Создание условий для развития у детей экологического сознания
статья (средняя группа)

петрова ирина михайловна

Научить ребят любить природу - благородная задача. Убеждения человека формируются с детства. Одна из главных задач, стоящих перед педагогами - воспитать любовь к Родине. Воспитать любовь к природе - значит воспитать любовь к Родине. Чувство любовь к природе можно воспитывать, если знакомить детей с ее тайнами, вместе с ними разгадывать их, рассказывать им интересные моменты из жизни растений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya-petrova_i.m.docx17.76 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

Комбинированного вида д/с 85

Калининского района

Создание условий для развития у детей экологического сознания

Воспитатель : Петрова И.М.

Санкт -Петербург

С 90 - х. годов прошлого столетия идет интенсивное развитие системы непрерывного экологического образования. Особенно бурно оно развивается в начальном звене - дошкольном воспитании. В этот период появилась новая ветвь дошкольной педагогики - экологическое воспитание, занявшее место традиционной методики ознакомления детей с природой.

Научить ребят любить природу - благородная задача. И немалую помощь в этом плане оказывает комнатное цветоводство. Ведь в уголках природы дети круглый год видят рост и развитие растений, ухаживают за ними, приобретают необходимые трудовые навыки: учатся правильно поливать, рыхлить землю, обрезать сухие листья, мыть и опрыскивать, с помощью воспитателя производить подкормку и черенкование растения.

Убеждения человека формируются с детства. Одна из главных задач, стоящих перед педагогами - воспитать любовь к Родине. Воспитать любовь к природе - значит воспитать любовь к Родине. Чувство любовь к природе можно воспитывать, если знакомить детей с ее тайнами, вместе с ними разгадывать их, рассказывать им интересные моменты из жизни растений. Учить детей наслаждаться природой: запахом цветущих трав, красотой цветка и листьев. Узнав природу и заинтересовавшись ею, ребенок обязательно полюбит ее. У него появится желание узнать о ней больше.

Известно, что у ребенка восприятие природы острее, чем у взрослого, чувствует он сильнее, т.к. соприкасается с природой впервые и у него непреодолимо растет любовь к природе и желание понять ее.

Поддерживая и развивая этот интерес, педагог может воспитать многие положительные качества личности. Особенно большое влияние природа оказывает на умственное развитие ребенка. Основоположники материалистического мировоззрения придавали огромное значение естествознанию в умственном воспитании и развитии подрастающего поколения. Природа ощутима, материальна.

Наша задача учить детей устанавливать известную связь явлений,

делать обобщение и выводы на основе наблюдений, развивать речь детей. Знакомство с природой способствует воспитанию положительных черт характера. Уход за растениями приучает детей заботиться о живых существах, проявлять к ним внимание. При этом развивается терпение, выдержка, самостоятельность, трудолюбие, привычка тщательно выполнять свои обязанности. Дети приучаются работать в коллективе, привыкают к взаимопомощи. Здесь воспитывается бережное отношение к результатам коллективных усилий.

Пребывание детей в природе, их занятие по выращиванию растений, по уходу за ними оказывает большое влияние и на физическое развитие ребенка.

Всем известно, что солнце, воздух и вода - основные факторы закаливания организма ребенка. Однако помимо специальных процедур воспитатель должен обеспечивать благотворное воздействие природы на

\

ребенка повседневно, в любых условиях.

Занятия на свежем воздухе, работа в цветнике, на огороде, в уголке природы - все это будет совершенствовать физическое развитие детей.

Перед педагогами стоит задача сделать природу одним из основных средств, всестороннего развития ребенка, его индивидуальных способностей, чтобы он вырос достойным гражданином нашего общества.

Основная задача ознакомления детей с растениями в подготовительной группе - формирование элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы: зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света и т.д.)

Дети знакомятся с постоянно повторяющимися закономерностями изменений в жизни растений в то или иное время года, с основными периодами их развития и роста.

Система занятий с детьми по ознакомлению дошкольников с комнатными растениями отражена в перспективном плане.

Долг воспитателя - привить детям высокую гражданскую

обязанность: беречь природу и охранять ее богатство. Заставить любить природу невозможно, но преподнести уроки доброты сможет каждый. Главное - не пройти мимо пытливого взгляда ребенка и его бесконечных «почему», и в этом нам очень помогают комнатные растения.

Дети, называя комнатные растения, не могут дать им характеристику, но они могут рассказать то новое, и вычленить главное, что услышали из рассказа воспитателя. Очень важно, чтобы комнатные растения содержались правильно, а не имели весьма жалкий вид, т.к. такие растения не осуществляют педагогического воздействия, а объясняется это тем, что воспитатели не знают правил ухода за растениями.

Каждое растение имеет свои специфические особенности, в зависимости от его происхождения, и помимо педагогического, декоративного и эстетического назначения, комнатные растения приносят пользу, освобождая воздух от избытка углекислого газа и пыли, насыщая его фитонцидами. Растения - это кондиционеры, обладающие высокой способностью уничтожать вредоносные бактерии.

Вряд ли целесообразно заводить слишком много комнатных растений в группе - их не более 9-10 экземпляров. Желательно, чтобы среди комнатных растений были и цветущие, но надо научить ребят не просто любоваться на цвета, а и всматриваться в них, видеть различия между ними. Дети старших групп должны привлекаться к обсуждению - как лучше расставить цветы в комнате, где должен находиться цветок в аспекте освещенности. Полезно менять цветы, вносить новые, выставлять на вид только что распустившиеся растения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для развития речи детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении

Квалификационная работа о своевременном формировании речи детей начиная с раннего детства....

Создание условий, способствующих развитию одаренности детей

Выступление на методическом совещании по вопросам работы с одаренными деттьми в условиях ДОУ...

Создание условий, способствующих развитию одаренности детей

Выступление с докладом на педагогическом совещании по воросам работы с одаренными детьми в ДОУ...

Критерии создания условий для развития у детей интереса к физическим явлениям и свойствам окружающего мира

Критерии создания условий для развития у детей интереса к физическим явлениям и свойствам окружающего мира:- знакомство с различными свойствами веществ: твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плав...

Актуальность создания условий для развития креативности детей старшего дошкольного возраста через использование сказки

Статья обращает внимание на актуальность создания условий для развития креативности дошкольников через использование сказки, а также знакомит со способами и приемами сочинения сказок....

Создание условий для развития самостоятельности детей младшего дошкольного возраста в режимные моменты.

Истоки самостоятельности зарождаются в раннем возрасте и напрямую связаны с формированием навыков самообслуживания у детей. Успешность формирования самостоятельности при самообслуживании и общении со ...

Анализ работы по экологическому воспитанию МАДОУ д/с «Зернышко». Создание условий для формирования у детей экологической культуры.

Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать ...