Проект «В мире современных профессий».
проект по окружающему миру (старшая группа)

Жукова Нина Сергеевна

Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Если ещё 10 лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, продавца, водителя, врача, военного, то на современном этапе этого недостаточно. Современная действительность нам диктует новые требования.

Знакомство с трудом взрослых необходимо начинать с дошкольного возраста. Очень важно, чтобы дети понимали: любой труд почетен и нужен людям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sovremennye_professii.docx25.93 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «В мире современных профессий»

Место проведения: ДОУ № 135 Выборгского района СПб

Автор проекта: воспитатель группы №2: Жукова Нина Сергеевна

Вид проекта: информационно-творческий, игровой, коллективный.

Участники проекта: воспитанники ДОУ, педагоги, родители.

Срок реализации: краткосрочный с 31.01.2022 – по 11.02.2021

Пояснительная записка

Мир профессий в обществе  сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Если ещё 10 лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, продавца, водителя, врача, военного, то на современном этапе этого недостаточно. Современная действительность нам диктует новые требования.

Знакомство с трудом взрослых необходимо начинать с дошкольного возраста. Очень важно, чтобы дети понимали: любой труд почетен и нужен людям. Самые первые представления о труде дети получают в семье и в детском саду.

Перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца. В информационную начальную компетенцию дошкольника должны органично влиться знания о современных профессиях: ветеринар, архитектор, бухгалтер, спасатель, дизайнер, визажист, актер, автомеханик, фермер.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, который актуален в современном мире.

Цель: формирование представлений о современных профессиях, понимание важности, роли труда взрослых в обществе и в жизни каждого человека.

Задачи:

  1. Расширять представления о мире современных профессий, сформировать интерес к профессиональной деятельности человека, красоте человеческого творения;
  2. Развивать навыки активного речевого общения, обогащать и  активизировать словарь: названия и назначение современных профессий, их своеобразие, действия, результаты деятельности, способности и качества человека, Развивать конструктивные способности, мышление и воображение;
  3. Формировать потребности в чтении литературных произведений, как источника новых знаний;
  4. Развивать стремление отражать свои знания и впечатления о труде взрослых в изобразительной и игровой деятельности;
  5. Воспитывать бережное отношение  к результатам труда.  

Ожидаемый результат:

  • расширятся представления о мире, сформируется интерес к профессиональной деятельности человека, красоте человеческого творения;
  • расширятся знания и представления детей о разнообразии современных профессий, их назначении, действиях, результатах деятельности, орудиях труда, результатах и значении разных профессий в жизни людей, их необходимости;
  • сформируются потребности в чтении литературных произведений о профессиях;
  • подведет детей к пониманию, что правильный выбор профессии определяет жизненный успех.

Данная методическая разработка ориентирована на детей старшего дошкольного возраста.

Для проведения итогового мероприятия необходимо:

  • создать в группе грамотно организованную предметно-развивающую среду, рационально организованную, насыщенную разнообразными игровыми материалами по теме проекта;
  • установить партнёрские взаимоотношения, создать атмосферу общности интересов детей, родителей и педагогов;
  • ознакомить детей с современными профессиями:
  • архитектор;
  • бухгалтер
  • телеведущий
  • спасатель
  • дизайнер
  • ветеринар
  • автомеханик
  • фермер
  • программист
  • визажист (гример)

Формы реализации проекта: беседы; интегрированная НОД; сюжетно-ролевые игры;  дидактические игры, просмотр видеосюжетов; итоговая НОД.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

1. Постановка цели и задач проекта;

2. Отобрать иллюстрации о профессиях.

3. Найти литературу, рассказывающую о профессиях

4. Подобрать игры, стихи, пальчиковую гимнастику.

Основной этап. (Мероприятия по реализации проекта)

В работе с детьми:

Беседы:

«Что такое профессии»,

«Какие профессии ты знаешь»,

«Профессии моих родителей»,

Дидактические игры:

«Кому что нужно для работы»,

«Инструменты для людей разных профессий»,

«Что пригодится при пожаре»,

«Исправь ошибку»,

«Для чего нужен этот предмет?»,

«Где мы были мы не скажем, а что делали покажем».

Чтение художественной литературы:

• «Кем быть?» И. Карпова (серия книг о профессиях)

• «А что у вас?» С. Михалков,

• «Кем быть?» В. Маяковский,

• «Строители» Б. Заходер,

• «Дядя Стёпа - милиционер» С. Михалков,

• «Чем пахнут ремесла?» Д. Родари,

• «Доктор Айболит» К. Чуковский,

• «Незнайка» Н. Носов.

НОД

1)«Профессии – какие они» (Ц:вызвать интерес к окружающему миру, расширить знания и представления о профессиях).

2)Аппликация «Мы строим дома» (Ц: учить детей создавать образ многоэтажного дома, творчески применяя модульную аппликацию).

