Конспект занятия «По следам лета» подготовительная группа.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «По следам лета» подготовительная группа.

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках лета и летних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы:. Учить устанавливать причинно-следственные связи.

Задачи:

• Развивать умение детей называть приметы лета, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь (словарь: черешок, кромка, хлорофилл)

• Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)

• Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.

• Исследовать строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.

• Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.

Приёмы: решение проблемной ситуации, пояснения, действия моторного характера

Используемые формы организации познавательной деятельности детей:

групповая, подгрупповая и индивидуальная

Оборудование и материал:

Колокольчик, гелиевый шарик, тайное письмо, сундук, карта маршрута, кусочки белой ткани сложенные пополам, деревянные кубики, листья настоящие, силуэт платья нарисованный на ватмане, отдельные разукрашенные части платья, конверты с заданиями, пластилин, вырезанные круги из зеленого картона по количеству детей, презентация о явлениях в природе и строению листа.

Предварительная работа:

• На прогулке наблюдать за явлениями природы (ветер, облака, солнце, радуга, дождь и т. д)

• Беседы о лете;

• Чтение художественных произведений:

• Разучивание стихов и поговорок о лете;

• слушание музыки и песен о лете;

• Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением летней природы;

• Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных цветов, насекомых;

• Работа с пластилином и нанесение на основу (пластилинография);

• Наблюдение за цветами и насекомыми на прогулке;

• Поделки из природного материала;

Ожидаемый результат:

Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.

Воспитатель

- (воспитатель стоит у окна) и звенит колокольчиком:

- Мой звоночек звенит, заливается

И ребята вокруг собираются

Собрались все дети вкруг

Ты мой друг и я твой друг

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся

(закройте глазки 1,2,3 – волшебство скорей приди)

(влетает шарик, ни нитке письмо, написанной лимонным соком)

Воспитатель – ловит шарик, удивляется. Ух ты, что это?

-Дети предлагают варианты действия. (Давайте посмотрим)

-Воспитатель-это какой-то чистый лист. Я ничего не вижу.

- ну и что это может быть? (Ответы детей,а может это не просто чистый лист, а тайное письмо)

Воспитатель –А разве бывают такие письма?

Ответ детей –Да, такие письма могут быть написаны секретными чернилами (лимоном или крахмалом)

Воспитатель- А как же узнать что в нем написано?

Ответ детей- развести йод в воде и слегка смочить при помощи кисточки письмо.

Воспитатель - есть у нас такая водичка.

Ответ детей- Давайте проверим? (ребенок смачивает письмо йодовой водичкой). Появляется надпись и рисунок (СУНДУК)

Воспитатель - Посмотрите проявляется что-то. Удивляется, что это?

Ответ детей- (дети читают)

Воспитатель - оказывается ребята это письмо с секретом. Вы поняли, что надо найти?

Воспитатель - (Создание проблемной ситуации.)

Дети находят сундук, открывают и достают карту, но не знают от кого эта карта. (на дне сундука находят картинки с изображением признаков лета, которая подскажет от кого карта)

(Отгадывание загадки по картинкам).

Воспитатель

Знаю, знаю наперед

Вы, смекалистый народ.

Отгадайте-ка, ребятки

Интересную загадку.

Воспитатель –(читает письмо от лета)

Дорогие ребята!

Вот и прошла моя летняя пора. Наступила чудесная пора осени. И моя подруга осень пригласила меня на осенний бал, но с одним условием. Мне нужно такое платье одеть, чтобы все сразу догадались, что я лето. А для этого вам необходимо собрать мое платье из моих летних признаков, отгадав мои загадки и рассказать о каждом из них.

Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Что вы решили ребята?

Ответ детей- (пойдем выполнять задания) на карте изображены круги разного цвета.

задание №1 Дети находят конверт. на нем изображен круг разного цвета. Воспитатель загадывает загадку о солнце.

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все.

Солнце

Ребята а что мы знаем о солнце. (ответы детей). Достает шляпку из конверта и предлагает детям прикрепить на плакат.

Загадка о туче или облаке.

В синем небе,

Как по речке,

Белые плывут овечки.

Держат путь издалека

Как зовут их?. (Облака)

Какие бывают облака? (ответы детей). (кучевые, перистые, грозовые)

Загадка о дожде.

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не иду,

Покуда он идет.

Дождь

Какой бывает дождь? Какие приметы о дожде вы знаете?

Какие еще осадки бывают летом?

Достает тучки (рукава) и дети прикрепляют на платье.

Загадка о радуге.

Что за чудо-красота!

Расписные ворота

Показались на пути!

В них ни въехать,

Ни войти.

Радуга

Сколько цветов у радуги назовите их? Когда радуга появляется на небе? (ответы детей)

Достает радугу и прикрепляют ее на платье.

Ребята солнце, тучи, дождь, радуга, к какой природе относятся? (не живой)

Массаж спины «Дождик»

Дождик бегает по крыше – бом, бом, бом! (похлопывают ладонями)

По веселой звонкой крыше – бом, бом, бом! (постукивают пальчиками)

Дома, дома посидите – бом, бом, бом! (поколачивают кулачками)

Никуда не выходите, – бом, бом, бом! (растирают ребрами ладоней)

Почитайте, поиграйте – бом, бом, бом! (растирают плечи)

А уйду, тогда гуляйте – бом. бом. бом. (поглаживают ладонями)

(поворачиваются на 180* и повторяют массаж)

Воспитатель: ребята половину платья мы с вами собрали. Давайте посмотрим, в какие цвета лето себя украсило? Где она все это взяла?

ответы детей.

Воспитатель: ну что дети вот одно задание мы выполнили. Давайте посмотрим какое следующее. На карте нарисован зеленый круг. Дети находят конверт с нарисованным кугом.

задание №2 Воспитатель: ребята, что украшает наше небо летом мы уже с вами видим. А что украшает нашу землю летом? Какие летом у нас деревья? А трава? А хотите узнать как устроен лист? Давайте посмотрим. (использование мультимедиа, презентация)

Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.

Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.

Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.

Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.

Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой

Воспитатель-А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья?

Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит.

Исследование №1 «Почему лист зеленый?»

- Давайте сначала выясним, почему листья зелёные?

Воспитатель: Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?

(Дети: На ткани появились зеленые пятна).

- Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).

Вывод детей:

Воспитатель достает из конверта полоску с нарисованными деревьями и украшают платье.

Дети дальше находят конверт с нарисованной

Воспитатель загадывает загадку про речку

Динамическая пауза «Как приятно в море плавать»

Как приятно в речке плавать!

(Плавательные движения в стиле брасс)

Гребем влево, гребем вправо.

(Повороты влево и вправо)

Вот кораблик впереди.

(Потягивание — руки вперед)

Сверху чайки — погляди.

(Потягивания — руки вверх)

Чтобы плыть еще скорей.

Нужно нам грести быстрей.

Мы работаем руками.

Кто угонится за нами?

(Плавательные движения в стиле кроль)

А теперь пора нам, братцы,

На песочке поваляться.

Мы из речки вылезаем

(Ходьба на месте)

И на солнце загораем.

(Встать ноги и руки в стороны, голова поднята вверх).

Ребята как вы, думаете, можем мы речку на платье поместить?

Что ж осталось нам совсем немного разукрасить. Пойдем дальше?

Находят конверт с разноцветным кругом. В конверте письмо от лета.

Дорогие ребята! Я рада что вы так много знаете и все правильно говорите о моих приметах. Вы уже почти украсили мое платье осталось совсем чуть чуть. Отгадайте мои загадки и вы узнаете чем я еще хочу украсить свое платье. Но украшение вы должны сделать своими руками.

Воспитатель: Отгадайте ка загадки.

дети отгадывают.

Стоят в лугах сестрички —

Золотой глазок, белые реснички.

Ромашки.

Над лугом парашютики

Качаются на прутике.

Одуванчик.

То фиолетовый, то голубой,

Он на опушке встречался с тобой.

Названье ему очень звонкое дали,

Но только звенеть он сумеет едва ли.

(цветок колокольчик)

Воспитатель: А какие цветы вы знаете ребята?

Ответы детей.

Воспитатель. А зачем нужны цветы?

Ответы детей.

Воспитатель загадывает загадки про насекомых.

Ответы детей.

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет.

Бабочка

Летом много я тружусь,

Над цветочками кружусь.

Наберу нектар - и пулей

Полечу в свой домик - улей. (Пчела)

Воспитатель. А какую пользу насекомые приносят.

Ответы детей.

Воспитатель загадывает загадки.

Посмотрите, каковы!

Летом созреваем,

Мы из листиков, травы

Головой киваем,

Объеденье-шарики,

Красные фонарики. (Ягоды)

Долго мы сидим в избе -

В теплой тесной скорлупе.

А как вылупляемся,

Быстро оперяемся. (Птенцы)

Воспитатель: ребята вы молодцы. Так давайте приступим к нашим украшениям.

Дети лепят из пластилина насекомых, цветы, каждый на своем кружочке и помещают свои работы на платье лета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия  «По следам лета» подготовительная группа.

