Конспект нод "Удивительный песок"
опыты и эксперименты по окружающему миру

Мадримова Галима Габделвадутовна

опыты с песком

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnyy_pesok.docx489.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №6 «Сказка» Барабинского района Новосибирской области

Конспект опытно – экспериментальной деятельности

«Удивительный песок»

Песок лучшие обои для рабочего стола, фон, картинки.

2022 г.

Цель: создание условий для развития познавательно - исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста, посредством ознакомления с песком.

Задачи:

Образовательные

- систематизировать знания детей о  песке и его свойствах;

- формировать умения осуществлять осознанную деятельность (Как это сделать? Что я знаю? Что сделаю?)

- дать элементарные представления о свойствах фильтрации.

Развивающие:

- развивать память, логическое мышление, внимание, речь, мелкую моторику.

- развивать навыки опытно-экспериментальной деятельности с использованием схем.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе.

- воспитывать чувство коллективизма.

Методы и приемы:

- наблюдение;

- беседа;

- создание проблемной ситуации;

- объяснительно-иллюстративный;

- игровой;

- экспериментирование;

- совместная деятельность с детьми.

Предварительная работа:

Беседа о свойствах песка, проведение элементарной опытно-экспериментальной деятельности с песком и водой, рассматривание иллюстраций, наблюдения, чтение познавательной литературы.

Оборудование и материалы:

Песок, стаканчики, вода, пробирки, воронка, губки, одноразовая посуда, салфетки, лупы, очки, схемы, игровая атрибутика.

Ход образовательной деятельности

1.Постановка проблемы. Вхождение в игровую ситуацию. Обсуждение проблемы и постановки задачи.

Дети находят письмо, где Незнайка просит ребят помочь разобраться  с «непонятными рисунками» (схемами) и пишет о том, что слышал об удивительном песке. Вот только почему он удивительный, не знает. И просит помочь провести исследование. Детям он будет очень благодарен.

Воспитатель: А как вы думаете, кто такие исследователи?

Дети: (ответы детей) люди, ученые…

Воспитатель: А что мы с вами планируем исследовать, по просьбе Незнайки?

Дети: Песок.

Воспитатель: Предлагаю превратиться в исследователей, и надеть защитные очки, без которых нельзя проводить исследования.

2.Опытническая деятельность.

Воспитатель: А теперь будем искать в песке, что - то удивительное!

Опыт 1

Воспитатель: возьмите мерной ложкой и насыпьте песок на тарелку. Легко ли сыпется песок?

Дети: Легко, свободно.

Воспитатель: А почему, как вы думаете?

Дети: Песок сухой и легко сыпется.

Воспитатель: Ребята, возьмите лупу и внимательно рассмотрите песок. Найдите как можно больше особенностей у песчинок, чем похожи, чем отличаются?

Дети: по размеру (большие, маленькие), по форме (круглые, овальные), по цвету (белые, коричневые, желтые, темные, светлые)

Воспитатель: А как вы думаете, они скреплены между собой?

Дети: Нет, он сыпучий их можно разделить по одной.

Воспитатели: Юные исследователи, а попробуйте понюхать песок?

Дети: Песок не имеет запаха.

Воспитатель: Правильно, сухой песок не имеет запаха. А теперь обратите внимание на размер песчинок, они одинаковые?

Работа с ситом.

Воспитатель: Если песок сыпется, то он какой?

Дети: Сыпучий, легкий, рассыпающийся.

Предложить рассмотреть «Схемы с человечками». Модели твердого, жидкого и газообразного вещества, определить их отличия. (элементы ТРИЗ)

рис.1 молекулы твердого тела

рис.2 молекулы жидкости

рис.3 молекулы газа

Вывод: песок сыпучее вещество, имеет отдельные твердые крупинки, которые не скреплены между собой и разные по размеру.

Опыт 2

Воспитатель: Продолжаем изучать свойства песка. Юные мои исследователи, а как вы думаете, где мы можем найти песок в окружающем нас мире?

Дети: В песочнице, во дворе, на пляже, на стройке.

