«История –сказ об Урале батюшке»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Гайфуллина Ирина Викторовна

Познакомить детей с историей заселения Урала, с разнообразием окружающей природы нашего края.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение  «Центр развития ребёнка - детский сад - №40»

 «История –сказ об Урале батюшке»

                                                           

 Воспитатель:

Гайфуллина И. В.

Сатка.

История Урала

Цель:

Познакомить детей с историей заселения Урала, с разнообразием окружающей природы нашего края. Дать представление, что все в природе взаимосвязано. Развивать познавательный интерес, любознательность. Воспитывать любовь к малой родине – Уральскому краю.

Предварительная работа: 1. Познакомить детей со значением слов:-

«величают» - зовут, называют; « гнушаться» - брезговать, не желать иметь дело; « спотычка» - неожиданное препятствие.

2. Познакомить со всеми выделенными в тексте словами стихотворения С. Васильева

Материал: Большой цветной платок, слайды.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?

Дети: Да.

Воспитатель: Я тоже люблю. Сегодня мы с вами отправимся с вами в путешествие по родному краю (слайд2). Ребята, в какой стране мы живем?

Дети: В России.

Воспитатель: А кто знает, как называется место России, где мы с вами живем?

Дети:( слайд№3) На Урале.

Воспитатель: Эту часть России называют Уральским краем. О нем знают не только в России, но и в других  странах: Америке, Германии, Англии. Чем знаменит наш Урал ?. Почему о нем знают люди во многих странах? Вы узнаете из стихотворения Васильева « На Урале». Слушайте внимательно, а потом ответите на вопрос: « Чем же знаменит наш Урал?» (слайд№4)

Откуда этот ветер смоляной?

        Откуда этот гордый звук металла,

        Как музыка, летящий над страной?

                                           С железных гор, от быстрых рек, с Урала.

        Откуда этих чистых песен клад?

         Откуда эти ясные поверья,

        Где все слова сверкают и горят,

        Как светляки, как райской птицы перья?

        (слайд№5)

        Откуда этот камень самоцвет,

        То розовый, то красный, то зеленый,

        Запечатлевший нежность радуг след,

        Лазурь небес и плеск воды студеной?.

        слайд№6) (        Похожая на вольную струю,

        Откуда эта сабля расписная,

        Готовая проворствовать в бою,

        Неистовство казачье прославляя?

        (слайд №7)

        Откуда эта пушка - громобой?

        Какой суровый мастер несравненный

        Свою судьбу сроднил с ее судьбой,

        Вдохнув в металл свой разум вдохновенный?

        (слайд №8)

        Откуда он, бывалый человек,

        Чья жизнь причиной этой песни стала?

        С железных гор, от шумных быстрых рек,

        Кузнец и воин, верный сын Урала.

Дети:(слайд№9)      камни- самоцветы. Много рек, озер, лесов, гор, железной руды.

Воспитатель: (слайд№10) Да наш Уральский край знаменит камнями самоцветами, железной рудой, золотом. Посмотрите, какие они красивые, разноцветные. А где это богатство прячется, где можно найти такой клад?

Дети: в реках, горах, лесах.

Воспитатель: (слайд№11) Уральские горы это настоящая кладовая полезных ископаемых. Кто же это богатство добывает для людей и нас с вами.

Дети: люди.

Воспитатель: (слайд№12) И все это охраняет Хозяйка Медной горы. Люди, живущие на Урале, любят свой край, величают его батюшкой седым Уралом. Но это было не всегда так. А хотите узнать, как было раньше на Урале?

Дети: да.

Воспитатель: (слайд№13) Давным-давно, где сейчас расположены горы было бескрайнее море (слайд№14,15), в котором плавали морские звезды, морские скорпионы, осьминоги. Это было много лет назад.(слайд№16) Глубоко в воде начали расти горы, им не хватало места и камни стали рваться на наружу, пытались убежать, они искали слабое место  в земной коре и нашли (слайд№17). И так появились горы Уральские.(слайд№18) Они были очень высокие.(слайд№19) Постепенно на горах стали появляться люди, они жили в пещерах, (слайд№20) носили обувь и одежду из шкур. Их называли неандертальцы. (слайд№21)Затем в уральских горах заселились татары и башкиры и только потом появились русские люди.(слайд№22)Давно это было. Жил в столице в Санкт- Петербурге царь государь Петр1.(слайд№23) Он был умным, много читал, наукам обучался и работы разной не боялся. (слайд№24) Однажды воины Петра1 поехали по России матушке и заглянули в наш Уральский край. Увидели они много полей, лесов, рек, гор высоких.(слайд№25) Вернулись воины и рассказали царю, что на Урале горы чудные, волшебные.(слайд№26) Царь послал на Урал много людей. И люди узнали, что на Урале много лесов, железной руды, золота, каменьев самоцветных видимо - не видимо.(слайд№27) По приказу люди стали строить заводы, (слайд№28) а для жилья строили землянки. (слайд№29) Но в землянках было сыро, холодно и не уютно.(слайд№30) И тогда люди стали строить дома из дерева.(слайд№31)Древоделы – мастера все топором- то строили и украшали узорчато да нарядно.(слайд№32) И расцветало дерево под топором мастера. Даже поговорка пошла « Топор – всему делу голова». А что дальше было, хотите узнать? Об этом на следующем путешествии. А теперь, что вам больше всего понравилось, нарисуйте в своих работах. Выставка рисунков.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История жизни человека на Южном Урале

Цель: Продолжить формировать представление об истории цивилизации...

«Сказ о манси Ойке и истории поселка Игрим»

«Сказ о манси Ойке и истории       поселка Игрим»...

Конспект занятия "История жизни человека нам Южном Урале"

Конспект занятия рассчитан для детей старшего дошкольного возраста и рассказывает о истории заселения людьми Южного Урала....

Ай Уралым, Уралым... (детская работа)

Рисуем  родную природу вместе...Гильмутдинов Ролан, 6 лет...

«История –сказ об Урале батюшке»

Познакомить детей с историей заселения Урала, с разнообразием окружающей природы нашего края. Дать представление, что все в природе взаимосвязано. Развивать познавательный интерес, любознательность. В...