Перспективный план опытнической деятельности по теме "Бумага" старший возраст.
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Экспериментально – исследовательская  деятельность с бумагой в старшей группе  должна проходить  циклично, что  способствует  системному, целостному  формированию  представлений об объекте  эксперимента.  Каждый  цикл  экспериментирования  должен  решать  конкретные   задачи  и  подводить к своему  логическому  завершению и  подчиняется единому алгоритму:

  • Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
  • Поиск и предложение возможных вариантов решения: (дети предлагают  свои пути решения поставленной задачи
  • Планирование деятельности – действий, которые будут выполнять дети для достижения поставленной цели: подобрать необходимый материал для определения необходимых свойств, проведение экспериментирования с ними, обобщение полученных результатов.
  • Подбор необходимого материала для проведения эксперимента: дети с помощью вопросов, совместных обсуждений определяют перечень необходимого материала и подбирают его.
  • Проведение  эксперимента.
  • Анализ деятельности, подведение результатов.
  • Постановка цели дальнейших экспериментов.

 Перспективный план включает в себя следующие циклы:

1 цикл. Изучение свойств бумаги – «В некотором царстве, в  бумажном государстве…»

  • Обследование свойств бумаги используя разные анализаторы.
  • Познакомить детей со свойствами бумаги, ее конструктивным использованием.
  • Исследование бумаги на прочность.       

2 цикл. Изучение взаимодействия бумаги с разными веществами – «Волшебный мир бумаги»

         •  Помочь детям выявить свойства бумаги при её взаимодействии с такими веществами, как краски, молоко, чернила, мыло, свеча, сок лимона, сода.

объектами неживой природы: водой, льдом,

3 цикл.  Творческая мастерская – «Королева Бумага»

•  Развивать у детей умение использовать различные технические приёмы при изготовлении разных поделок из бумаги (костюмов, украшений, декораций и т.д)

Поделки, маски, атрибуты, ширма для театрализованной деятельности, рисунки и картины  для украшения группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_po_opytam.docx24.14 КБ

Предварительный просмотр:

                      Перспективный план опытнической деятельности по теме «Бумага» старший возраст.

     Название

                          Цель

                 Материал и оборудование

 1 цикл. Изучение свойств бумаги – «В некотором царстве, в  бумажном государстве…»

  • Обследование свойств бумаги используя разные анализаторы.
  • Познакомить детей со свойствами бумаги, ее конструктивным использованием.
  • Исследование бумаги на прочность.                                       

1

«Обследование свойств бумаги»

Обследование свойств бумаги используя разные анализаторы.  

Бумага разной фактуры.                                             

2

«Правила безопасности»

Формирование представлений о безопасном поведении при проведении опытов, знакомство с оборудованием и дневниками фиксации опытов.

Мнемотаблицы (правила безопасности), оборудование: бумага разной фактуры, емкости для воды, пипетки, спринцовки, лупы, красители, масло.

Долгосрочный эксперимент «Бумажный клад»

Подвести к пониманию влияния внешней среды на свойства бумаги, сравнить скорость разложения бумаги и полиэтилена.

Индивидуальные дневники фиксации опытов, карандаши, ручка. Пооперационные карты. Одинаковые по размеру образцы бумаги: салфетка, альбомный лист, газета и полиэтилена 5*5см.

Маркеры с обозначением видов бумаги.

Участок земли, лопатка.

3

«Поющая бумага».                                                                                               

Показать, что разные по толщине виды бумаги влияют на издаваемый звук.

Одинаковые по размеру образцы бумаги: калька, салфетка, альбомный лист, газета (10*10 см.), поднос.                                                   Индивидуальные дневники фиксации опытов, карандаш                            

4

«Смятие бумаги».

«Бумага рвется»                                                                                      

«Бумага режется»

Знакомство со свойствами бумаги – бумага мнется, рвется, режется                                        

Одинаковые по размеру образцы бумаги: салфетка, альбомный лист, газета (10*10 см.)  картон, простая альбомная, салфетка, газета, ножницы, поднос, индивидуальные дневники фиксации опытов, карандаш.

