«Весна шагает по планете»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Идрисова Светлана Николаевна

Цель: Обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать   развитию познавательных интересов и интеллектуальной активности.

Задачи:

Образовательные:

- расширить знания о живой и неживой природе весной, показать их взаимозависимость;

- учить отгадывать загадки;

- закрепить знания детей о животных и птицах, умению классифицировать их; рассказать о дыхании растений и условиях для роста.

Развивающие:

- развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы;

- развивать творческое воображение, умение фантазировать;

- развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;

- способствовать развитию познавательных интересов;

- приобщать к действенному отношению к природе

Воспитательные:

- учить способам самостоятельного познания;

- продолжать воспитывать бережное отношение к природе;

- воспитывать стремление сдержаться, проявить терпение, настойчивость

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna_shagaet_po_planete.docx27.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад  №88»        

                                                         

                                                           Конспект занятия

Образовательная область: « Познавательное развитие»

Образовательная деятельность « Мир вокруг нас»

ТЕМА: «Весна шагает по планете»

Группа общеразвивающей направленности детей от 4 до 5 лет

                                                                 

                                                                   Подготовила: воспитатель    

                                                               высшей  квалификационной категории

                                                       Идрисова Светлана Николаевна

Г. Оренбург, 2022

Цель: Обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать   развитию познавательных интересов и интеллектуальной активности.

Задачи:

Образовательные:

- расширить знания о живой и неживой природе весной, показать их взаимозависимость;

- учить отгадывать загадки;

- закрепить знания детей о животных и птицах, умению классифицировать их; рассказать о дыхании растений и условиях для роста.

Развивающие:

- развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы;

- развивать творческое воображение, умение фантазировать;

- развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;

- способствовать развитию познавательных интересов;

- приобщать к действенному отношению к природе

Воспитательные:

- учить способам самостоятельного познания;

- продолжать воспитывать бережное отношение к природе;

- воспитывать стремление сдержаться, проявить терпение, настойчивость

Предварительная работа:

- чтение произведений о природе «Чей нос лучше?», «Синичкин календарь» и др. Загадывание загадок, наблюдения на прогулках за изменениями в природе: за птицами, рассматривание живописных полотен, иллюстраций к произведениям о весне, изготовление кормушек и скворечников  для птиц, заучивание стихов о весне, пословиц и поговорок, дидактические игры.

Оборудование: мольберт  с игрой «Четвертый лишний», капельки с загадками, изображение солнца и снежинки, иллюстрации  со временем года весна и зима, карточки птиц, аудиозапись со звуками пения птиц, наступление весны, карточки с изображением животных «Четвертый лишний»,  фишки, изображение зимующих и перелетных птиц (на каждого ребенка), зелёная и синяя дорожки.

Виды детской деятельности:

Игровая.

Коммуникативная.

Познавательная.

Музыкально – художественная.

Ожидаемые результаты:

 -дети проявляют знания о живой и неживой природе;

- развитие у воспитанников познавательного интереса;

- умение  классифицировать предметы по существенному признаку, находить лишнее;

- проявление эмоциональной отзывчивости , любознательности.

- воспитание нравственных качеств.

Критерии оценки деятельности детей на занятии.

Ребёнок активно участвует во всех видах деятельности.

Проявляет самостоятельность.

Сопереживает.

Эмоционально реагирует.

Проявляет волевое усилие.

  План занятия:

1.Вводная часть: 

Создание проблемной ситуации.

Создание мотива для  деятельности детей.

Определение цели.                    

Анализ, обследование, выводы.                                        3 мин

    2. Основная часть:

Показ слайдов, комментирование.

Определение способа помощи.                                         15 мин

Планирование.

    3. Заключительная часть: 

Оценка деятельности детей.                                               2 мин

Подведение итога занятия.

Продолжительность занятия: 20 минут.

«Весна шагает по планете»

Воспитатель: Я слышу волшебный колокольчик Старичка-лесовичка, он пожаловал к нам в гости. (На экране появляется Старичок-лесовичок)

Лесовичок: «Здравствуйте, дорогие дети! Я Старичок  –Лесовичок,  хранитель лесов, животных, птиц и насекомых. Закончилась холодная зима, но, к  сожалению, весна никак не придет в наш лес. Помогите мне разбудить Красавицу – Весну».

