Презентация "Система работы по экологическому воспитанию"
учебно-методический материал по окружающему миру

Поникарова Мария Леонидовна

Презентация к семинру по экологическому воспитанию "Система работы по экологическому воспитанию"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya.pptx1.35 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар Система работы по экологическому воспитанию в рамках вариативной части ООП ДОУ.

Слайд 2

Экология Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогаю ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, то есть он сам. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия детей с растениями и животными, имеющимися в детском саду. Экология — это наука, изучающая взаимодействие живых организмов с окружающей средой. Исходя из перевода составного термина, это наука о доме. Но под словом «дом» в экологии понимают не то или, точнее, не только то жилище, в котором проживает конкретная семья, отдельный человек или даже группа людей. Под словом «дом» здесь понимается целая планета, мир — дом, в котором живут все люди.

Слайд 3

Экология Осознанно-правильное отношение к явлениям и объектам природы – это совокупность знаний и активных проявлений ребенка Интерес к явлениям живой природы Желан и е практически сохранить природу Поддержать и создать нужные условия для живого существа Эмоциональный отклик на природу Осознанно-правильное отношение можно сформировать у детей дошкольного возраста, если на протяжении нескольких лет 1) систематически знакомить его с разнообразными растениями и животными, 2)демонстрировать их связь со средой обитания и морфофункциональную приспособленность к ней; 3) вовлекать детей в практическую деятельность по поддержанию условий для жизни и роста растений и животных; 4) предоставлять возможность наблюдения за ростом, развитием, различными проявлениями в благоприятных условия растений и животных.

Слайд 4

Экология В дошкольный период закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой Человек, как живое существо, нуждается в определенных жизненно необходимых условиях Человек как природопользователь , потребляет ресурсы Земли, охраняет природу и по мере возможности восстанавливает ее богатства

Слайд 5

Осознано правильное отношение детей к природе Чувственное восприятия природы Эмоциональное о тношение к природе Знание особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, н екоторых биоценозов Знание приспособительных зависимостей существование живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Дети самостоятельно совершают трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных, понимая ситуацию и знания потребности животных

Слайд 6

Разделы программы . Неживая природа – среда жизни растений , животных, человека Мироздание (Вселенная) Вода Воздух Почва и камни Сезоны . Многообразие растений и их связь со средой обитания Комнатные растения Растения на участке детского сада . Многообразие животных и их связь со средой обитания Обитатели уголка природы Домашние животные Перелетные и зимующие птицы  V . Рост и развитие растений и животных, их связь со средой обитания Растения Животные Птицы Млекопитающие V . Жизнь растений и животных в сообществе Лес как экосистема Тайга как экосистема Тропический лес как экосистема Пруд, озеро, река как экосистема Море как экосистема Луг как экосистема Степь как экосистема V  . Взаимодействие человека с природой Человек – живое существо Как человек использует природу Как человек охраняет природу

Слайд 7

Младший возраст Дети младшего дошкольного возраста - легко включаются в совместную практическую деятельность с взрослым; - с удовольствием манипулируют предметами; - эмоционально реагируют на добрый, неторопливый тон воспитателя; - охотно за воспитателем повторяют слова и действия; - новый предмет или действие вызывает у них неподдельный интерес; - не могут долго заниматься одни делом – им необходима постоянная смена событий, частая смена впечатлений. Способы взаимодействия с детьми: - мягкое, доброжелательное общение, понимание состояния малышей, их переживаний, вызванных прежде всего отрывом от семьи; - медленная, выразительная речь, многократное повторения одного и того же; - подкрепление слова образом предмета, действием, его изображением; - частое переключение внимания детей с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой; - использование приемов, вызывающих положительные эмоции малышей; - осознанное стремление воспитателя стать образцом для подражания; - частые похвалы в адрес детей. ЗАДАЧА ПЕДАГОГА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА – ЗАЛОЖИТЬ ПЕРВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МИРЕ РАСТЕНИЙ М ЖИВОТНЫХ И ИХ ЗАВИСИМОСТЕЙ ОТ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ . Важно! На данном этапе у детей формируется первоначальное представление о живых объектах, их принципиальном отличии о неживых объектов, развиваются элементарные умения правильно взаимодействовать с растениями и животными, участвовать в деятельности по созданию нужных условий. Система работы с детьми построенная на использовании русских сказок, которые малыши слушают и обыгрывают. Задача сказочных героев – вызвать положительные эмоции и интерес к природным явлениям, помочь формированию реалистических представлений. Сказки: «Репка», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», «Колобок», « Заюшкина избушка». Сказки являются предварительной работой перед знакомством детей с объектами: воспитатель прочитывает сказку, затем наследующей неделе знакомит детей с объктом . Причем сказочным сюрпризным элементов являются герои сказки. Но! Нельзя злоупотреблять уменьшительно-ласкательными формами, когда речь идет о природе. Важно место в системе работе занимает игра – несложная сюжетная или подвижная, с имитацией движений животных, со звукоподражанием им.

