"Мир природы"
проект по окружающему миру (младшая, средняя, старшая группа)

Елена Юрьевна Иванцова

Воспитательно-образовательный процесс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_pripody.docx28.39 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательно-образовательный проект «МИР ПРИРОДЫ»

 Тема: «Мир природы».

Продолжительность проекта: краткосрочный (III неделя).

Вид проекта: групповой, познавательный.

Участники проекта: дети и родители всех возрастных групп.

Интеграция: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развития.

Актуальность: любовь к Родине, к природе родного края, к людям можно заложить только в младшем возрасте, поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

 Вопрос охране окружающей среды становится одним из приоритетных направлений для государства. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение человечества к природе стали аналогом выживания на нашей планете.

 Первые семь лет в жизни ребёнка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период  становления личности. В этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития, поэтому экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение: формируются первоосновы экологического мышления, сознания и экологической культуры.

  Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которым ребёнок сталкивается. Деревья, травы, насекомые, птицы – интересные объекты для наблюдения – исследовательская, практическая деятельность в природных условиях играет огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста.

 Детям предоставляется возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира в процессе проектно-исследовательской деятельности. В процессе детского исследования ребёнок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать свой результат, экспериментировать, а так же сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.

  «Любовь к Родине начинается с любви к природе», под таким лозунгом проводятся все детские экологические мероприятия страны, которые направлены на то, чтобы научить детей любить Родину через любовь к окружающему миру.

Цель проекта: изучение детьми объектов природы, формирование у детей осознанно-правильное взаимодействия с окружающим миром природы.

Задачи проекта: 1. Научить детей наблюдательности за объектами природы; развивать у детей умение анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между объектами природы.

2. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе.

3. Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: насекомым, растениям, животным, птицам и людям.

Этапы проекта:

  1. - подготовительный: подготовка целей и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми, выбор материалов и оборудования.
  2. – исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, изучение природных объектов.
  3. – обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в разной форме, анализ и закрепление полученных знаний, формулировка выводов.

Предполагаемые результаты: у детей проявляется интерес к  объектам, явлениям природы; стремление к исследованию природы; бережное отношение к природе; стремление беречь природу. Дети овладевают навыками экологически правильного поведения в природе, у них формируется стремление к исследованию объектов природы, дети научатся делать выводы и устанавливать причинно-следственные связи. Дети будут уверенно отличать,  и называть характерные признаки домашних и диких животных, их среды обитания и отличия друг от друга.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений и пословиц о природе, разгадывание загадок, чтение сказок о животных.

Содержание проекта: 

  1. Предметно-развивающая среда для самостоятельной образовательной деятельности детей.
  2. Реализация проекта.
  3. Работа с родителями (рекомендации по темам, список художественной литературы для чтения дома).
  1. Предметно-развивающая среда о образовательной деятельности детей:
  • Альбом «Животные и птицы Урала».
  • Трафареты и книги- раскраски с изображением животных, растений, деревьев и плодов.
  • Разрезные картинки, домино «Животные».
  • Картинки из серии «Домашние и дикие животные».
  • Фланелеграф, оборудование для экспериментов с водой и песком.
  • Музыкальные инструменты: деревянные ложки, погремушки, металлофон, барабан для формирования умений обыгрывать простейшие мелодии.
  • Коллекция наборов открыток насекомых, птиц, рыб, зверей.
  • Иллюстрации с изображением цветов, насекомых, птиц, насекомых.
  • Атрибуты с изображением животных в ряженья и в спортивных уголках.
  • Материалы для рисования пальчиком на песке.
  • Материалы и оборудования для свободного рисования, лепки; строительный материал.
  1. План действий по реализации проекта:

1 этап подготовительный: постановка целей и задач, определяющих направлений, объектов и методов исследований, предварительная работа с детьми, выбор оборудования и материалов.

