Анализ работы по экологическому воспитанию МАДОУ д/с «Зернышко». Создание условий для формирования у детей экологической культуры.
материал (подготовительная группа) на тему

Рящикова Ирина Алексеевна

Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. Мы считаем, что важная сторона экологического воспитания – это развитие гуманного чувства, действенного отношения к окружающему миру, выработка готовности с радостью трудиться, помогая другим. Самостоятельные дела и поступки детей – это уже критерий экологической культуры.

Педагоги МАДОУ детского сада «Зернышко»  работают по проблеме экологического воспитания уже второй год. В основе работы лежит Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, а так же технологии парциальных программ С.Н. Николаевой «Юный эколог».

Пути реализации системы экологической работы в МАДОУ:

1. Создание условий (экологизация развивающей среды)

2. Работа в лаборатории

3. Исследовательская деятельность дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_raboty.docx48.73 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ работы по экологическому воспитанию                         МАДОУ д/с «Зернышко».

Создание условий для формирования у детей                     экологической культуры.

                           

                       Выполнила: воспитатель Рящикова И.А.

Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это мировоззрение. Поэтому на первый план в системе работы c дошкольниками по экологическому воспитанию необходимо вынести формирование основ экологического сознания, понимания общих законов развития материального мира, а не просто сведений о природных объектах и явлениях.

Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. Мы считаем, что важная сторона экологического воспитания – это развитие гуманного чувства, действенного отношения к окружающему миру, выработка готовности с радостью трудиться, помогая другим. Самостоятельные дела и поступки детей – это уже критерий экологической культуры.

Педагоги МАДОУ детского сада «Зернышко»  работают по проблеме экологического воспитания уже второй год. В основе работы лежит Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, а так же технологии парциальных программ С.Н. Николаевой «Юный эколог».

За это время была создана целостная система, пронизывающая все виды детской деятельности и направленная на решение следующих задач:

  • развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе;
  • воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций, чувства эмпатии;
  • формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера.

При построении системы экологической работы мы обратили особое внимание на следующие основные направления:

  • Познавательное направление работы включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников.
  • Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, экологические игры, игры-путешествия.
  • Изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанно с практическими делами (практическое направление работы) - совместные с родителями акции по озеленению групповых комнат, территории ДОУ, работа на огороде и аптекарской клумбе, оформление  цветников, акции по охране редких цветов, подкормке птиц, изготовление и развешивание кормушек и скворечников, способствуют привитию бережного отношения воспитанников к родной природе.
  • Исследовательское направление работы осуществляется в рамках следующих мероприятий: проектной деятельности, экскурсий в природу, наблюдений, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

Пути реализации системы экологической работы в ДОУ:

1. Создание условий

(экологизация развивающей среды)

Одним из важнейших условий решения задач экологического образования является организация развивающей предметной среды. Предметная среда окружает ребенка и оказывает на него определенное влияние уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, то есть обеспечивала развитие активной самостоятельной детской деятельности. Однако, чтобы предметный материал, который дается детям в свободное пользование, стал стимулятором, источником исследовательской, поисковой деятельности дошкольников, у них должен быть сформирован минимум знаний и способов действий, на которые можно опереться.

Территория детского сада, используется для создания фрагментов природных и культурных ландшафтов,  игровых и спортивных площадок:

  • экологическая тропа, включающая дорожку здоровья, метеорологический уголок, огород, поле злаков, аптекарскую клумбу, уголок нетронутой природы, различные деревья и кустарники, цветники и др.  
  • спортивная и игровые площадки.

На территории ДОУ проложена  экологическая тропа, где дети знакомятся с лекарственными травами, учатся распознавать породы деревьев.

Прогулка – это мини-путешествие, которое создаёт особый, своеобразный мир ощущений, эмоциональный подъём и хорошее настроение. Дети становятся веселее, раскованнее, общительнее. Очень впечатлительных детей легко привлечь к наблюдению за цветом неба, формой деревьев, строением растений. Такие дети удивляются капельке воды, прозрачности льда, журчанию ручейка, пению птиц, полёту жучка.

         На огородных грядках дети выращивают овощные культуры (лук, томат, огурцы, горох, редис, капусту, кабачки и др.), наблюдают за их ростом, узнают о коварных сорняках, проводят эксперименты («О влиянии полива на жизнь растений»).            