Слайд 8

Единая система эколого-педагогической работы Разделы программы Содержание Формы работы Мироздание Знакомство с Луной Вечернее наблюдение в ясную погоду в зимнее время Вода Вода – это жидкое вещество, она льется, течет. Вода не имеет формы, цвета, запаха и вкуса. Поэтому: она принимает форму сосуда, в который налита; становится цветной, если в нее добавят краску. Вода может быть чистой и грязной: чистая – прозрачная, грязная – мутная. Вода может быть разной температуры. Вода может менять свое состояние: на морозе она превращается в лед. Лед, от тепла тает и становится водой Наблюдение: Снег становится водой Вода льется из крана Вода холодная и горячая Разноцветная вода Воздух Воздух есть вокруг нас. Он прозрачный, легкий, незаметный. Воздух можно почувствовать, когда он движется – дует ветер Наблюдение за ветром. Игры с «Ветерком». Сезоны Дети знакомятся с комплексом характерных явлений неживой природы и их сезонными изменениями (небо, осадки, ветер). Наблюдение Комнатные растения Узнают, что растения – живые существа, у них есть свои потребности, и им необходимы определенные условия: питательная почва (земля), вода, свет, тепло, воздух. Без этих условий они не могут оставаться живыми. Эти условия им создает человек: сажает в горшок с землей, регулярно поливает, иногда подкармливает удобрениями, ставит в светлое место, не допускает переохлаждения. Наблюдение за уходом за растениями воспитателя. Растения на участке детского сада Дети знакомятся с конкретными видами деревьев, травянистыми растениями, растениями сада, огорода, знают их названия, характерные признаки, особенности строения (ствол, стебель, ветки, листья, цветы). Погодные условия не постоянны – в течение года они меняются по сезонам. Растения приспособились к жизни в меняющихся условиях. Наблюдение за растениями на участке.

Слайд 9

Единая система эколого-педагогической работы Разделы программы Содержание Формы работы Домашние животные Дети получают представления о кошке, собаке, корове, лошади, козе и других домашних животных, узнают особенности внешнего облика, поведения. Узнают их детенышей, понимают, что жизнь этих животных тесно связана с человеком: он создает для них все необходимые условия (строит теплое помещение, кормит, заготавливает корма впрок, ухаживает), они не боятся человека, при хорошем обращении привязаны к нему. Домашние животные не приспособлены самостоятельно жить в естественной среде. Общение в ходе совместной деятельности Перелетные и зимующие птицы Дети знакомятся с конкретными видами птиц своей местности, узнают их названия, характерные особенности внешнего облика, поведения. Узнают, что зима очень трудный период для птиц: мало корма, нет насекомых, холодно. Посильное участие в подкормке птиц, наблюдение за птицами. Узнавание ворона, воробей, голубь Рост и развитие растений Получают представление о стадиях роста и развития однолетних культур на примере лука. Наблюдение за луком Недельные наблюдения: Педагог во время прогулки обращает внимание на сезонные изменения (погодные явления: дождь, снег, небо, солнце и т.д.). Затем, вернувшись в группу, воспитатель раскладывает перед детьми картинки с изображением явлений неживой природы и просит выбрать ту, на которой изображено явление, которое они только наблюдали. После того как выбрали нужные картинки, их ставят в уголок природы. Рядом ставят куклу Машу, одетую в соответствующую одежду.

