Экологический проект "Покормите птиц зимой" (старшая группа)
проект по окружающему миру (старшая группа)

Новикова Людмила Васильевна

Проект развивает у детей познавательный интерес к наблюдению за зимующими птицами,воспитывает у детей бережное отношение к живой природе, заботливое отношение к птицам, вызывает желание помогать им  в трудных зимних условиях, стимулирует совместную деятельность взрослых и детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pokormite_ptits_zimoy_2022g.docx131.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Погребской детский сад Брасовского района Брянской области

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/06e6/000f359d-b8cb1e59/hello_html_26a41747.jpg

                                                                                               

Проект «Покормите птиц зимой»

(старшая группа)

Выполнила: воспитатель Новикова Людмила Васильевна

2022 год

Паспорт проекта

Тип проекта:

По доминирующей деятельности: исследовательско-творческий

По количеству участников проекта: групповой

По характеру содержания: ребенок и окружающий мир

По времени проведения: среднесрочный

Руководитель проекта: Новикова Людмила Васильевна

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители.

Актуальность проекта

В стремительно развивающемся современном мире проблема экологического воспитания современных дошкольников становится особенно острой и актуальной. Ведь именно в этом сенситивном периоде у дошкольников происходит становление их личности, и важно именно в этот период успеть сформировать любовь и заботу к живой природе, научиться беречь окружающий мир.

Часто во время прогулки с ребятами к нам на участок прилетают воробьи, синицы, голуби. Реакция у детей непредсказуема. Кто-то замирает и начинает наблюдать. Но чаще всего найдется тот ребенок, который побежит и спугнет гостей. На вопрос: «Зачем ты так сделал?» ребенок не может дать ответ. Возникла идея познакомить детей с птицами поближе, научить ребят наблюдать за ними, заботиться о них. Ведь больше всего забота нужна птицам в холодное время года. В холодное время зимующие птицы страдают не столько от холода, сколько от голода. Доступной пищи становится все меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится для них практически недоступным, поэтому некоторые птицы не могут пережить зиму и погибают.

Анализ проведенных с детьми бесед показал, что уровень знаний детей о зимующих птицах и оказании помощи им зимой недостаточный. Очень важно научить  детей самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи в природе, пробудить интерес к наблюдению за жизнью зимующих птиц, обосновать необходимость подкормки птиц вплоть до весеннего оживания природы, способствовать возникновению желания помогать птицам зимой (заготовить корм, смастерить кормушки, подкармливать пернатых).

   Проблема проекта:

Птицы – наши друзья. А почему мы так говорим? Как дети смогут помочь птицам во время зимнего периода не остаться без питательного корма?

Гипотеза: если подкармливать зимующих птиц постоянно, то мы сможем сохранить их численность.

Цель проекта:

Формирование у детей элементарных экологических знаний о зимующих птицах и роли человека в жизни птиц.

Задачи:

  • Формировать представления о зимующих птицах, их повадках, приспособленности к среде обитания, о питании и видах подкормки.
  • Развивать у детей познавательный интерес к наблюдению за зимующими птицами. Развивать творческие способности, любознательность  через продуктивную деятельность. Отражать в своих работах интерес и заботу о птицах. Расширять кругозор, обогащать словарный запас.
  • Воспитывать у детей бережное отношение к живой природе, ценностное, заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.
  • Вызвать у детей желание убедить взрослых членов семьи в необходимости оказания помощи зимующим птицам , принять непосредственное практическое участие в изготовлении кормушек.
  • Стимулировать совместную деятельность родителей и детей.

Формы и приемы работы:

  • Совместная деятельность взрослого и ребенка.
  • Чтение художественной литературы.
  • Образовательная деятельность с детьми.
  • Художественное творчество.
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Дидактические, подвижные игры.

Предполагаемый результат:

В ходе проекта сформировать у детей обобщенные представления о зимующих птицах: о внешнем виде, образе жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года.

Повысить уровень любознательности, творческих способностей, познавательной активности.

Создать необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц.

Развить у детей интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы.

Вызвать у дошкольников постоянное желание помогать птицам в трудных зимних условиях.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

1 этап - Подготовительный 

  • Определение уровня знаний детей о зимующих птицах. Беседа «Что мы знаем о зимующих птицах?»
  • Наблюдение за птицами на участке детского сада «Зимующие птицы нашего родного края».
  • Определение актуальности проекта , постановка цели и задач.
  • Подбор методической литературы для реализации проекта.
  • Разработка конспектов образовательной деятельности по теме проекта.
  • Подбор наглядно- дидактического материала.
  • Посещение сельской библиотеки.Подбор художественной литературы.
  • Оформление детской книжной выставки по теме.
  • Разработка презентаций «Зимующие птицы», «Какие бывают кормушки».
  • Знакомство родителей с целью и задачами проекта. Привлечение родителей ( законных представителей) к участию в проекте (изготовление кормушек, приобретение корма для птиц).
  • Оформление папок- передвижек для родителей «Поможем птицам перезимовать», «Как изготовить кормушку для птиц своими руками».
  • Оформление консультаций для родителей «Чем подкармливать птиц зимой», «Кормушки для птиц. Правила содержания кормушек».

2 этап - Основной (практический)

  • Беседы «Птицы – наши друзья» , «Трудно птицам зимовать - надо птицам помогать» . «Чем питаются птицы зимой».
  • Чтение и обсуждение художественных произведений:  В. Бианки «Синичкин календарь» , А. Яшин «Покормите птиц зимой», Г. Скребицкий  «Воробей» , Л. Стрижев «Птицы зимой» , М. Пришвин «Дятел», Г. Скребицкий « Появились синички», М. Горький «Воробьишко», В. Чаплина «Птицы под нашим окном».
  • Рассматривание иллюстраций «Синичка и снегирь», «Голубь и сорока». Отгадывание загадок.
  • Открытие птичьей столовой. Создание птичьего патруля.
  • Наблюдение за птицами на прогулке: внешний вид, строение, питание, повадки, сходства и отличия, численность.
  • Мастер – класс: изготовление лакомства для птиц «Вкусняшки для пташки». Украшение дерева изделиями из круп и семечек для птиц.
  • Просмотр компьютерной презентации «Зимующие птицы».
  • Изготовление кормушек из бросового материала. Труд в природе – кормление птиц.
  • Прослушивание музыкальных произведений.
  • Дидактические игры: «Узнай птицу по описанию», «Какая птица лишняя», лото «Угости пернатого», составление птичьих портретов из разрезных картинок, пазлы «Птицы».
  • Подвижные игры «Птичьи стайки», «Птицы в гнёздышках», «Воробьи и кот», «Голуби и воробей».
  • Разучивание физкультминуток, пальчиковых игр.
  • Рисование «Как розовые яблоки на ветках снегири».
  • Лепка « Птицы на кормушке».
  • Коллективная аппликация «Пригласи снегирей на кормушку».
  • Конструирование «Птички синички».
  • Оригами «Голубь мира».

3 этап - Заключительный

  • Обработка результатов по реализации проекта.
  • Оформление презентации проекта.
  • Организация фотовыставки «Репортаж с кормушки».
  • Продолжить работу в «Птичьей столовой» по подкормке птиц.

Результативность.

Совместная работа по проектной деятельности  сблизила нас и родителей, родителей и детей. В результате активной творческой работы  семей в группе была создана презентация по теме «Покормите птиц зимой».

В ходе проекта у детей сформировались обобщенные представления о зимующих птицах, их образе жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года. Повысился уровень любознательности, познавательной активности.

В ходе реализации проекта наши воспитанники и родители постоянно заботились о пернатых. В результате на участках детского сада появилось большое количество птиц разных видов: сойки, снегири, синички, воробьи, свиристели.. Они с удовольствием лакомились питательным кормом в кормушках.

Но возник вопрос: «А другие заботятся о птицах в зимнее время года?» Мы вместе с воспитанниками обсудили этот вопрос и решили привлечь жителей нашего села к подкормке птиц. Оформили листовки «Покормите птиц» и памятки «Чем кормить птиц?» и развесили их на подъездах домов. Многие ребята решили вместе с родителями соорудить кормушки и повесить возле дома.

Таким образом мы уверены, что у наших воспитанников успешно формируется гуманно – ценностное отношение к природе и ко всему живому.

Список используемой литературы:

1. В.Н.Чернякова «Экологическая работа в ДОУ»; творч.центр «Сфера» 2008г.

2.Т.А.Шорыгина «Птицы. Какие они?»; М.-2007г.

3. Е. Г. Зверева, О. Н. Монтазери, М. А. Игошина «Окружающий мир»; «Ювента» 2006г.

4.Н.Е.Вераксы, Т. С. Комарова, Э. М. Дорофеева примерная программа дошкольного образования «От рождения до школы»; «Мозаика-Синтез», Москва 2019 г.