Конспект СОД по окружающему миру в подготовительной группе "Вулканы".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия  для детей подготовительной группы на формирование первоначальных представлений  о вулканах, о природном явлении - извержении вулкана,  на развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_vulkany.docx47.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект СОД в подготовительной группе по теме: «Вулканы».

Цель: формирование первоначальных представлений дошкольников о вулканах, о   природном  явлении – извержении вулкана.

Задачи:

-уточнить знания детей о географической карте; об условных обозначениях, которые используются на карте;

-расширять и закреплять  знания детей о камнях и их свойствах;

- расширять словарный запас на основе формирующихся у детей представлений о мире, активизировать их в самостоятельных высказываниях;

-совершенствовать  навыки  чтения, звукового анализа слов.

-развивать умение самостоятельно формулировать выводы, делать маленькие «открытия»;

-развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности и творческую исследовательскую активность детей;

-развивать речь и внимание, умение анализировать вопросы и загадки и давать полный содержательный ответ на них;

- развивать внимание, наблюдательность, умение слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя;

-поддерживать стремление ребенка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

-воспитывать целеустремленность, настойчивость, самостоятельность, любознательность;

-воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира.

Словарная работа: вулкан, кратер, лава, извержение, пепел, потухшие, спящие, действующие вулканы, жерло, лава, магма, вулканолог, рельеф,

земная кора, пемза, пористая, вулканолог, экспедиция.

Предварительная работа:

1) Изготовление макета вулкана.

2) Изучение познавательной литературы, чтение энциклопедий. Выставка книг по теме.

3) Рассматривание иллюстраций и фотографий по теме.

4) Изучение географической карты России, рассматривание условных обозначений на ней.

5) Рисование и лепка по теме. Выставка детских рисунков.

Материал и оборудование: презентация по теме, фотографии по теме, карта полушарий, макет вулкана; смесь для извержения (сода, красная краска, жидкое мыло, уксус); коллекция камней; ёмкости для опытов с водой; карта, разрезанная на части; книги, энциклопедии; магнитная доска; фланелеграф; аудиозапись извержения вулкана; карандаши для детей; на каждого ребенка круг, разделенный на три части, ножницы, два флажка для карты.

ХОД занятия.

 Воспитатель: Ребята,  давайте поприветствуем друг друга, подарим улыбки, чтобы у нас сохранилось хорошее настроение на весь день.

 Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

                         Есть опасная гора,

                         Может вдруг ожить она,

                         Дымом, пламенем дышать,

                         Магму может извергать,

                         Люди в мире разных стран

                         Знают, что она - …

Дети: Вулкан!   (Слайд №1.)

Воспитатель: Правильно, сегодня мы поговорим о вулканах и о таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как извержение вулкана. Я предлагаю вам отправиться в научную экспедицию к вулканам. А что такое  экспедиция? (Выслушиваются ответы детей.)

Воспитатель: Чтобы отправиться в научную экспедицию, надо проверить наши знания, готовы ли мы к путешествию. Если вы справитесь с заданиями, то сможете собрать нужные буквы, из которых мы соберем слово и узнаем, куда же мы отправимся.

На доске зашифровано слово « Камчатка», по мере отгадывания буквы открываются воспитателем.

Воспитатель читает загадку:          Государства и моря,

                                                          Равнины, реки и леса-

                                                          Все на стенке у меня.

Дети: Карта.

Воспитатель: Какой звук спрятался в начале слова «карта»? (Звук -К-.)

На доске открываются буквы -К-.

Воспитатель: А что такое карта? Кто знает? (ответы детей)

Воспитатель: Карта – это изображение нашей Земли на бумаге на плоскости.

Воспитатель помещает на доску карту полушарий.

Воспитатель: На карте есть всё, что есть на земле, только очень маленькое. Давайте рассмотрим ее.

Воспитатель:  Какого цвета на карте  больше всего?

Дети: Синего.

Воспитатель:  Как вы думаете, что обозначено этим цветом?

