Научно -практическая конференция (выполнено воспитанницей подготовительной к школе группы)
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Хабирова Анна Алексеевна

Научно -практическая конференция (выполнено воспитанницей подготовительной к школе группы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл npk_habirova_angelina_2018.docx259.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №22 г.Туймазы муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

исследовательская работа

Волшебный мир кристаллов

Экологическое направление

Выполнила: Хабирова Ангелина

воспитанник подготовительной

 к школе группы

руководитель: Хабирова А.А.

Туймазы, 2018

Оглавление

Введение………………………………………………………………..3

1.Прекрасный мир кристаллов.

  1.1.Что такое кристалл?........................................................................4

  1.2. Как образуются кристаллы в природе………………………….4

  1.3. Кристаллы во Вселенной………………………………………..5

  1.4. Применение кристаллов в науке и технике…………………….5

  1.5. О чем говорят легенды…………………………………………..7

2. Мое исследование……………………………………………………8

  2.1 Меры безопасности………………………………………………..9

Заключение………………………………………………………………..10

Список литературы……………………………………………………….11

Приложения…………………………………………………………….12-13

Красота и блеск кристаллов 

Всем и каждому понятны. 

Беглый взгляд они чаруют, 

Формы их уму занятны 

 

Искушенный наблюдатель 

Разглядит их жизни тайны 

И по полочкам разложит 

Всё, что кажется случайным.

Введение

Каждая девочка любит красивые украшения, конечно же я не исключение. Своей красотой привлекают блестящие, переливающиеся камешки разных цветов. Они украшают браслеты, кольца, сережки.

Мама объяснила, что все это кристаллы. И образуются они в природе. Мне стало интересно ,а  может ли человек «вырастить» кристалл? А смогу ли это сделать я? Получиться ли у меня изготовить украшение для моей любимой куклы? Этому я и решила посвятить свое исследование, которое проводилось вместе с мамой и нашим воспитателем в детском саду.

Перед собой поставили следующие задачи:

  1. Выяснить, что такое кристалл?
  2. Узнать как образуются кристаллы в природе?
  3. Подобрать необходимое оборудование для выращивания кристаллов
  4. Вырастить кристаллы из соли

Предметом исследования мы выбрали кристаллы.

Методы исследования:

  1. Анализ литературы
  2. Практическая работа
  3. Обобщение

Продукт исследования: выращенные самостоятельно кристаллы из поваренной соли и выполненное из них украшение для куклы.

3

  1. Прекрасный мир кристаллов
  1.     Что такое кристалл?

Возможно вы считаете, что кристалл – это редкий и красивый драгоценный камень. Отчасти это так. Изумруды и бриллианты являются кристаллами. Но не все кристаллы редки. Каждая частица соли или сахара тоже кристалл! Многие из самых обычных веществ вокруг нас – кристаллы.

Кристалл – это твердое вещество. Он имеет определенную форму. Кристаллы могут иметь разные размеры.

Кристаллы окружают нас повсюду. Присмотритесь к песку, снежинкам, морозным узорам на стекле или инею на травинке. Правильность и совершенство формы кристаллов удивляют, как будто над ними трудился волшебник. Трудно поверить, что такие многогранники образовались сами без помощи человека, они со своей природной, правильной, многогранной формой и называются кристаллами.

    Многие твердые тела, которые нас окружают и вещества, которые мы употребляем в быту - относятся к кристаллам. Представление древних о кристаллах было похоже на легенды. Верили, что хрусталь образуется изо льда, а алмаз – из хрусталя. Кристаллы наделялись множеством таинственных свойств: исцелять от болезней, предохранять от яда, влиять на судьбу человека, предсказывать будущее. О кристаллах слагали сказки – вспомните «Серебряное копытце», «Снежная королева», «Хозяйка медной горы».

    Многие кристаллы идеально чисты и прозрачны, как вода. Недаром существуют выражения: «прозрачный, как кристалл», «кристально чистый». Слово «кристалл» происходит от греческого «кристаллос», то есть «лед». Полагали, что лед, находясь длительное время в горах, на сильном морозе, окаменевает и теряет способность таять.

  1. Как образуются кристаллы в природе(см.приложение 1)

Как образуются кристаллы? По размерам природные кристаллы могут быть самыми разными: от микроскопических до весьма крупных. Внешний облик кристаллов зависит от того, насколько спокойно проходил их рост. Большинство кристаллов в природе растут очень быстро, например кристаллы растворимых солей.

Кристаллы образуются, когда какое-либо вещество переходит из жидкого или газообразного состояния в твердое.

Когда испаряется («высыхает») соленая вода в кастрюле или сладкий чай в стакане, на стенках и на дне остается белый налет. В лупу можно разглядеть в нем мелкие блестящие кристаллики соли или сахара.

