проект "Зимушка-зима. Новый год"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Хлыстунова Валентина Евгеньевна

Данный проект направлен на приобщение детей к народным праздникам, их особенностям проведения. Дети мало знают историю происхождения русских праздников, их традиции и обычаи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zimushka-zima._novyy_god.docx35.76 КБ

Предварительный просмотр:

Проект для детей средней группы

«Зимушка-зима. Новый год»

Составила воспитатель

средней группы: Хлыстунова В.Е.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:

Данный проект направлен на приобщение детей к народным праздникам, их особенностям проведения. Дети мало знают историю происхождения русских праздников, их традиции и обычаи. Родители не привлекают детей к изготовлению или выбору подарков, а дают уже всё готовое. А как детям узнать, сколько ждать Новый год, какие подарки дарить, как вести себя на празднике, чем один праздник отличается от другого? Наш проект поможет детям и родителям стать непосредственными участниками подготовки к Новому году, полностью окунуться в предновогоднюю бурю эмоций и впечатлений.

Тип проекта: творческий, групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочный проект (3 недели) .

Участники проекта: воспитатели, дети, их родители, музыкальный руководитель.

Возраст детей: средняя группа.

Обоснование проблемы:

На прогулке обратили внимание детей, что некоторые окна в детском саду и близлежащих домах украшены снежинками и узорами. Вопрос детям: почему украсили окна, и к какому празднику готовятся люди? А вы хотите тоже украсить нашу группу к Новому году и узнать про этот праздник?

Цель проекта: формировать понятие «праздник», его характерные особенности и значение в жизни людей на примере Нового года.

Задачи проекта:

  • Разобрать понятие праздник – Новый год, выделить его характерные особенности: атрибутика, отношение и настроение людей, правила поведения, традиции.
  • Вызвать желание участвовать в подготовке к празднику (украшение группы, изготовление, поделок, фотогазеты про Новый год).
  • Привлечь родителей как активных участников жизни группы к подготовке к Новогоднему празднику.
  • Раскрыть возможности и творческие способности детей через разнообразные виды деятельности.
  • Побуждать интерес к предполагаемой деятельности.
  • Способствовать развитию воображения, внимания, памяти и речи детей.
  • Стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств.
  • Укреплять связи дошкольного учреждения с семьей. Побуждать родителей к совместной творческой деятельности с детьми.
  • Создать позитивный настрой в преддверии новогоднего праздника.

Методы проекта:

  • Наглядные
  • Игровые
  • Словесные

Формы организации проекта:

  • познавательные занятия (аппликация, рисование, лепка, музыка, развитие речи, природный и социальный мир);
  • дидактические игры;
  • рассматривание иллюстраций;
  • беседы;
  • подвижные игры: «Снежки», «Зайка беленький сидит», «Снежинки и ветер», «Зима пришла», «Снежиночки-пушиночки», «Найди снегурочку! »,

«Берегись, заморожу». Пальчиковые игры: «Зайчики», «Зимняя прогулка»;

  • дыхательные игры: «Подуй на снежинку», «Снег, снег кружится»,

«Снегопад».

Формы работы с родителями:

  • привлечение родителей в подготовке к выставке детского творчества;
  • информация в родительский уголок: Консультация для родителей

«Безопасность детей во время новогодних праздников», «Новый год для детей: Как устроить праздник».

Виды деятельности:

  • речевая;
  • игровая;
  • музыкальная;
  • творческая;
  • изобразительная;
  • продуктивная;
  • театрализованная;
  • совместная и самостоятельная;
  • просветительская;
  • ознакомление с художественной литературой;
  • ознакомление с искусством;
  • ознакомление с окружающим;
  • формирование временных понятий;
  • развитие коммуникативных способностей.

Оборудование и материалы:

  • фотоаппарат;
  • набор для детского художественного творчества (ватман, цветная бумага и картон, клей, фломастеры, цветные карандаши, краски)
  • иллюстрации о празднике Новый год;
  • новогодние украшения;
  • разрезные картинки на тему Нового года;
  • подбор художественных произведений (сказки про зиму и Новый год) ;
  • сборник загадок, стихов, сказок и рассказов о зиме и Новогоднем празднике;
  • конспекты организованной деятельности с детьми: совместная деятельность по познавательному развитию на тему «Новогодний праздник», беседы.

Сроки реализации: декабрь.

Ожидаемый результат:

  • обогащение знаний детей о Новогоднем празднике;
  • осознание детьми доброго, заботливого отношения людей друг к другу и настроения во время праздника – Новый год;
  • активное участие детей и родителей в подготовке к Новому году.
  • рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ;

Продукты проекта:

  • Выставка «Новогодняя сказка».
  • Новогодний праздник «Новогодний утренник».

Этапы проекта:

1. Подготовительный этап:

  1. Определение темы проекта.
  2. Формулирование цели и задач проекта.
  3. Составление плана реализации основного этапа проекта.
  4. Подбор информационного, наглядного и технического материала для проекта.

