Мастер – класс для родителей «Эксперименты с детьми старшего дошкольного возраста дома»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Т. Петухова

 Материал необходимый для создания условий при ознакомлении родителей с экспериментами, направленными на познавательное развитие детей, которые можно организовать дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_eksperimenty_s_detmi_doma.docx25.42 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для родителей

«Эксперименты с детьми старшего дошкольного возраста дома»

Цель: Помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования в домашних условиях.

Задачи: 

  1. Познакомить родителей с понятием «экспериментирование».
  2. Познакомить с экспериментами, направленными на познавательное развитие старших дошкольников, которые можно организовать дома.
  3. Создать условия для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей и развития познавательной активности детей.

Ход: В каждом ребенке заложено стремление познавать окружающий мир. Дети каждый день стараются узнать что-то новое, и у них всегда много вопросов. Им можно объяснять некоторые явления, а можно наглядно показать, как работает та или иная вещь, тот или иной феномен, и дать ребенку самому попробовать сделать опыт с этим предметом. Отличный инструмент для этого – эксперименты.

Эксперименты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показывать связи между живым и неживым в природе. Они являются эффективным средством развития важных качеств личности, таких как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в экспериментальном процессе наравне со взрослыми дают ребенку возможность проектировать свою жизнь дома, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

В процессе экспериментирования ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если? Почувствовать себя исследователем, первооткрывателем.

В детском саду развитие познавательного интереса осуществляется в играх, в общении, в непосредственной образовательной деятельности.

А вне детского сада хотелось бы порекомендовать Вам:

  • читать с ребёнком детские энциклопедии, познавательные книги;
  • исследовать различные явления в природе (распускание листьев, цветков, красота капелек дождя на листьях или деревья в инее, прилетают или улетают птицы, на красоту осенних листьев и т.д.).
  • водить детей на экскурсии, наблюдать и обсуждать, стараться отвечать на вопросы маленьких «почемучек».
  • проводить небольшие эксперименты с предметами дома и на улице (смешивание красок для получения другого цвета, таяние льда и снега, выращивание рассады и т. д.)

Задатки познавательных способностей есть в каждом ребенке, но их нужно пробудить. Дети старшего дошкольного возраста – прирождённые исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту.

Для проведения экспериментов рекомендуется придерживаться соблюдения некоторых условий:

  • проводить эксперименты нужно тогда, когда ребёнок полон сил и энергии;
  • нужно заинтересовать ребёнка, чтобы у него появилось желание самому поэкспериментировать;
  • объяснить правила безопасного поведения при использовании незнакомых веществ;
  • не оставлять вопрос без внимания;
  • радоваться вместе с ребенком, поощрять за успехи.

Создание условий для экспериментальной работы дома не требует больших затрат. Для проведения экспериментов необходимы: увеличительные стекла, мерные стаканы, линейки, магниты, часы, весы. Можно использовать разные упаковочные материалы: стаканчики, разной степени прозрачности и цвета, из-под йогуртов, мороженного и других молочных продуктов. Желательно приобрести песочные часы, лупы, комплекты для игр с водой и песком. Эксперименты с использованием лупы - интересное занятие для ребенка. Дома можно использовать природные материалы: песок, глину, камни, морские камушки и ракушки, шишки.

Каждому ребенку необходимо предоставить возможность провести эксперименты самостоятельно. Например, «волшебный магнит» позволит ребенку найти среди окружающих предметов железные; а увлекательная игра с мыльными пузырями поможет «обнаружить» воздух внутри нас.

Для развития исследовательской деятельности можно использовать высевание семян на рассаду. Привлечение к этой деятельности ребенка позволит наблюдать за развитием растения, а также устанавливать зависимость от условий (вода, свет, тепло).

Благодаря проведению экспериментов, наблюдений у детей развивается познавательный интерес, способность сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, высказывать суждения, формируются основы научного мировоззрения, положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей.

Основные принципы организации экспериментирования с детьми:

  • Ведущая роль взрослого, дающего образец действий с предметами и материалом;
  • Беседа с детьми во время экспериментирования;
  • Содержание каждого эксперимента должно быть непосредственно связано с окружающей ребенка действительностью;
  • Строгое соблюдение правил безопасности.

Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию.

Нельзя!

  • Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
  • Не следует отказываться от совместных действий с ребенком, игр – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
  • Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.
  • Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка.
  • Не следует молчать или делать вид, что Вам все равно в то время, когда Ваш ребенок погружен в экспериментальную деятельность.

Нужно!

  • Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
  • Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формировать желание узнать новое.
  • Учить ребенка доводить начатое дело до конца.
  • Эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
  • Проявлять заинтересованность к деятельности ребенка, проговаривать и пояснять игровые действия, подводить к результату.

Дома можно организовать несложные опыты и эксперименты:

Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента.

Ванная комната.

Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Например, что быстрее растворится: морская соль, пена для ванны, кусочки мыла и т.п. Разрешите ребенку играть с пустыми баночками, флакончиками, мыльницами. Поинтересуйтесь, куда больше воды поместится? Куда вода легче набирается? Сколько, по-твоему, воды нужно набрать, чтобы флакончик утонул?

Кухня.

Это место, где ребёнок часто мешает маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, и предложите детям растворять в воде различные продукты (крупы, муку, соль, сахар). Поинтересуйтесь у детей, что стало с продуктами и почему? Если ребенок затрудняется ответить, ответьте сами. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе, и постараться объяснить результат доступным для него языком.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности:

Уборка комнаты

Как ты считаешь, с чего надо начать? Что для этого нужно? Что ты сможешь сделать сам? В чем тебе понадобится помощь?

Подобная ситуация развивает наблюдательность, умение планировать и подбирать необходимый материал для труда, рассчитывать свои силы.

Поливка цветов

Всем ли растениям необходим одинаковый полив? Почему? Какие растения нужно обрызгивать? Какие нет? Зачем рыхлить землю?

Ремонт в комнате

Какого цвета обои ты бы хотел видеть? Почему? Где лучше повесить твои рисунки? Где удобнее поставить твой столик?

Это поможет ребенку научиться высказывать свои суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения.

Ребёнок рисует (у него кончилась зелёная краска). Что будет, если смешать синюю и желтую краску? Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение. Родителям следует выслушать все предположения ребенка, при этом необходимо учитывать каждое предположение, его верность, точность, логичность. Если ребенок затрудняется высказать способы решения задачи, можно предложить самим.

И сегодня, уважаемые родители, я хочу предложить вам несколько занимательных экспериментов, которые можно провести с ребенком дома, предлагаю вам вместе поэкспериментировать:

«Цветы лотоса»

Для этого опыта нужно вырезать из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутить лепестки к центру. А когда цветы готовы опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. И вы увидите, что на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.  Спросите ребенка, как он думает, почему так произошло? И вместе сделайте вывод: Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки, раскрываются. Можно добавить, что при изготовлении бумаги остаются небольшие пространства между волокнами целлюлозы и вода наполняет их. И в итоге мы можем наблюдать за раскрытием цветка.

«Подводная лодка»

Для проведения этого опыта вам понадобятся: сырое яйцо, 2 стакана с водой, несколько столовых ложек соли. Положим сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой – яйцо опустится на дно стакана. В другом стакане растворим в воде несколько ложек соли. Опустим яйцо в стакан с солёной водой – яйцо останется плавать на поверхности воды.

Спросите ребенка, как он думает, почему так происходит? Делаем вывод: соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. Когда опыт проведен, можно показать фокус. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду – того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.

«Утопи и съешь»

Для этого опыта необходимо взять два апельсина. Хорошенько вымойте два апельсина. Один из них положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже если очень постараться, утопить его не удастся.

Очистим второй апельсин и положим его в воду. Ну, что? Глазам своим не верите? Апельсин утонул. Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает?

Спросите ребенка, как он думает, почему так происходит? Сделайте вывод: «В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет».

«Упорная воронка»

Для этого опыта нам понадобятся:

- 2 воронки

- две одинаковые чистые сухие пластиковые бутылки по 1 литру

- пластилин

- кувшин с водой

Спросите ребенка: «Может ли воронка «отказаться» пропускать воду в бутылку?» Давайте проверим!

Подготовка:

1. Вставим в каждую бутылку по воронке.

2. Замажем горлышко одной из бутылок вокруг воронки пластилином, чтобы не осталось щели.

Начинаем научное волшебство!

1. Объявите детям: «У меня есть волшебная воронка, которая не пускает воду в бутылку».