Кристаллы могут образовываться и из пара. В морозном воздухе пар,    

4

который выдыхает человек, оседает мелкими хлопьями. Они представляют собой мелкие кристаллы снега. Иней – тоже закристаллизовавшиеся пары воды.

Но наиболее известны и доступны нам кристаллы соли. Озера и моря – это природные лаборатории, в которых происходит рост кристаллов из растворов.

Южный Урал, Донбасс, Западная Сибирь, Закавказье, Средняя Азия богаты соляными озерами, в воде которых растворено множество солей. Летом, когда под лучами солнца вода быстро испаряется, начинают выделяться кристаллы соли, совсем так же, как оседает соляная накипь на дне и стенках кастрюли.

Эти кристаллы плавают на поверхности озера, оседают на берегах и дне. Так из раствора появляются кристаллы. Возникают месторождения солей.

1.3 . Кристаллы во Вселенной

        В облаках, в глубинах Земли, на вершинах гор, в песчаных пустынях, в озерах, морях и океанах, в доменных печах, в аппаратах химических заводов, в научных лабораториях, в клеточках растений, в живых и мертвых организмах - везде встретились мы с кристаллами. Нет такого места на Земле, где бы не было кристаллов, где бы не происходили все время возникновение, рост и разрушение кристаллов. Метеориты,

посланцы из звездного мира, тоже состоят из кристаллов. В космических пришельцах - метеоритах -  встречаются кристаллы, известные на Земле, и кристаллы минералов, на Земле не встречающихся.

1.4. Применение кристаллов в науке и технике.

         

        В давние времена считалось, что кристаллы представляют собой редкость. Действительно, нахождение в природе крупных однородных кристаллов - явление нечастое. Однако мелкокристаллические вещества встречаются весьма часто. Так, например, почти все горные породы: гранит, песчаники известняк – кристалличны.

        В настоящее время изучением многообразия кристаллов занимается наука КРИСТАЛЛОГРАФИЯ.

        Кристаллография – это наука о строении, симметрии, физико-химических свойств, образовании и росте кристаллов, которая зародилась в18 веке.

Применения кристаллов в науке и технике так многочисленны и разнообразны, что их трудно перечислить. Можно привести несколько примеров.

       Самый твердый и самый редкий из природных минералов - алмаз. Сегодня алмаз в первую очередь камень-работник, а не камень-украшение.

        Благодаря своей исключительной твердости алмаз играет громадную роль в технике. Алмазными пилами распиливают камни.     Колоссальное

5

значение имеет алмаз при бурении горных пород, в горных работах.  

  Алмазным порошком шлифуют и полируют твердые камни, закаленную сталь, твердые и сверхтвердые сплавы. Сам алмаз можно резать, шлифовать и гравировать тоже только алмазом. Наиболее ответственные детали двигателей в автомобильном и авиационном производстве обрабатывают алмазными резцами и сверлами.

     Рубин и сапфир относятся к самым красивым и самым дорогим из драгоценных камней. У всех этих камней есть и другие качества, более скромные, но полезные. Вся часовая промышленность работает на искусственных рубинах. На полупроводниковых заводах тончайшие схемы рисуют рубиновыми иглами. Новая жизнь рубина - это лазер, чудесный прибор наших дней. В 1960г. был создан первый лазер на рубине. Оказалось, что кристалл рубина усиливает свет. Лазер светит ярче тысячи солнц.

      Мощный луч лазера легко прожигает листовой металл, сваривает металлические провода, прожигает металлические трубы, сверлит тончайшие отверстия в твердых сплавах, алмазе. Эти функции выполняет твердый лазер, где используется рубин, гранат.

В глазной хирургии применяется чаще всего лазеры на рубине.

Сапфир прозрачен, поэтому из него делают пластины для оптических приборов. Основная масса кристаллов сапфира идет в полупроводниковую промышленность.

Кремень, аметист, яшма, опал, халцедон — все это разновидности кварца. Мелкие зернышки кварца образуют песок. А самая красивая, самая чудесная разновидность кварца - это и есть горный хрусталь, т.е. прозрачные кристаллы кварца. Поэтому из прозрачного кварца делают линзы, призмы и др. детали оптических приборов.

Неотъемлемой частью нашей жизни стали мобильные телефоны, цифровые фото- и видеокамеры. Телевизоры с жидкокристаллическим экраном стали мечтой и украшением любого дома.

Каждый из нас хоть раз слышал сочетание «Кристаллы Сваровски». Искусственно созданные хрустальные кристаллы Swarovski - это изысканное украшение. Их стоимость часто превышает имитируемые "настоящие" камни (топаз, изумруд, сапфир, бриллиант, рубин).Основатель хрустальной империи Даниэль Сваровски в 1890 годах изобрел новый состав для выращивания хрусталя небывалой до сих пор прозрачности и блеска, который до сих пор хранится в строжайшем секрете. Украшения от Swarovski становятся прекрасной альтернативой драгоценным бриллиантам(см.приложение 1).