5

«Бумага гнется». 

«Бумага складывается»                                                                                                            

Познакомить детей со свойствами бумаги, ее конструктивным использованием.

Одинаковые листы бумаги по размеру разного цвета и плотности.

6

«Прочная бумага»                                        

Исследование прочности бумаги на разрыв                                       

Два листа писчей бумаги, шпагат, ножницы, лупа.

7

«Мост из бумаги»

Исследование прочности листа.

Два стакана; два листа бумаги; блокнот.

8

«Как перенести горох с помощью листа бумаги.

Развивать детскую смекалку

Листы бумаги в неограниченном количестве; горох; испытатели (чем больше — тем веселее).

2 цикл. Изучение взаимодействия бумаги с разными веществами – «Волшебный мир бумаги»

  • Помочь детям выявить свойства бумаги при её взаимодействии с такими веществами, как краски, молоко, чернила, мыло, свеча, сок лимона, сода.
  • объектами неживой природы: водой, льдом, почвой.

«Вода и бумага, масло»

  9    

«Вода и бумага»

Помочь детям опытным путем узнать, что происходит с бумагой, когда она намокает

Одинаковые по размеру образцы бумаги: салфетка, альбомный лист, газета (5*5 см.)  тарелки, холодная вода. индивидуальные дневники фиксации опытов, карандаш

10

«Разнокалиберная флотилия»                                                                                              

Помочь детям опытным путем узнать, что происходит с бумагой, когда она намокает

Корабли из картона, бумажной салфетки, газеты, альбомного листа

11

Опыт с горячей и холодной водой на прочность.

Подвести ребенка к пониманию , что температура воды не влияет на свойства бумаги.

Одинаковые по размеру образцы бумаги: салфетка, альбомный лист, газета (5*5 см.)   тарелки, холодная и горячая вода. Индивидуальные дневники фиксации опытов, карандаш.      

Замораживание бумаги

12

Замораживание бумаги простой и окрашенной в воде

Подвести ребенка к пониманию того, что низкая температура ни

Писчая бумага, газета. салфетка, гуашь, поднос, 3 стакана с водой комнатной температуры, гуашь, кисть, стаканчик с водой для промывания кисти, подставка для кисточки, клеенка, тряпочка, морозильная камера.

Пооперационные карты

Индивидуальные дневники фиксации опытов, карандаш

13

«Реакция бумаги на воду и масло».  (сравнительное наблюдение)                                                                                  

Подвести ребенка к пониманию того, что бумага впитывает жидкости по разному, в зависимости от разной плотности.

Одинаковые по размеру образцы бумаги: салфетка, альбомный лист, газета (5*5 см.), вода, растительное масло, пипетка, стаканчик, поднос. Пооперационные карты. Индивидуальные дневники фиксации опытов, карандаш                                                                                 

Игры-фокусы (бумага и вода)

14

«Оживи гусеницу»

Продолжать знакомство со свойством бумаги: впитывание жидкости.  

Вода; миска; пипетка; тонкая бумага; карандаш; клей; поднос.

15

«Распускающийся цветок»

Продолжать знакомство со свойством бумаги: впитывание жидкости.  

Вода, цветная бумага, ножницы, карандаш, емкость.

16

«Вода-художница» с бумажной салфеткой

Продолжать знакомство со свойством бумаги: впитывание жидкости.  

Вода, салфетка, цветные фломастеры, ножницы, два стаканчика

17

«Склеивание бумаги клеем».                                                                                              

«Склеивание бумаги картофелем».    

                                                                                    «Склеивание бумаги водой».                                                                                              

Показать, что бумака обладает склеивающим действием.

Показать, что вода обладает склеивающим действием.

 Цветная бумага, ножницы, клей, бумага, ножницы, половинка вареного картофеля.                                                          

Два листа бумаги, вода

Клей, стэплер, иголка с нитками

  Игры-фокусы  Бумага и статическое электричество.