Слайд 10

Средний возраст Дети среднего дошкольного возраста: - сензитивны к разным видам предметной деятельности, в первую очередь к игровой; - у детей происходит становление произвольного поведения, интенсивно развиваются разные формы мышления, быстро накапливаются представления об окружающем мире; - дети любознательны и активны, готовы к сотрудничеству с воспитателем, хорошо воспринимают его речь, если она простая и ясная, связанная с непосредственным опытом. Воспитатель как носитель экологической культуры: - знакомит детей со способами общения с природой; - учит наблюдать за окружающим миром, устанавливать элементарные связи и зависимости, испытывать радость от осознанного взаимодействия с живыми существами, которые находятся рядом; - воспитывает потребность в созидании, творчестве. В систему работы средней группы включена разнообразная деятельность с литературными произведениями: дети слушают, инсценируют, вместе с воспитателем создают иллюстрации к ним. Особое место отводится произведениям Е.И.Чарушина . Как и младшей группе важная роль отводится роль сказкам. У детей 4-5 лет еще преобладают сказочно-игрушечные представления о животных, поэтому не отводя дошкольников от сказки, сопоставляя ее образы с реальными объектами природы, воспитатель помогает детям обрести реалистические представления об окружающем мире. Начиная со средней группы детей знакомят с функциями человеческого организма; с особенностями использования некоторых природных материалов в хозяйственной деятельности человека, значением чистоты, порядка в окружающей среде для здоровья людей .

Слайд 11

Единая система эколого-педагогической работы Разделы программы Содержание Формы работы Мироздание Знакомство с Луной Вечернее наблюдение в ясную погоду в зимнее время Вода Вода – это жидкое вещество, она льется, течет. Вода не имеет формы, цвета, запаха и вкуса. Поэтому: она принимает форму сосуда, в который налита; становится цветной, если в нее добавят краску. Вода может быть чистой и грязной: чистая – прозрачная, грязная – мутная. Вода может быть разной температуры. Вода может менять свое состояние: на морозе она превращается в лед. Лед бывает твердый, хрупкий, прозрачный, холодный, от тепла тает и становится водой Вода очень важная для живых существ, ее надо беречь Наблюдение: Снег становится водой Вода льется из крана Вода холодная и горячая Разноцветная вода Воздух Воздух есть везде: вокруг нас, в земле, в воде, в предметах. Он прозрачный, легкий, незаметный. Воздух можно почувствовать, когда он движется – дует ветер Наблюдение за ветром. Игры с «Ветерком». Сезоны Дети знакомятся с комплексом характерных явлений неживой природы и их сезонными изменениями. Наблюдение Комнатные растения Узнают, что растения – живые существа, у них есть свои потребности, и им необходимы определенные условия: питательная почва (земля), вода, свет, тепло, воздух. Без этих условий они не могут оставаться живыми. Эти условия им создает человек: сажает в горшок с землей, регулярно поливает, иногда подкармливает удобрениями, ставит в светлое место, не допускает переохлаждения. Наблюдение за уходом за растениями воспитателя.

Слайд 12

Единая система эколого-педагогической работы Разделы программы Содержание Формы работы Растения на участке детского сада Дети знакомятся с конкретными видами деревьев, травянистыми растениями, растениями сада, огорода, знают их названия, характерные признаки, особенности строения (ствол, стебель, ветки, листья, цветы). Погодные условия не постоянны – в течение года они меняются по сезонам. Растения приспособились к жизни в меняющихся условиях . Когда дни становятся короткими, мало тепла – растения увядают Наблюдение за растениями на участке. Домашние животные Дети получают представления о кошке, собаке, корове, лошади, козе и других домашних животных, узнают особенности внешнего облика, поведения. Узнают их детенышей, понимают, что жизнь этих животных тесно связана с человеком: он создает для них все необходимые условия (строит теплое помещение, кормит, заготавливает корма впрок, ухаживает), они не боятся человека, при хорошем обращении привязаны к нему. Домашние животные не приспособлены самостоятельно жить в естественной среде. Общение в совместной деятельности Перелетные и зимующие птицы Дети знакомятся с конкретными видами птиц своей местности, узнают их названия, характерные особенности внешнего облика, поведения. Узнают, что зима очень трудный период для птиц: мало корма, нет насекомых, холодно. Посильное участие в подкормке птиц, наблюдение за птицами. Узнавание ворона, воробей, голубь Рост и развитие растений Получают представление о стадиях роста и развития однолетних культур на примере лука, Дети узнают, что новое растение можно вырастить из семени, что от одного семени можно получить много семян; получают представление о стадиях роста и развития однолетних культур (на примере цветочных или огородных растений): семя, проросток, наращивание зеленой массы (период вегетативного роста), цветение, плодоношение (образование семян). Наблюдение