Дети: Вода - реки, моря, океаны. (На карте дети сами находят изображение воды).

Воспитатель: Чем темнее цвет; тем глубже в этом месте море или океан. В слове «море» назовите первый звук. (Звук -М-)

На доске открывается буква -М-.

Воспитатель:  Какие ещё цвета есть на карте?

Дети:  Зелёный.

Воспитатель: А что обозначают зелёным цветом? (ответы детей)

Воспитатель: Зелёным цветом обозначают леса, степи, поля, луга. Это – равнины.  Покажите. (На карте дети сами находят изображение равнины).

Воспитатель: Это, конечно, не значит, что земля такая же ровная как стол, но гор здесь нет. Итак, поверхность земли может быть равнинной.  (Слайд № 2.) Поверхность земли по-другому называется рельеф.

Воспитатель: Ребята, послушайте стихи, определите формы рельефа, о которых говорится в стихотворениях.

  • Посмотри, какая даль

Без конца и края,

Речка тихая журчит,

В камышах вздыхая.

Ширь полей, размах степей,

Милая картина.

Сердцу нет тебя родней

Кубанская …(равнина).       (Слайд 3.)

  • В ней песков большие груды,

Называются барханы,

И по ним идут верблюды,

Растянувшись караваном.  (Пустыня.)        (Слайд №4.)

Воспитатель:  Каким цветом обозначаются пустыни? (ответы детей) Покажите. (На карте дети сами находят изображение пустыни).

  • Если скалы и хребты

Гордо смотрят с высоты,

Речки быстрые бегут,

Камнепады там и тут,

Ну, какие разговоры

Это… (горы).           (Слайд №5.)

Воспитатель: Каким цветом обозначаются горы? (ответы детей) Покажите на карте.  (На карте дети сами находят изображение гор.) Чем темнее цвет, тем горы выше.

Воспитатель: Скажите,  каким может быть рельеф? (ответы детей)

Воспитатель: Равнинный и горный.

  • Здесь не увидишь берез и осинок,

На льдине большой белый мишка дремал.

От холода шерсть бережет его спину,

Холодною ночью он солнышка ждал. (Арктика.)       (Слайд №6.)

Воспитатель:  Какие два одинаковых гласных звука спрятались в этом слове? (Звук -А-.)

На доске открываются буквы -А-.

Воспитатель: Каким цветом обозначаются зоны снега и льда? (Белым.)

  • Вот теперь мы можем гордо

Посмотреть на малышей.

Мы узнали с вами много,

Стали мы теперь умней,

Это вам не просто шутка

И не песенки припев,

А научное названье…

Слово трудное…… (рельеф).

Воспитатель: Как вы поняли, почему карта такая разноцветная?

Дети: Если раскрасить карту одним цветом, то мы не увидим моря, горы, леса, пустыни, снега.

Воспитатель:  Помните, вначале вы сказали, что на карте больше всего голубого цвета. Если Землю представить в виде круга, то воды будет 2/3, остальное – суша.

Воспитатель:  У каждого из вас на столе есть круг. Возьмите его. Что вы видите? (Круг разделили на три одинаковые части.)

Воспитатель:  Давайте заштрихуем две части. (Дети выполняют штриховку.) Вот столько места занимает на Земле вода. Две заштрихованные части и есть 2/3 – количество воды на планете.

Воспитатель:  А что находится на оставшейся части? (Суша.)

Воспитатель: Правильно. Давайте возьмем ножницы и отрежем 1 часть. (Дети выполняют работу с ножницами.)

Воспитатель: И так, у нас одна часть. Какой последний звук в слове «часть»? (Звук -Ть-.)

На доске открывается буква -Т-.

Воспитатель: Больше половины суши приходится на пустыни, льды, горы, то есть на места, где человек жить не может. Отрезаем от оставшегося куска больше половины. Посмотрите, какая небольшая часть пригодна для жизни человека. Наш общий дом совсем невелик. (Слайд №7.)  Его надо беречь. А зачем? (Воспитатель выслушивает ответы детей.)