2 этап исследовательский (поиск ответов на поставленные вопросы разными способами):

  • Организация в группах познавательно-развивающей среды.
  • Групповые краткосрочные исследовательские проекты по изучению объектов природы: животных, насекомых.
  • ИЗОдеятельность с экологическим уклоном. Изготовление поделок, рисунков, отображения природных объектов.
  • Экологическая беседа в средней группе.

3  этап обобщающий: обобщение результатов работы по экологическому проекту. Анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов детьми.

  1.   Работа с родителями: рекомендации, советы,  консультации.

Рекомендации для родителей по теме:

  1. Рассматривать иллюстрации с изображением животных и явлений природы.
  2. Рассматривать игрушки, изображающие диких и домашних животных.
  3. Приготовить блюда для детского питания из молока, творога, сметаны, яйца и мёда.
  4. Подготовить с детьми рассказа о домашнем питомце и оформить его в «книжке-малышке».
  5. Привлечь ребёнка к уходу за домашним питомцем.
  6. Подготовить фотографии к выставке «Я и мой любимец».
  7. Понаблюдать за птицами и животными на прогулке.
  8. Посетить зоопарк.
  9. Прочитать народные сказки о животных.
  10. Изготовить маски для игры – драматизации.
  11. Рассказать интересные истории с участием животных.

Чтение художественной литературы для детей

младшего дошкольного возраста:

  • Русские народные сказки:

    «Колобок», обр. К.Ушинского;

    «Волк и козлята», обр. А.Н. Толстого;

    «Теремок», обр. Е. Чарушина;

    «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской;

    «Гуси – лебеди» и « Снегурочка и лиса», обр. Булатова;

    «Бычок – чёрный бочок, белые копытца»;

    « Лиса и Заяц», обр. В. Даля;

    « У страха глаза велики», обр. М. Серовой.

  • Произведения поэтов и писателей России:

      К. Бальмонт «Комарики - макарики»

      А. Блок «Зайка»

      С. Городецкий «Колыбельная ветровая», «Кто это?»

      А. Кольцов «Дуют ветры…» (из стихотворения «Русская песня»)

      И. Косяков «Все она»

      Л. Модзалевский «Мотылек»

Чтение художественной литературы для детей

среднего дошкольного возраста:

  • «Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова
  • «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова
  • «Лиса и козёл», обр. О. Капицы
  • «Лисичка со скалочкой», обр. М. Булатова
  • «Лиса – лапотница», «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля
  • «Хитрая лиса» (корякская сказка), пер. Г. Меновщикова
  • «Как собака друга искала» (мордовская сказка), обр. С Фетисова
  • «Колосок» ( украинская сказка), обр. С. Могилёвской
  • «Заяц и ёж», «Бременские музыканты» (немецкие сказки братьев Гримм), пер. А. Введенского, под ред. С.Маршака
  • «Ивовый росток» (японская сказка), пер. Н.Фелбдам, под ред. С.Маршак
  • «Знаменитый утёнок Тим» (Э. Блайтон), пер. с англ. Э.Паперной
  • «Винни-Пух и все-все-все...» (главы из книги А. Милн), пер. с англ. Б.Заходера
  • «Собака, которая не умела лаять»  (из книги Дж. Родари «Сказки, у которых три конца), пер. с итальянского И. Константиновой
  • «Приключения в лесу Ёлки-на-Горке» (главы из книги Т.Энгер, в сокращении), пер. с норвежского Л Брауде
  • «Сорок сорок» Ю. Кушак
  • «Ива», «Сосны» Ю.Кушак
  • «Сказка про Комара Комаровича – Длинный Нос и про Мохнатого Мишу – Короткий Хвост» Д. Ммин-Сибиряк
  • «Что случилось с крокодилом» М. Москвина

Чтение художественной литературы для детей

старшего дошкольного возраста:

  • «Одуванчик Е. Благинина
  • «Колокольчик» А.К. Толстой
  • «Цветик – самоцветик» В.Катаев
  • «Деревья» И. Токмакова
  • «Ель» А. Плещев
  • «Книги о растениях» Л. Кон
  • «Дождь из семян» Ю. Круторогов
  • «Старик и яблони» Л.Н Толстой
  • «Четыре желания», Капустница», «Спор деревьев» У. Ушинский
  • «Вершки и корешки» народная сказка в обр. К. Ушинского
  • «Огурцы», «Про репку», «Огородники» Н. Носов
  • « Рассказ о зелёной стране» Ю. Аракчеев
  • «Приключения муравьишки» В. Бианки

Советы родителям «Как приобщить к природе детей 3 – 4 лет»

  • Организовать прогулку в весенний сквер, парк, обращая внимание ребёнка на яркое солнце, лужи, ручейки.
  • Понаблюдать за повадками знакомых детям животных ближайшего окружения.
  • Понаблюдать за птицами и покормить их вместе с ребёнком.
  • С помощью зеркала поиграть с детьми в игру «Солнечные зайчики».
  • Обратить внимание детей на одежду людей, её смене в соответствии с погодными условиями.
  • Прочитать и обсудить рекомендуемые произведения современной и зарубежной литературы по теме, обогащая «читательский опыт» ребёнка.
  • Привлечь ребёнка к рисованию по впечатлениям от прочитанных произведений по теме, наблюдаемых явлений природы.

Консультация для родителей «Чем занять ребёнка на прогулке весной»

  1. «Ищем первые признаки весны»

Возьмите фотоаппарат и отправляйтесь на поиски весны. Первые набухшие почки, оживлённые пташки – всё это первые признаки прихода весны.

  1. «Посчитайте птиц»

Природа оживает весной. Птицы уже начали радоваться теплу и запахам, которыми богат весенний воздух. С ребёнком, который умеет считать, можно поиграть в игру: кто заметит больше птиц за время прогулки. Закончить игру можно, покормив птиц пшеном или специальным кормом.

  1. «Гигантские шаги»

В эту игру хорошо играть с несколькими детьми или всей семьёй. Необходимо выбрать ель и наметить линию старта. Пусть играющие посоревнуются : кто быстрее пройдёт дистанцию гигантскими шагами (это такие шаги, когда ноги так широко расставляются, как только ребёнок может (взрослые могут слегка поддаться).

  1.  «Шаги лилипуты»

Смысл игры такой же, однако,  пройти дистанцию надо «лилипутскими» шагами – это такие шаги, когда нога при шаге ставится впритык к другой ноге.

  1. «Солнечные зайчики»

Если погода солнечная, не забудьте зеркало взять на прогулку. Ребёнок будет рад пускать солнечные блики на деревья и дома. Выберите какую-нибудь отдалённую цель и потренируйтесь, кто сможет запустить зайчика так далеко.

  1. «Пускаем в плавание по лужам»

Смастерите кораблик и пускайте его в ближайшей луже.

  1. «Пускаем пузыри в луже»

Пускать по лужам можно не только кораблики, но и мыльные пузыри, которые на воде держаться дольше и переливаются всеми красками радуги.

  1. «Рисуем на асфальте»

На асфальте можно нарисовать привет весне: солнышко, цветы и травку.

  1. «Развиваем скорость и координацию»

Правила этой интересной игры очень просты: дети становятся между двумя ведущими, их цель – выбить игроков из центра с помощью мяча. (Мяч лучше взять надувной во избежания травматизма).

  1. «Развиваем координацию»

Дети должны показать движения, противоположные тем, которые показывает ведущий, например ведущий поднял руки, значит детям надо их опустить. Кто ошибся три раза, выбывает из игры.

Игры на воздухе – всегда весело и увлекательно. Играйте со своими детьми – это укрепляет взаимосвязь между родителями и детьми, а также способствует созданию более надёжных доверительных отношений в семье. Также воздух, солнце способствуют закаливанию детского организма.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»

Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...

Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой

Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...

Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.

Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...

Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!

Знакомим ребенка с природой.Природа – источник  познания. Сбережем родную природу!          Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...

Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм

Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...