Слайд 13

Единая система эколого-педагогической работы Разделы программы Содержание Формы работы Лес как экосистема Получают первоначальные знания о лесе ( в лесу много деревьев и кустарников, растут ягоды и грибы) В лесу много животных, которые питаются различными частями растений: листьями, плодами, корой, почками, цветами Все животные приспособлены к сезонным изменениям погоды (например, под зиму запасают корм, ложатся в спячку и пр.). Общение в совместной деятельности Пруд, озеро, река как экосистема Дети узнают, что пруд, озеро – это сообщество водных и прибрежных растений и животных, которые связаны друг с другом. В пруду живут растения, которым подходят его условия, в воде плавают мелкие водные животные (рачки, личинки, насекомые), мелкие и крупные рыбы, лягушки. Возле пруда почва насыщена водой, поэтому там растет много влаголюбивых растений Общение в ходе совместной деятельности Как человек использует природу. Человек использует природное богатство для хозяйства. Из высушенных стволов деревьев делают доски, фанеру, изготавливают мебель, деревянные дома, игрушки и многое другое. Из дерева делают бумагу, которая идет на книги, тетради, газеты. На все это надо много леса. Лес растет долго, поэтому надо беречь мебель, игрушки, чистую бумагу, делать посадки молодых деревьев. Чистая вода из реки (озера) нужна растениям, животным, заводам, фабрикам. Человеку такая вода не подходит, ему нужна водопроводная вода, которую берут из реки и специально очищают . От грязной воды люди болеют. В чистой воде моют руки, тело, вещи, стирают белье. Из чистой воды готовят чай, кофе, компот, кисель, суп. Чистую воду надо беречь, зря не тратить. Как человек охраняет природу Дети узнают, что человек охраняет природу .

Слайд 14

Старший возраст Дети 5-6 лет: - имеют элементарные сведения о природе; Владеют элементарными первоначальными навыками ухода за живыми существами; ☼ в старшей группе на протяжении всего учебного года в ходе работы с дошкольниками систематически используются произведения В.Бианки . Они доступны и привлекательный для этого возраста, достоверно отражают экологическую специфику природных явлений, учат детей наблюдательности, с любовь относится ко всему живому. ☼большое место занимает продуктивная деятельность: в течении года дети делают самодельные книжки по произведениям В.Бианки , рисуют рисунки к рассказам. Все продукты демонстрируются родителям. Формы работы с детьми: Циклы наблюдений за растениями, животными, сезонными явлениями; Ведение различных календарей; Общение в совместной деятельности; Экскурсии; Целевые прогулки; Игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей.

Слайд 15

Единая система эколого-педагогической работы Разделы программы Содержание Формы работы Мироздание Знакомство с Луной Вечернее наблюдение в ясную погоду в зимнее время Вода Сильный пар можно заметить – он бывает, когда вода кипит. Пар легкий, беловатый, клубами поднимается вверх, при охлаждении становится каплями воды. Белые облака – это большое скопление пара. При резком сильном охлаждении пар превращается в снег, иней. Снег падает снежинками, он белый, мягкий, холодный, тает от тепла. Наблюдение Воздух Воздух есть везде: вокруг нас, в земле, в воде, в предметах. Он прозрачный, легкий, незаметный. Воздух можно почувствовать, когда он движется – дует ветер Наблюдение за ветром. Игры с «Ветерком». Сезоны Дети знакомятся с комплексом характерных явлений неживой природы и их сезонными изменениями. Наблюдение Комнатные растения Комнатные растения имеют неодинаковые потребности, их строение приспособлено к разным условиям жизни. Влаголюбивые растения имеют тонкие листья, их следует часто поливать. Засухоустойчивые растения имеют мясистые листья, утолщенные стебли, в которых запасают влагу, их следует поливать редко. Наблюдение за уходом за растениями воспитателя. Растения на участке детского сада Узнают, что все растения – живые существа, что для жизни, роста, созревания семян они должны сохранять свою целостность, что им нужны определенные условия: тепло, свет, влага, питательная почва, воздух. Эти условия имеются на участке детского сада, поэтому растения там растут. Наблюдение Домашние животные Дети получают представления о кошке, собаке, корове, лошади, козе и других домашних животных, узнают особенности внешнего облика, поведения. Узнают их детенышей, понимают, что жизнь этих животных тесно связана с человеком: он создает для них все необходимые условия (строит теплое помещение, кормит, заготавливает корма впрок, ухаживает), они не боятся человека, при хорошем обращении привязаны к нему. Домашние животные не приспособлены самостоятельно жить в естественной среде. Общение в ходе совместной деятельности

