«Весна красна идет…»
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Бельская Анна Васильевна

 Цель: - закрепление представлений о весне, о признаках весны;

Задачи: - воспитывать эстетические чувства и любовь к окружающей природе;

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим;

- активизировать словарный запас детей словами: скворец, скворечник, грач, гнездо, ласточка, подснежник, одуванчик, мать и мачеха, ландыши, капель, проталины, почки, ледоход;

- продолжать знакомить детей с первоцветами;

- уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период;

Предварительная работа: - рассматривание иллюстраций и фотографий по темам «Признаки ранней весны»; «Перелетные птицы», «Первоцветы». Чтение стихотворений о весне, наблюдение за погодой, за птицами, рассматривание изображений птиц, беседа о перелетных и зимующих птицах. Прослушивание аудиозаписей «Голоса птиц», «Звуки весны»;

Методы и приемы: - игровой 

                                   - словесный

                                   - наглядный

                                

Интегрируемые образовательные области: «социально – коммуникативное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие»;

Оборудование и материалы: - иллюстрации весенних пейзажей, перелетных птиц, иллюстрации с изображением первоцветов, дидактическая игра «Сложи цветок»; аудиозаписи «Голоса птиц», «Звуки весны»;

 

Ход занятия:

1.Вводная часть:

Воспитатель:

«Рыхлый снег на солнце тает

Ветерок в ветвях играет

Звонче птичьи голоса

Значит к нам пришла …»

Ответы детей:  - Весна.

Воспитатель: - Правильно - весна. Весна пришла не только к нам, она заглянула и в лес, и в поле, и в сад.  Сегодня мы с вами продолжим разговаривать о весне.

- А какие признаки весны вы знаете?

Ответы детей: - Солнце греет. Снег тает. Бегут ручьи. Птички прилетают из теплых краев. Травка растет.

Воспитатель: - Началась капель. Появляются проталины. На речке треснул лед и плывет по реке. Набухают почки на деревьях. Появляются первые весенние цветы «первоцветы». Зайка сменил шубку на серую, медведь проснулся в берлоге, просыпается ёж, барсук.

- А сейчас послушаем и попробуем узнать звуки. Что это за звуки? (Звучит фонограмма звуков ранней весны: капель, журчание ручейка, пение птиц).

Ответы детей:  - Журчание ручейка, пение птиц.

                                                     Физкультминутка «Весна»

Солнышко, солнышко, Дети идут по кругу, взявшись за руки. Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, Бегут по кругу.
Прилетело сто грачей, «Летят» по кругу.
А сугробы тают, тают, Медленно приседают.
А цветочки подрастают. Тянутся на цыпочках, руки вверх.

 

2.Основная часть:

Воспитатель:  - Ребята, а с птицами, что весной происходит?

Ответы детей: - Прилетают перелётные птицы.

Воспитатель: - А каких перелетных птиц вы знаете?

Ответы детей: - Ласточка, грач, скворец, кукушка.

Воспитатель: - А сейчас послушайте загадку:

«По весне к нам с юга мчится

Черная, как ворон, птица,

Для деревьев наших врач …

Угадай, кто это» 

Ответы детей: - Грач.

Воспитатель: (показываю картинку)

- Послушайте как он кричит. (включаю запись пения грача)

Воспитатель: - Расскажите, что вы знаете о граче?

Ответы детей:  - Он черный, у него длинный белый клюв. Он кричит кра-кра.

Воспитатель: - А чем питается грач?

Ответы детей: - Червяками, жучками, гусеницами, мухами.

Воспитатель: - А теперь ещё одна загадка:

«Труд в саду он уважает,

Гусениц уничтожает,

Есть на дереве «дворец»

В нем живет с семьей…»

Ответы детей: - скворец.

Воспитатель:  (показываю картинку)

- А сейчас послушайте пение скворца. (включаю запись пения скворца)

Воспитатель: - Расскажите, что вы знаете о скворце?

Ответы детей: - Скворец черная птица, у него острый клюв, короткий хвост, на груди белые блестящие крапинки. Питается жучками, мухами, комарами, насекомыми.

Воспитатель: - Правильно.  А сейчас послушайте стихотворение:

«Ласточка в гости к нам прилетела.

Села на домик и песню запела.

Чив-чив-чив, это я

Прилетела к вам друзья»

 (показываю картинку)

- Послушайте, как поёт ласточка. (включаю запись пения ласточки)

Воспитатель: - А что вы знаете о ласточке?

Ответы детей: - У ласточки длинные крылья. Она питается насекомыми.

Воспитатель: - У ласточки удлиненные крылья и четкий разрез хвоста. Важно отметить, что ласточка – совершенный обитатель неба, ведь эту птичку редко можно увидеть на земле. Интересно то, что в процессе полета она может даже спать. Питаются ласточки насекомыми.

Воспитатель: - Молодцы дети. Как вы много знайте об этих птицах. А скажите, как, одним словом можно сказать о граче, о скворце, о ласточке? Какие это птицы?

Ответы детей: - Перелетные.

Воспитатель: - Правильно. А почему перелетные?

Ответы детей: - Потому, что они прилетают к нам из теплых краев.

Воспитатель: - Дети, а кто из вас знает, какая первая забота весной у этих птиц?

Ответы детей: - Строить домики и выводить птенцов.