Воспитатель: Поможем Лесовичку?

Дети: Да

Воспитатель: Сегодня мы вспомним самые замечательные события весны ее основные признаки  и нарисуем для Старичка-Лесовичка чудесную картину при помощи нашей волшебной доски. Чтобы нарисовать картину, нужно выполнить  некоторые задания.

Воспитатель: Приглашаю вас на прогулку в весенний лес.  Надо собираться в дорогу.  Как мы оденемся на весеннюю прогулку?

Дети: Мы оденемся не так тепло, как зимой. Достанем облегченные куртки, брюки, резиновые сапоги. Демисезонную одежду, которую носят весной и осенью.

Воспитатель: На чем можно отправиться в лес?

Дети: на машине, пешком.

Дети отправляются в лес по тропинке, кочкам( зеленая дорожка).

Воспитатель:  Молодцы, мы с вами оказались в весеннем лесу.

Воспитатель: Дети, вспомним правила поведения в природе, в лесу.

Дети: В лесу нельзя шуметь. Нельзя ломать ветки деревьев и кустов. Нельзя разорять гнезда и муравейники.  Нельзя мусорить. Нельзя жечь костры.

Воспитатель: Назовите  основные весенние приметы?  

Дети: Весной пригревает солнышко. Появляются проталины. Тает снег, и бегут ручьи. Начинается капель. На речке начинается ледоход. Просыпаются насекомые. Появляются цветы - первоцветы. Появляется зеленая травка. На деревьях набухают почки. Прилетают птицы и начинают строить гнезда.

Воспитатель: Весенний легкий ветерок принес мне капельки дождя не        простые, а с  загадками

Отгадывание загадок.

Утром рано я проснусь,

Посмотрю — и засмеюсь,

Ведь в моё оконце

Ярко светит …

(Солнце)

Ой, беда! Ой, беда!
Тает снег, кругом вода.
Не обуешь валенки,
На снегу…

(Проталинки)

Снег в лесу. Сугробов много.
Но слышна синицы трель.
С крыши прямо на дорогу
Звонко капает …

(Капель)

Тает снежок, ожил лужок.

День прибывает, когда это бывает?

 ( Весна)

Воспитатель: Ваши правильные ответы помогли нам начать рисовать   весеннюю картину для Лесовичка. (1 картинка)

«Узнай дерево по силуэту».

Воспитатель: А сейчас я предлагая пройти к столу. На столах лежат картинки деревьев.  Попробуйте узнать дерево по  силуэту. (у каждого – силуэты березы, ели, дуба)

Воспитатель: Мы продолжаем рисовать картину для Лесовичка, теперь на ней появились весенние деревья. (2 картинка)

Дети присаживаются полукругом на палас.

Воспитатель: Как вы думаете, что же происходит после того, как сходит снег?

Дети: Весной все деревья просыпаются от зимнего сна. На деревьях и кустах набухают почки. Появляется первая трава. Распускаются цветы.  

Воспитатель: Какие же цветы распускаются первыми?

Дети: Подснежники.

Воспитатель:  А почему эти цветы так называются?

Дети: Потому что они первыми появляются из-под снега.

картина «Подснежники» А.М. Грицая.

Воспитатель: Эта картина называется "Подснежники".
Воспитатель:  Среди тонких осинок  появились нежные, хрупкие,  голубенькие подснежники. И в темном, голом лесу сразу повеяло весной. Подснежники занесены в Красную книгу и их рвать нельзя.

Воспитатель: Почему нельзя рвать подснежники?

Дети: Потому-что они занесены в красную книгу.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какие красивые на полянке растут цветы. Как называются эти цветы?

Дети: Ландыши, нарцысы,тюльпаны.

Воспитатель: Найдите на этой весенней полянке  подснежники. (3 картинка)

Воспитатель: Предлагаю продолжить наше путешествие.

Весной животным жарко. А солнышко все горячее и горячее.

Скажите, что происходит с животными?

Дети: Начали звери линять. Постепенно выпадает у них старая шерсть – мех становится редким.

Воспитатель: Каких диких животных мы еще можем увидеть в весеннем лесу? 

Дети: Лису, волка, белку.

