"Былины"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Калинина Елена Борисовна
Проект «Былины» -проект по запросу детей. В программном материале по развитию речи мы знакомились с былинами. Дети обратили внимание, что сюжет былин из хрестоматии и сюжеты современных мультфильмов о богатырях отличаются. Есть ли здесь противоречие? Возник вопрос- значит, надо искать ответ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_byliny_2021.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Информационный  проект «Былины» для детей подготовительной к школе группы

Участники проекта:

Дети, родители, воспитатели подготовительной к школе  группы.

Тип проекта:

По доминирующей в проекте деятельности: информационный.

По содержанию: обучающий.

По числу участников проекта: групповой.

По времени проведения: краткосрочный (2 недели)

По характеру контактов: ребенок и семья, в рамках ДОУ

По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

Состав проектной группы:

Руководители проекта – воспитатели: Мельникова С.Н.

                                                                  Калинина Е.Б.

Дети и родители подготовительной к школе группы №9 «Цветики».

Актуальность проекта:

 Без памяти нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры нет воспитания, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической личности. Знакомство с народным фольклором всегда обогащает и облагораживает. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны.

 К.Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народного чувства, народной жизни и область народного духа. Такой литературой являются произведения устного народного творчества.  Любовь к Родине - это одно из самых сильных чувств. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте чувствовал причастность к своей Отчизне, личную ответственность за родную землю и ее будущее. За период дошкольного детства важно сформировать у детей представление о богатырской славе и верности русского народа своему Отечеству. Воспитывать патриота надо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила могучая Россия.

 Мы продолжаем знакомство с  устным народным творчеством  на основе былин.

Цель проекта:

Ознакомление детей с русским народным фольклором  для развития  художественно-эстетического восприятия.

Задачи:

1.Создать условия для формирования у детей представлений о русском устном народном творчестве;

2.Развивать чувство патриотизма у детей при помощи русских былин и их героев - богатырей;

3.Расширить знания детей о русском народном творчестве и русской культуре;

4. Развивать творческие способности детей, внимание, память;

5.Воспитывать уважение к русской  культуре;

6. Формировать эстетические предпочтения детей, развивать художественно-эстетическое восприятие.

Предполагаемые результаты:

1.Повысить заинтересованность детей и родителей к русской народной культуре.

2.Сформировать у детей представление о былине и богатырях.

3. Знать характерные детали одежды и доспехов богатырей.

Основные понятия, которые должны усвоить дети: Древняя Русь,

 былина, богатырь, доспехи, меч, щит, шлем, кольчуга, русичи, орда, сказитель, гусли.

Проект включает в себя 3 этапа:

Подготовительный.

Основной.

Заключительный.

Значимость проекта для всех его участников:

Дети: реализация проекта позволит сформировать у детей представления об отечественной  культуре.  Данный проект позволит развить творческую активность детей и родителей, воспитать эстетические чувства у ребенка, желание слышать и ценить прекрасное.

Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Родители: расширение возможности сотрудничества со своими детьми, организация выставки совместных с детьми  рисунков.

 

Подготовительный этап

-определение задач воспитательно-образовательной работы;

планирование деятельности;

-составление и обсуждение участниками проекта плана работы;

 -анализ проблемы;

- подбор методической, дидактической, справочной, художественной литературы;

-подбор материала.

Проблемная ситуация:

После  чтения  сказки А.С.Пушкина «Сказка о Мертвой царевне  и о семи богатырях»  у детей возникло много вопросов о том, кто такие богатыри, об их именах, их подвигах, о богатырском оружии.

Основной этап

Сюжетно-ролевые игры:

«Назад в прошлое», «Богатыри»

Дидактические игры:

«Узнай по описанию»; «Да - нет»; «Подбери слова», «Назови и объясни;  

 «Театрализованные игры:

«Битва Ильи Муромца и Соловья- разбойника»

Подвижные игры:

«Меткий стрелок», «Сбей богатыря с коня», «Забрось палицу в логово Соловья- разбойника», «Перетяни богатыря»

Беседы:

 «Что такое былина?», «Кто и как рассказывал былины», «Богатыри русские»; Беседа – рассуждение «Как ты думаешь, зачем надо знать свои традиции?»,

Мультимедиа

Просмотр  мультфильмов « Илья Муромец», «Лебеди  Непрядвы», «Илья Муромец и Соловей - разбойник», «Добрыня Никитич и  Змей Горыныч»

Чтение с детьми произведений:

Л.Н.Толстой «Былины», былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»,  «Как Илья из Мурома богатырем стал», «Садко», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».

Лепка: «Змей Горыныч»

Конструирование: «Богатырская застава» из конструктора

Рисование:  «Герои былин»

Подвижные игры: постройка снежной крепости

Работа с родителями:

1.Подготовить совместно с детьми рисунки  для выставки «Герои былин»

2.Просмотр мультфильмов по мотивам былин с целью расширения кругозора детей.

Заключительный этап

1.Оформление в группе  выставки детских поделок к 23 февраля  «Подарок для папы»(карандашница)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по изодеятельности: "Путешествие по былине "Садко".

Сегодня большое внимание уделяется духовно - нравственному воспитанию детей. Знакомя ребенка с историческими событиями, традициями, культурой нашей страны, мы помогаем ему жить в согласие с миром люде...

Мастер-класс «Русские былины как средство приобщения детей шести лет к устному народному творчеству и истории России»

Мастер–класс– это особый  жанр обобщения и распространения педагогического опыта.   Он отличается от других форм трансляции опыта, тем, что в процессе его проведения идет непосред...

Семинар-практикум "Былинные богатыри земли русской

В сценарии представлен материал по повышению профессионального мастерства педагогов по теме "Героический эпос Древней Руси". Материал семинара позволит изучить образ русских богатырей на основе былин,...

Былинные герои, князья-воители и полководцы – защитники Отечества. Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста

На занятии дети знакомятся с героическим прошлым России, знаменательными битвами на суше и на море, отважными полководцами и флотоводцами, теми людьми, которые всю жизнь отдали служению Отечеству....

"Зачем читать детям былины?"

Показать родителям необходимость использования былинного материала для познавательного и нравственного развития детей....

ознакомление с художественной литературой "Путешествие по былинам: "Вавила и скоморохи", "Добрыня и Змей", "Вавила и Микула".

Цель:      Закрепить знания о содержании трёх былин,                 основных героях и событиях...

Теоретический семинар на тему "Особенности построения педагогического процесса по восприятию дошкольниками сказочно-былинной живописи"

Материалы семинара будут интересны воспитателям, которые планомерно знакомят воспитанников с изобразительным искусством.  В материалах семинара дается определение сказочно-былинной живописи, пред...