Слайд 16

Единая система эколого-педагогической работы Разделы программы Содержание Формы работы Перелетные и зимующие птицы Разные птицы по-разному приспособились к жизни в зимнее время: одни, которые кормятся насекомыми, улетают в теплые края, где нет снега и морозов, это перелетные птицы; другие на юг не улетают, кормятся семенами растений, остатками пищи человека, приближаются к его жилью , это зимующие птицы. Человек может помочь зимующим птицам, подкармливая их крошками хлеба, семенами различных растений Подкормка птиц на участке детского сада, ведение календаря Рост и развитие растений Дети узнают, что новое растение можно вырастить из семени, что от одного семени можно получить много семян; получают представление о стадиях роста и развития однолетних культур (на примере цветочных или огородных растений): семя, проросток, наращивание зеленой массы (период вегетативного роста), цветение, плодоношение (образование семян). В разные периоды роста растению нужны различные условия. Молодое растение – слабое, хрупкое, с ним надо обращаться бережно и осторожно, чтобы не повредить его. Новые комнатные растения можно вырастить из черенка, листа, луковицы, делением куста. Вновь посаженное растение слабое, его надо часто поливать, оберегать от ярких солнечных лучей, сквозняка. На этот период для него можно создать тепличные условия Наблюдение, ведение календаря

Слайд 17

Единая система эколого-педагогической работы Разделы программы Содержание Формы работы Лес как экосистема В лесу несколько этажей растений: высокие деревья, деревья пониже, кустарники и травы. На всех этажах леса и в почве обитают животные. В лесу много животных, которые питаются различными частями растений: листьями, плодами, корой, почками, цветами (заяц-беляк, лось, белка, лесные птицы и насекомые). В лесу много мелких и крупных хищников, которые питаются другими животными. Все обитатели леса зависят друг от друга. Они приспособлены к жизни в лесу: легко передвигаются, находят разнообразную пищу, убежище, устраивают место для выведения потомства (норы, гнезда, берлоги). Многие животные имеют маскировочную окраску. Все животные приспособлены к сезонным изменениям погоды (например, под зиму запасают корм, ложатся в спячку и пр.) Общение в ходе совместной деятельности Степь как экосистема Степи – это большие безлесные пространства, на которых растут разнообразные травы. В степях часто бывает засуха, поэтому там растут засухоустойчивые растения. В степях живет много разных животных: копытные (сайгаки), грызуны ( суслики, хомяки ), змеи и черепахи, насекомые Пруд, озеро, река как экосистема. Возле водоема много комаров, стрекоз. Они откладывают яички в воду, там из них выводятся личинки, которые через некоторое время превращаются во взрослых насекомых. Новые комары и стрекозы вылетают из воды и живут возле нее. Рядом с прудом селятся водоплавающие птицы. Водой пруда (озера) пользуется человек: берет ее для полива садовых и огородных растений, для других сельскохозяйственных нужд. Пруд (озеро) нельзя засорять. Грязный пруд постепенно превращается в болото, в нем меняется вся жизнь.