6

1.5. О чём говорят легенды.

        Нет, не пересказать сказок, преданий и легенд, сложенных людьми о камне с древнейших пор! Как богата фантазия человека, сложившего о кристаллах столько чудесных красивых небылиц!

        Только представьте себе: чтобы ослепить ядовитую змею, достаточно показать ей ярко-зеленый камень – изумруд. А чтобы избавиться от дурных снов, надо носить на пальце кольцо с рубином . Ваш конь станет выносливым и послушным, если в его уздечку вплести синий камешек – бирюзу. Есть, оказывается, камни, которые охраняют человека от болезней.  Конечно, любой из вас, услышав эти наивные сказки, просто улыбнется. А было время, когда любой легенде люди верили беспрекословно, когда за цветные камни платили громадные деньги, чтоб не только украсить ими свои одежды, но и спастись с их помощью от "дурного глаза", от болезней, от пожаров и наводнений. И было это потому, что люди не знали происхождения различных камней, видели в каждом из них чудо и придумывали множество всяких небылиц, присущих якобы разноцветным минералам.

7

  1. Мое исследование

   Выращивание кристаллов — очень и очень интересное занятие. Но для того, чтобы результат получился действительно красивым необходимо аккуратно выполнять все действия и набраться терпения.

Необходимое оборудование:

  • Поваренная соль (можно приобрести в продуктовом магазине)
  • Ёмкость, где мы будем выращивать наш кристалл
  • Нитка
  • Карандаш

Опыт 1.(см.приложение 2)Растворяем в воде соль до тех пор, пока она не будет растворяться,  и станет оседать на дно банки. Мы получили насыщенный раствор соли. Переливаем его в чистую ёмкость, процеживаем. Выбираем любой понравившийся более крупный кристаллик поваренной соли,  привязываем за нитку и подвешиваем, чтобы он не касался стенок стакана. Уже через пару дней можно заметить значительный для кристаллика рост. С каждым днём он будет увеличиваться.

Результат: мы получили кристалл поваренной соли.

 

2.1 Меры безопасности

При выращивании кристалла из соли , нужно всегда помнить, что работать с ним детям можно только под присмотром родителей. Хотя соль и не ядовита, но соблюдать меры безопасности необходимо:

1.Не пробовать на вкус

2.Избегать попадания вещества в нос и в глаза.

3.Из посуды, которая была использована в ходе эксперимента, кушать строго запрещено.

8

4.Во время роста кристаллика не трогать его руками, потому что на нем останутся следы от пальцев, и кристалл будет расти неправильной формы.

5.Всегда мыть руки по окончании опытов.

9

Заключение.

  При выполнении этой работы мы выяснили, что мир кристаллов красив и разнообразен. Каждый его представитель уникален по своим свойствам, размерам и особенностям строения. Кроме того, что кристаллы красивы, они играют важную роль в жизни человека.

  В ходе работы мы исследовали очень интересное свойство кристаллов- их рост в искусственной среде. Оказывается, кристаллы можно вырастить дома, без каких- либо усилий. И у меня это получилось!

  Исследовательская работа мне очень понравилась. В ходе ее выполнения, я познакомилась со способами выращивания кристаллов. Узнала много интересного, познавательного. Но самое главное - самостоятельно вырастила кристаллы соли в домашних условиях.

10

Список литературы:

  1. Большая школьная энциклопедия.Т.2.-М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.-591с.
  2. Полный энциклопедический справочник.-М.:Русское энциклопедическое товарищество, 2002.-928с.
  3. Детская онлайн энциклопедия Потому.ру
  4. Пикин С.А., Блинов Л.М. Жидкие кристаллы. — М., 1982 http://course-crystal.narod.ru/p31aa1.html

11

         Приложения

Приложение 1

https://fs00.infourok.ru/images/doc/226/34634/1/img3.jpg

12

http://russiahousenews.info/images/stories/Pictures_8/swarovsky/Daniel_Swarovsk_crystal.jpg

13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное логопедическое занятие с воспитанницей подготовительной к школе группы по теме "Весна. Автоматизация звука [Рь] в словосочетаниях".

Индивидуальное занятие с воспитанницей подготовительной к школе логопедической группы "Весна. Автоматизация звука [Рь] в словосочетаниях"...

«Активизация речевого общения старших дошкольников в процессе познавательной деятельности «Вестник научных конференций. 2019. № 10-2(50). Актуальные вопросы образования и науки: по материалам международной научно-практической конференции 31 октября 2019

quot;Активизация речевого общения старших дошкольников в процессе познавательной деятельности" Вестник научных конференций 2019. № 10-2(50). Актуальные вопросы образования и науки: по материалам...

Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Волшебный цветок» в рамках научно-практической конференции «Преемственность ДОУ и начальной школы как условие успешной адаптации к школьному обучению»

Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Волшебный цветок» в рамках научно-практической конференции «Преемственность ДОУ и начальн...