" В приключения по волшебному песку"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Щёголева Елена Олеговна

"В приключения по волшебному песку" помогает детям опытным путем познакомится со свойствами песка.Дети перевоплощаться песчинками,чтобы прочувствовать и узнать как происходит трение камней друг о друга.как образуется песок.Из чего состоит песок,из каких минералов.воспитатель проводит релаксацию с детьми,чтобы дети смогли почувствовать себя на берегу моря,прикосновение ласкового песочка,крик чаек. В процессе сюжетной игры ,дети превращаются в  животных.Изображают,показывают жизнь пустыни.Пустыня не от слова пусто.Здесь живут много зверей,которые приспособились к образу жизни,когда очень жарко прячутся в норах.Есть птицы перелетные, останавливаются на отдых ,хищные птицы и звери ведут ночной образ жизни.Воспитатель рассказывает детям откуда появился песок-из-за разрушения гор.

Песок-это полезный материал,его используют при изготовлении бетона,стекла,наждачной бумаги и фильтров для очистки воды.Песок может быть разрушительным,а может  быть и созидательным,строительным.Если к песку добавить цемент и воду получится раствор.Из него изготавливают фундамент для возведения различных зданий и жилых домов,плиты для забора.Применяется песок в дорожных работах и ландшафтном дизайне.Им посыпают  обледеневшие дороги и используют при посадке деревьев.Его привозят на детские площадки и в  детские сады.Песком можно рисовать.Но к сожаленью эти рисунки не долговечны.Затем дети првращатся в детей и  под руководством воспитателя проводят опыты:"Сыпучий песок","Песок может двигаться","Свойства рассеянного песка","Свойства мокрого песка","Сравнение песка,глины и камня"После проведенного опыта,дети лепят из глины фрукты.Воспитатель подводит итоги занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispytanie.docx19.44 КБ

Предварительный просмотр:

Игра-путешествие «В приключения по волшебному песку»

Цель: Учить детей опытным путем познакомится со свойствами песка. 

Задачи:

Образовательные

Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средством физического экспериментирования.

- Развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать. Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования. Устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.

-Развивать внимание, зрительный слух, чувствительность.

-Создавать предпосылки формирования практичности установочных действий.

-Развитие умения работать разными инструментами.

Познавательные:

Развитие творческого потенциала дошкольников. Развитие мелкой моторики. Развитие внимания, мышление, оптико-пространственного восприятия, воображения, наблюдательности.

Пособия и материалы

Песок, вода, чашка Петри, листА4, палочка, лупа, магниты по количеству детей. Картинки животных (тушканчик, суслик, мышки, журавль-красавка, лиса, степной кот, орел, гриф, наждачная бумага, стекло, минералы-кварц, топаз, железная руда, картинки моря, флешка с шумом моря и криком чаек. Песок, глина, камень, сито, ёмкость с водой, простой карандаш, ключ,

Приветствие

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй вольный ветерок,

Здравствуй маленький дубок,

Я живу в родном краю,

Я вас всех приветствую!

Дети сегодня мы отправляемся в путешествие, чтобы узнать куда, отгадайте загадку:

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он на стройке и на пляже.

И в стекле расплавлен даже.

Что-то можно в нем зарыть,

По нему люблю ходить,

И на нем поспать часок.

 Угадали что? –песок

Мы отправляемся в путешествие по золотому песку,

1.2 повернись и в песчинку превратись!

Теперь вы маленькие песчинки, отправляемся в путешествие. А что такое песок, вы знаете?

Песок—  осадочная горная порода, а также искусственный материал, состоящий из зёрен горных пород. Очень часто состоит из почти чистого минерала кварца. Природный песок — рыхлая смесь зёрен крупностью, образовавшаяся в результате разрушения твёрдых горных пород.

