Формирование обобщенных представлений о домашних и диких животных у старших дошкольников
статья по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Формирование обобщенных представлений о домашних и диких животных у старших дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование обобщенных представлений

о домашних и диких животных у старших дошкольников

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее всего человечества, экологическое воспитание и образование являются одной из актуальнейших проблем современности.

Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человечества.

Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании.

Решая задачи экологического воспитания в дошкольном возрасте, в первую очередь необходимо сформировать систему знаний о природе, научить детей понимать и устанавливать существующие в ней связи и зависимости, действовать в соответствии с полученными знаниями.

Общее представление о живой природе – это вовсе не совокупность знаний отдельных фактов, а такая последовательная, взаимосвязанная закономерностями цепочка знаний, которая в результате раскрывает перед ребенком многообразие, приспособленность и развитие форм природы.

Детям даются знания о целостности каждого живого существа, представления о потребностях конкретных животных в условиях среды, о труде человека по выращиванию животных, о роли человека в нарушении и сохранении целостности экосистемы, о необходимости бережного и заботливого отношения к природе.

Некоторые животные могут испытывать чувства, схожие с чувствами человека, – голод, боль, удовольствие, радость, привязанность. У детей углубляются представления о размножении животных, об основных фазах жизненного цикла животного, о зависимости роста, развития и размножения от условий среды, знания о том, что человек бережно и гуманно относится к среде обитания, сохраняет заповедные места, защищает вымирающих животных («Красная книга»).

Раскрытие все новых и новых знаний о живом создает предпосылки для обобщения представлений детей о ценности природы и нормах взаимодействия ее объектами, для включения в следующие разделы более сложных умений экологически ориентированного взаимодействия с природой, дальнейшего накопления опыта гуманно-ценностного отношения к ней. Животные воспринимают отношение к ним человека (хорошее, доброе, злое, жестокое). Они выражают это поведением, состоянием.

Программой, которой я руководствуюсь в работе, является программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», созданная на основе Концепции экологического воспитания дошкольников. Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие, разработана на основе многолетних исследований С.Н. Николаевой методов ознакомления дошкольников с природой и экологического воспитания. Кроме того, программа строилась с учетом результатов исследований ученых в области детской психологии и педагогики (А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, В.С. Мухиной, Н.Н. Поддьякова, Г.П. Саморуковой).

Дети старшего возраста имеют представления о домашних животных, узнают их по внешнему виду, названию, поведению, знают их детенышей, понимают, что их жизнь тесно связана с человеком. Например, человек кормит их, строит теплое помещение, заготавливает корм впрок, ухаживает, использует их в хозяйстве.

О диких животных дети знают, что они живут в лесу. Все обитатели леса зависят друг от друга. Они приспособлены к жизни в лесу: легко передвигаются, находят разнообразную пищу, убежище, устраивают место для выведения потомства (норы, гнезда, берлоги). Многие животные имеют маскировочную окраску. Все животные приспособлены к сезонным изменениям погоды. Например, запасают корма на зиму, ложатся в спячку.

В своей работе использую разные методы и приемы.

Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.

В старшем дошкольном возрасте используется специальный прием – введение мерки и сравнение с ней животного. Разработано пособие, на котором в масштабе изображены разные животные, а на отдельной карточке – человек. Дети должны ставить карточку рядом с животным и оценивать его размер в сравнении с ростом человека. Дошкольники могут убедиться, что слон – громадное животное, а кит – настолько огромный, что не сможет уместиться даже в групповой комнате.

Наблюдение – это специально организованное, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия – зрительное, слуховое, тактильное, обонятельное и другое.

Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, формированию интеллектуальных способностей. Наблюдение природы является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей. А правильно подобранный иллюстративно-наглядный материал, информационно-коммуникационные технологии помогают закреплять и уточнять представления детей, полученные в ходе непосредственного восприятия природных явлений. С их помощью можно формировать знания об объектах и явлениях природы, которые в данный момент или в данной местности наблюдать невозможно (например, показать диких зверей или домашних животных других климатических зон).

Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы.

Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Книги, как правило, содержат оценку происходящего. Знакомясь с их содержанием, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации, испытывают волнение, радость, страх. Это помогает воспитывать этические представления – любовь и бережное отношение к природе.

Книга о природе учит и эстетическому восприятию окружающего, этому помогают образный язык произведений и иллюстрации художников.

Интересным и ценным приемом в методике чтения художественных произведений для старших дошкольников является подбор нескольких произведений разных авторов, в которых рассказывается об одних и тех же событиях (о птицах, о животных, об охране природы). Хорошо показать, как по-разному авторы нашли яркие и точные образы для того или иного явления природы.

Тема беседы с детьми подчинена определенной логике, которой необходимо придерживаться, не отвлекаться на несущественные моменты. Для этого воспитатель тщательно продумывает план, выделяет основные части, обдумывает, какие задачи можно решить и какие приемы помогут это сделать наиболее успешно.

Использование практических методов позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.

Игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию умения играть вместе.

Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Специально организованные опытнические ситуации позволяют более отчетливо увидеть отдельные свойства, стороны, особенности животных, их жизнедеятельность. Через опыты можно ярко продемонстрировать их связь со средой обитания.

Важное место в процессе ознакомления детей с животным миром принадлежит моделям и моделирующей деятельности. Часто на основе чувственного познания требуется «построить» в сознании абстрактное, обобщенное представление об объекте или целом явлении природы, составить схему изучаемого явления.

В своей работе стараюсь использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.

Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека воспитывается с раннего детства в семье и в детском саду. Воспитание любви к природе закладывается в мелочах, которые чуть позже подарят вам доброго, неравнодушного человечка, любящего окружающий его мир.

Литература:

  1. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М.: Просвещение, 1988, с. 335.
  2. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. - М.: Просвещение, 1980, с. 269.
  3. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. - М.: Просвещение, 1982, с. 112.
  4. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. Методика работы с детьми подготовительной группы детсада. - М.: Просвещение, 2002, с. 144.
  5. Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе: методический материал для работы с родителями  в дошкольном учреждении. - М.: Новая школа, 1993, с. 214.
  6. Николаева С.Н. Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста. - М., 1996, с. 33.
  7. Николаева С.Н. Типовая модель экологического воспитания. // Дошкольное воспитание. – 2004, № 4, с. 14 – 20.
  8. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия ее реализации в детском саду. – М., 1999, с. 224.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе. Домашние и дикие животные

Презентация к непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в  старшей группе. Домашние и дикие животные...

"формирование обобщенного представления о дружбе, через развитие коммуникативных качеств личности дошкольников".

        "Что такое дружба?"Цель: Развитие социально-нравственных отношений, по средствам креативных методов.Задачи: Обогащать лексику синонимами, эпитетами; учить связывать ...

Формирование представлений у детей о диких животных сибирского леса Конспект занятия в средней группе Где живёт медведь?

В увлекательной и интересной форме дети знакомятся с животными сибирского леса....

Тема недели (дня): «Животный мир» Цель: 1. Формирование у детей элементарных экологических представлений об охране животных. 2. Расширение представлений о домашних и диких животных, о внешнем виде, способе передвижения, питании. Закрепление знаний о вне

Тема недели (дня): «Животный мир»Цель: 1. Формирование у детей элементарных экологических представлений об охране животных.2. Расширение представлений о домашних и диких животных, о внешне...

Интерактивная игра для дошкольников "Домашние и дикие животные"

Интерактивная игра "Домашние и дикие животные"...