Актуальность создания условий для развития креативности детей старшего дошкольного возраста через использование сказки
статья по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Статья обращает внимание на актуальность создания условий для развития креативности дошкольников через использование сказки, а также знакомит со способами и приемами сочинения сказок. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktualnost_sozdaniya_usloviy.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность создания условий

для развития креативности детей старшего дошкольного возраста через использование сказки

     Тема создания условий для развития креативности детей была чрезвычайно актуальна во все времена.  В наше время упущения в творческом развитии детей чувствуются тоже очень остро. В городах дети оторваны от природы, родители много работают, бабушки и дедушки – тоже и, даже, если вся семья вечером дома, ребенку, в лучшем случае, прочитают на ночь сказку, пообщаются с ним, выслушают его, ответят на все волнующие ребенка вопросы и расскажут что-нибудь интересное, а, в худшем, отправят к телевизору, компьютеру или к игрушкам, что означает: «Разбирайся, милый, сам со своими проблемами».

      Меньше стало «почемучек», потому что они часто слышат: «Не мешай, мне некогда, подожди»,- а, в результате, ребенок варится в «собственном соку, сам решает все свои проблемы. А мы, взрослые, родители, педагоги нужны ребенку не только для того, чтобы согреть его своей любовью, но и для того, чтобы показать ему этот загадочный, интереснейший мир во всем его многообразии, яркости красок, событий, незнакомых ему явлений природы и окружающего мира.

       Совершенно удивительным образом преображает жизнь ребенка русская народная сказка, порой простая, незатейливая, но очень близкая и понятная маленькому человеку. Со сказкой ребенок погружается в фантастический мир превращений, чудес, волшебства. Малыш эмоционально, чутко переживает вместе с героями их проблемы, с облегчением  вздыхает, когда сказка хорошо кончается, а, главное, - в нем просыпается личность, способная творить: изменять сюжет сказки, добавлять новых героев, продолжать развивать сюжет по своему усмотрению, а, в дальнейшем, самостоятельно сочинять сказки. И вот, когда ребенок почувствовал, еще только нащупал свои творческие силы, мы, взрослые, должны быть готовыми к реализации неисчерпаемых возможностей нашего начинающего созидателя. С детьми, как можно чаще, нужно посещать театры, кинотеатры, где они знакомятся с новыми сказками, нужно показывать им мультфильмы по мотивам русских народных сказок,  давать слушать звукозаписи разных сказок в исполнении артистов, читать  много литературных и русских народных сказок, обсуждать их, делиться впечатлениями о прочитанном, а также объяснять значение пословиц, поговорок. Ребенку  очень интересно сопоставлять значение той или иной пословицы с основной мыслью сказки. Здесь возможны самые неожиданные интерпретации  и истолкования сюжетов сказок, что помогает понять, насколько глубоко и разнопланово ребенок понимает основную мысль пословицы в соотнесении со сказкой, но в этом ведь тоже просматривается творчество.

      Когда накоплен большой потенциал знаний о сказках, ребенок свободно  ориентируется в понимании особенностей композиционного построения, имеет достаточный опыт общения с самыми разными сказками, тогда он начинает творить сам.

      Многие дети сочиняют замечательные сказки, наполненные добротой, юмором. Эти сказки выделяются сразу своей детской непосредственностью, свежестью, новизной содержания. При своем рождении детская сказка проходит через призму детского восприятия, наполняется неповторимой, какой-то очень трогательной энергией, динамикой и, как правило, очень неожиданным сюжетом.

      В моей практике были и есть дети, которые, придя в детский сад, в лучшем случае, умели погонять машинку из угла в угол, или одеть, раздеть куклу. Учитывая, что детям не по два года, а шесть- семь лет, то ситуация казалась очень грустной и безысходной. Но, когда дети начали погружаться в волшебный мир сказок, эта ситуация  кардинальным  образом поменялась. Они стали выдавать такие перлы, от которых захватывало дух. Ну вот, например, перед детьми была поставлена задача спасения козла  (по р. н. сказке «Лиса и козел»). Детвора начала наперебой предлагать варианты спасения козла, которого хитрая лиса заманила в колодец и, прыгнув ему на спину, выскочила наружу. Вот некоторые из них:

1.За козлом приехал ежик на тракторе со специальным тросом.

2.Зайка позвал друзей-зайчат, и они, как репку, вытащили козла из колодца. 3.Пришел медведь с упавшей сосной и спас бедолагу. Но самым удивительным для меня было следующее. Знакомясь со сказкой «Лиса и козел», мы выбирали пословицы, которые подходят к содержанию сказки, типа: «Не зная броду, не суйся в воду». Но, неожиданно работа пошла по новому сценарию. Олеся Г. предположила, что волк сможет спасти козла и, для этого он прыгнул к нему в колодец. Сразу же возник вопрос: Что же  это за спасение, если волк сейчас съест козла? Началась интересная творческая мыслительная работа. Аня Ф. неожиданно предложила спасаться козлу без чьей-либо помощи, самостоятельно. Каким образом? Да волка использовать как ступеньку для прыжка. Козел должен помнить, как выбралась из колодца лиса. А Слава Б. тут же предложил применить к этой ситуации пословицу «Как аукнется, так и откликнется». На мой взгляд, это была добротная творческая работа, результативная, особенно, когда ребенок проявляет находчивость казалось  в безвыходной ситуации и соотносит глубокую народную мудрость пословицы с содержанием сложившейся новой ситуации в сказке.

       А вот, сочиненные детьми сказки, в основу которых был положен так называемый «бином фантазии», предложенный в свое время великим итальянским сказочником Джанни  Родари в его совершенно потрясающей книге «Грамматика фантазии, или Введение  в искусство придумывания историй». Суть «бинома фантазии» заключается в придумывании интересной истории, в которой увязывались бы два случайно выбранных и разных, порой противоположных по смыслу понятия, предмета или персонажа. Необходимость совместить несовместимое, или далекое по смыслу, значительно повышает творческую активность детей. Судите сами:

 Антон Я. «Карандаш и скотч»

     Жили-были в одном ящике стола Карандаш и Скотч. Они дружили. Карандашу все время надо было двигаться куда-то, что-то придумывать, а потом  это рисовать. Карандаш был очень общительным, каждый день знакомился все с новыми и новыми карандашами, красками, фломастерами, мелками, поэтому он часто и надолго укатывался из ящика, а Скотч в это время очень скучал по Карандашу и грустил, потому что был ленивым и замкнутым.

     Однажды Скотч рассердился и сказал Карандашу:

- Сегодня я не пущу тебя из дома никуда!

- Но я еще не доделал много дел, у меня осталась недорисованной большая картина, - возмутился Карандаш.

Скотч не послушал Карандаша и приклеил его накрепко к ящику своей липкой лентой. Карандаш заплакал и спросил:

-Разве так поступают друзья? Тебе скучно, потому что ты ничем не занят, а я хочу предложить тебе дело. Пойдем вместе со мной, и ты будешь покрывать мои рисунки и рисунки моих друзей своей липкой лентой, защищать их от дождя и снега, от неаккуратных людей, которые рассматривают наши рисунки немытыми руками.

    Скотч согласился и они стали жить-поживать и добра наживать, а также успешно сотрудничать.

   

   Вероника К. «Поросенок и котенок»

    В одном дворе жили-были Поросенок и Котенок. Поросенок был грязнулька и все время лежал в теплой луже, а Котенок был очень чистенький, постоянно умывался, следил за красотой своей мягкой шерстки.

    Поросенок много ел, был толстенький и очень любопытный.

    Однажды он захотел посмотреть, что делается в соседнем дворе, встал из своей лужи и пошел к дырке в заборе. А в соседнем дворе стоял шум и гам. Это   дрались петухи, пух и перья летели в разные стороны. Поросенок захотел рассмотреть петухов получше и застрял. Он так завизжал, что петухи испугались и убежали, а Поросенок продолжал визжать. Ему было больно и страшно. Котенок, не раздумывая, бросился спасать Поросенка. Он оторвал еще одну доску в заборе и освободил несчастного грязнульку. Теперь они оба были очень грязные, но, несмотря на это, дружно смеялись и кувыркались от радости.

      Подобного рода творческая деятельность помогает детям раскрепоститься, развивает речь, учит логически мыслить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА развития воображения детей старшего дошкольного возраста через креативные психотерапевтические техники

Данная программа, представляющая собой авторскую методику основанную на развитии воображения, поможет ребёнку не потерять способность к творчеству даст возможность детям творить самоутверждаться, само...

Создание условий для развития речи детей старшего дошкольного возраста (по программе «Развитие» Л.А. Венгера, О.М. Дьяченко)

В работе педагогов из МБДОУ "ДС "Дельфин" по программе «Развитие» используется прием наглядного моделирования, где дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качеств...

Исследовательский проект на тему «Создание педагогических условий для развития ловкости детей старшего дошкольного возраста с использованием подвижных игр и игровых упражнений с мячом»

В проекте описывается исследование поразвитию ловкости у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучению подвижным играм и упражнениям. Составлен план работы с детьми, педагогами и родителями....

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр по ПДД.

laquo;Игра – это огромное   светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости ...

План по самообразованию «Создание педагогических условий для развития ловкости детей старшего дошкольного возраста с использованием подвижных игр и игровых упражнений с мячом»

Работа над темой включает в себя работу по трем направлениям: работа с детьми, с родителями и педагогами, что способствует формированию углубленных  знаний о мяче и совершенствованию умений и ком...

Материал в помощь родителям для создания дома условий по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР (пересказ сказки по опорным картинкам по теме транспорт)

Материал в помощь родителямдля создания дома условий по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР(пересказ сказки по опорным картинкам  по теме транспорт)...