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках лета и летних  явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: . Учить устанавливать причинно-следственные связи.
Задачи:
• Развивать умение детей называть приметы лета, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь (словарь: черешок, кромка, хлорофилл)
• Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)
• Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения. 
• Исследовать  строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
• Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.
Приёмы: решение проблемной ситуации, пояснения, действия моторного характера
Используемые формы организации познавательной деятельности детей:
групповая, подгрупповая и индивидуальная
Оборудование и материал:
Колокольчик, гелиевый шарик, тайное письмо, сундук, карта маршрута,  кусочки белой ткани сложенные пополам, деревянные кубики, листья настоящие , силуэт платья нарисованный на ватмане, отдельные разукрашенные  части платья, конверты с заданиями, пластилин, вырезанные круги из зеленого картона по количеству детей, презентация о явлениях в природе и строению листа.
Предварительная работа:
• На прогулке наблюдать за явлениями природы (ветер , облака, солнце, радуга, дождь и т. д)
• Беседы о лете;
• Чтение художественных произведений:
• Разучивание стихов и поговорок о лете;
• слушание музыки и песен о лете;
• Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением  летней природы;
• Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных цветов, насекомых;
• Работа с пластилином и нанесение на основу (пластилинография);
• Наблюдение за цветами и насекомыми на прогулке;
• Поделки из природного материала;
Ожидаемый результат:
Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.

Воспитатель
- (воспитатель стоит у окна) и звенит колокольчиком: 
- Мой звоночек звенит, заливается
И ребята вокруг собираются
Собрались все дети вкруг
Ты мой друг и я твой друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся
(закройте глазки 1,2,3 – волшебство скорей приди!!!)
(влетает шарик, ни нитке письмо, написанной лимонным соком)
Воспитатель – ловит шарик, удивляется. Ух ты, что это?
-Дети предлагают варианты действия. (Давайте посмотрим)
-Воспитатель-это какой-то чистый лист. Я ничего не вижу.
- ну и что это может быть? (Ответы детей,а может это не просто чистый лист, а тайное письмо?)
Воспитатель –А разве бывают такие письма?
Ответ детей –Да, такие письма могут быть написаны секретными чернилами ( лимоном или крахмалом)
Воспитатель- А как же узнать что в нем написано?
Ответ детей- развести йод в воде и слегка смочить при помощи кисточки письмо.
Воспитатель - есть у нас такая водичка.
Ответ детей- Давайте проверим? (ребенок смачивает письмо йодовой водичкой). Появляется надпись и рисунок (СУНДУК)
Воспитатель - Посмотрите проявляется что-то. Удивляется, что это?
Ответ детей- (дети читают)
Воспитатель - оказывается ребята это письмо с секретом. Вы поняли, что надо найти?
Воспитатель - (Создание проблемной ситуации.)
Дети находят сундук, открывают и достают карту, но не знают от кого эта карта. ( на дне сундука находят картинки с изображением признаков лета, которая подскажет от кого карта)
(Отгадывание загадки по картинкам).
Воспитатель
Знаю, знаю наперед
Вы, смекалистый народ.
Отгадайте-ка, ребятки
Интересную загадку.

Воспитатель –(читает письмо от лета)
Дорогие ребята!

Вот и прошла моя летняя пора. Наступила чудесная пора осени. И моя подруга осень пригласила меня на осенний бал, но с одним условием. Мне нужно такое платье одеть, чтобы все сразу догадались, что я лето. А для этого вам необходимо собрать мое платье  из моих летних признаков, отгадав мои загадки и рассказать о каждом из них.



Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Что вы решили ребята?
Ответ детей- (пойдем выполнять задания) на карте изображены круги разного цвета.

задание   №1  Дети находят конверт . на нем изображен круг разного цвета. Воспитатель загадывает загадку о солнце.

Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все ...

Солнце

 Ребята а что мы знаем о солнце.(ответы детей).  Достает шляпку из конверта и предлагает детям прикрепить на плакат.

Загадка о туче  или облаке.

В синем небе,
Как по речке,
Белые плывут овечки.
Держат путь издалека
Как зовут их? ... (Облака)

Какие бывают облака? (ответы детей). (кучевые, перистые, грозовые)

Загадка о дожде.

Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет.

Дождь

Какой бывает дождь? Какие приметы о дожде  вы знаете?

Какие еще осадки бывают летом?

Достает тучки (рукава) и дети прикрепляют на платье.

Загадка о радуге.

Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Показались на пути!
В них ни въехать,
Ни войти.

Радуга

Сколько цветов у радуги назовите их?  Когда радуга появляется на небе? (ответы детей)

Достает радугу и прикрепляют ее на платье .

Ребята солнце, тучи, дождь, радуга, к какой природе относятся? (не живой)

Массаж спины «Дождик»
Дождик бегает по крыше – бом, бом, бом! (похлопывают ладонями)
По веселой звонкой крыше – бом, бом, бом! (постукивают пальчиками)
Дома, дома посидите – бом, бом, бом! (поколачивают кулачками)
Никуда не выходите, – бом, бом, бом! (растирают ребрами ладоней)
Почитайте, поиграйте – бом, бом, бом! (растирают плечи)
А уйду, тогда гуляйте – бом..бом..бом.. (поглаживают ладонями)
( поворачиваются на 180* и повторяют массаж)



Воспитатель: ребята половину платья мы с вами собрали. Давайте  посмотрим, в какие цвета лето себя украсило? Где она все это взяла?