Воспитатель: Какой последний звук в слове «беречь»? (Звук -Ч-.)

На доске открывается буква -Ч-.

Воспитатель: Вот мы и собрали слово. Давайте его прочитаем. (Дети читают слово «Камчатка»).

Воспитатель: Для нашей экспедиции потребуется другая карта – карта России. Как вы думаете, почему?

Дети:  Камчатка находится в России. Карта поможет нам найти дорогу.

Воспитатель: Я принесла карту России, давайте на нее посмотрим.

Воспитатель достает карту, которая рассыпается.

Воспитатель: Ой, ребята, карта рассыпалась. Помогите мне, пожалуйста, ее собрать.

Игра « Собери карту из частей». (Карта собирается на фланелеграфе.)

Воспитатель: Спасибо, ребята.  Перед нами карта России. Наша страна огромная, удивительно разнообразная природой. Где-то здесь находится Камчатка.

Воспитатель показывает детям п-ов Камчатка. На карте это место отмечается флажком.

Воспитатель: Почему же мы отправляемся именно туда? Вспомните первую загадку.

Дети: Там есть вулканы.

Воспитатель: Совершенно верно. На Камчатке много гор и вулканов. Вы готовы к путешествию? Тогда я приглашаю вас отправиться в путь на восток нашей России, где находиться Камчатка. Где мы с вами живем? (В Санкт-Петербурге.)

Воспитатель: Давайте отметим это место на карте. (Воспитатель отмечает это место на карте вторым флажком.) Посмотрите, какой длинный путь нам нужно проделать. Давайте пофантазируем и  полетим  на воздушном шаре. Вставайте  в круг, возьмемся за руки и надуем наш шар. (Дети долго произносят звук ш-ш-ш.) Полетели.

Дети с воспитателем идут по кругу.

В шар воздушный дружно сели

                                        И по небу полетели.

                                        Мы летим, летим, летим,

                                        На Камчатку мы хотим.

Воспитатель: Смотрите, мы пролетаем над тундрой, над лесами и полями, над реками и озерами, над морями. Мы приземляемся. Вот и Камчатка. Посмотрите, как здесь много гор. (Дети рассматривают выставку фотографий.)

Воспитатель: Горы всегда поражали человека своим величием, труднодоступностью и непредсказуемостью.

Воспитатель: Ребята, из чего состоят горы? (Из камней.)

Воспитатель: Все вы зимой катаетесь с ледяной горки. А можно ли ледяную горку назвать горой? Почему? (Выслушиваются ответы детей.)

Воспитатель: Правильно, потому что горы состоят из камней, а ледяная горка –изо льда. Горы бывают очень высокими.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, зачем нужны горы?

Дети: Они нас спасают от ветров и ураганов.

Воспитатель: Горы бывают разные. Есть горы спокойные, а есть необычные. Я хочу вам сегодня о них рассказать. Приглашаю вас посмотреть презентацию.

Дети возвращаются на свои места.

Воспитатель: Когда эти горы спят, то почти ничем не отличаются от других гор. Но иногда эти горы «просыпаются». Их еще называют огнедышащие. Почему их так назвали? Как они называются? (Выслушиваются ответы детей.)

Воспитатель: Послушайте, о каких горах идет речь.

 Не видать ее корней,                                 Я плююсь огнем и лавой,

 Вершина выше тополей,                           Я – опасный великан!

 Все вверх и вверх она идет,                      Славен я недоброй славой,

 Но не растет.        (Гора.)                           Как зовут меня?.....Вулкан.

Воспитатель: Мы с вами не случайно отправились на Камчатку. На Камчатке очень много вулканов. (Слайд 8.)

Воспитатель: А что такое вулкан? (ответы детей)

Воспитатель: Вулкан - это большая гора с крутыми склонами, из которой сначала идет дым, потом летят камни, а затем извергается лава.