3)Рисование «Маленькие дизайнеры» (Ц: разнообразить изобразительную деятельность нетрадиционным способом рисования – солью, развивать воображение).

4)Итоговое НОД по развитию речи «Мир современных профессий» (Ц: обобщение и закрепление знаний умений и навыков полученных детьми в течение проекта).

5)Рисование «Маленькие визажисты (гримеры)» (Ц: создание условий для развития творческих способностей детей, посредством ознакомления с профессией гримера визажиста).

Сюжетно-ролевые игры:

• «Театр» Цель: Способствовать развитию творческого воображения у детей; развивать умение согласовывать свой замысел игры с замыслами сверстников; формировать умение обсуждать, договариваться, и планировать действия всех играющих; закреплять знания детей о правилах поведения в общественных местах; развивать у детей организаторские способности и инициативу.

• «Магазин» Цель:формировать навыки культуры поведения в общественных местах, вызвать у детей интерес к профессии «продавец», воспитывать дружеские взаимоотношения.

• «Больница» Цель:Вызвать у детей заинтересованность к профессии врача; воспитывать сопереживание, чуткое отношение к больному, культуру общения.

• «Военная база» Цель:продолжать формировать представления детей о военных профессиях; познакомить с распорядком дня военнослужащих, в чём заключается их служба; воспитывать смелость, ловкость, умение чётко выполнять приказы командира; расширять словарный запас детей

• «Строители»Цель: формировать конкретные представления о строительстве, его этапах; закреплять знания о рабочих профессиях; воспитывать уважение к труду строителей; формировать умение творчески развивать сюжет игры.

• «Школа» Цель: Расширять и закреплять знания детей о школе; способствовать овладением детьми выразительными средствами (интонация, мимика, жесты); учить самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку; способствовать формированию умения применять знания для творческого развития сюжета игры; помогать детям усваивать основные моральные нормы; воспитывать честность в отношениях; упрочить формы культурного, доброжелательного обращения; воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе.

• «Парикмахерская» Цель: расширить и закрепить знания детей о работе парикмахера; формировать нормы культурного поведения в общественных местах; уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу; учить благодарить за оказанную помощь и услугу.

Работа с техническими средствами:

Просмотр презентаций и видео роликов о профессиях (архитектор, бухгалтер, телеведущий, спасатель, дизайнер, ветеринар, автомеханик, фермер, программист, визажист).

Взаимодействие с родителями:

  1. Консультации для родителей  «Знакомим детей с профессиями»
  2. Привлечение родителей к изготовлению стенгазеты «Профессии настоящих мужчин». (фото пап на месте работы).

Заключительный этап

• Выставка творческих работ детей (аппликация, рисование солью, аквагрим)

• Коллаж «Современные профессии»

Полученный результат:

Все дети проявили интерес к проекту, задавали много интересных вопросов. Родители с детьми начали говорить о своей деятельности, а дети рассказывать об этом в детском саду. Детям очень понравилось творческое рисование солью на тему "Маленькие дизайнеры". Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.

У детей сформировалось целостное представление о трудовой деятельности взрослых. Дети знают и называют большое количество профессий,  могут составить описательный рассказ о профессии.

Со стороны родителей появился интерес к деятельности, организованной в рамках образовательного процесса, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с ребенком на интересующие его темы, участвовать в жизни группы.

Список использованной литературы:

  1. Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников». Издательство «Просвещение», 1992.
  2. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. Изд-во "Николаев", 2004.
  3. Нефёдова К.П. Инструменты. Какие они? Пособие для воспитателей, родителей. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
  4. Потапова Т.В. «Беседы с дошкольниками о профессиях» М.:  Творческий центр, 2005.
  5. Ушакова О.С.  «Занятия по развитию речи в детском саду» Из-во: «Совершенство», 1998.

6.Профессии. Какие они? Т.А. Шорыгина 2007 г.

7.Серия картинок «Современные профессии» К.П. Нефедова

8.Серия картинок «Профессии» С.А. Васильева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "В мире увлекательных профессий"

Проект посвящен расширению и углубленю представлений о разнообразии профессий и их значимости в мире....

Проект "Знакомство с современными профессиями детей дошкольного возраста с применением элементов кейс-технологии

Одной из важнейших задач образовательно-воспитательной работы в ДОУ является социально-коммуникативное развитие   детей дошкольного возраста, формирование позитивных установок к ...

Проект «В мире интересных профессий»

Тип проекта: познавательный, творческий, игровой. Продолжительность проекта: краткосрочный. Сроки реализации проекта: краткосрочный. Целевая аудитория: дети в возрасте 4-5лет....

Проект «Академия профессий» - по ранней профориентации дошкольников в мире инженерных профессий средствами конструктивно-модельной деятельности.

Процесс раннего профессионального ориентирования необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда ребёнок знакомится с огромным миром профессий, у него закладываются основы развития личностных кач...

Игровой кейс "В мире современных профессий"

Интерактивная игра для детей старшего дошкольного возраста....