Мини экскурсии по экологической тропе проводятся систематически. Мы ходим в одни и те же места, наблюдаем за одними и теми же деревьями, кустарниками, травами, следим за одними и теми же видами насекомых и птиц и с изумлением удивляемся, что «неподвижный мир» меняется и движется, меняются краски, запахи, звуки, события. И это всё связано со сменой времён года.

Дети с удовольствием принимают участие в природоохранных акциях, которые учат любить свой дом, заботиться о нём, наводить порядок. Ведь природа – наш общий дом.

    Во уголке  живой природы собраны разные виды комнатных растений и разные виды животных. В зимнее время года на подоконниках групповых комнат размещается мини огород, что позволяет ребятам выращивать овощи и в холодный период года.  

В обучении и воспитании практикуется комплексный системный подход – от простого к сложному. Под руководством педагогов дети проводят цикл наблюдений за живыми объектами.

 

Воспитателем Рящиковой И.А. и детьми старшей и подготовительной к школе группы проведена экспериментально – исследовательская работа по темам: «Изучение жизненного цикла лягушек и рыб», «Сравнение их». Воспитателем Антоновой Е.А. и детьми второй младшей и средней группы проведена работа по «Изучению рыб». Результаты исследований и полученные знания дети представили на итоговом занятии по экологии в ноябре.

           В природных уголках выделена зона коллекций. Она предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекционный материал служит в качестве наглядного материала и находится в доступности для детей.

При сборе образцов  учитываем следующие аспекты:

  • Доступность объектов сбора (камни, семена растений, сухие листья, ветви, образцы песка и глины, различных почв, речные и морские раковины и т.д.)
  • Разнообразие
  • Краеведческий аспект (местный материал должен составлять основу, базовое ядро коллекций)
  • Страноведческий аспект (любой привезенный объект может послужить прекрасным поводом для разговора о странах, обычаях, природе, народах Земли и т.д.)
  • Безопасность

Так,  коллекция камней направлена на игру, через которую осуществляется и обучение, и развитие ребенка. Коллекции  служат не просто образцами, а объектами, с которыми ребенок имеет возможность играть постоянно: подбирать группы по цвету, размеру и т.п. Кроме того, детям очень интересен сам процесс собирания камней, формирования коллекции. Поэтому мы предпочли сделать собственную коллекцию, а не покупать школьную коллекцию камней.

2. Работа в лаборатории

Лаборатория это новый элемент развивающей предметной среды. Под лабораторией природы мы понимаем специально выделенное место в уголке природы для самостоятельной деятельности детей, направленной на выявление свойств и качеств объектов природы, связей и зависимостей в природной среде через опытно-экспериментальную и поисковую деятельность.

Лаборатория создается для развития у детей интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. В то же время лаборатория это база для специфической игровой деятельности ребенка. Отправной точкой для самостоятельной деятельности детей в лаборатории природы являются сведения, полученные ими на занятиях.

Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебно-познавательное и занимательно-игровое. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.

В результате работы в лаборатории дети имеют представления об основных физических явлениях, о различных свойствах веществ, об объектах живой и неживой природы.

Для повышения экологической культуры дошкольников  педагоги используют разнообразные формы  и методы обучения:

         Интегрированные занятия, наблюдения, целевые экскурсии, экологические акции, опыты, чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов, кинофильмов, беседы, инсценировки, конкурсы, выставки на экологическую тему, труд в уголке живой природы  оказывают большое влияние на экологическое воспитание дошкольников.

        

           Таким образом, с помощью воспитательных мероприятий  мы стараемся сформировать у детей чувства ответственности, самостоятельности, нравственности, творчества, способности видеть смысл своих поступков, т.е. воспитывались личностные качества ребенка, и конечно, экологическая культура, бережное и ответственное отношение к природной среде.            

3. Исследовательская деятельность дошкольников.

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.                                            Задача педагогов дошкольного учреждения - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.

        На занятиях педагоги уделят большое внимание развитию речи, дети учатся задавать вопросы: "Как это сделать?", обращаются с просьбами: "Давайте сделаем так", "Давайте посмотрим, что будет, если…", сравнивают два состояния одного и того же объекта и находят не только разницу, но и сходство. Дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.