Когда твердая скала подвергалась воздействию ветра, дождя и мороза, она распадалась на маленькие кусочки. Рассыпались, детки все по ковру. Эти маленькие песчинки, то есть вы есть песок. Так как песок представляет собой мелкие частички полезных ископаемых, из которых состоят горы, любые минералы могут быть обнаружены в песке. Основной материал, из которого состоит песок, — это кварц(показывает)Девочки-кварц и слюда и железная руда, а мальчики — гранат, турмалин, топаз. Разойдитесь по ковру, создайте небольшие кучки-это горы.

Песок можно обнаружить везде, где горы подвергаются природному воздействию. Одно из мест с наибольшим залеганием песка — морской берег. Воспитатель касается детей голубой тканью-это вода. Здесь сказывается воздействие приливов, их разрушительное влияние на горы, трение о горы наносимого песка и растворение некоторых горных минералов соленой водой. Потритесь спинкой друг о друга, чувствуете прикосновение или трение. Камень о камень. Все это вместе способствует образованию песка.

Но откуда пески в пустынях? Встаньте. поднимите руки вверх, покачайте рукам, это ветер. Большая часть песка нанесена в пустыни ветром. В некоторых случаях пустынный песок образован разрушением гор. Есть случаи, когда пустыни были первоначально морским дном, но тысячелетия назад вода отступила.

Дидактическая игра «Найди предмет»

Ведущий оформляет кучки из песка 5-6 прячет в них предмет, остальные находят.

Есть ли жизнь в пустынях? Какие животные и растения живут в пустыне, вы знаете? 1,2 повернись и в зверя превратись! Показывает картинки тушканчики, суслики, мыши, сайгак, журавль-красавка, некоторые перелетные птицы отдыхают во время перелета, лисы, степные коты, орлы, грифы. Летом, когда особенно жарко животные пересиживают в норах в тени саксаулов.

Сюжетная игра «Животный мир пустыни»

Песок — очень полезный материал. Он употребляется при изготовлении бетона, стекла, наждачной бумаги, фильтров для очищения воды.

Тот, кому доводилось, бывать на морях знает, как здорово - лечь на самый краешек песчаного берега и ждать тёплую волну. Или ходить, зарываясь босыми ногами в песок. Смотреть на море, небо, чаек, слушать волшебную музыку волн и ощущать тепло и ласку лета, сухого горячего песка и щедрого южного солнца.

Релаксация «Горячий песок»

Расскажите о своих впечатлениях от прослушанной музыки.

 Есть ещё песок пустыни - барханы, дюны - песок и только песок – куда ни глянь!

Песок может быть разрушительным, губительным.

А есть песок строительный, созидательный. Это как дети? Помните на предыдущем занятии мы говорили про дома. И из чего они сделаны. Если к песку добавить цемент и воду – получится раствор. Он идёт на закладку фундаментов, на возведение стен различных зданий и жилых домов. Из песка делают наждачную бумагу и стекло(показывает), используют в фильтрах для очистки воды. А песчаные насыпи при строительстве мостов? (модные дорожки из тротуарной плитки, кольца для колодцев и производство железобетона. Применяется песок в дорожных работах и ландшафтном дизайне. Им посыпают зимние обледеневшие дороги, наши скользкие дорожки возле крыльца, дворник посыпал песком!  Добавляют в грунт при разбивке клумб, газонов и при посадке деревьев. А ещё его привозят на детские площадки и в детские сады. Сооружают песочницы, где детвора играет в строителей и скульпторов.

 А еще песком рисуют, к сожалению, эти рисунки не долговечны.

Давайте проведем опыты и узнаем свойства песка.

1,2 повернись и в ребенка прератись!

Опыт1 «Сыпучий песок»

Воспитатель предлагает детям горку песка в чашке Петри-ощупайте его, посмотрите на песок через лупу. Что вы видите? Ответы детей.

Попробуйте из песка сделать какую-нибудь постройку. Получается? Нет. Вывод песок сыпучий, осыпается, нет основы.

