Проект "Животные Арктики и Антарктиды"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Полякова Ольга Васильевна

Проект "Животные Арктики и Антарктиды"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_arktika_i_antarktida_1.docx104.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное общеобразовательное автономное учреждение

детский сад общеразвивающего вида «Золотой ключик» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

Проект

«Животные Арктики и Антарктиды»

C:\Users\User\Desktop\9b20fef2.jpg

              Подготовил воспитатель                        

                                                                                           Полякова О.В.

Пыть-Ях, 2019

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Тип проекта: информационно-творческий.

Вид проекта: групповой

Продолжительность: краткосрочный

Возраст детей-участников: 5-7 лет

Участники: педагог, дети,  родители группы

Цель проекта: Познакомить детей с Арктикой и Антарктидой, с климатом, с животными, проведение опытов и экспериментов.

Задачи проекта:
развивающие:
• познакомить с климатическими условиями Арктики и Антарктиды;
• с животным миром полярных районов;
• развивать любознательность, внимание, память, воображение, творчество; 
обучающие:
• закреплять умение создавать коллективную работу по заданной теме «Жизнь на Северном и Южном полюсах»;
• закреплять навыки вырезывания, наклеивания, использования трафаретов;
воспитывающие:
• воспитывать любовь к природе, интерес и стремление изучать природу;
• формировать понимание, что для сохранения природы ее нужно беречь. 

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно - исследовательская, продуктивная, восприятие художественной литературы. 

Обеспечение проекта. 
Материально-техническое и учебно-методическое:
• Наборы для работы: цветной картон, набор раскрасок, простой карандаш, цветные карандаши, клей, ножницы, пластилин, гуашь, акварель, кисточки и т. д.;
• Иллюстрации Арктики и Антарктиды и животного мира;
• Дидактические игры на развитие памяти, мышления, внимания;
• Детская обучающая литература:
• Животные Арктики и Антарктиды (16 обучающих карточек).
• Энциклопедия для детей.

Планируемые результаты: на основе полученных знаний дети будут иметь представление:
• о материках Арктика и Антарктиды;
• о животном мире Северного и Южного полюсов, будут определять их по внешнему виду;
• будут знать о способах выживания в условиях вечной мерзлоты;
• узнавать и называть их детенышей;
• применять технические навыки работы с ножницами и соблюдать технику безопасности. 

Продукт проектной деятельности. 
1. Изготовление рисунков «Белый медведь», «Северный олень»
2. Лепка «Пингвины»
3. Изготовление макета «Животные Арктики и Антарктиды». 

Актуальность: Экологическое воспитание немыслимо без чувства восхищения природой. Успех воспитателя зависит от умения направить взгляд ребёнка на красоту - помочь увидеть её, услышать, что нас привлекает в природе – это палитра красок, разнообразие форм, запахов. Мы смотрим не только глазами, но и сердцем, испытываем восхищение необходимое как пища для души, а порой и как лекарство. Поэтому, стремясь воспитывать детей, как хранителей природы, мы должны, прежде всего, помочь детям, научиться - восхищаться красотой природы.

В экологическом воспитании нам помогают не только наблюдение, общение с природой и уход за её объектами, но и чтение литературы, игра, творчество, музыка. Всё это в комплексе даёт хорошие результаты.

Педагог должен помнить: у ребёнка должна быть возможность выразить свои впечатления в игре, творчестве, в слове. Тогда происходит закрепление впечатлений и знаний, полученных ребёнком, и он постепенно начинает ощущать связь природы со своей жизнью.

Современным детям сложно представить, насколько экстремально низкая температура воздуха опасна для здоровья и самой жизни человека и животных. Казалось бы, что в условиях глобального потепления можно не опасаться опасно низких температур. Но на Земле есть регионы, где чрезмерно низкая температура воздуха является нормой. И к одному из таких регионов относится Антарктида. Но и там - при постоянной зиме, очень низкой температуре воздуха - живут и люди, и животные, сумевшие приспособиться к экстремально суровым, природным условиям.

Этапы проекта
1 этап. Подготовительный. 
• Обсуждение темы проекта и выбор формы для его защиты. 
• Подбор материалов для реализации проекта. 
• Изготовление дидактических игр. 
• Работа с методическим материалом, 
• Литературой по данной теме
2 этап. Основной. 
• Подбор иллюстраций районов Арктики и Антарктиды и животного мира. 
• Оформление карты, макета.
• Систематизация занятий. 
3 этап. Заключительный.. 
• Подведение итогов и анализ работы. 

План реализации проекта.

Понедельник

  • Беседа «Материки Арктика и Антарктида: какие они?»;
  • Оформление выставки  книг, просмотр иллюстраций «Животные Арктики и Антарктиды»;
  • Просмотр мультфильма «Умка»;
  • Чтение Г.Снегирев «Отважный пингвиненок»


Вторник

  • Беседа: «Климат и природа Арктики»;
  • Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»;
  • Просмотр презентации «Полюса Земли – Северный и Южный. Северное сияние»;
  • Лепка «Пингвин».


Среда

  • Просмотр презентации «Дикие животные и их детеныши»;
  • Беседа о белом медведе;
  • Раскрашивание, понравившегося животного;
  • Д/и: «Узнай по описанию», «Чей голос»;
  • Опыт «Лед на воде».

Четверг

  • Чтение юкагирской сказки «Отчего у белого медведя нос черный?»;
  • Проблемная ситуация «Что было бы. Если бы пингвины научились летать как птицы?» 
  • Просмотр мультфильма «Пингвиненок Лоло»;
  • Рисование «Северный олень».

Пятница

  • Работа над макетом «Животные Арктики и Антарктиды»;
  • Просмотр видеоролика «Северное сияние»;
  • Рассказ о жизни животных в Антарктиде и Арктике; 
  • Отгадывание загадок;
  • Г.Снегирев «Пингвиний пляж»;
  • Выставка работ детей для родителей.

Результаты проекта: На основе полученных знаний дети имеют представление:

  • о материках Арктика и Антарктика;
  •  о животном мире Севера, определяют их по внешнему виду;
  •  знают о способах выживания животных в условиях вечной мерзлоты ;
  • узнают и называют детенышей животных Севера;
  • пополнили словарный запас .




Понедельник

Беседа: «Материки Арктика и Антарктида: какие они?»

Посмотрите на карту (глобус) можно ли сразу определить, где на нашей планете холодно? (да. Белой краской)
Это верно. Кто знает как называются эти места? 
Северный полюс и Южный полюс.
Пейзажи Арктики бледны, 
Порою вовсе не видны: 
Стена тяжёлых облаков 
Скрывает даль холодных льдов; 
Свинцом налитая волна 
Вздыхая, трётся о края; 
Громада-айсберг на воде, 
Как мрачный замок на скале, 
Суровым воином стоит - 
Просторы снежные хранит; 
В разрывах туч - луна в кругу, 
Вещает близкую пургу; 
Среди торосов чей-то след 
Уже заносит вихрем снег; 
Рассвет утра сменяет ночь, 
Так день за днём уходят прочь. 
В безмолвном мире царства льда - 
Мороз, покой и тишина.
«Солнце в Арктике» 
Солнце здесь никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности Земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему здесь царство льда и снега
Поверхность Арктики покрыта льдом, толщина которого равна высоте трех-этажного дома. Это самое суровое место на Земле.
Зимой наступает такое время, когда солнце вообще не всходит. Длится поляр-ная ночь. Только бледный свет звёзд да луны освещает бескрайние снежные просторы.
На зимнем арктическом небе можно видеть полярное сияние, одно из чудеснейших явлений природы.
На смену полярной ночи приходит полярный день. И днём и ночью светит солнце.
Только четыре месяца в году температура поднимается выше нуля градусов.
Наступает короткое лето. В это время почва оттаивает всего на несколько десятков сантиметров и покрывается цветущим ковром.
Здесь очень трудно ходить. Местность превращается в сплошное непроходимое болото, потому что за длинную и холодную зиму земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять только небольшой верхний слой и вода, не может просочиться в глубь земли, ей мешает сильно промерзшая земля. Её ещё называют вечная мерзлота. Поэтому-то и образуются болота.
Антарктида, Антарктида,
Холодна ты даже с виду,
Ты на глобусе цветном
Ледяным лежишь пятном
А на деле Антарктида
Холодней, чем даже с виду,
В холодильнике и то 
Было б жарче, чем в пальто.
Плавающие "ледяные горы". Это айсберги. Слышали ли вы что-то об айсбергах? Айсберги - это огромные горы льда, которые откололись, от ледяных берегов и течением их вынесло в море. Формы айсбергов самые удивительные и причудливые: то это гигантский снежно-белый лебедь или холмистый островок с широкими долинами, то остров с высокими горами, ущельями, водопадами и отвесными склонами. Встречаются айсберги похожие на корабль с надутыми ветром парусами, на пирамиду, на прекрасный замок с башенками. В солнечную погоду айсберги очень красивы. Они кажутся разноцветными.

