Выступление на семинаре " Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту , социуме, природе"
материал по обж

Дорина Людмила Владимировна

Выступление на семинаре "Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасногоповедения в быту, социуме, природе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО   ПОВЕДЕНИЯ  В БЫТУ, СОЦИУМЕ, ПРИРОДЕ

Автор: Дорина Людмила Владимировна

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 2 р.п. Беково, Бековского района, Пензенской области

Одним из направлений своей педагогической деятельности я выбрала организацию работы по воспитанию безопасного поведения детей в быту, социуме, природе.  Выбранную тему считаю актуальной, так как уверена, что формирование основ безопасного поведения — сложный, непрерывный, систематический и последовательный процесс, который должен начинаться в дошкольном возрасте. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее безопасное существование детей в окружающей среде. Воспитание навыков безопасного поведения осуществляется на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Работа по воспитанию навыков безопасного поведения ведется в группе в системе постоянно. Она входит логическим элементов во все виды детской деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания ребенок пропускал, через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

Главная цель моей работы - формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Она реализуется путем решения нескольких задач:

-Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах поведения в быту, социуме, природе;

-Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки.;

-Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения

Данные задачи решаю при помощи современных технологий, а именно:

-здоровьесберегающие технологии;

- игровые технологии;

- информационно-коммуникационные технологии;

-технологии проектной деятельности;

Планируя формы и приёмы работы с детьми, приоритет отдаю деятельностному подходу, непосредственно образовательной деятельности через тренинги, занятия-проекты, экспериментирование, соревнования, театрализованные представления, задания, акции безопасности, игры-путешествия, активно используя планы, схемы, модели, фото, стенды, рисунки.

Так как ведущим видом деятельности ребенка является игра, поэтому оптимальным методом формирования основ безопасного поведения дошкольников считаю игровую технологию. Игровые технологии – это использование игр и игровых упражнений; соревнований, драматизаций, конкурсов, ребусов, кроссвордов, головоломок, выставок детских творческих работ, тематических и досуговых мероприятий, развлечения, целевые прогулки.

В своей работе я использую часто игровые тренинги («Найди опасные предметы», «Помогите! Полиция!», «Знакомый, свой, чужой», «Скорая помощь» и другие) На тренингах проигрываем различные жизненные опасные ситуации, учимся правильно их оценивать, находить конструктивный выход. Направляя детей на поиск выхода из кризисной ситуации, игровой тренинг способствует развитию у них поисковой активности. Основное содержание распределяю по направлениям: «мое здоровье», «безопасность в помещении», «безопасность в природе», «правила дорожного движения». В качестве дополнительного материала включаю литературные произведения.

Ежедневно во второй половине дня, перед уходом детей домой провожу «минутки безопасности» На «минутках» обсуждаем одну конкретную ситуации или проговариваем правило поведения. Продолжением таких экспресс- занятий являются задания на дом в виде наблюдения за чем-либо. Родители являются активными участниками этих наблюдений.

Одной из интерактивных форм применяемой мною в образовательной деятельности дошкольников является квест-игра. Квест – это игра, в которой задействуется одновременно интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, это тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств. Дети учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Все это способствует сплочению детского коллектива

В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации). Необходимо отметить, что квест-технология актуальна в контексте требований ФГОС ДО. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в дошкольном образовании, которая способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Форма проведения организованной образовательной деятельности в форме квестов нестандартна, интересна. Это могут быть увлекательные путешествия, познавательные экскурсии, интересные встречи.

Для каждой квест-игры составляю сценарий на основе сказки, придумываю легенду. Дети вместе с персонажем отправляются в путешествие, где их ожидают разные преграды в виде спортивных и интеллектуальных заданий.

 В квест-играх широко использую такие приемы, как танцевальные импровизации, загадки, экспериментирование, элементы конструирования и моделирования, задания творческого характера, игры – дидактические, спортивные, театрализованные. Во 2 младшей группе проводила квест- игру   «Безопасность для малышей» Для дошкольников постарше подойдут квест-игры : «Тропинка безопасности», « Не шути с огнем», Знатоки правил безопасности»

Таким образом в процессе целенаправленной работы по формированию знаний о правилах безопасного поведения в быту, социуме, природе с применением игровых технологий происходит постепенное осознание детьми их смысла. Дети начинают выделять источники опасности в быту, способы обращения с потенциально опасными предметами и объектами, понимают необходимость соблюдения мер предосторожности. Научившись поступать определенным образом в игровых условиях, дошкольники намного увереннее чувствуют себя в реальной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Опыт работы по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе"

Обобщение опыта работы воспитателя старшей группы по формированию основ безопасного поведения....

"Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту, социуме, природе" (из опыта работы).

Круглый стол в ГАОУ ДПОИРРПО в центре дошкольного образования: "Социально-коммуникативное развитие дошкольников" (в режиме онлайн). Материал из опыта работы на тему: "Формирование у дет...

«ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ, СОЦИУМЕ, НА ПРИРОДЕ»

laquo;ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ, СОЦИУМЕ, НА ПРИРОДЕ»...

«ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ, СОЦИУМЕ, НА ПРИРОДЕ»

Планработы по формированию безопасного поведения детей в быту, социуме, на природев  МБДОУ д/с № 2 "Малышок"на 2023-2024 учебный год  №ТемаМесяцОтветственные1.«Острые пр...