народная игрушка- конспект
план-конспект занятия по окружающему миру

Шикова Валентина Николаевна

Цель: формировать представление о народных игрушках, приобщать к традициям русского народа, развивать внимание, речь, расширять словарный запас, продолжать знакомить с
устным народным творчеством

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnaya_igrushka_konspekt.docx17.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению окружающим
на тему: «Народная игрушка.»
Цель: формировать представление о народных игрушках, приобщать к традициям русского народа, развивать внимание, речь, расширять словарный запас, продолжать знакомить с
устным народным творчеством.
Задачи:
Воспитательные:
-формировать представление о народных игрушках;
-приобщать детей к традициям русского народа;
-продолжать знакомить с устным народным творчеством.
Обучающие:
-познакомить детей с русской народной игрушкой;
-учить их различать по форме, цвету, узору.
Развивающие:
-развивать творческое восприятие, воображение, память, речь,
наблюдательность, целостное зрительное восприятие картины мира.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,
«Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие»,
«Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Материалы и оборудование:
матрешка, тряпичная кукла, деревянные ложки, свистульки, дымковские игрушки,
предметные картинки «Народные промыслы», презентация «Народные игрушки».
Предварительная работа:
чтение русских народных сказок, потешек, проведение подвижных народных игр,
рассматривание иллюстраций «Народные промыслы».
                                              Ход занятия.
-Сегодня мы с вами отправимся в город мастеров, которые делают игрушки.
-А вы любите играть в игрушки? А какие у вас дома есть игрушки? А где можно
купить игрушки? (Ответы детей)
-А раньше игрушки для своих детей родители делали сами. С некоторыми из них
мы сегодня познакомимся. Сейчас я вам загадаю загадку, и вы мне скажите о какой
игрушке говорится в загадке
Загадка.
Друг другу улыбаются,
Одна в другую ставятся,
Деревянные, как ложки!
Это русские…(матрешки)
-Вы загадку отгадали правильно. Да это матрешки (показ матрешки и показ слайда 1)
-Из чего сделана матрешка? (ответы детей) Для изготовления матрешки мастера
использовали древесину липы, березы. Древесину сушили два года, только после
этого мастер вырезал игрушку, получалась матрешка «белена». Потом за дело
принимались художники, они раскрашивали матрешку, она получалась нарядной.
Матрешка одета в сарафан, блузку, передник, наи голове у нее платок. Матрешка
раскладная игрушка, сейчас мы посмотрим сколько внутри большой матрешки
находится маленьких, посмотрите там семь матрешек целая семейка.
Послушайте стихотворение об этой игрушке
Я с таинственной игрушкой заигралась допоздна,
Разбираю, собираю,
То их восемь, то одна.
Ростам разные подружки,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
-Первые матрешки появились в конце 19 века. Мировую известность они получили
в 1900 году на экспозиции в Париже.
-Но игрушки делали не только из дерева, но и из глины. Посмотрите какие красивые
игрушки (показ слайда 2 дымковские игрушки). Это дымковские глиняные игрушки
Когда-то очень давно на берегу реки Вятки появилось поселение- слобода. По
По утрам хозяйки топили печи и кудрявые дымки весело поднимались к небу.
Так и назвали слободу Дымково. Дымковские игрушки очень разные- звери, птицы,
человек, сказочные персонажи, бытовые сценки. Возникновение промысла связано
с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково
 лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек.
Свист был главной особенностью этого праздника. Игрушки лепили из красной глины
с добавление речного песка, обжигали в печи, белят ее мелом, разведенным на молоке
и расписывают красками, замешанными на яйце, уксусе и квасе. А какие яркие краски
использует художник- красный, синий, желтый, зеленый, алый, голубой, оранжевый.