Воспитатель: А на обеденном столе мы можем встретить песок?

Дети: Да, сахарный.

Воспитатель: Чем отличается  сахарный песок от речного песка?

Дети: Цветом, из сахарного не сделаешь куличики, речной песок не съедобный.

Воспитатель: У меня возник вопрос, какой песок быстрее раствориться в воде?

Дети: Сахарный песок раствориться быстрее.

Воспитатель: Необходимы доказательства ваших слов

Исследовательская деятельность

(Дети растворяют в двух стаканах сахарный и речной песок и поясняют в ходе опыта)

Вывод: сахарный песок растворяется в воде, вода остается светлой, а на вкус сладкой. Речной песок не растворяется, оседает на дне стакана, и вода становится мутной.

Физминутка

Опыт 3

Воспитатель: Рассаживайтесь на свои рабочие места, продолжаем. Как замечательно у нас получается изучать свойства песка. Теперь попробуем очистить воду от песка , как вы думаете, что для этого надо сделать?

Дети: Надо слить воду, а песок останется.

Воспитатель: Можно и так сделать… а  для чего нам нужна губка?

Ответы детей

Воспитатель: Губка нам поможет очистить воду от песка. Давайте попробуем вылить раствор с песком через губку в стакан. Что произошло с водой?

Дети: Вода стала светлой, песок остался на губке.

Вывод: губку можно использовать как самый простой фильтр, чтобы очистить воду от примесей и песка. Но пить ее все равно пить нельзя.

Опыт 4

Опыт по схеме. Детям предлагается действовать по определенному алгоритму. Выполняется самостоятельно. (Дети капают пипеткой с водой песок)

Воспитатель: Какой стал песок?

Дети: Мокрый, темный, влажный.

Воспитатель: А что происходит с мокрыми песчинками?

Дети: Они слипаются

Воспитатель: Как вы думаете, какой песок тяжелее?

Дети: Мокрый

Воспитатель: А что можно сделать из мокрого песка?

Дети: Играть в песочнице, строить фигурки, замки.

Воспитатель: А теперь нарисуйте на мокром песке, какой - нибудь узор. Получилось, а теперь попробуйте, легонько потрясти тарелку…Рисунок исчез?

Дети: Нет

Воспитатель: А почему рисунок сохранился?

Дети: Песок тяжелый и не двигается

Воспитатель подводит детей к выводу (Когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, а мокрые грани слипаются и удерживают форму…)

Итог (рефлексия)

Воспитатель: Ребята мы помогли Незнайке узнать удивительные свойства песка?

Дети: Да

Воспитатель: Каковы свойства песка, напомните мне.

Дети: Песок сыпучий, мокрый становится тяжелым и из него можно лепить, если песок опустить в воду и размешать, осадок опуститься на дно, песок пропускает воду.

Воспитатель: Молодцы, кому вы можете рассказать  и показать опыты?

Дети: родителям, братьям, сестрам и т. д.

Воспитатель: оцените свою работу, выбрав смайлик.

Желтый смайлик – я все понял, мне интересно

Красный смайлик – я частично понял, мне интересно

Зеленый смайлик – я ничего не понял, мне не интересно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Волшебный песок" - встреча в семейном клубе.

Игры с песком, стихи о песке, подвижная игра "Гусеница"....

Конспект НОД " Песок"

Конспект НОД " Песок"...

конспект ОД: Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков.

·        Познакомить детей со свойствами песка, учить делать куличики. ·        Формировать интерес к экспериментальной деяте...

Конспект НОД «Песок, глина, земля» в младшей группе

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская. Цель: Развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знаком...

Конспект-эксперимент "Песок"

Конспект экспериментальной деятельности с детьми первой младшей группы "Песок"...

Конкурс. Конспект занятия "Песок и глина"

В данном материале дети знакомятся с отличительными особенностями песка и глины....

Конспект -занятия "Песок и свойства песка"

Познакомить детей со свойствами песка.Учить обращаться с песком осторожно, не рассыпать.Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, способствовать расширению знаний о свойствах...