Методическая разработка по теме «Знакомство детей с воздухом» в младшей группе
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)
Занятия по экспериментальной деятельности в младшей группе «Знакомство детей с воздухом»
Цель: Расширять знания о воздухе, и его свойствах в исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
-подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
-дать представление о том, что он обладает свойствами (невидим, бесцветный, не имеет запаха);
-дать представление о том, что ветер –это движение воздуха;
-способствовать овладению детьми некоторыми способами обнаружения воздуха;
-способствовать формированию у детей познавательного интереса;
-обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
-учить работать индивидуально во время проведения опытов.
Развивающие:
-развивать любознательность, наблюдательность, интерес к познавательной деятельности;
-развивать речь, мышление, память;
-развивать зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные:
-воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
-воспитывать взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде,
-воспитывать желание исследовать окружающий мир всеми доступными способами.
Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.
Планируемый результат: Дети называют свойства воздуха : невидим, не имеет определенной формы, не имеет вкуса, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха. Дети самостоятельно проводят опыты, доказывающие это. Дети называют значение чистого воздуха (нужен всем живым организмам).
Предшествующая работа: наблюдение за ветром на прогулке; беседа о воздухе и его свойствах, проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха; рассматривание иллюстраций, эксперименты и опыты с водой; изготовление корабликов с парусами, вееров.
Оборудование: полиэтиленовые мешочки (по количеству детей); стаканчики с водой, трубочки для коктейля (по количеству детей); кораблики из пенопласта с бумажными парусами; емкость с водой -таз; салфетки бумажные (по количеству детей); воздушные шары (по количеству детей, мяч.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте друг друга согреем своими улыбками! Поставьте руки на пояс и вместе произнесем слова:
Я люблю наш детский садик,
Он для нас всегда, как праздник,
Утром мы туда спешим,
Поздороваться хотим.
Здравствуйте, мои ребята,
Видеть вас всегда я рада!
Стук в дверь, появляется белочка Маша.
Машенька: Здравствуйте, ребята! У нас с ежиком Гришей беда, мы играли в «загадки-отгадки», все загадки разгадали, а одну не можем, можете вы нам помочь ее отгадать?
Послушайте:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! Что это?
Дети: Воздух!
Машенька: А что такое воздух? Кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я не верю! А вы, ребята сможете убедить меня?
Воспитатель: попробуем ребята?
Дети соглашаются и воспитатель предлагает всем пройти в специальную волшебную лабораторию для проведения опытов. Но сначала нам надо надеть колпачки.
Воспитатель: Ребята, а что такое лаборатория?
(ответы детей - это специально оборудованное место, где проводят различные исследования, наблюдения, опыты и эксперименты).
Давайте посмотрим, что у нас есть в лаборатории. Только для начала запомним правила безопасности:
БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
-толкаться, спорить;
-трогать оборудование, приборы;
-брать что-либо в рот.
-Скажите, дети, для чего ученые проводят опыты и эксперименты?
(Дети отвечают)
-Конечно, ученые хотят разгадать загадки природы.
Воспитатель: Скажите, ребята, Маше, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
Машенька: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!
Воспитатель: Ребята, давайте докажем Маше, что воздух всё-таки есть! Для этого проведем несколько опытов. Согласны?
Дети: Да.
Итак, приступаем к работе.
Опыт №1 «Как поймать воздух?»
Воспитатель: Первая наша задача поймать его, а вы умеете ловить воздух? Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Как вы думаете, как мы можем поймать воздух? Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод? Воздух невидим, бесцветный, прозрачный.
Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.
Машенька: Хорошо, я согласна, воздух есть вокруг нас, и он невидим. А вот интересно, а внутри человека воздух есть?
Воспитатель: Как вы думаете, ребята? А давайте это проверим? Но сначала разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Эти пальчики щипают, Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки (или мамину ладонь).
Эти пальчики гуляют, Указательный и средний "идут" по другой руке.
Эти - любят поболтать, Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга (шурша).
Эти - тихо подремать, Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.
А большой с мизинцем братцем
Могут чисто умываться. Крутим большим пальцем вокруг мизинца.
Опыт № 2 «Воздух внутри нас»
Воспитатель: Итак, ребята, как вы думаете, как можно проверить, есть ли в нас воздух? Посмотрите, я беру трубочку, опускаю в стакан с водой и дую в неё. Что происходит (появляются пузырьки). А теперь вы ребята попробуйте подуть в трубочки.
Вода в стаканах просто бурлит, как будто кипит! Почему так произошло?
(дети, говорят, что это выходил воздух из трубочки)
Машенька: Откуда вы взяли воздух, что бы дуть в трубочки?
(подвести детей к тому, что необходимо сначала вдохнуть воздух, а потом его выдохнуть в трубочку).
Воспитатель: Верно, сначала мы вдыхаем воздух, он попадает к нам в легкие, затем мы его выдыхаем в трубочку и получаются пузырьки. Вот видите (демонстрирует)
Вывод: значит, воздух есть внутри нас.
Машенька: Вот здорово: теперь я вижу, что воздух действительно есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит.
Физкультминутка:
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять! («зовут»)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (Потирают руки)
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)
Опыт № 3 «С салфеткой».
Воспитатель: А у меня к вам есть еще один вопрос. Вы выдыхаете воздух, значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает?
Дети: Через нос?
Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?
Дети: Нет.
Воспитатель: А с салфеткой видно?
Дети: Да.
Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра.
Откуда же ветер появился тут, сейчас?
Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?
Игра «Кораблики»
(Дети совместно с воспитателем пускают кораблики.)
Воспитатель: Что делают кораблики?
Ответ детей: Стоят на месте.
Воспитатель: А теперь давайте подуем, что делают кораблики?
Ответ детей: плавают.
Воспитатель: Мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы.
Маша: Все я поняла! Это вы дуете, воздух толкаете, и кораблик плывет!
Воспитатель: Правильно. Ребята, давайте вспомним, что мы уже знаем про воздух и поиграем в игру «Бывает –не бывает».
Правила следующие:
1. отвечать на вопрос может тот, кому я брошу мячик;
2. «да», «нет» говорить нельзя.
Проводится игра "Бывает -не бывает".
• Воздух бывает теплый? (Бывает).
• Воздух бывает чистый? (Бывает).
• Воздух бывает пушистый? (Не бывает).
• Воздух бывает легкий? (Бывает).
• Воздух бывает грязный? (Бывает).
• Воздух бывает сердитый? (Не бывает).
• Воздух бывает холодный? (Бывает).
• Воздух бывает полосатый? (Не бывает).
Воспитатель: Ну что, Машенька, все запомнила? Сможешь рассказать ежику?
Машенька: Постараюсь, не забыть бы!
Воспитатель: Ребята, а давайте подарим Машеньке, те предметы которые понадобятся для проведения опытов с воздухом, тогда ей легче будет все рассказать и показать ежику.
(Дарим атрибуты для проведения опытов и проговариваем кратко, как проводить)
Машенька: Спасибо ребятки, я тоже хочу подарить вам подарки.
Дарит детям воздушные шары.
Машенька: А теперь мне надо бежать обратно в лес, пока я не забыла, что вы мне рассказали.
Теперь нам, ребята, пора возвращаться из лаборатории в детский сад.
Воспитатель: Давайте вспомним. Что мы делали? (исследовали воздух) Для чего? (помогали Машеньке) Как? (с помощью опытов) Что мы выяснили?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozduh_metodicheskaya_razrabotka.docx | 20.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в младшей группе «Знакомство детей с воздухом»
Цель: Расширять знания о воздухе, и его свойствах в исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
-подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
-дать представление о том, что он обладает свойствами (невидим, бесцветный, не имеет запаха);
-дать представление о том, что ветер –это движение воздуха;
-способствовать овладению детьми некоторыми способами обнаружения воздуха;
-способствовать формированию у детей познавательного интереса;
-обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
-учить работать индивидуально во время проведения опытов.
Развивающие:
-развивать любознательность, наблюдательность, интерес к познавательной деятельности;
-развивать речь, мышление, память;
-развивать зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные:
-воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
-воспитывать взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде,
-воспитывать желание исследовать окружающий мир всеми доступными способами.
Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.
Планируемый результат: Дети называют свойства воздуха : невидим, не имеет определенной формы, не имеет вкуса, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха. Дети самостоятельно проводят опыты, доказывающие это. Дети называют значение чистого воздуха (нужен всем живым организмам).
Предшествующая работа: наблюдение за ветром на прогулке; беседа о воздухе и его свойствах, проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха; рассматривание иллюстраций, эксперименты и опыты с водой; изготовление корабликов с парусами, вееров.
Оборудование: полиэтиленовые мешочки (по количеству детей); стаканчики с водой, трубочки для коктейля (по количеству детей); кораблики из пенопласта с бумажными парусами; емкость с водой -таз; салфетки бумажные (по количеству детей); воздушные шары (по количеству детей, мяч.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте друг друга согреем своими улыбками! Поставьте руки на пояс и вместе произнесем слова:
Я люблю наш детский садик,
Он для нас всегда, как праздник,
Утром мы туда спешим,
Поздороваться хотим.
Здравствуйте, мои ребята,
Видеть вас всегда я рада!
Стук в дверь, появляется белочка Маша.
Машенька: Здравствуйте, ребята! У нас с ежиком Гришей беда, мы играли в «загадки-отгадки», все загадки разгадали, а одну не можем, можете вы нам помочь ее отгадать?
Послушайте:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! Что это?
Дети: Воздух!
Машенька: А что такое воздух? Кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я не верю! А вы, ребята сможете убедить меня?
Воспитатель: попробуем ребята?
Дети соглашаются и воспитатель предлагает всем пройти в специальную волшебную лабораторию для проведения опытов. Но сначала нам надо надеть колпачки.
Воспитатель: Ребята, а что такое лаборатория?
(ответы детей - это специально оборудованное место, где проводят различные исследования, наблюдения, опыты и эксперименты).
Давайте посмотрим, что у нас есть в лаборатории. Только для начала запомним правила безопасности:
БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
-толкаться, спорить;
-трогать оборудование, приборы;
-брать что-либо в рот.
-Скажите, дети, для чего ученые проводят опыты и эксперименты?
(Дети отвечают)
-Конечно, ученые хотят разгадать загадки природы.
Воспитатель: Скажите, ребята, Маше, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
Машенька: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!
Воспитатель: Ребята, давайте докажем Маше, что воздух всё-таки есть! Для этого проведем несколько опытов. Согласны?
Дети: Да.
Итак, приступаем к работе.
Опыт №1 «Как поймать воздух?»
Воспитатель: Первая наша задача поймать его, а вы умеете ловить воздух? Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Как вы думаете, как мы можем поймать воздух? Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод? Воздух невидим, бесцветный, прозрачный.
Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.
Машенька: Хорошо, я согласна, воздух есть вокруг нас, и он невидим. А вот интересно, а внутри человека воздух есть?
Воспитатель: Как вы думаете, ребята? А давайте это проверим? Но сначала разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Эти пальчики щипают, Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки (или мамину ладонь).
Эти пальчики гуляют, Указательный и средний "идут" по другой руке.
Эти - любят поболтать, Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга (шурша).
Эти - тихо подремать, Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.
А большой с мизинцем братцем
Могут чисто умываться. Крутим большим пальцем вокруг мизинца.
Опыт № 2 «Воздух внутри нас»
Воспитатель: Итак, ребята, как вы думаете, как можно проверить, есть ли в нас воздух? Посмотрите, я беру трубочку, опускаю в стакан с водой и дую в неё. Что происходит (появляются пузырьки). А теперь вы ребята попробуйте подуть в трубочки.
Вода в стаканах просто бурлит, как будто кипит! Почему так произошло?
(дети, говорят, что это выходил воздух из трубочки)
Машенька: Откуда вы взяли воздух, что бы дуть в трубочки?
(подвести детей к тому, что необходимо сначала вдохнуть воздух, а потом его выдохнуть в трубочку).
Воспитатель: Верно, сначала мы вдыхаем воздух, он попадает к нам в легкие, затем мы его выдыхаем в трубочку и получаются пузырьки. Вот видите (демонстрирует)
Вывод: значит, воздух есть внутри нас.
