Методическая разработка по теме «Знакомство детей с воздухом» в младшей группе
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Занятия по экспериментальной деятельности в младшей группе «Знакомство детей с воздухом»

 

Цель: Расширять знания о воздухе, и его свойствах в исследовательской деятельности.

 

Задачи:

 

Образовательные:

 

-подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

 

-дать представление о том, что он обладает свойствами (невидим, бесцветный, не имеет запаха);

 

-дать представление о том, что ветер –это движение воздуха;

 

-способствовать овладению детьми некоторыми способами обнаружения воздуха;

 

-способствовать формированию у детей познавательного интереса;

 

-обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

 

-учить работать индивидуально во время проведения опытов.

 

Развивающие:

 

-развивать любознательность, наблюдательность, интерес к познавательной деятельности;

 

-развивать речь, мышление, память;

 

-развивать зрительное и слуховое восприятие.

 

Воспитательные:

 

-воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

 

-воспитывать взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде,

 

-воспитывать желание исследовать окружающий мир всеми доступными способами.

 

Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.

 

Планируемый результат: Дети называют свойства воздуха : невидим, не имеет определенной формы, не имеет вкуса, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха. Дети самостоятельно проводят опыты, доказывающие это. Дети называют значение чистого воздуха (нужен всем живым организмам).

 

Предшествующая работа: наблюдение за ветром на прогулке; беседа о воздухе и его свойствах, проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха; рассматривание иллюстраций, эксперименты и опыты с водой; изготовление корабликов с парусами, вееров.

 

Оборудование: полиэтиленовые мешочки (по количеству детей); стаканчики с водой, трубочки для коктейля (по количеству детей); кораблики из пенопласта с бумажными парусами; емкость с водой -таз; салфетки бумажные (по количеству детей); воздушные шары (по количеству детей, мяч.

 

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, давайте друг друга согреем своими улыбками! Поставьте руки на пояс и вместе произнесем слова:

 

Я люблю наш детский садик,

 

Он для нас всегда, как праздник,

 

Утром мы туда спешим,

 

Поздороваться хотим.

 

Здравствуйте, мои ребята,

 

Видеть вас всегда я рада!

 

Стук в дверь, появляется белочка Маша.

 

Машенька: Здравствуйте, ребята! У нас с ежиком Гришей беда, мы играли в «загадки-отгадки», все загадки разгадали, а одну не можем, можете вы нам помочь ее отгадать?

 

Послушайте:

 

Он нам нужен, чтоб дышать,

 

Чтобы шарик надувать.

 

С нами рядом каждый час,

 

Но невидим он для нас! Что это?

 

Дети: Воздух!

 

Машенька: А что такое воздух? Кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я не верю! А вы, ребята сможете убедить меня?

 

Воспитатель: попробуем ребята?

 

Дети соглашаются и воспитатель предлагает всем пройти в специальную волшебную лабораторию для проведения опытов. Но сначала нам надо надеть колпачки.

 

Воспитатель: Ребята, а что такое лаборатория?

 

(ответы детей - это специально оборудованное место, где проводят различные исследования, наблюдения, опыты и эксперименты).

 

Давайте посмотрим, что у нас есть в лаборатории. Только для начала запомним правила безопасности:

 

БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

 

-толкаться, спорить;

 

-трогать оборудование, приборы;

 

-брать что-либо в рот.

 

-Скажите, дети, для чего ученые проводят опыты и эксперименты?

 

(Дети отвечают)

 

-Конечно, ученые хотят разгадать загадки природы.

 

Воспитатель: Скажите, ребята, Маше, вы видите воздух вокруг нас?

 

Дети: Нет, не видим.

 

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

 

Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

 

Машенька: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!

 

Воспитатель: Ребята, давайте докажем Маше, что воздух всё-таки есть! Для этого проведем несколько опытов. Согласны?

 

Дети: Да.

 

Итак, приступаем к работе.

 

Опыт №1 «Как поймать воздух?»

 

Воспитатель: Первая наша задача поймать его, а вы умеете ловить воздух? Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Как вы думаете, как мы можем поймать воздух? Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

 

Дети: Он пуст.

 

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

 

Дети: В нём нет воздуха.

 

Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод? Воздух невидим, бесцветный, прозрачный.

 

Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.

 

Машенька: Хорошо, я согласна, воздух есть вокруг нас, и он невидим. А вот интересно, а внутри человека воздух есть?