2. Основной этап:

  1. Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых.
  2. Познавательно-речевое развитие.
  3. Коммуникация:
  • тематические занятия и беседы «Что такое Новый год», «Правила поведения на празднике », «Какой подарок я хочу на Новый год», «Как украсить дом к Новому году»;
  • составление описательных рассказов по сюжетным картинам «Новогодняя ёлка», «Дед Мороз в гостях у ребят », «Как дети готовились к встрече Деда Мороза », «Зима в лесу»;
  • дидактические игры «Кто, где живёт», «Укрась ёлку»;
  • описательные загадки про живую и неживую природу зимой (про зверей, сезонные явления, зимние осадки) ;
  • словесные игры «Отгадай и назови», «Что в мешке у Деда Мороза »,

«Скажи наоборот»;

  • подвижные игры «Заморожу», «Замри»;
  • традиция: встреча с интересным человеком – музыкальным руководителем на тему: «Скоро, скоро Новый год»;
  1. Социально-личностное развитие.

  • сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери», «Семья», «Детский сад», «Магазин игрушек»;
  1. Чтение художественной литературы.

  • Рассказы, сказки и загадки о зиме и новогоднем празднике;
  • познавательные сказки о зимней природе;
  • просмотр мультфильмов: «Тимошкина ёлка», «Снеговик-почтовик»,

«Снегурочка», «Сказка про Новый год», «Дед Мороз и лето», «Когда зажигаются ёлки»;

  1. Художественно-эстетическое развитие.

  • приглашение на праздник»;
  • «Открытки к Новому году»;
  • новогодняя гирлянда из варежек;
  • письмо Деду Морозу «Мой подарок»;
  • рисунки и аппликации на новогоднюю тематику «Снег идёт», «Новогодняя ветка», «Новогодняя ёлка», «Гирлянда на ёлку»;
  • пополнение коллекции «Новогодние открытки»;
  • поделки из бумаги (снежинки, гирлянды);
  • альбом «Новый год» (иллюстрации);
  • фотогазета «Как моя семья встречает Новый год».
  • выставка детских рисунков на Новогоднюю тематику;
  • разучивание стихов, песен, танцев про Новый год.
  1. Взаимодействие с семьей.

  • оформление газеты «Новогодняя сказка»;
  • конкурс «Новогодняя поделка»;
  • консультация «Готовимся к Новому году»;
  • украшение группы.

3. Заключительный этап.

Новогодний праздник «Новогодний утренник».

Новогодние загадки

Ёжик на неё похож,

Листьев вовсе не найдёшь.

 Как красавица, стройна,

А на Новый год – важна. (Елка)

Мы с бараньими рогами

 Вниз под горку мчимся сами,

 А как на гору взбираться,

Начинаем упираться. (Санки)

Солнце выглянет – заплачет.

Солнца нет – слезинки прячет. (Сосулька)

Не в темницу, а в светлицу

Запирал мороз девицу.

До весны девице

 Не открыть светлицы. (Река)

Вился, вился белый рой.

 Сел на землю – стал горой. (Снег)

Жил я посреди двора,

Где играет детвора,

Но от солнечных лучей

 Превратился я в ручей. (Снеговик)

Висит за окошком

Кулек ледяной.

Он полон капели

И пахнет весной. (Сосулька)

Взял дубовых два бруска,

Два железных полозка,

На бруски набил я планки.

 Дайте снег! Готовы... (Санки)

Две курносые подружки

Не отстали друг от дружки.

Обе по снегу бегут,

Обе песенки поют,

Обе ленты на снегу

Оставляют на бегу. (Лыжи)

Дождались зимы друзья;

По реке бегут, скользя.

Лед срезают, как ножи,

Выполняя виражи. (Коньки)

Мы желаем без помехи

 Грызть вам целый год орехи,

Прыгать и играть в горелки

 С Новым годом! Ваши... (Белки)

Хвост короче уха,

 Быстрые повадки.

Мчусь я, что есть духу,

На праздник без оглядки.

Кто я, угадай-ка! Ну, конечно, (Зайка)

Картотека зимних подвижных игр на улице

«Берегись, заморожу»

Все играющие собираются на одной стороне площадки. «Убегайте, берегитесь, догоню и заморожу!»,— говорит взрослый. Дети бегут к противоположной стороне площадки, чтобы спрятаться в «доме».

Цель: продолжать учить бегать, не наталкиваясь друг на друга, реагировать на сигнал воспитателя, соблюдать правила игры.

«Зима пришла!»

Дети разбегаются по площадке и прячутся, присаживаясь на корточки за снежными валами, горкой, снеговиком и т. п. Взрослый говорит: «Сегодня тепло, солнышко светит, идите гулять!» Дети выбегают из укрытий и разбегаются по площадке. На сигнал: «Зима пришла, холодно! Скорей домой!» — все бегут на свои места и снова прячутся.

Цель: продолжать учить бегать, не наталкиваясь друг на друга, реагировать на сигнал воспитателя, соблюдать правила игры.

«Снежинки и ветер»

Скажите детям, что в этой игре они будут снежинками.