Воспитатель: - Дети, а какие домики у этих птиц? Посмотрите внимательно на доску.

 - Грач строит гнездо из веток. Ласточка строит гнездо из глины, веточек и листьев. А для скворца человек строит скворечник.

Пальчиковая гимнастика «Ручеек»

Солнце ласково смеется, - Отчерчиваем в воздухе круг указательным пальцем.

Светит ярче, горячей - Показываем растопыренные ладошки.

Из пригорка звонко льется - Указательный палец левой руки проводим по ладони левой.

Разговорчивый ручей - Указательный палец левой руки проводим по ладони правой.

Я журчу, журчу, журчу - Ладошки вперед, шевеля пальцами

Гладко камешки точу, - Потираем ладошки.

Синей лентой разбегусь, - «Змейками» ладошки

В речку полную вольюсь - Соединить ладошки, разъединенные в стороны.

Хороша моя водица - Массируем большим пальцем все остальные.

Наклонись ко мне напиться - Наклон, руки «горстью»

Речка, травы шевеля, - Шевелим пальцами.

Ручейком зовет меня - Плавными движениями ладонями из стороны в сторону.

 

Воспитатель: - Что с животными происходит весной?

Ответы детей:  - Животные просыпаются от зимней спячки, меняют зимние шубки на летние, выводят потомство.

Воспитатель: - Весной солнце светит ярко, дни становятся длиннее, а ночи короче. От весеннего тепла растаял снег, оттаяла почва. Маленькими ручейками и бурными потоками сбежала талая вода. Она напоила почву и вместе с весенним теплом разбудила растения от долгого зимнего сна. В весеннем лесу, как только растаял снег, сразу же появились цветы.

-А какой самый первый цветок появляется весной в лесу?

Ответы детей: - Подснежник.

Воспитатель: - Послушайте стихотворение о подснежнике.

«Самый первый

Самый тонкий

Есть цветок с названьем нежным

Как привет капели звонкой,

Называется подснежник».

Воспитатель: - В лесу, когда земля еще не полностью освободилась от снега, раскрываются подснежники, развивающиеся еще под снегом. Поэтому они так и называются - подснежники. Подснежник – цветок нежный, хрупкий, но в то же время гордый и смелый, растет рядом со снегом, его обдувают холодные ветра, а он не боится и прямо стоит на своей тонкой ножке. Мы называем его первоцветом. Но подснежник не единственный цветочек, который радует наши глазки ранней весной. А какие ещё вы знаете первые весенние цветы?

Ответы детей: – Мать и мачеха, ландыши, крокусы.

Воспитатель:  - Правильно! Послушайте пожалуйста стихотворение о прекрасном весеннем цветке Мать - и – мачеха.

«Ранней солнечной порой

На проталинке весной

Украшают бугорки

Мать-и-мачехи цветки.

В ярких желтеньких платочках

И зелененьких носочках».

- Растёт мать-и-мачеха на открытых местах, это первое растение, которое накормит пчёл, шмелей своим нектаром (сладким соком). Желтая головка похожа на одуванчик, цветочные стебельки покрыты желтоватыми чешуйками. У этого растения сначала появляются цветы, а после, как цветочки отцветут, появляются листья. Одна сторона листочка – мягкая, тёплая, бархатная, ласковая, как мать, другая – гладкая, холодная, как мачеха, отсюда и название цветка.

- А ещё первоцветами называют ландыши. Его мелкие белые цветы похожи на душистые колокольчики, два крупных листа обхватывают стебли. После цветения образуются оранжево-красные ягоды. Они – ядовиты.

Дидактическая игра «Сложи цветок»

Дети садятся за столы, воспитатель, предлагает каждому разрезные картинки с изображением первых цветов. Детям необходимо собрать целую картинку из частей.

 

3. Заключительная часть:

Воспитатель: - О каком времени года мы сегодня говорили?

Ответы детей:  – о весне, о перелетных птицах, о первоцветах.

Воспитатель: - Наше занятие подошло к концу. Вы много знаете, молодцы. Вы очень хорошо сегодня отвечали, были дружными и активными. Молодцы.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для комплексно- тематического планирования "Весна красна идет"

В данном проекте представлен перспективный план на две недели,цели и задачи проекта....

Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной группе на тему:"Весна-красна идет"

Целью данной образовательной деятельности является закрепление у детей знаний о весне, обучение связному последовательному рассказу, развитие у детей способности радоваться пробуждению природы, а такж...

презентация на тему "Весна красна идет" в средней группе детского сада

Данная презентация - это краткосрочный проект на тему "Весна" в средней группе, в котором детям дается представление о весне, как о времени года, о ее признаках и приметах, также воспитывается интерес...

весна красна идет!

кружковая работа по программе Николаевой "Юный эколог"...

Конспект НОД по развитию речи во 2 младшей группе № 5 Тема: «Весна-красна идет»

Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Здоровье», «Безопасность», «Художественная литература».Цель: Развитие речи и эмоциональной сферы детей.Задачи:-...

Конспект НОД "Весна - Красна идет!"

Конспект составлен для детей подготовительной группы, с интеграцией областей "Познание", "Коммуникация", "Музыка". Деятельность проведена совместно с педагогом дополнительного образования. Гармоничная...

Интегрированное занятие с учителем-логопедом "Весна-красна идет!"

Интегрированное занятие с учителем-логопедом "Весна-красна идет!"...