7. Как называют упавший на Землю камень из космоса? (Метеорит)
  8. На каком космическом корабле летал Гагарин? (Восток – 1)
  9. Ближайшая к нам большая звезда? (Солнце).
  10.  Одежда космонавта? (Скафандр.)
  11.  Как называется оптический прибор для исследования и изучения космических тел? (Телескоп.)
  12.  Какими чертами характера должен обладать космонавт? (сильный, смелый, выносливый, храбрый, талантливый, умный, быстрый)
  13.  Самая большая планета в солнечной системе? (Юпитер)
  14. Какие животные побывали в космосе? (обезьяны, крысы, собаки, растения, бактерии)
  15. Какие герои летали в космос до людей и благополучно вернулись? (Лайка, Белка и Стрелка)

5 конкурс.  Станция «БАЙКОНУР»:  «Ракета по схеме».

ВЕДУЩАЯ: Отгадайте загадку.

а). До Луны не может птица

Долететь и возвратиться

Но зато умеет это

Делать быстрая (ракета)

б). Для чего нужна ракета?

в). Как ещё можно назвать ракету? (Космический корабль).

ВЕДУЩАЯ:  Мы сейчас будем строить космические кораблиКосмический корабль – это очень сложная конструкция, в создании которой участвуют специалисты самых разных профессий. Но прежде чем приступить к любому строительству, нужно иметь, что? 

Наводящий вопрос: «Кто знает, как называется специальный, технический рисунок?»). (ЧЕРТЁЖ).

ВЕДУЩАЯ: Правильно, необходим чертёж. Я даю вам чертежи и материал для строительства, а вы должны построить ракету точно по чертежу.

Ведущая: Молодцы!  Собрали ракеты.  Готовы к полёту?
Ждут нас быстрые ракеты,
Для полётов на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим - места нет!

6 Конкурс «Спортландия». Вам необходимо будет выполнять этап за этапом. а в конце ожидать своих товарищей  в «космическом корридоре»

1). «Невесомость».

ВЕДУЩАЯ: Напомните мне, как называется состояние, при котором человек и окружающие его предметы теряют вес? (Невесомость.)

- Наш конкурс называется «Невесомость». Вот и нам, без рук, без всякой помощи придётся  передавать шарик коленками. Посмотрите как…)

2). «Лунная походка»

ВЕДУЩАЯ: Кто мне скажет: что такое лунная походка? (ответы детей)

ВЕДУЩАЯ: Движется по  точкам, при этом имитируя скольжение. Каждому члену команды, необходимо надеть «ходули» и пройти расстояние до фишки и обратно.

3). Конкурс «Попади в цель» (игровой        стенд «Ракета»)

ВЕДУЩАЯ: В космическом путешествии космонавт может повстречаться с различными объектами, которые нужно будет убрать со своего космического пути. Для этого, каждый космонавт должен обладать хорошим глазомером и быть очень целким. Т.е., быть ловким, умелым, проворным, попадающим в точку. Вот и сейчас, вам необходимо будет попасть в цель.

7 конкурс «Капитанов».

ВЕДУЩАЯ: Пришло время конкурса «Капитанов». Сейчас капитанам нужно будет составить цельную картину из тех частей, что ваша команда получила на всех станциях. Нужно выполнить задание правильно и быстро. А остальные ребята  из команды поддерживают своих капитанов.

ВЕДУЩАЯ: Ну,что. Собрали? Красивая картина получилась

НЕЗНАЙКА: А я тут шёл, шёл, и кое что нашёл…ни это ли вы потеряли?

ВЕДУЩАЯ  и  ДЕТИ:  да, спасибо тебе Незнайка.

НЕЗНАЙКА: Вот видите, какой я молодец!

Дополнительные вопросы капитанам:

- На чем летают космонавты? (на ракете)

- Как называется место, откуда стартует ракета?(космодром)

-Какого числа и в каком году отмечается День Космонавтики?(12.04.1961г.)

 Заключительная часть. Подведение итогов.

ВЕДУЩАЯ: Это был последний конкурс нашей космической викторины. Мы много узнали о космосе, планетах Солнечной системы. Но планета Земля, на которой мы живем - самая главная, самая красивая, потому что является нашим домом. Землю надо беречь и любить, и может быть через много лет кто-то из вас станет космонавтом, полетит в космос, увидит нашу планету и скажет«Как прекрасна наша Земля!»

- А сейчас просим нашего заведующего, Елену Николаевну, поздравить вас с возвращением из космического путешествия.

Вручение «Грамот «Знатоки Космоса».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Далёкий и близкий космос»

Проект «Далёкий и близкий космос» Шарафан Ольга Григорьевна Актуальность проекта:Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат ...

Проект на тему :"Космос :далёкий и близкий""

Ознакомление детей с окружающим миром.....

"КОСМОС - ДАЛЁКИЙ и БЛИЗКИЙ!

Работа с дошкольниками средней группы МБДОУ "Больше-Оёшинского детского сада "Теремок"...

презентация на тему: "Космос-далёкий и близкий".

Цель: расширить представления детей о космосе, познакомить с названиями планет солнечной системы, пополнить словарный запас новыми определниями, дать представление о том, кто первым побывал в космосе ...

Фотоотчёт"Космос далёкий и близкий".

Елисеева Елена Сергеевна, Воспитатель первой категории.МБДОУ 392г.о.Самара. Подготовка к Дню космонавтики в старшей группе. В течении учебного года в нашей группе проводился целый ряд мероприятий по...

Информационно - творческий проект "Космос далёкий и близкий"

Информационно - творческий проект "Космос далёкий и близкий"...