Слайд 18

Единая система эколого-педагогической работы Разделы программы Содержание Формы работы Человек – живое существо Человек (ребенок, родители, воспитатели) – живое существо. Ему необходима хорошая пища, чистая вода, чистый и свежий воздух, тепло, чистота, порядок и красота в окружающей обстановке. В таких условиях человек хорошо себя чувствует, не болеет, красиво выглядит, доброжелательно относится к другим людям, бодр и деятелен. Занятия с Айболитом Как человек использует природу. Чистая вода, пригодная для человека, бывает в колодцах, родниках, ее можно пить, не очищая. Колодцы и родники надо охранять от мусора и загрязнения Общение в ходе совместной деятельности Как человек охраняет природу За лесом следят специальные люди (лесничий), которые очищают лес от сухих деревьев, бурелома, подкармливают зимой копытных животных, птиц. На вырубках сажают молодые деревья, которые специально выращиваются в лесопитомниках. Лес нужно оберегать от пожара, поэтому там не следует разводить костров . Человек создает заповедники, охраняет памятники природы, заносит редкие виды растений и животных в Красную книгу. Везде, в каждом крае есть свои заповедные места. Общение в ходе совместной деятельности

Слайд 19

Старший возраст Основная задача воспитателя – показать детям разнообразие природных явлений, помочь понять, что все живое имеет свои потребности, что человек играет важную роль в поддержании, сохранении или создании условий для живых существ . В подготовительной группе работе с детьми по экологическому воспитанию строится вокруг чтения книги В.Танасийчука «Экология в картинках». В книге раскрываются основные понятия и законы экологии; отчётливо прослеживаются три содержательные линии, которые направлены на: 1. Знакомство детей с особенностями приспособления животных и растений к среде обитания; 2 . Знакомство со взаимосвязями живых организмов внутри биоценозов; 3. Введение в различные аспекты взаимодействия человека с природой. Чтение книги перемежается с наблюдениями в природе, беседами, рассматриванием картин, что выстраивает одну общую систему работы, которая последовательно осуществляется на протяжении всего учебного года. Важное место в системе работы занимают тем «Лес» и «Вода». Детей знакомят с лесом как с экосистемой, со связями некоторых ее обитателей, дают представления о значении леса в жизни человека. В зимние месяца и в мае раскрывается темы «Воды»: детям дает представления о свойствах воды, значении в жизни живых существ, знания о водных экосистемах.

Слайд 20

Единая система эколого-педагогической работы Разделы программы Содержание Формы работы Мироздание Дети знакомятся с видимыми явлениями Вселенной. Вселенная – это множество звезд, которые видны ночью на безоблачном небе. Солнце – это наша огненная звезда: оно ярко светит на безоблачном небе, с его восходом начинается день, после его заката наступает ночь. Вокруг Солнца вращаются холодные планеты: Марс, Венера, Земля и другие. Земля – это планета, на которой мы живем. Наша планета – это огромный шар, окруженный слоем воздуха (небо). Большая часть Земли покрыта соленой водой – океанами и морями. Посреди океанов есть суша, твердь – это материки. Их всего шесть: Северная Америка, Южная Америка, Евразия (Европа и Азия вместе), Африка, Австралия и Антарктида. На планете Земля есть два полюса – Северный и Южный, на них очень холодно, они покрыты вечными льдами и снегами. У планеты Земля есть спутник – Луна. Луна – это тоже планета. Она имеет форму шара, по размеру значительно меньше Земли, и вращается вокруг нее. На Луне нет воды, воздуха, тепла, поэтому там не живут растения, животные, люди. Луну видно ночью на безоблачном небе. Она бывает разной формы: в виде узкого месяца, который постепенно становится шире и превращается в круглую Луну, затем убывает, снова становится месяцем и исчезает совсем. Вечернее наблюдение в ясную погоду в зимнее время Вода Старшая группа Наблюдение Воздух Старшая группа Наблюдение

