Мастер - класс с педагогами по теме «Классификация предметов»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Мастер - класс с педагогами по теме

«Классификация предметов»

(с использованием  игровой  и ТРИЗ - технологии)

Для передачи инновационного опыта педагогической работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx335.68 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 52 Колпинского района Санкт – Петербурга

Мастер - класс с педагогами по теме

«Классификация предметов»

(с использованием  игровой  и ТРИЗ - технологии)

Для передачи инновационного опыта педагогической работы

https://psinshoko.ru/800/600/https/ds05.infourok.ru/uploads/ex/0b2b/0006fc82-5ed6f3ea/img1.jpg

Составила и провела

Воспитатель

Лукьянова Т.Н.

Санкт – Петербург, 2022 год

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов  в области классификации предметов и объектов живой и не живой природы.

 Задачи:

  • Познакомить педагогов  с эффективными методами, технологиями по познавательному развитию детей по представленной  теме.
  • Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

Организация среды для образовательной деятельности:

Оборудование: Карточки: цветы (2-3 вида), деревья (1-2 вида), звери (1-2 вида), птицы (2-3 вида), рыбы (1-2 вида), мебель, транспорт, посуда, одежда — по 1-3 карточки каждой темы; «Кукла Маша»; жетоны, круг, линейка, маркер для деления круга на сектора; блоки Дьенеша.

Образовательные технологии: игровая (подвижная игра «Птицы, рыбы, звери»), ТРИЗ (приём «сужение круга поиска» - игра «Да -нетка»).

Здравствуйте, уважаемые члены педагоги! Сегодня я предлагаю Вам представить, что Вы снова стали детьми.

Проведение мастер - класса:

1. Мотивационный момент. Упражнение на классификацию объектов.

Приходит «Маша» (из мультика «Маша и медведь»), приносит с собой много карточек (15-20) с изображением разных объектов.

Педагог: Посмотрите, к нам кто-то пришёл? Кто это? (Маша) Маша принесла с собой карточки. На этих карточках нарисовано все,  что нравится Маше. Но их  много, и, когда Маше нужно что-то найти, она тратит очень много времени, чтобы их все просмотреть. Давайте поможем Маше навести в них порядок. Как это можно сделать, чтобы все запомнить и быстро находить нужную карточку? Очень просто (педагог кладёт на стол нарисованный круг, разделённый по вертикали пополам.) Вот круг, он разделен на две части. На какие две группы можно разделить эти  карточки?

Участники высказывают свои предположения, в конце приходят к выводу, что удобнее все карточки разделить на «живое» и «неживое».

Далее педагог предлагает   помочь кукле Маше разложить карточки в круг.

Педагог: А теперь, давайте разделим полукруг «живое» на две части по горизонтали.

Педагог обсуждает ситуацию с участниками и приходит к выводу, что «живое» можно разделить на растения и животных (растительный и животный мир).



Педагог: А если я еще вот так линии проведу, вы сможете разложить карточки? («Растения» делит на два сектора, а «животные» -на три.)

После обсуждения участники группируют карточки на «цветы», «деревья», «звери», «рыбы» и «птицы».

2.     Подвижная игра на переключение внимания «Птицы, рыбы, звери»

Педагог называет слова «птица», «рыба», «зверь», а участники должны соответственно реагировать («летать», «плыть», «изобразить какое- то животное»),

В игре могут быть использованы и конкретные названия («ласточка», «щука», «медведь» и др.)

3.     Упражнение на классификацию (продолжение).

Педагог: Да, получилось все сразу легко и понятно. А как вот с этими карточками быть? (Мы их тоже можем разложить на группы). Уважаемые участники, подскажите, как это можно сделать?

Обобщая ответы участников, можно сказать, что вариантов разделения может быть  много. Можно делить по цвету, размеру, форме или материалу, из которого изготовлен объект. Но чаще всего удобнее делить по назначению, по тому, зачем (для чего) нужен данный объект. Поэтому предлагаемые предметы можно разделить на «мебель», «посуду», «транспорт», «одежду».

Участники берут карточки с картинками и раскладывают их по секторам.