ответы детей.

Воспитатель: ну что дети вот одно задание мы выполнили. Давайте посмотрим какое следующее. На карте нарисован зеленый круг. Дети находят конверт с нарисованным кугом.




задание №2 Воспитатель: ребята,  что украшает наше небо летом мы уже с вами видим. А что украшает нашу землю летом? Какие летом у нас деревья? А трава? А хотите узнать как устроен лист? Давайте посмотрим. (использование мультимедиа, презентация)

Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой


Воспитатель-А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья?
Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит.


Исследование №1 «Почему лист зеленый?»
- Давайте сначала выясним, почему листья зелёные?
Воспитатель: Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?
(Дети: На ткани появились зеленые пятна).
- Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл , оно и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).
Вывод детей:

Воспитатель достает из конверта полоску с нарисованными деревьями  и  украшают платье.

Дети дальше находят конверт с нарисованной

Воспитатель загадывает загадку про речку

Динамическая пауза «Как приятно в море плавать»

Как приятно в речке плавать!

(Плавательные движения в стиле брасс)

Гребем влево, гребем вправо.

(Повороты влево и вправо)

Вот кораблик впереди.

(Потягивание — руки вперед)

Сверху чайки — погляди.

(Потягивания — руки вверх)

Чтобы плыть еще скорей.

Нужно нам грести быстрей.

Мы работаем руками.

Кто угонится за нами?

(Плавательные движения в стиле кроль)

А теперь пора нам, братцы,

На песочке поваляться.

Мы из речки вылезаем

(Ходьба на месте)

И на солнце загораем.

(Встать ноги и руки в стороны, голова поднята вверх).

 Ребята как вы, думаете, можем мы речку на платье поместить?

Что ж осталось нам совсем немного разукрасить. Пойдем дальше?

Находят конверт с разноцветным кругом. В конверте письмо от лета.

Дорогие ребята! Я рада что вы так много знаете и все правильно говорите о моих приметах. Вы уже почти украсили мое платье осталось совсем чуть чуть. Отгадайте мои загадки и вы узнаете чем  я еще хочу украсить свое платье.  Но украшение вы должны сделать своими руками.

Воспитатель:   Отгадайте ка загадки.

 

дети отгадывают.

Стоят в лугах сестрички —
Золотой глазок, белые реснички.

Ромашки.

Над лугом парашютики
Качаются на прутике.

Одуванчик.

То фиолетовый, то голубой, 
Он на опушке встречался с тобой. 
Названье ему очень звонкое дали, 
Но только звенеть он сумеет едва ли. 
(цветок колокольчик)  

Воспитатель: А какие цветы вы знаете ребята?  

Ответы детей.

Воспитатель. А зачем нужны цветы?

Ответы детей.

Воспитатель загадывает загадки про насекомых.

Ответы детей.

Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет.

Бабочка

Летом много я тружусь,

Над цветочками кружусь.

Наберу нектар - и пулей

Полечу в свой домик - улей. (Пчела)

 

Воспитатель. А какую пользу насекомые приносят.

Ответы детей.

Воспитатель загадывает загадки.

Посмотрите, каковы!

Летом созреваем,

Мы из листиков, травы

Головой киваем,

Объеденье-шарики,

Красные фонарики. (Ягоды)

 

Долго мы сидим в избе -

В теплой тесной скорлупе.

А как вылупляемся,

Быстро оперяемся. (Птенцы)

Воспитатель:  ребята  вы молодцы. Так давайте приступим к  нашим украшениям.

Дети лепят из пластилина насекомых, цветы, каждый на своем кружочке и помещают свои работы на платье лета.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе на тему: "По следам осени"

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе...

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе по теме: «Улетает наше лето»

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группепо теме: «Улетает наше лето»...

Конспект НОД «По следам лета» подготовительная группа.

Занятие в подготовительной группе про лето...

Конспект занятия по Экологии для подготовительной группы "По следам осени"

Конспкт занятия по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы....

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе "Лето"

Ребятам предлагается побеседовать о времени года "Лето". Дети слушают стихи, отгадывают загадки, рассматривают рисунки, а затем рисуют теплое, солнесное лето....

Конспект занятия по лепке "Лето". Подготовительная группа.

Конспект занятия в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию. Лепка. Тема "Лето"...

Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной группе «Почему в космос летают на ракете?»

Задача: уточнить представления детей о принципе работы реактивногодвига-теля, о значении воздуха для полета самолета.Материалы: листы бумаги, цветные карандаши, иллюстрации летательныхап-паратов (само...