Дети собираются в кружок и берутся за руки. По сигналу взрослого:

«Ветер задул сильный, сильный. Разлетайтесь, снежинки!» — разбегаются в разных направлениях по площадке, расправляют руки в стороны, покачиваются, кружатся. Взрослый говорит: «Ветер стих! Возвращайтесь, снежинки, в кружок!» Дети сбегаются в кружок и берутся за руки.

Цель: продолжать учить бегать, не наталкиваясь друг на друга, реагировать на сигнал воспитателя, соблюдать правила игры.

«Зайка беленький сидит»

Дети, подражая зайчикам, бегают, веселятся на площадке-полянке, а   затем  приседают на корточки.

Взрослый вместе с детьми произносит следующие слова: Зайка беленький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так,

Он ушами шевелит.

Дети поднимают руки к голове и шевелят руками, как зайцы ушами. Взрослый продолжает:

Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, Надо лапочки погреть.

Дети встают и хлопают в ладоши, а затем хлопают себя по плечам, делают вид, что греются.

Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Скок-скок, скок-скок, Надо зайке поскакать.

На эти слова дети подпрыгивают на двух ногах на месте. Наконец, взрослый говорит:

Мишка зайку испугал. Зайка прыг... и ускакал.

Он пугает детей, изображая мишку, они разбегаются по площадке кто куда.

Цель: продолжать учить бегать, не наталкиваясь друг на друга, реагировать на сигнал воспитателя, соблюдать правила игры, повторять движения за воспитателем.

«Снежиночки-пушиночки»

Играющие ходят гурьбой вокруг снеговика, поворачиваясь одновременно  вокруг себя. Через некоторое время направление движения        меняется, хоровод кружится в другую сторону.

Взрослый говорит: «Снежиночки-пушиночки устали на лету, кружиться перестали, присели отдохнуть». Играющие останавливаются, приседают. Отдохнув немного, возобновляют игру.

Цель: продолжать учить бегать не наталкиваясь друг на друга, реагировать на сигнал воспитателя, соблюдать правила игры.

Пальчиковые игры

«Зимняя прогулка»

(Загибаем пальчики по одному)

Раз, два, три, четыре, пять

("Идём" по столу указательным и средним пальчиками) Мы во двор пришли гулять.

("Лепим" комочек двумя ладонями) Бабу снежную лепили,

(Крошащие движения всеми пальцами) Птичек крошками кормили,

(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки) С горки мы потом катались,

(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой) А ещё в снегу валялись.

(Отряхиваем ладошки)

Все в снегу домой пришли.

(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки) Съели суп и спать легли.

«Жил-был зайчик»

Жил-был зайчик - (хлопают в ладоши) Длинные ушки

(три пальца в кулак, указательный и средний - ушки).

Отморозил зайчик

(сжимают и разжимают пальцы обеих рук)

Носик на опушке (трут нос).

Отморозил носик

(сжимают и разжимают пальцы обеих рук),

Отморозил хвостик (гладят кобчик)

И поехал греться (крутят руль)

К ребятишкам в гости.

Там тепло и тихо

(разжимают кулаки обеих рук),

Волка нет

(хлопают в ладоши),

И дают морковку на обед

(поглаживают живот ладонью ведущей руки по часовой стрелке)

Дыхательная гимнастика

«Подуй на снежинку»

Вырезанную из бумаги снежинку опустить на стол. Ребенок, сидя за столом, дует на снежинку, наблюдая за ее движением по столу.

«Снег, снег кружится»

Упражнение на воображение. Дети представляют, как в воздухе кружатся снежинки, и дуют на них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно – речевое занятие для детей 5-6 лет. Тема: «Новые приключения Дюймовочки. Сказка на новый лад»

Познавательно – речевое занятие занятие для детей 5-6 лет, позволяющее решить следующие задачи: 1.Образовательные:1.  Обобщить представления о характерных признаках весны (увеличение с...

Новая сказка на старый Новый год

Это сценарий  Рождественской  сказкаи для детей, поставленный силами педагогов ДОУ. После новогодних утренников и каникул, детям представляется возможность ещё раз окунуться в мир доброй ска...

Сценарий открытия нового здания детского сада 2016 г. «Обживаем Новый дом!» Звучит музыкальная заставка «Дорогою добра» На экране слайды со снимками помещений нового детского сада. В музыкальный зал входит ведущий с группой детей. Взрослый (один из

Сценарий открытия нового здания детского сада     2016 г.«Обживаем Новый дом!» Звучит музыкальная заставка  «Дорогою добра»На экране слайды со снимками помещений нового д...

Проект в младшей группе "Новый, Новый, Новый год!"

Цель: формирование представлений о новогоднем празднике, его традиции, культуре, главных сюжетных героях (Дед Мороз, Снегурочка, елка...

Проект "Новы, новый, новый год"

Новый год! Праздник детства...

«Новые технологии для нового поколения. Формы и способы их использования в практике работы детского сада. «Интерактивная инфографика в ДОУ: новый тренд в мнемотехнике»

Внедрение новых технологий в детском саду способствует более эффективному воспитанию ребенка, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, к получению знаний, формированию ...