Узоры- клетка, полоска, круг, крупные пятна, зигзаги, точки. Лепили игрушки, чтобы
украсить дом, подарить друзьям, детям.
Физкультминутка.
Хлопают в ладошки
(хлопают в ладоши)
Дружные матрешки
На ногах сапожки
Топают матрешки
(топают ногами)
Вправо, влево наклонились
(наклоны телом влево, вправо)
Всем знакомым поклонились
(наклоны головой влево, вправо)
-В Тульской области зародилась филимоновская, игрушка.(показ слайда 3)
Существует легенда шел дед по дороге. С горы на гору поднимался, с холма на холм.
Шел он шел дремучими лесами, солнышко ярко светило, жарко стало решил старику
напиться воды из родника, присел на камень увидел глину помял ее в руке
 получилась птичка, проткнул дырочку птичка запела.
Из глины мужики делали посуду, кирпичи, печные трубы, а из остатков
делали свистульки. Игрушки лепили женщины и обучали девочек. Женские игрушки
барышни, мужские кавалеры или солдаты, животные медведи, лошади, коровы,
олени. Используют для росписи красно-малиновые, желтые, зеленые краски.
Краски наносились куриным перышком. В росписи использовали элементы- полоски,
круги, точки, елочки.
-А теперь мы отправляемся на родину каргопольской глиняной игрушки, в Архангельскую
область. Зародился там промысел в 11-13 веке. Летом крестьяне работали в поле, когда
все работы в поле были закончены, с октября до весны занимались изготовлением
посуды, кубов, крынок, мисок. А из остатков глины лепили игрушки- лошадок, фигурки
людей, животных. Для раскрашивания использовали краски черную, красную, желтую,
бледно зеленый, синий, коричневый, оранжевый, розовый.
Любимым персонажем является игрушка Конь-Полкан знак солнца. Полкан огромный и
добрый богатырь, защитник людей от сил зла. Он на половину бравый генерал, а
туловище как у коня, на ногах копыта, на груди Полкана лучистое солнце. (слайд 4)
-Игрушки бывают разные. Родители делали игрушки и из ткани, получались чудесные
тряпичные куклы. Это не только детская игрушка, это атрибут детских обряд.
Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли, когда девочка
вырастала, становилась мамой, она передавала своей куклу дочке. Играя в куклы, девочка
училась шить, вышивать, прясть. Всех кукол наряжали в красивые платья, но в одежде
должен присутствовать красный цвет считалось, что красный цвет оберегает от бед.
(слайд 5) Посмотрите на кукол, чем они похожи, чем отличаются? Правильно, у кукол
нет лица, считалось, что у куклы нет лица, то никто не может навредить владельцу.
-Ребята мастера просили, чтобы вы помогли им раскрасить лица матрешек.
Садитесь за столы и нарисуем матрешкам лица. (выполнение работы детьми.)
-Закончилось наше путешествие. С какими игрушками мы познакомились?
Какие вам игрушки понравились? Из чего сделаны эти игрушки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Безопасный путь в музей народной игрушки" Конспект по художественно-эстетическому развитию в средней группе

Совместная деятельность воспитателя и детей в игровой форме, с применением УМК, закрепление правил дорожного движения...

Конспект НОД в средней группе "Дымковская игрушка – народная игрушка"

Конспект интегрированной образовательной деятельности (Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художестыенно-эстетическое развитие)...

Конспект НОД по ознакомлению с предметным окружением в старшей группе «Нарядные народные игрушки» (итоговое занятие, закрепляющее полученные ранее знания об игрушках).

Цели: 1. Воспитывать патриотизм, любовь к Родине через познание народной культуры.2. Дать представление о многообразии народных промыслов.3. Воспитывать бережное отношение к труду людей.4.  Разви...

Проект по приобщению детей младшего дошкольного возраста к народной игрушки "Народная игрушка"

Проект по приобщению детей младшего дошкольного возраста к народной игрушки "Народная игрушка"...

Знакомство с народными игрушками. Конспект занятия во второй младшей группе детского сада

Знакомство с народными игрушками. Конспект занятий во второй младшей группе детского сада...