Машенька: Вот здорово: теперь я вижу, что воздух действительно есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит.
Физкультминутка:
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять! («зовут»)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (Потирают руки)
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)
Опыт № 3 «С салфеткой».
Воспитатель: А у меня к вам есть еще один вопрос. Вы выдыхаете воздух, значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает?
Дети: Через нос?
Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?
Дети: Нет.
Воспитатель: А с салфеткой видно?
Дети: Да.
Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра.
Откуда же ветер появился тут, сейчас?
Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?
Игра «Кораблики»
(Дети совместно с воспитателем пускают кораблики.)
Воспитатель: Что делают кораблики?
Ответ детей: Стоят на месте.
Воспитатель: А теперь давайте подуем, что делают кораблики?
Ответ детей: плавают.
Воспитатель: Мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы.
Маша: Все я поняла! Это вы дуете, воздух толкаете, и кораблик плывет!
Воспитатель: Правильно. Ребята, давайте вспомним, что мы уже знаем про воздух и поиграем в игру «Бывает –не бывает».
Правила следующие:
1. отвечать на вопрос может тот, кому я брошу мячик;
2. «да», «нет» говорить нельзя.
Проводится игра "Бывает -не бывает".
• Воздух бывает теплый? (Бывает).
• Воздух бывает чистый? (Бывает).
• Воздух бывает пушистый? (Не бывает).
• Воздух бывает легкий? (Бывает).
• Воздух бывает грязный? (Бывает).
• Воздух бывает сердитый? (Не бывает).
• Воздух бывает холодный? (Бывает).
• Воздух бывает полосатый? (Не бывает).
Воспитатель: Ну что, Машенька, все запомнила? Сможешь рассказать ежику?
Машенька: Постараюсь, не забыть бы!
Воспитатель: Ребята, а давайте подарим Машеньке, те предметы которые понадобятся для проведения опытов с воздухом, тогда ей легче будет все рассказать и показать ежику.
(Дарим атрибуты для проведения опытов и проговариваем кратко, как проводить)
Машенька: Спасибо ребятки, я тоже хочу подарить вам подарки.
Дарит детям воздушные шары.
Машенька: А теперь мне надо бежать обратно в лес, пока я не забыла, что вы мне рассказали.
Теперь нам, ребята, пора возвращаться из лаборатории в детский сад.
Воспитатель: Давайте вспомним. Что мы делали? (исследовали воздух) Для чего? (помогали Машеньке) Как? (с помощью опытов) Что мы выяснили?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: "Знакомство детей с эмоциями".
Методическая раработка для детей 2-й младшей группы.Социально-эмоциональное развитие детей. Занятие расчитано на 6-8 человек, по времени на 15 минут....
Методическая разработка по теме: "Знакомство детей с причинами возникновения пожара, правилами пожарной безопасности."
Цель: Познакомить детей с причинами возникновения пожара, правилами пожарной безопасности.Дать детям понятие о пользе и вреде огня.Закрепить знания о том, что горит, что не горит.Вызвать у детей ...
Методическая разработка на тему: «Листопад» «Организация прогулки во второй младшей группе »
Методическая разработка на тему: «Листопад»«Организация прогулки во второй младшей группе » ...
Методическая разработка на тему: "Знакомство детей с основными витаминами и их пользой"
Познакомить детей с основными витаминами А, В и С, в каких продуктах они содержаться, какую роль играют для здоровья человека.Систематизировать знания детей о полезных продуктах, в которых содерж...
Методическая разработка на тему: Сценарий праздника в 1-й младшей группе "День Земли"
Сценарий праздника " День Земли"...
методическая разработка на тему:"Прогулка и наблюдение осенью в младшей группе"
-Учить определять признаки осени.-Развивать речь детей и умение логически отвечать на вопросы, доказывать свою мысль.-Воспитывать любовь к природе и к пернатым....
Методическая разработка на тему: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными календарно-обрядовыми праздниками»
Цель: воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм; создание условий, способствующих воспитанию дош...