Воспитатель: А теперь давайте рассмотрим вулкан. Как он устроен, на что похож? Вспомните, пожалуйста. (Слайд № 9.)

Пользуясь рисунком « Вулкан в разрезе», дети с помощью воспитателя рассказывают о строении вулкана.

На самой вершине вулкана находится кратер. Кратер - это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне дыра, уходящая глубоко в землю - это жерло вулкана. (Слайд № 10.)

Рассказ воспитателя.

Есть, ребята, живые вулканы – действующие (Слайд № 11.), есть спящие, а есть потухшие. (Слайд № 12.)  А также вулканы бывают наземные и подводные. (Слайд № 13.) Потухшие вулканы  никогда извергаться уже не будут. Живые вулканы извергаются. Натрудившись, наработавшись, эти вулканы уходят на каникулы, лишь изредка выдыхают в небо легкий дымок. Такие вулканы называются спящими. Когда вулканы «спят», то мало чем отличаются от других гор. Над вершиной спящего вулкана вьется маленький дымок, будто кто – то печку топит. А вулкан - это и впрямь печка, только подземная. В ней постоянно бушует огонь. Спящие вулканы копят силы, чтобы пробудиться.  Есть такая профессия - вулканолог, эти люди занимаются изучением вулканов. (Слайд 14.)

Извержение вулкана – одно из самых грозных явлений на Земле. Во время него дрожит земля, начинается сильный подземный гул, из вершины вулкана вырывается пламя, пепел, раскаленные камни. Вулкан окутывается дымом, звучат взрывы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава. С гулом вулкан выбрасывает тучи горячего пепла. (Слайд 15.)

Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие. Лава поднимается из земли по жерлу вулкана, и выброс ее происходит из кратера.  Она течет вниз по склону и вытекает очень-очень далеко от вулкана. По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает все живое и неживое, превращая в пепел. Когда лава утечет далеко от вулкана, она застывает и превращается в камни.

Вулканы извергаются по-разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая лаву вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, она вытекает «спокойно».

Воспитатель: Давайте послушаем, как извергается вулкан. (Прослушивание аудиозаписи.)

Воспитатель: Многие извержения не наносят заметного ущерба окружающей среде. Но бывают извержения очень мощные и разрушительные. Во время таких извержений лава может выливаться и стекать вниз с вулкана, заливая прилегающие к нему территории.

Воспитатель: Кто помнит о таких извержениях?

Дети вспоминают, что случилось, когда произошло извержение Везувия.        (Слайд № 16.)

Воспитатель:  А сейчас я предлагаю вам стать свидетелями этого грозного природного явления. Давайте попробуем «оживить» наш вулкан. Пройдемте в нашу научную лабораторию «Интересных открытий».

Физкультминутка.

          По дорожке мы шагали

          И ворон мы не считали,

          Смело, мы идем вперед,

          Где вулкан уже нас ждет.

          Когда в гости мы пришли,

          Можно крикнуть «1, 2, 3».

Дети вместе с воспитателем переходят в другую зону группы, где оборудована «лаборатория для опытов».

Воспитатель: Вот и лаборатория, где мы будем проводить опыты. Со всеми веществами следует обращаться очень осторожно. И уж, конечно, не стоит все пробовать на вкус, особенно если не знаешь, что это за вещество.

Опыт «Извержение вулкана».

Воспитатель: Для проведения этого опыта нам потребуется: макет вулкана, пищевая сода, немного моющей жидкости, красная краска, столовый уксус, вода.

Вначале смешиваем соду, немного красной краски и моющего средства. Выливаем эту смесь в «жерло» вулкана. К следующей жидкости прошу отнестись очень внимательно. Это означает, что самому пользоваться ею нельзя. Эта жидкость – уксус, и его наливать можно только взрослому. Я добавляю уксус в «жерло». И наблюдаем «извержение» вулкана. Посмотрите что происходит?

Дети: Красная лава выливается из кратера вулкана.

Воспитатель: Вот так в природе всё и происходит. Интересно?

Дети: Да.