2. Возьмите бутылку без пластилина и налейте в нее через воронку немного воды. Объясните детям: «Вот так ведет себя большинство воронок».

3. Поставьте на стол бутылку с воронкой, обмазанной пластилином.

4. Налейте в воронку воды до верха. И предложите посмотреть, что будет.

Результат:

Из воронки в бутылку протечет немного воды, а затем она прекратит течь совсем.

Спросите ребенка, как он думает, почему так происходит? Сделайте вывод: в первую бутылку вода течет свободно. Вода, текущая через воронку в бутылку, замещает в ней воздух, который выходит через щели между горлышком и воронкой. В запечатанной пластилином бутылке тоже есть воздух, который обладает своим давлением. Вода в воронке тоже обладает давлением, которое возникает благодаря силе тяжести, тянущей воду вниз. Однако сила давления воздуха в бутылке превышает силу тяжести, действующую на воду. Поэтому вода не может попасть в бутылку.

Если в бутылке или в пластилине, будет хотя бы маленькая дырочка, воздух сможет выходить через нее. Из-за этого его давление внутри бутылки будет падать, и вода сможет течь в нее.

Вижу, у Вас появилось желание самим провести какой- то эксперимент, давайте сегодня вы сделаете интересную оптическую игрушку «Волшебную вертушку», которая может познакомит вашего ребенка с инертностью зрительного восприятия.

Для ее изготовления нам понадобятся: шпажки, круглые картонки с разным изображением (например: птица, клетка), клей.

У вас на столах лежат распечатанные картинки, вам нужно наклеить их на картон и вырезать по контуру. Затем намазать белую сторону клеем, по центру положить шпажку так, чтобы низ палочки совпадал с точкой на кружке, и аккуратно приклеить вторую сторону, аналогичным образом, рисунком вверх. (Родители приступают к работе, педагог при необходимости помогает). По мере того как игрушка готова, педагог предлагает родителям быстро вращать шпажку между ладонями, и спрашивает, что родители видят? (Обе картинки сливаются в одно изображение). 

Такая игрушка называется тауматроп, в переводе с греческого значит "thauma" — чудо, "tropos" — вращение…Принцип работы тауматропа - инертность зрительного восприятия. Это означает, что при быстром вращении, две картинки с разных карточек сливаются в одну, образуя новую картинку. Выглядит это как настоящее чудо.

Сделайте такие игрушки вместе с детьми, я думаю они им очень понравятся. Можно рассказать детям, что способность зрения обманывать нас, используют при создании мультфильмов. Рисуют много картинок с изображением, например, человека, с разными положениями тела. Если эти изображения или кадры, быстро прокрутить, то фигурка человека начнет двигаться!

Я сегодня познакомила вас лишь с малой частью того, чем вы можете поэкспериментировать с ребенком дома. Включайте свою фантазию, давайте – же сделаем жизнь ребенка интереснее и краше, будем стараться, чтобы у детей создавалось представление о себе как об умеющем, сообразительном, терпеливом.

Любознательность – залог его будущих учебных успехов и творческого отношения к любому делу, с которым он соприкоснётся.

Но не забывайте, что при проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.

Желаю Вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Декупаж + яичная скорлупа» с детьми старшего дошкольного возраста

Совершенствование приемов обработки разных материалов;Расширение сенсорного опыта; формирование точности, координации движений; Воспитание аккуратности при выполнении работы. Снятие пс...

Мастер-класс на тему: "Сочинение c детьми старшего дошкольного возраста сказок с использованием технологий развития связной речи дошкольников Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. и метода работы со сказкой Фесюковой Л.Б."

Мастер-класс был показан на ежегодной августовской конференции работников образования в 2015 - 2016 учебном году. Презентация иллюстрирует теоретическую часть....

Мастер – класс «Презентация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Почему у жирафа шея длинная».

В  материале представлено теоретическое обоснование использование метода проектов с детьми старшего дошкольного возраста, указаны этапы реализации проекта по теме "Почему у жирафа шея длинна...

Мастер-класс «Изготовление книжки-малышки с детьми старшего дошкольного возраста»

Изготовление книжек-малышек позволяет создать условия для развития речи воспитанников, реализации их творческого потенциала, умения работать в команде. Данный материал поможет организовать процес...

Мастер-класс для родителей «Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста дома, на улице и на даче»

Формирование у родителей компетентности в области организации познавательного развития детей в домашних условиях....