18

Игры-фокусы.        «Танцующая фольга».

Познакомить детей с статическим электричеством.

Фольга, ножницы, расческа.

19

«Танцующие конфетти».

Познакомить детей с статическим электричеством

Конфетти, контейнер Кусок меха

20

Бумага и ветер

21

«Повелитель змей»

Познакомить детей с статическим электричеством

Бумажный круг, карандаш, ножницы, крышка пластиковая, кусок меха или шерсти.

«Бумажный вихрь»

Познакомить детей со свойствами бумаги (плотность). Воспитывать наблюдательность.

Тонкий кусок бумаги, салфетка, газета

  Бумага и другие вещества.

 22  

«Невидимые чернила» (с молоком)    

Помочь детям выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, а также способы их проявления, развивать у детей самостоятельность.

Молоко, небольшая емкость, белая бумага; тонкая палочка, утюг.

23

«Секретный рисунок» с содой

Помочь детям выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, а также способы их проявления, развивать у детей самостоятельность

Пищевая сода; вода; миска; ватные шарики или диски; белая бумага; набор акварельных красок; кисточки для рисования; мерные ложки.

24

«Волшебные картины» (с мылом, свечой, восковыми мелками).

Закреплять знания детей о графических свойствах мыла. Учить применять мыло для рисования. Познакомить с новой техникой рисования. Развивать воображение, фантазию, мелкую моторику.  

Кусок мыла (свеча, восковые мелки – белые), белая бумага; набор акварельных красок; кисточки для рисования; поролон, готовые картинки.

25

«Как пишущие инструменты взаимодействуют с бумагой?

Определить, какие принадлежности лучше всего подходят для использования с чернилами.

Чернила (или пищевой краситель); бумага; гвоздь; зубочистка; соломинка для коктейля (трубочка); перьевая ручка; ножницы; линейка; ручка или карандаш; инд. блокнот.

26

«Тестирование ластиков»

Выяснить, какой ластик работает лучше

3 разных розовых ластика; 3 разных белых ластика; карандаш с прикреплённым ластиком; линейка; бумага; блокнот.

3 цикл.  Творческая мастерская – «Королева Бумага»

  • Развивать у детей умение использовать различные технические приёмы при изготовлении разных поделок из бумаги (костюмов, украшений, декораций и т.д)

Поделки, маски, атрибуты, ширма для театрализованной деятельности, рисунки и картины  для украшения группы

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план опытнической и экспериментальной деятельности во второй младшей группе (на татарском языке).

Тәҗрибә һәм эксперимент эшчәнлегенең перспектив планы (икенче яртыеллыгына)....

Перспективный план игровой деятельности младший дошкольный возраст

Перспективный план игравой деятельности включает в себя все виды игр с целями. Игры разбиты на три графы - утро, прогулка, вечер, а так же на тематические недели. Данный материал разработан на три мес...

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы. Перспективный план по познавательному развитию во второй младшей группе. План работы с семьёй

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы.ТемаСодержаниеЦельФорма организацииВодаД/Упражнения:«Помоем ручки», «Умоем куклу»,«Плавают кораблики», «П...

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей раннего возраста

Мы считаем невозможным развитие экспериментально- опытнической деятельности детей без участия воспитателя и поставленных м экспериментальных целей и задач т.к, без поставленных задач ребёнок будет про...

Теория и методика экологического образования. Формирование исследовательских способностей через опыты с растениями. Перспективный план опытнической деятельности в старшей группе ДОУ

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство  с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают дет...

Перспективный план исследовательской деятельности старшего дошкольного возраста

Перспективный план исследовательской деятельности старшего дошкольного возраста...

Перспективный план игровой деятельности младший дошкольный возраст

Перспективный план игравой деятельности включает в себя все виды игр с целями. Игры разбиты на три графы - утро, прогулка, вечер, а так же на тематические недели. Данный материал разработан на три мес...