Слайд 21

Единая система эколого-педагогической работы Разделы программы Содержание Формы работы Почва и камни Дети знакомятся с почвами – землей, песком, глиной и их свойствами. Земля –темная (черная, серая), рассыпчатая, пропускает воду и становится мокрой и липкой. Глина – желтая (а иногда красная или белая), плохо пропускает воду. Когда глина сухая, она твердая, а мокрая становится липкой и пластичной, ей можно придать любую форму, можно лепить из нее фигуры. Песок – желтый, рассыпчатый, легко и быстро пропускает сквозь себя воду. Земля нужна всем растениям, они в ней укрепляются корнями, растут. В земле есть питательные вещества, которые необходимы растениям. Их нет в глине и песке. Дети знакомятся с природными камнями: речными, морскими, кусками угля, мела, гранита. Узнают их свойства: речные и морские камни твердые, крепкие, разной формы, цвета и величины; морские камни всегда гладкие и округлой формы – такими их сделало море, постоянное движение волн. Камни можно найти в земле и в воде; мокрые камни красиво блестят. Уголь – черный, твердый, но хрупкий, пачкается, им можно рисовать. Уголь находится глубоко в земле, его специально добывают шахтеры. Он хорошо горит и дает много тепла. Уголь нужен для топки заводам и электростанциям, для обогрева жилища. Мел белый, твердый и хрупкий – легко ломается, пачкается, им можно рисовать. Мел получают из горной породы. Гранит – очень твердый камень разной пестрой окраски. Его добывают в горах, обрабатывают, шлифуют – он становится гладким, блестящим, красивым. Гранитные плиты очень прочные, долго не разрушаются, их используют в строительстве зданий, памятников

Слайд 22

Единая система эколого-педагогической работы Разделы программы Содержание Формы работы Комнатные растения Все органы нужны растению, поэтому их нельзя повреждать и ухаживать за ними надо осторожно. Комнатные растения человек специально разводит для эстетического наслаждения, для красоты. Каждое из них красиво по-своему: листьями, стеблями, цветами. Все растения красивы, если они в хорошем состоянии, растут, цветут. Красота комнатных растений достигается созданием для них хороших условий. Комнатные растения могут плохо себя чувствовать (в этом случае они плохо выглядят), если не удовлетворяются их потребности: бледная окраска листьев, вытянутые стебли бывают при недостатке света; сохнут при недостатке влаги; вянут и гибнут при обморожении; не растут (не дают новых листьев, побегов), не цветут при недостатке питательных веществ в почве. Комнатные растения имеют неодинаковые потребности, их строение приспособлено к разным условиям жизни. Светолюбивые растения ярко-зеленой окраски, яркого рисунка, их следует размещать на окне, ближе к свету. Теневыносливые растения чаще всего имеют темную окраску листьев, их можно размещать недалеко от окна Наблюдение за уходом за растениями воспитателя. Растения на участке детского сада Самые хорошие условия для растений участка летом: тепло, жарко, длинный день, много солнечного света, идут дожди, рыхлая почва впитывает дождевую воду, питает ею и питательными веществами корни растений. В это время много травы, цветов, на деревьях и кустарниках зеленая листва; у всех растений бурная жизнь – они растут, цветут, дают семена. Осенью условия меняются: постепенно становится холодно, меньше света, а воды слишком много (идут дожди). В этих условиях травянистые растения вянут, листья на деревьях и кустарниках желтеют и опадают. Зелеными остаются хвойные деревья – у них вместо листьев жесткие иголки. Зимой условия неблагоприятные: очень холодно, мало света, земля мерзлая, нет воды, вместо нее снег и лед. Жизнь всех растений замирает. Весной условия меняются: становится все теплее и теплее, увеличивается день, поэтому света становится все больше и больше; от тепла тает снег, лед, появляется вода, оттаивает земля. Растения оживают, начинается новая бурная жизнь. Наблюдение

Слайд 23

Единая система эколого-педагогической работы Разделы программы Содержание Формы работы Перелетные и зимующие птицы Старшая группа Подкормка птиц на участке детского сада, ведение календаря Рост и развитие растений Старшая группа Наблюдение, ведение календаря Животные Дети узнают, что птицы размножаются, откладывая яйца: самка откладывает яйца в гнездо и насиживает их. Сначала птенцы растут и развиваются в яйце, им нужно тепло, самка сидит на яйцах и согревает их. Затем птенцы вылупляются, родители (самка и самец) создают все необходимые условия для их роста: кормят, обогревают, охраняют и защищают. Птенцы растут и становятся взрослыми: могут самостоятельно находить корм, строить гнездо, откладывать яйца и выращивать потомство. Дошкольники узнают, что у зверей, у самочек, родятся живые детеныши. Сначала они маленькие и слабые, о них заботится мать: кормит их своим молоком, вылизывает, согревает, охраняет гнездо, защищает. У некоторых зверей ей помогает самец. Детеныши растут, выходят из гнезда, играют, мать учит их отыскивать корм, по-прежнему охраняет и защищает. Довольно быстро малыши вырастают, становятся взрослыми, могут сами добывать корм, защищаться от врагов, выводить потомство. Человек заботится о детенышах домашних животных. Общение входе совместной деятельности

