ознакомление с художественной литературой "Путешествие по былинам: "Вавила и скоморохи", "Добрыня и Змей", "Вавила и Микула".
методическая разработка по развитию речи по теме

некрасова наталья константиновна

Цель:      Закрепить знания о содержании трёх былин,

                 основных героях и событиях".

Материал: флажки трёх цветов: красный, жёлтый, зелёный, песочные часы, карточки для мини-кроссворда.

Ход:

Воспитатель сообщает детям, что сегодня состоится конкурс "Знатоки былин". Предлагает детям разделиться на три команды. Каждая команда занимает место за столом. На столах стоят флажки трёх цветов: красный, жёлтый, зелёный и песочные часы.

Правила конкурса: На обсуждение ответов даётся одна минута. За каждый правильный ответ команда получает очко. За каждый дополнительный ответ команде присуждается очко. Право ответа получает та команда, игроки которой первыми подняли руку. За выкрики и подсказки команда лишается очка.

(Звучит гонг. Игра началась).

Вопросы первого конкурса: Былина "Вавила и скоморохи".
·Вспомните любую небывальщину из былины "Вавила и скоморохи".
·Вспомните название царства, куда шли скоморохи (Инищее).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект развлечения в разновозрастной группе

Тема: «Как добры молодцы и красны девицы

с Бабой Ягой в лес ходили»

Программные задачи:

  1. Вызвать симпатию к персонажам былин (богатырям), желание подражать им в своих поступках, формировать представление о героизме, дружбе, взаимопомощи;
  2. Формировать ответственное и бережное отношение к родной природе, пробудить чувство сострадания и любви к обитателям леса, знакомить с правилами поведения в лесу;
  3. Формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности при составлении моделей человеческих отношений.

Баба Яга предлагает добрым молодцам силушкой помериться, умом да смекалкою блеснуть. Идет соревнование двух команд:

  1. Переправа через пропасть (проползание по скамейке на животе);
  2. Переход через болото (ходьба по кирпичикам с расстоянием между ними 10-15 см);
  3. Перепрыгивание через овраг (прыжки через обруч);
  4. Отжимание от пола в упоре лежа 6-8 раз;
  5. Отгадывание загадок:

Этому мальчишке

Доверять нельзя никак:

Что ни скажет язычишко, —

Все неправда, все не так.

 (Врун)

Он привык всегда, везде,

Думать только о себе.

 (Эгоист)

Все расскажет про ребят:

Кто дерется, кто кричит.

Только про себя не скажет,

Выкрутится, промолчит?  (Ябеда)

Ах, как часто нужно нам

С кем-то чем-то поделиться.

Кто привык везде скупиться,

Кто твердит всегда «не дам»?  (Жадина)

Есть ли среди вас, добры молодцы, такие, про каких в загадках говорится?

— Нет.

— Рада я, что вы не жадины, не ябедники и не обманщики, среди богатырей таких быть не может. А вы — настоящие богатыри, все испытания выдержали. Я довольна.

Девицы дарят добрым молодцам венки.

— А скажите, только ли силушкой одной  богатыри победили Змея? Или было что еще?  Дружбой еще богатыри сильны. А вы-то дружны ли? А дружба ваша какая?

— Крепкая, прочная, твердая.

— Ну-ка, встаньте рядом, плечо к плечу, обнимитесь покрепче, как друзья верные. Сейчас проверю, крепка ли дружба ваша, смогу ли я ее порушить, разорвать? Нет, не могу. Как железо или камень тверда и прочна дружба ваша. Вот, смотрите.

Достает камень, пробует разломить, предлагает детям.

в этом камне тоже богатыри живут, только очень маленькие. Близко стоят, крепко держатся, вот так:

Карточка со схемой

— А зовутся они — твердые человечки. И не только в камне они, и в металле, и в дереве, и в пластмассе. Везде, где предмет нельзя разломать руками.

А отойдите-ка подальше друг от друга, да держитесь послабее. Вот как легко разорвать теперь. Как эту воду в стакане. Здесь живут не такие дружные богатыри, как в камне, слабо держатся. Вот они какие:

Карточка со схемой

А зовутся они  — жидкие человечки.

А есть еще газообразные человечки, те совсем далеко-предалеко друг от друга: дунь — и разлетятся, вот воздух состоит из этих человечков.

Ох, проголодалась я с вами… Давайте пообедаем, супчик сварим грибной… давайте?

Баба Яга и дети берутся за руки  и идут в хороводе.

—        Я суп грибной сварить решила (идем по кругу, останавливаемся),

             Змей сушеных накрошила (крошим),

             Развела большой костер (дуем)

             И поставила котел (руки делают «котелок»).

        Между елей и полянок

        Нарвала ведро… поганок (наклоняемся, рвем).

        Поскакала за бугор (скачем) —

Отыскала мухомор

И… — в котел.

Супчик вышел — то, что надо:

Целый котелочек яда.

Попробуйте, пожалуйста.

Баба Яга большой расписной ложкой из чугунка дает попробовать детям суп. Они отказываются.

— Почему не хотите мой суп?

Дети объясняют, что змей и эти грибы не едят люди, они несъедобные.

— Правильно, не всякое угощение принимать можно, а особенно от чужих. Да и грибы несъедобные вы знаете, их не едят. А съедобные знаете? Проверю сейчас еще раз.

Растут в лесу сестрички

Рыжие … лисички  (съедобные).

У нее бледный вид,

Но людей к себе манит.

Много растет их на этой полянке,

Называются … поганки (несъедобные).

Я в красной шапочке расту

Под старою осиною

Меня увидишь за версту,

Зовусь я … подосиновик  (съедобные).

Ножка белая прямая,

Шляпка красная,

А на шляпке веснушки,

Белые конопушки.

Украшает он весь бор,

А зовется … мухомор (несъедобные)

Не так красив, как мухомор,

Ну и что же, ну, и пусть.

Зато большой и крепкий я.

Зовусь я — белый груздь (съедобные)

— Вот в корзинке грибы выбирайте съедобные. Есть еще подберезовик, боровик. А вот эти знаете (сыроежки)? Я тоже не знаю, съедобные или ядовитые. А давайте все равно сорвем их для супа?

Подвести детей к мысли, что:

  1. незнакомые грибы собирать не нужно, не уверен — не трогай;
  2. без старших грибы собирать нельзя.

— А давайте затопчем несъедобные поганки и мухоморы, они же ядовитые и нам не нужны.

Подвести детей к мысли, что несъедобное для нас может быть полезным для зверей и птиц.(мухоморами лечатся лоси, а поганками— белки).

— Ох, вы какие, все знаете, все ведаете. А угадайте, что значат вот эти картинки:

и т.д.

— Да, это то, чего в лесу делать нельзя. Мы и природа едины.

Ох, и голодна я. Грибной суп так и не сварили, заболтали вы меня. Да и в лесу нельзя костер разводить, жалко природу. А как вы в городе себе пищу готовите? На чем? Покажите мне. Я же все-таки у вас в гостях. А, как говорится, гостя накорми, напои, в баньке выпари, а потом и разговаривай. Есть у вас банька?

— Да.

Переход в сюжетно-ролевую игру «Дом» с открытым концом.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим и ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе Тема: «Кто согреет наши ручки?» Воспитатель Быченко Наталья Викторовна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

Конспект НОДпо ознакомлению с окружающим и ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе Тема: «Кто согреет наши ручки?» Воспитатель  Быченко  Наталья Викторов...

«Кот учёный всё ходит по цепи кругом». Конспект открытой образовательной деятельности по области «Ознакомление с художественной литературой» + «Художественное творчество» (лепка) в старшей группе.

Программное содержание:Цель:Ø вспомнить прочитанные сказки А.С.Пушкина,    познакомить с новым произведением, помочь запомнить общеупотребительные пушкинские строки наизусть.Ø развивать...

Разитие художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии моделирования при ознакомлении с художественной литературой.

Представлено эссе из опыта работы и конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «Ознакомление с художественной литературой как средство литературно-художественного развития детей 4-5 лет»

Моя работа направлена на привитие интереса и любви к книге, на художественно-литературное развитие малышей. Под литературным развитием понимается развитие, необходимое для деятельности в сфере словесн...

«Комплексное сочетание художественно - речевой, изобразительной и музыкальной деятельности при ознакомлении с художественной литературой в детском саду».

Взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством, а также изобразительной и музыкальной деятельности в детском саду....

Конспект ООД в подготовительной группе – чтение былины «Добрыня и Змей»

Конспект ООД в подготовительной группе – чтение былины «Добрыня и Змей»Цель: Создание условий для формирования у дошкольников интереса к чтению художественных произведений.Задач...