Педагог: Уважаемые участники! Вы разложили все карточки, теперь всё понятно. Теперь «Маша» сможет быстро найти предмет или объект, который её нужен. 4.     Игра «Да - нетка» (на сужение поля поиска)

Педагог: Уважаемые участники! Я предлагаю Вам поиграть в игру «Да - нет». Я загадаю одну из карточек, лежащих в кругу. Вам, чтобы отгадать эту карточку, нужно будет задавать наводящие вопросы, обозначающие действие объекта, или свойство предмета, но не называть сам предмет или объект.

Например:

Это живое?
       - Нет (из круга участники убирают карточки с животными).

Это растение?
        - Нет (из круга участники убирают карточки с растениями).

Это летает?

-Да.

Это зимующая птица?

- Нет.

Это перелётная птица?
       -Да.

Это ласточка!

Затем загадывает желающий участник, остальные участники должны задавать аналогичные вопросы.

5. Педагог: Уважаемые участники! Давайте покажем «Маше», как можно играть с этими блоками. Эти блоки называются логические блоки Дьенеша.

Проводится игра с двумя кругами в парах.

Педагог: Для того чтобы Вам разделиться на пары, вытащите каждый по одному жетону. Те, кому попались одинаковые геометрические фигуры – объединитесь вместе. Посмотрите, перед вами находятся наборы с логическими блоками Дьенеша. Скажите, по каким свойствам можно отличить эти блоки? (цвет, форма, размер, толщина).

Правильно! Для обозначения этих свойств используются вот такие символы.

Посмотрите, у меня в руках два круга: красный и синий.  

Далее педагог кладёт эти обручи на пол, накладывая их, друг на друга. Педагог встаёт в область красного круга, затем в область синего круга, затем в область пересечения красного и синего кругов, и объясняет, в какой области он находится.

Педагог: Уважаемые участники, перед вами лежат нарисованные круги красного и синего цвета. Разместите в область красного круга все красные блоки. В область синего круга все маленькие блоки. Подумайте, какие блоки нужно разместить на пересечение красного и синего круга?  Правильно, все красные маленькие блоки. Потому что, при пересечении двух областей, в полученной области соединяются  свойства одного и другого множества предметов.

Аналогично проводится игра с тремя кругами.

Педагог: Сегодня «Маша » узнала много нового и интересного.

6. Подведение итогов мастер класса – рефлексия.

 - Что вам запомнилось больше всего?

- Что вы узнали нового? 

- Где вам было трудно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ « РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОПИСАНИЯ ПРЕДМЕТА С ПОМОЩЬЮ ДНЕВНИКА ИССЛЕДОВАНИЙ».

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОПИСАНИЯ ПРЕДМЕТА С ПОМОЩЬЮ ДНЕВНИКА ИССЛЕДОВАНИЙ....

Мастер-класс для педагогов на тему «Повышение компетенции педагогов в проведении развивающих занятий по профилактике ДДТТ»

Обмен опытом работы педагогами. Через практическое занятие показать, каким образом формируются базовые знания в области дорожного движения. Познакомить с современными игровыми формами в работе с детьм...

Мастер – класс для педагогов на тему: «Использование арт-терапии в работе педагога - психолога».

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией применения арт-терапевтических технологий как средства формирования эмоци...

Мастер-класс для педагогов на тему: «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»

Мастер-класс для педагогов на тему:  «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности   педагога и детей в ДОУ»Цель мастер-класса: практическое о...

Мастер - класс для педагогов по теме: «Использование ритмодекламации как средство формирования интереса детей дошкольного возраста к книге» ( см. видео мастер-класса в разделе "Видео" по ссылке)

Повышение профессиональных умений педагогов в процессе активного педагогического общения на основе опыта воспитателя по использованию ритмодекламации в работе с дошкольниками....

Мастер-класс для педагогов по теме: «Квест-игра как одна из инновационных форм в работе педагогов»

Мастер-класс для педагогов    по теме: «Квест-игра как одна из инновационных форм в работе педагогов»...

Мастер – класс для педагогов на тему: «Речь педагога особенна»

Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников....