Семинар , проект: "Город профессий" создание условий для формирования у детей дошкольного возраста основ по финансовой грамотности и систематизации знаний о профессиях.
рабочая программа

Ушакова Мария Владимировна

Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни. Первые шаги к будущей профессии ребенок делает в детстве. Именно тогда примеряются роли доктора, повара, продавца, шофера — тех специальностей, которые видит ребенок вокруг себя. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

(слайд 1) Добрый день уважаемые коллеги!

(слайд 2) Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни. Первые шаги к будущей профессии ребенок делает в детстве. Именно тогда примеряются роли доктора, повара, продавца, шофера — тех специальностей, которые видит ребенок вокруг себя. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Наш проект помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешной социализации детей и ранней профориентации.

(слайд 3) Задача воспитателей в детском саду не только раскрыть перед дошкольниками мир профессий, но и помочь маленькому человеку соотнести свои увлечения и таланты с работой взрослых. Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем. Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий. Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу, педагоги ДОУ разработали проект по финансовой грамотности, связанный с ранней профориентацией детей.

(слайд 4) Сначала мы изучили понятие «профессиональная ориентация»? {Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям}.

Профориентация дошкольников - это новое, малоизученное направление в дошкольном воспитании, поэтому она требует планомерности, систематизации и углубленной работы, так как большинство детей имеют недостаточно знаний и представлений о профессиях взрослых.  

(слайд 5) Тогда и пришла идея реализовать это направление через проектную деятельность с использованием LEGO –технологий.

Идея сделать LEGO-конструирование процессом целенаправленным, расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также привлечь родителей к совместному техническому творчеству легла в основу нашего проекта «Город профессий». Работа с LEGO -конструктором позволяет ребенку оценить результаты своего и чужого труда, а это определенная последовательность и точность в работе.  

(слайд 6) Наш проект направлен на создание образовательного пространства (площадки на улице) для формирования финансовой грамотности и профориентации у детей дошкольного возраста.

(слайд 7) С помощью конструктора «Giga Bloks» дети воплощают идею модульности, наглядно демонстрирующего то, как можно решать некоторые технические проблемы, а также прививают навыки сборки. Наш проект направлен на формирование коммуникативных способностей детей, умения работы в команде, развитие навыков сотрудничества в процессе коллективного конструирования. Через конструктивную деятельность дети получают знания и о финансовой грамотности, и значении профессии.

Теперь более детально рассмотрим сам проект.

(слайд 8) Цель проекта: создание условий для формирования у детей дошкольного возраста основ по финансовой грамотности и систематизации знаний о профессиях.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • познакомить дошкольников с денежной сферой жизни, сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению, сформировать взаимосвязь понятий: «труд – продукт – деньги»;
  • стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
  • положить начало формированию финансово-экономического мышления;
  • расширить кругозор дошкольников о категориях профессий и представления детей о профессиональной деятельности родителей (законных представителей);
  • создать на основе принципа интеграции видов детской деятельности, условия для решения практических задач самими детьми.

(слайд 9) Развивающие:

  • развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике;
  • развивать речь, внимание, память, наглядно-образное мышление, воображение в процессе познавательно-игровой деятельности;
  • развивать интерес детей к самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности, связанных с различными профессиями, формировать способность видеть и решать игровые проблемы.

Воспитательные:

  • воспитывать уважение к своему и чужому труду, добросовестного отношения к посильному труду, коллективизму в быту, предусматривающему взаимопомощь между членами семьи, друзьями;
  • воспитывать нравственно-экономические качества личности: трудолюбие, деловитость, предприимчивость, добросовестность, ответственность и самоконтроль, уверенность в себе, поиск наилучшего выхода из ситуации;
  • воспитывать интерес к техническому творчеству и бережное отношение к материальным ресурсам, предназначенным для конструирования;
  • обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах формирования финансовой культуры дошкольников.

(слайд 10) Метод проекта - информационно-исследовательский, игровой, с использованием современных технологий. Проект долгосрочный, продолжительностью в два года. Участники проекта дети дошкольного возраста от 3 до 7 лет и их родители (законные представители), педагогический коллектив ДОУ. Этот проект направлен на систематическую разноплановую работу с детьми, педагогами и родителями с применением современных педагогических технологий. Он предполагает вовлечение воспитанников ДОУ в конструктивно – модельную деятельность с вариантами моделирования и конструирования игрового пространства, знакомство детей с профессиями как с источником получения заработной платы.

(слайд 11) Материально-техническое обеспечение данного проекта включает в себя:

  • Организацию познавательно-развивающей площадки, которая состоит из элементов пазлового покрытия Puzzle Playground ODA-L для игровой площадки, набора для детских садов «Giga Bloks Outdoor 10» (1028 деталей) для конструирования объёмных моделей на улице и детского домика LKids;
  •  Сбор моделей из различных видов конструктора Lego – DUPLO, HUNA, Lego – klassik;
  • Использование методической и художественной литературы, наглядно-дидактические пособия по финансовой грамотности.

(слайд 12) План реализации проекта включает 3 этапа, 1 организационный, это постановка целей, банк идей по разработке и содержания учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта, предсказания путей реализации проекта, прогноз результативности проекта ((((анкетирование родителей по проблем определение актуальности значимости проекта, (поиск, изучение эффективных технологий и методик в области обучения детей финансовой грамотности и профориентации). Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, организация развивающей среды в группе.)))))

Второй этап проекта основной, это беседы и игры с детьми, которые направлены на развития знаний о финансовой грамотности и профессиях людей, такие игры, как «Все профессии нужны – все профессии важны», «История возникновения денег», «Что такое деньги и зачем они нам нужны?», и другие.(((( («На что мы тратим деньги в семье», «Откуда берутся цены на товары в магазинах?», «Где люди хранят деньги?», «Всё ли в нашей жизни можно купить и продать?», «Экономия тепла, света и воды». Подготовка и проведение экскурсий в магазины и банки.

Организация настольных игр (Денежный поток, Монополия, Монополит, Лунапарк и др.).

Организация развивающих и дидактические игр («Пятый лишний», «Подбери витрину для магазина», «Кому что нужно для работы», и др. игры по продвижению проекта)))).

 (слайд 13) Педагоги проводят мероприятия по  ознакомлению детей с художественной литературой, которые так нам знакомы, Чтение  Корнея Ивановича Чуковского сказка про«Муха-цокотуха», сказки Александра Сергеевича С Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о золотом петушке»,  и другие.(((В.П. Катаев «Цветик-семицветик», Успенский Э., Агрон И. Бизнес крокодила Гены. М., 1993        К.Чуковский «Муха цокотуха»      Э.Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот», С. Михалков  «Три счастливца»      А.В.Латышев «Сивка-Бурка»,      А.Н.Афанасьев  «Иван-Царевич и серый   волк».        А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»  Х.К.Андерсен «Дикие лебеди.        Л.Н.Толстой «Мужик и медведь», «Хаврошечка»       К.Д.Ушинский «Мена»,         А.Зайцев «Лисичка со скалочкой», В.Катаев «Дудочка и кувшинчик,     Г. Х. Андерсен «Новое платье короля», «Огниво»,         Ф. Хопер «Продавец и лось» , «Как мужик гусей делил» ,   Ш. Перро  «Кот в сапогах»,.        Русские народные сказки  «Как барин овцу купил», «Чудесная рубашка»       Грузинская народная сказка «Заработанный рубль»

Загадывание загадок, кроссвордов, рассматривание иллюстраций.))) 

(слайд 14) Дети заитересованы в просмотрах мультфильмов про деньги и професии это серии мультфильмоф «Уроки тетушки совы», «Фиксики», «Три кота», «Смешарики».  

(слайд 15) Одним из главных направлений проекта является  взаимодействие с родителями , где следует подчеркнуть, что первые познания об экономике дети получают в семье. Для обогащений знаний мы проводим беседы, делаем пямятки, проводи консультации в чатах с родителями, на финансово-экономические темы «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность», «Родителям о финансовой грамотности дошкольников», «Все профессии важны», и совместное составление по изготовлению дидактического материала  для лэпбуков.

(слайд 16) Родители заинтересовались поучаствовать в познавательно – практической деятельности «Как я сам ходил в магазин» где дети составляют рассказов из собственного опыта о том, как сами сходил в магазин.

Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду, знания о финансовой грамотности.

Ожидаемые результаты проекта:

  1. Повышение компетентности в финансовой грамотности всех участников проекта.
  2. Обогащение предметно-развивающей среды с помощью создания многофункциональной площадки на улице «Город Профессий» с выносным интерактивным материалом для закрепления знаний по теме проекта.
  3. Формирование банка методических материалов по финансовой грамотности.
  4. Демонстрация опыта в социальных сетях.
  5. Анализирование результатов с помощью мониторингов.

(слайд 17) Спасибо за внимания.

Сейчас мы с Вами посмотрим несколько видеосюжетов с игровыми моментами, которые проводятся в рамках основного этапа. Первый фрагмент с воспитанников младшей группы. Здесь используется простой набор конструктора Лего, и продемонстрированы первоначальные навыки конструирования – соединение деталей. Тема игры: «Магазин». Свой опыт демонстрирует воспитатель первой категории Шлячина Карина Васильевна. (видео 1) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта Тема: " Формирование у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни"

Данный опыт раскрывает, как можно воспитать детей здоровыми и крепкими, а также ценить своё здоровье и ответственно относится к нему....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ « Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения»

Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсут...

«Создание условий по формированию у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни»

Семинар для педагогов -дошкольников МКДОУ д-с «Буратино» Тема: «Создание условий по формированию у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни» ...

Проект "Формирование у детей дошкольного возраста основ нравственно-патриотического воспитания через приобщение к русской народной культуре"

Проект "Формирование у детей дошкольного возраста основ нравственно-патриотического воспитания через приобщение к русской народной культуре"...

Выступление на семинаре " Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту , социуме, природе"

Выступление на семинаре "Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасногоповедения в быту, социуме, природе"...

Методическая разработка по ознакомлению детей дошкольного возраста с основами финансовой грамотности «Юный финансист»

Цель разработки – формирование у детей дошкольного возраста предпосылок финансовой грамотности и правильного восприятия денег и денежных отношений....

Игровые технологии, как одно из условий формирования у детей дошкольного возраста основ правовой культуры.

Большое значение в педагогическом процессе воспитания правовой культуры отводится игровой деятельности. В игре дети в увлекательной форме закрепляют систему элементарных правил и обязанностей детей в ...