Воспитатель: Какие животные просыпаются после зимней спячки?

Дети: Медведь, ёж, барсук.

Воспитатель: Подойдите к столам. На карточках с изображением животных найдите лишнее. Закройте его фишкой.

«Четвертый лишний» (Работа с раздаточным материалом).

Закрой фишкой лишнее животное. Объяснить свой выбор. 

Воспитатель: Кто лишний на картинке?

Дети: Лишний ёж, потому что тело его покрыто колючками, а у всех остальных животных -  шерстью. Лишняя собака -  это домашнее животное, а все остальные – дикие,   живут в лесу

Воспитатель: Молодцы дети! Вы справились с эти заданием, и на нашей картине появились животные. Медведица выводит своих медвежат погреться на весеннем солнышке. (4 картинка)

Динамическая  пауза

Хороводная игра «Весеннее солнце».
Солнце, солнце, выходи. (Дети, взявшись за руки, отходят от центра круга)
И всю землю освети! (Идут по кругу)
Чтоб весна скорей настала, (Останавливаются и опускают руки)
Чтобы нам теплее стало,  (Перекрещивают руки на груди и потирают плечи)
Чтоб капели звонко пели, (Имитируют движение капель)
Чтоб весной ручьи звенели, (Волнообразно двигают руками)
Чтоб цветочки распускались, (Поднимают руки над головой, опускают через стороны до уровня плеч, ладони вверх)
С юга птицы возвращались. (Взмахивают руками)
Солнце, солнце, землю грей! (Хлопки на каждое слово)
Пусть весна придёт скорей!

Воспитатель: Послушайте дети, как весело и звонко щебечут птицы!

Как называются птицы, которые возвращаются в наши края? 

Дети: Перелетные.

Игра «Перелетные и зимующие птицы»

Воспитатель: Нужно  распределить птиц на  две группы: зимующих и перелетных. - Возьмите карточки перелетных и зимующих птиц. Поможем перелетным птицам улететь в теплые страны – к солнышку, а зимующим там где снег и холодно – их поместить к снежинке. Готовы?

(Воспитатель достает из  конверта картинки птиц, ложит их  на стол   задней стороной вверх. Дети по очереди выходят к доске. Берут карточку, называют птицу.   К солнышку – перелетных, к снежинке -зимующих )

Воспитатель: Вот и на нашей картинке появились птицы. ( 5 картинка )

Как мы помогали  птицам в зимнее время года?

Дети: Подкармливали их, развешивали кормушки.

Воспитатель: Что мы можем сделать для птиц весной? (6 картинка)

Дети: Развесить скворечники

Воспитатель: Вот посмотрите дети, теперь на этой картине пришла весна.

Воспитатель: Ребята вы сегодня сделали самое доброе дело. Кому вы сегодня помогли? А что для вас было самым интересным? (Ответы детей).

Воспитатель хвалит детей за правильное выполнение всех заданий.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие.  Возвращаемся обратно, где нас ждут наши игрушки.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Весна шагает по планете

Развлечение с детьми...

Конспект занимательного дела по формированию целостной картины мира "Весна шагает по планете"

Ваше вниманию была представлено занимательное дело по формированию целостной картины мира с детьми подготовительной группы "Весна шагает по планете". При выборе темы я руководствовалась федеральными г...

Конспект занимательного дела по формированию целостной картины мира "Весна шагает по планете"

Вашему вниманию было представлено занимательное дело по формированию целостной картины мира с детьми подготовительной группы "Весна шагает по планете". при выборе темы я руководствовалась федеральными...

КВН с родителями «Весна шагает по планете»

Развитие познавательной активности и творческих способностей детей; развитие умения работать сообща и дружно с другими детьми и родителями....

календарное планирование по теме«Весна шагает по планете»старшая группа

Старшая  группа тема: «Весна шагает по планете»Программное содержание: 1.             Обобщение знаний детей о весне как времени года, ...

"Весна шагает по планете"

Консультация для родителей...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста КВН "Весна шагает по планете" с использованием информационно - коммуникативных технологий

КВН "Весна шагает по планете"Цель:  развитие творческого воображения,  логического мышления и внимания, любознательности; расширение кругозора детей, побуждение к желанию общаться....