Слайд 24

Единая система эколого-педагогической работы Разделы программы Содержание Формы работы Лес как экосистема В лесу много мелких и крупных хищников, которые питаются другими животными. Все обитатели леса зависят друг от друга. Они приспособлены к жизни в лесу: легко передвигаются, находят разнообразную пищу, убежище, устраивают место для выведения потомства (норы, гнезда, берлоги). Общение в ходе совместной деятельности Степь как экосистема Степи – это большие безлесные пространства, на которых растут разнообразные травы. В степях часто бывает засуха, поэтому там растут засухоустойчивые растения. В степях живет много разных животных: копытные (сайгаки), грызуны ( суслики, хомяки ), змеи и черепахи, насекомые Пруд, озеро, река как экосистема. Водой пруда (озера) пользуется человек: берет ее для полива садовых и огородных растений, для других сельскохозяйственных нужд. Пруд (озеро) нельзя засорять. Грязный пруд постепенно превращается в болото, в нем меняется вся жизнь. Море как экосистема Море – это огромное водное пространство, часть океана, которая находится рядом с сушей или внутри нее. В море соленая вода. В морях и океанах живет много интересных животных: киты – самые громадные и нехищные животные Земли; дельфины – умные и добродушные, они часто помогают тонущим людям; есть осьминоги, морские звезды. В северных морях водятся тюлени, моржи. Во всех морях много разной рыбы, крупных ракообразных и мелких рачков. Растения растут на мелководье или плавают в толще воды. Все животные и растения приспособлены к жизни в воде морей и океанов

Слайд 25

Единая система эколого-педагогической работы Месяц Содержание Сентябрь Диагностика Цикл наблюдений за цветущими растениями. Ознакомление с овощами и фруктами. Цикл наблюдений за песком (подготовительная к школе группа). Октябрь Продолжение ознакомления с овощами и фруктами. Ноябрь Начало подкормки зимующих птиц. Декабрь Цикл наблюдений за елью Январь Цикл наблюдений за снегом, экспериментирование с водой Февраль Посадка лука. Цикл наблюдений за луком. Март Наблюдение за срезанными ветками в вазе. Посев семян на рассаду. Апрель Наблюдение за первоцветами. Май Наблюдение за цветами, насекомыми. Экскурсия на пруд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников на тему: "Формирование у детей дошкольного возраста экологических знаний в процессе проектной и игровой деятельности"

В сложившейся ситуации педагога заинтересовала проблема экологического воспитания и развития детей дошкольного возраста, т.к. в современном обществе необходимо вырабатывать навыки экологически грамотн...

Из опыта работы: " Система работы по экологическому воспитанию"

Экологические знания — это сведения взаимосвязи  растений иживотных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знанияпомогают ребёнку осмыслить, что рядом с ним находятся живые сущест...

Анализ работы по экологическому воспитанию МАДОУ д/с «Зернышко». Создание условий для формирования у детей экологической культуры.

Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать ...

Опыт работы по экологическому воспитанию «Дидактическая игра –в экологическом воспитании детей»

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с приро...

Педагогический опыт работы Тема: «Организация работы по экологическому воспитанию детей раннего дошкольного возраста».

Я уверена, что ранний возраст - самое благоприятное время для экологического воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными с...

Организация работы по экологическому воспитанию в детском саду как средство развития экологической культуры дошкольников.

Материал содержит  практический опыт  работы по экологическому воспитанию дошкольников,включает в себя описание  различных видов   детской деятельности, формы и методы работы ...

Из опыта работы по самообразованию по теме: «Экологический театр, как инновационная форма работы по экологическому воспитанию и речевому развитию дошкольников».

В работе описан опыт, который рассказывает об экологическом воспитании дошкольников посредством  театрализованной деятельности. К задачам, кроме экологических, добавляются еще и речевые. То есть,...