 

Воспитатель: Как вы думаете, ребята? А давайте это проверим? Но сначала разомнем наши пальчики.

 

Пальчиковая гимнастика:

 

Эти пальчики щипают, Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки (или мамину ладонь).

 

Эти пальчики гуляют, Указательный и средний "идут" по другой руке.

 

Эти - любят поболтать, Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга (шурша).

 

Эти - тихо подремать, Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.

 

А большой с мизинцем братцем

 

Могут чисто умываться.  Крутим большим пальцем вокруг мизинца.

 

Опыт № 2 «Воздух внутри нас»

 

Воспитатель: Итак, ребята, как вы думаете, как можно проверить, есть ли в нас воздух? Посмотрите, я беру трубочку, опускаю в стакан с водой и дую в неё. Что происходит (появляются пузырьки). А теперь вы ребята попробуйте подуть в трубочки.

 

Вода в стаканах просто бурлит, как будто кипит! Почему так произошло?

 

(дети, говорят, что это выходил воздух из трубочки)

 

Машенька: Откуда вы взяли воздух, что бы дуть в трубочки?

 

(подвести детей к тому, что необходимо сначала вдохнуть воздух, а потом его выдохнуть в трубочку).

 

Воспитатель: Верно, сначала мы вдыхаем воздух, он попадает к нам в легкие, затем мы его выдыхаем в трубочку и получаются пузырьки. Вот видите (демонстрирует)

 

Вывод: значит, воздух есть внутри нас.

 

Машенька: Вот здорово: теперь я вижу, что воздух действительно есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит.

 

Физкультминутка:

 

Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)

 

Выходи гулять! («зовут»)

 

Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)

 

Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)

 

Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)

 

Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)

 

Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)

 

Самого полезного воздуха найду! (Потирают руки)

 

Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)

 

Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)

 

Опыт № 3 «С салфеткой».

 

Воспитатель: А у меня к вам есть еще один вопрос. Вы выдыхаете воздух, значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает?

 

Дети: Через нос?

 

Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

 

Дети: Нет.

 

Воспитатель: А с салфеткой видно?

 

Дети: Да.

 

Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра.

 

Откуда же ветер появился тут, сейчас?

 

Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?

 

Игра «Кораблики»

 

(Дети совместно с воспитателем пускают кораблики.)

 

Воспитатель: Что делают кораблики?

 

Ответ детей: Стоят на месте.

 

Воспитатель: А теперь давайте подуем, что делают кораблики?

 

Ответ детей: плавают.

 

Воспитатель: Мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы.

 

Маша: Все я поняла! Это вы дуете, воздух толкаете, и кораблик плывет!

 

Воспитатель: Правильно. Ребята, давайте вспомним, что мы уже знаем про воздух и поиграем в игру «Бывает –не бывает».

 

Правила следующие:

 

1. отвечать на вопрос может тот, кому я брошу мячик;

 

2. «да», «нет» говорить нельзя.

 

Проводится игра "Бывает -не бывает".

 

• Воздух бывает теплый? (Бывает).

 

• Воздух бывает чистый? (Бывает).

 

• Воздух бывает пушистый? (Не бывает).

 

• Воздух бывает легкий? (Бывает).

 

• Воздух бывает грязный? (Бывает).

 

• Воздух бывает сердитый? (Не бывает).

 

• Воздух бывает холодный? (Бывает).

 

• Воздух бывает полосатый? (Не бывает).

 

Воспитатель: Ну что, Машенька, все запомнила? Сможешь рассказать ежику?

 

Машенька: Постараюсь, не забыть бы!

 

Воспитатель: Ребята, а давайте подарим Машеньке, те предметы которые понадобятся для проведения опытов с воздухом, тогда ей легче будет все рассказать и показать ежику.

 

(Дарим атрибуты для проведения опытов и проговариваем кратко, как проводить)

 

Машенька: Спасибо ребятки, я тоже хочу подарить вам подарки.

 

Дарит детям воздушные шары.

 

Машенька: А теперь мне надо бежать обратно в лес, пока я не забыла, что вы мне рассказали.

 

Теперь нам, ребята, пора возвращаться из лаборатории в детский сад.

 

Воспитатель: Давайте вспомним. Что мы делали? (исследовали воздух) Для чего? (помогали Машеньке) Как? (с помощью опытов) Что мы выяснили?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozduh_metodicheskaya_razrabotka.docx20.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в младшей группе «Знакомство детей с воздухом»

Цель: Расширять знания о воздухе, и его свойствах в исследовательской деятельности.