Опыт2 «Песок может двигаться»

Воспитатель предлагает детям высыпать песок на лист белой бумаги. Для чего мы это сделали? Чтобы поверхность стола оставалась чистой, и песок хорошо был виден на белой бумаге. Как я вам рассказывала, в пустынях бывают песчаные бури. Подуйте на песок. Что вы заметили? Где находилось небольшое скопление песчинок при подаче воздуха, двигается небольшое количество песка.

Посмотрите, что произойдет, если я возьму магнит? Песчинки начинают двигаться. Почему происходит движение песчинок? Потому что в состав песка входят песчинки железной руды, а магнит притягивает все железное.

Опыт3 «Свойства рассеянного песка»

Песок насыпается на лист бумаги путем просеивания через сито. Погрузим без надавливания в песок карандаш. Положим на поверхность песка тяжелый предмет(ключ). Посмотрите на глубину следа, оставшегося от предмета на песке. Встряхнуть песок. Ключом и карандашом проводим аналогичные действия. В набросанный песок, карандаш, погружается примерно вдвое глубже, чем в рассеянный, песок

Отпечаток, тяжелым предметом - будет заметен. Более отчетливо на набросанном песке, чем на рассеянном.

Вывод: Рассеянный песок заметнее, плотнее.

Опыт4 «Свойства мокрого песка»

Воспитатель предлагает детям в чашку с песком налить воду и перемешать его. Попробуйте на песке нарисовать, получается? Чем отличается мокрый песок от сухого песка? Попробуйте пересыпать мокрый песок, как делали с сухим песком. Не получается. Сухой песок течет струйкой, а мокрый с помощью воды, отяжелел, не сыпется, а падает. Когда песок намокает, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани слиплись и держатся друг за друга. Если в мокрый песок добавить цемент, то высохнув, песок свою форму не потеряет и станет твердым, как камень.

Опыт5 «Сравнение песка, глины, камня»

Воспитатель предлагает рассмотреть предметы (песок, глина, камень) лежащие у детей на столе. Чем они похожи? Все предметы –песок, глина и камень созданы природой. Мы знаем свойства песка, свойства глины и камня. Чем эти предметы отличаются друг от друга? Глина, как и песок в сухом виде не пригодна для поделок. Если в глину добавить немного песка, она будет более твердой. Глина более пластичный материал, чем мокрый песок. Из неё изготовленные поделки высушиваются и не рассыпаются нежели, из песка. Высушенную глину можно раскрасить, а песок нет. Поделки из песка красивы, но не долговечны.

Лепка из глины «Фрукты»

Воспитатель подводит итоги занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему "Игры с волшебным песком"

Мастер-класс знакомит со свойствами кинетического песка и гидрофобного песка. Материал содержит описание игр....

Конспекты по рисованию песком для младших дошкольников "Мир волшебного песка"

Изобразительная деятельность - один из видов художественного творчества, предоставляющих ребенку возможность творить самому.Известно много разнообразных техник нетрадиционного рисования - монотипия, р...

Памятка по рисованию песком для воспитателей "Мир волшебного песка"

Рисование песком имеет ряд важных аспектов, которые не дает классический рисунок. Это, прежде всего, развитие мелкой моторики, а так же эта методика работает на другие цели – улучшает память, ра...

Тема: «Мир волшебного песка»

Конспект занятия с использованием песочной терапиидля детей среднего дошкольного возраста«Мир волшебного песка».Цель: способствовать психическому и личностному росту ребенка через соз...

"Сказочная страна волшебного песка" (открытый показ в рамках конкурса "Воспитатель года на уровне ДОУ с детьми подготовительной группы)

Создание условий для ознакомления детей с техникой рисования песком – песочной анимацией....

"Сказочная страна волшебного песка. Песочная терапия"

Песочная терапия- это прекрасная возможность для самовыражения , развития творческих способностей, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции и переживания....

Мастер - класс "Игры с волшебным песком" (с детьми 2-3 лет)

адаптации к условиям ДОУ; создание эмоционально-благоприятной атмосферы в группе; снятие эмоционального и мышечного напряжения. ...