Работая в инновационном режиме, некоторые педагоги увлеклись проектной деятельностью.

В группе «Солнышко» проект «Цветочный калейдоскоп», в гр. «Теремок» проект «Юный эколог», в гр. «Радуга» проект «Юные защитники природы».

 Метод проектной деятельности помогает объединить содержание образования из всех областей знаний. Тематика и содержание проектов могут быть очень разнообразны:

  • Познавательно – информационный;
  • Познавательно – исследовательский;
  • Творческий;
  • Творческо – информационный;
  • Исследовательский.

К организации поисковой и творческой деятельности подключаем родителей и родственников детей, т.к. один ребенок  с этой деятельностью не справится.

Предлагаем такие задания, как: изготовить макет огорода, сбор семян, изготовление кормушек и др. 

В данный момент работа по теме «Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников» продолжается.

4.Экологическое просвещение родителей.

Важным аспектом в системе экологического образования является работа с родителями. Уделяя большое внимание совместной деятельности детей и родителей, используем следующие формы работы:

          С желанием и охотой участвуют родители в проведении выставок совместных творческих работ. Здесь представляются поделки из природного материала, рисунки, выполненные детьми и родителями.

          На родительских собраниях педагоги знакомят родителей с работой групп по экологическому воспитанию. В игровой, увлекательной форме родители отвечают на вопросы, ведущего, проигрывают проблемные ситуации.

          С помощью Экологических газет, брошюр, бюллетеней родители в домашних условиях могут проверить знания своих детей по экологии, проверить приметы времен года, поиграть в экологические игры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

В представленном нами материале показана большая работа педагогов ДОУ по экологическому образованию дошкольников.

Хочется отметить, что экологическое воспитание тесно связано  с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка). У дошкольников формируется активная позиция, желание изменить что-либо вокруг себя в лучшую сторону. Педагоги дают детям почувствовать, что даже от их посильных, на первый взгляд незначительных действий зависит, каким будет окружающий мир. Дошкольники учатся понимать и свою ответственность за состояние окружающей среды.

         Именно в дошкольном возрасте дети проявляют большой интерес к объектам природы и легко усваивают разнообразную информацию, если она их привлекает.          

       Результаты проведенной работы говорят о том, что методы и приемы,  используемые в дошкольном учреждении,  поддерживают и развивают интерес дошкольников к получению новых знаний. Осуществляется сотрудничество воспитателей, родителей, по всем аспектам вопроса экологического образования детей.

Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание условий для формирования у детей подготовительной к школе группы с ЗПР представлений о мире насекомых используя нетрадиционные логопедические технологии»

Содержание 1. Актуальность …………………………………………….…………….………2          2. Проблема……………………………………………………………..…………23. Цель проекта………..…………………………………………….…...

«Создание условий по формированию у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни»

Семинар для педагогов -дошкольников МКДОУ д-с «Буратино» Тема: «Создание условий по формированию у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни» ...

Консультация для воспитателей "Создание условий для формирования у детей дошкольников гуманного отношения к окружающим"

Взаимосвязь нравственного поведения устанавливается тогда, когда ребенка упражняют в нравственных поступках, ставят в ситуацию морального выбора, когда он сам решает, как поступить. Делая выбор в поль...

Тематический контроль «Создание условий для формирования у детей потребности в ежедневной двигательной активности»

Цель: Анализ системы работы по созданию условий для формирования у детей потребности в ежедневной двигательной активности         Задачи:Дать оценку педагогичес...

Создание условий для развития у детей экологического сознания

Научить ребят любить природу - благородная задача. Убеждения человека формируются с детства. Одна из главных задач, стоящих перед педагогами - воспитать любовь к Родине. Воспитать любовь к природ...

Доклад на педсовет «Создание условий, способствующих формированию у детей связной речи»

К средствам развития связной речи относят: общение взрослых и детей, культурную языковую среду, обучение родной речи на занятиях, художественную литературу, изобразительное искусство, музыку, театр, з...

Создание условий для формирования у детей начальных научно-технических знаний в области конструирования и моделирования.

Согласно ФГОС ДО  вариативность предметно-пространственной среды является одним из условий обеспечения эффективного образовательного процесса в дошкольном учреждении, создает благоприятную атмосф...