Задачи:

Образовательные:

-подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

-дать представление о том, что он обладает свойствами (невидим, бесцветный, не имеет запаха);

-дать представление о том, что ветер –это движение воздуха;

-способствовать овладению детьми некоторыми способами обнаружения воздуха;

-способствовать формированию у детей познавательного интереса;

-обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

-учить работать индивидуально во время проведения опытов.

Развивающие:

-развивать любознательность, наблюдательность, интерес к познавательной деятельности;

-развивать речь, мышление, память;

-развивать зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные:

-воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

-воспитывать взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде,

-воспитывать желание исследовать окружающий мир всеми доступными способами.

Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.

Планируемый результат: Дети называют свойства воздуха : невидим, не имеет определенной формы, не имеет вкуса, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха. Дети самостоятельно проводят опыты, доказывающие это. Дети называют значение чистого воздуха (нужен всем живым организмам).

Предшествующая работа: наблюдение за ветром на прогулке; беседа о воздухе и его свойствах, проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха; рассматривание иллюстраций, эксперименты и опыты с водой; изготовление корабликов с парусами, вееров.

Оборудование: полиэтиленовые мешочки (по количеству детей); стаканчики с водой, трубочки для коктейля (по количеству детей); кораблики из пенопласта с бумажными парусами; емкость с водой -таз; салфетки бумажные (по количеству детей); воздушные шары (по количеству детей, мяч.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, давайте друг друга согреем своими улыбками! Поставьте руки на пояс и вместе произнесем слова:

Я люблю наш детский садик,

Он для нас всегда, как праздник,

Утром мы туда спешим,

Поздороваться хотим.

Здравствуйте, мои ребята,

Видеть вас всегда я рада!

Стук в дверь, появляется белочка Маша.

Машенька: Здравствуйте, ребята! У нас с ежиком Гришей беда, мы играли в «загадки-отгадки», все загадки разгадали, а одну не можем, можете вы нам помочь ее отгадать?

Послушайте:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас! Что это?

Дети: Воздух!

Машенька: А что такое воздух? Кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я не верю! А вы, ребята сможете убедить меня?

Воспитатель: попробуем ребята?

Дети соглашаются и воспитатель предлагает всем пройти в специальную волшебную лабораторию для проведения опытов. Но сначала нам надо надеть колпачки.

Воспитатель: Ребята, а что такое лаборатория?

(ответы детей - это специально оборудованное место, где проводят различные исследования, наблюдения, опыты и эксперименты).

Давайте посмотрим, что у нас есть в лаборатории. Только для начала запомним правила безопасности:

БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

-толкаться, спорить;

-трогать оборудование, приборы;

-брать что-либо в рот.

-Скажите, дети, для чего ученые проводят опыты и эксперименты?

(Дети отвечают)

-Конечно, ученые хотят разгадать загадки природы.

Воспитатель: Скажите, ребята, Маше, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет, не видим.

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

Машенька: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!

Воспитатель: Ребята, давайте докажем Маше, что воздух всё-таки есть! Для этого проведем несколько опытов. Согласны?

Дети: Да.

Итак, приступаем к работе.

Опыт №1 «Как поймать воздух?»

Воспитатель: Первая наша задача поймать его, а вы умеете ловить воздух? Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Как вы думаете, как мы можем поймать воздух? Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод? Воздух невидим, бесцветный, прозрачный.

Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.

Машенька: Хорошо, я согласна, воздух есть вокруг нас, и он невидим. А вот интересно, а внутри человека воздух есть?

Воспитатель: Как вы думаете, ребята? А давайте это проверим? Но сначала разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

Эти пальчики щипают, Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки (или мамину ладонь).

Эти пальчики гуляют, Указательный и средний "идут" по другой руке.

Эти - любят поболтать, Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга (шурша).

Эти - тихо подремать, Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.

А большой с мизинцем братцем

Могут чисто умываться.  Крутим большим пальцем вокруг мизинца.

Опыт № 2 «Воздух внутри нас»

Воспитатель: Итак, ребята, как вы думаете, как можно проверить, есть ли в нас воздух? Посмотрите, я беру трубочку, опускаю в стакан с водой и дую в неё. Что происходит (появляются пузырьки). А теперь вы ребята попробуйте подуть в трубочки.

Вода в стаканах просто бурлит, как будто кипит! Почему так произошло?

(дети, говорят, что это выходил воздух из трубочки)

Машенька: Откуда вы взяли воздух, что бы дуть в трубочки?

(подвести детей к тому, что необходимо сначала вдохнуть воздух, а потом его выдохнуть в трубочку).

Воспитатель: Верно, сначала мы вдыхаем воздух, он попадает к нам в легкие, затем мы его выдыхаем в трубочку и получаются пузырьки. Вот видите (демонстрирует)

Вывод: значит, воздух есть внутри нас.

Машенька: Вот здорово: теперь я вижу, что воздух действительно есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит.

Физкультминутка:

Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)

Выходи гулять! («зовут»)

Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)

Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)

Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)

Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)

Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)

Самого полезного воздуха найду! (Потирают руки)

Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)

Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)

Опыт № 3 «С салфеткой».

Воспитатель: А у меня к вам есть еще один вопрос. Вы выдыхаете воздух, значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает?

Дети: Через нос?

Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

Дети: Нет.

Воспитатель: А с салфеткой видно?

Дети: Да.

Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра.

Откуда же ветер появился тут, сейчас?

Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?

Игра «Кораблики»

(Дети совместно с воспитателем пускают кораблики.)

Воспитатель: Что делают кораблики?

Ответ детей: Стоят на месте.

Воспитатель: А теперь давайте подуем, что делают кораблики?

Ответ детей: плавают.

Воспитатель: Мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы.

Маша: Все я поняла! Это вы дуете, воздух толкаете, и кораблик плывет!

Воспитатель: Правильно. Ребята, давайте вспомним, что мы уже знаем про воздух и поиграем в игру «Бывает –не бывает».

Правила следующие:

1. отвечать на вопрос может тот, кому я брошу мячик;

2. «да», «нет» говорить нельзя.

Проводится игра "Бывает -не бывает".

• Воздух бывает теплый? (Бывает).

• Воздух бывает чистый? (Бывает).

• Воздух бывает пушистый? (Не бывает).

• Воздух бывает легкий? (Бывает).

• Воздух бывает грязный? (Бывает).

• Воздух бывает сердитый? (Не бывает).

• Воздух бывает холодный? (Бывает).

• Воздух бывает полосатый? (Не бывает).

Воспитатель: Ну что, Машенька, все запомнила? Сможешь рассказать ежику?

Машенька: Постараюсь, не забыть бы!

Воспитатель: Ребята, а давайте подарим Машеньке, те предметы которые понадобятся для проведения опытов с воздухом, тогда ей легче будет все рассказать и показать ежику.

(Дарим атрибуты для проведения опытов и проговариваем кратко, как проводить)

Машенька: Спасибо ребятки, я тоже хочу подарить вам подарки.

Дарит детям воздушные шары.

Машенька: А теперь мне надо бежать обратно в лес, пока я не забыла, что вы мне рассказали.

Теперь нам, ребята, пора возвращаться из лаборатории в детский сад.

Воспитатель: Давайте вспомним. Что мы делали? (исследовали воздух) Для чего? (помогали Машеньке) Как? (с помощью опытов) Что мы выяснили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: "Знакомство детей с эмоциями".

Методическая раработка для детей 2-й младшей группы.Социально-эмоциональное развитие детей. Занятие расчитано на 6-8 человек, по времени на 15 минут....

Методическая разработка по теме: "Знакомство детей с причинами возникновения пожара, правилами пожарной безопасности."

Цель: Познакомить детей с причинами возникновения пожара, правилами пожарной безопасности.Дать детям понятие о пользе и вреде огня.Закрепить знания о том, что горит, что не горит.Вызвать у детей ...

Методическая разработка на тему: «Листопад» «Организация прогулки во второй младшей группе »

    Методическая разработка на тему:  «Листопад»«Организация прогулки во второй младшей группе » ...

Методическая разработка на тему: "Знакомство детей с основными витаминами и их пользой"

Познакомить детей с основными витаминами А, В и С, в каких продуктах они содержаться, какую роль играют для здоровья человека.Систематизировать знания детей о полезных продуктах, в которых содерж...

методическая разработка на тему:"Прогулка и наблюдение осенью в младшей группе"

-Учить определять признаки осени.-Развивать речь детей и умение логически отвечать на вопросы, доказывать свою мысль.-Воспитывать любовь к природе и к пернатым....

Методическая разработка на тему: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными календарно-обрядовыми праздниками»

Цель: воспитание у детей  интереса  и любви  к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм; создание условий, способствующих воспитанию дош...