Воспитатель: А что же случилось с лавой, когда она вытекла из кратера? (Ответы детей.)

Воспитатель: Посмотрите, в нашей лаборатории есть камни. Чем они отличаются друг от друга? (Ответы детей.)

Воспитатель:  Правильно, одни гладкие, круглые – морские, такими их сделало море, волны. Другие – горные неровные, острые. А вот еще один камень. Называется он  - пемза. Это застывшая лава. (Дети рассматривают пемзу.) Какая она?

Дети: Она серого цвета, с дырочками.

Воспитатель: Ребята, поверхность, которая покрыта дырочками, называют пористой. А кто-нибудь из вас видел пемзу? Где? Для чего она нужна? (ответы детей) Она есть практически в каждом доме.

Воспитатель: Давайте теперь проведём несколько опытов с камнями. Что еще есть у нас в лаборатории?

Дети: Тазик с водой.

Воспитатель: Давайте подумаем, может ли камень изменить форму? Почему?  Как это проверить? (Выслушиваются ответы детей.)

Воспитатель: А есть ли в камне воздух? Как это проверить? (Ответы детей.)

Воспитатель: Давайте опустим простые камешки и наши кусочки пемзы в емкость с водой. Что произошло, они утонули? (ответы детей) Как вы думаете, почему пемза не утонула? (ответы детей) Правильно, потому что в пемзе много пузырьков, и они наполнены воздухом. Значит пемза легкая, а камень - тяжелый.

Воспитатель: Мы исследовали  камни.  Какой сделаем вывод? Камень как будто  состоит из сотни маленьких человечков, которые так крепко держатся друг за друга, что даже воздух и вода не проникает внутрь.

Воспитатель: Как незаметно пролетело время. На Камчатке наступил вечер, наша лаборатория закрывается, мы провели все опыты, посмотрели на вулканы своими глазами. И нам пора возвращаться домой. Давайте еще раз полюбуемся красотой этого края.

Дети переходят к выставке фотографий.

Воспитатель: А напоследок  посмотрим на самый  большой  вулкан  России. Называется он – Ключевская сопка. (рассматривают фотографию)

Воспитатель: Прошу, занимайте места на нашем воздушном шаре. (Дети встают в круг.) Пристегнулись.

В шар воздушный дружно сели

                                        И по небу полетели.

                                        Мы летим, летим, летим,

                                        В детский садик мы хотим.

Воспитатель: А пока мы с вами летим обратно в наш детский сад, чтобы не было скучно, предлагаю поиграть в игру, где за правильные ответы вы будете получать медали.

Игра «Вопрос – ответ».

- Где мы с вами  побывали?

- Что необычного есть на Камчатке?

- Что такое вулкан?

- Как устроен вулкан?

- Какие бывают вулканы?

- Что происходит при извержении?

- Чем это опасно?

- Как называют людей, занимающихся изучением вулканов?

-Из чего состоят горы?

-Как называется застывшая лава?

Воспитатель: Молодцы! Ну вот, мы и дома. Наше путешествие закончилось. Надеюсь, вам понравилось, и вы узнали много нового. Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной к школе группе КВН "Тело человека"

КВН "Тело человека" проводится как итоговое занятие в рамках занятий о здоровом образе жизни.Группа делится  на две команды с разными названиями, предлагаются различные конкурсы с заданиями. Жюри...

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе по теме «Грибы»

Конспект занятия по окружающему миру в      подготовительной группе по теме «Грибы»...

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе ” Вулкан в стакане”

Опытно- эксперементальная деятельность в подготовительной группе " Вулкан в стакане   "...

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе. Тема: «Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек»

В конспекте рассказывается о  богатстве и разнообразии растительного мира нашей страны. Об удивительных растениях, которые можно встретить на ее территории. Но не о тех цветах, которые выращивает...

конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Ознакомление детей с животным миром родного края».

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Ознакомление детей с животным миром родного края».Цель:1. Познакомить детей с животным миром родного края.2. Развивать ...