Отличие Арктики от Антарктики заключается в следующем:
• Обе территории находятся в диаметрально противоположных частях планеты. Арктика – на севере, Антарктика – на юге.
• Основой Арктики служит Северный Ледовитый океан. Для Антарктики – материк Антарктида с прилегающими водами.
• По территории Антарктика вдвое больше, чем Арктика.
• В Арктике теплее, в Антарктике – холоднее, к тому же тут большая амплитуда годовых температур.
• В Арктике идет активная добыча полезных ископаемых. Антарктика стала резервом полезных ископаемых планеты, сокровищницей человека, оставленной на потом.
• В обоих регионах выживают разные представители флоры и фауны.


Вторник

Беседа «Климат и природа Арктики»

Задумывались ли вы, дорогие ребята, отчего зависит климат в том или ином месте Земли?
Оказывается, больше всего он зависит от расположения этого места на земном шаре. Чем ближе к полюсам, тем холоднее, тем меньше достается Земле теплых, солнечных лучей.
     Поговорим о природе и климате Арктики. Так как Арктика расположена близко к Северному полюсу, ей достается очень мало солнечных лучей. Климат Арктики суровый, а природа скудная.
Вы уже знаете, что русская Арктика — это острова Северного Ледовитого океана, каменистая поверхность которых покрыта снегом, крупными глыбами льда, а порой и осколками битого льда. В океане, омывающем острова, плавают гигантские ледяные горы. Их называют айсбергами. Большая часть айсберга прячется под водой, над поверхностью выступает лишь небольшая ледяная гора.
       В лучах солнца айсберги переливаются разными цветами, как огромные кристаллы: они становятся то зелеными, то голубыми, то кажутся алыми или нежно-розовыми, а то и вовсе черными. Ледяные грани их ослепительно сверкают на солнце!

Воспитатель читает стихотворение (показывает детям глобус):

А вы знаете, что где-то
Круглый год – зимой и летом –
Океан укрыт от света
Толстым белым слоем льда?
Там стоит ужасный холод,
Пароходы там не ходят,
Лишь большие ледоколы
Добираются туда.

- Ребята, чтобы изобразить огромную территорию нашей Земли, ученные составили карту земного шара (показывает карту).

- А для того чтобы представить себе не только поверхность Земли, но и её форму была создана модель Земли – глобус, на нем размеры уменьшены в десятки миллионов раз.

 Наша планета – это огромный - преогромный шар. Такой большой , что нужно много – много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг.

- Давайте вместе с вами посмотрим на модель нашей планеты. Как называется уменьшенная её копия? (Глобус)

- Ребята, посмотрите внимательно на глобус, в какие цвета он окрашен. (Ответы детей)

 Обратите внимание – на белый цвет.  Это не просто так. Так обозначены на глобусе (и на карте) две противоположные полярные области Земли - самая северная и самая южная – Арктика и Антарктида.

Что же означает белый цвет? Белый - цвет снега, льда, холода. Антарктида и Арктика - самые холодные места на земле. Там никогда не бывает теплых дней и дождей. Лишь трещат морозы, идет снег, и метут метели.

Арктику омывает Северный Ледовитый океан, и он почти весь скован толстым, крепким льдом. Здесь на Крайнем Севере, в Арктике, лед никогда не тает. Потому, что коротким полярным летом солнце не поднимается высоко, его нежаркие лучи отражаются от льда и снега. Растопить лед такое солнце не может. Зимой здесь круглые сутки темно – ночь. Полярная ночь.

- Летом и зимой Арктика бела от снега и льда.

- Холоднее места не сыщешь во всем мире. Студеный ветер наносит все новые горы снега. Под собственной тяжестью снежные сугробы утрамбовываются и превращаются в лед. И так из века в век.

Очень холодно в Арктике, но несмотря на огромные льдины и вечную мерзлоту, там есть такие обитатели, которые больше нигде не встречаются. (белый медведь, тюлень , морж, северный олень, песец, полярная крачка, морской нарвал)

Нарвал .Длина этого животного составляет 4,5 метра у взрослого животного, и 1,5 метра у детеныша. Вес достигает  до1,5 тонны, из которых, больше половины веса, это жир.

У Нарвалов есть рог длинной 2-3 метра, по другому этот рог называют бивнем. Бивень служит нарвалу для того чтобы определить температуру воды .Питаются Нарвалы кальмарами, осьминогами ,рыбой. Нарвалы занесены в Красную книгу.

Белые медведи самые крупные животные на Земле ,они хорошие пловцы, могут часами находится в ледяной воде, между пальцев у них есть перепонки, на каждой лапе есть 5 длинных когтей, для того чтобы не скользить по льду. У медведя теплый густой мех, умеет строить берлогу из снега, белый мех делает его незаметным на снегу, питается ,рыбой, тюленями).

Морж обитает в морях Северного Ледовитого океана. Длина его тела достигает 4–5 метров. Весит он тонну и даже может достигать двух тонн, жира у моржа может быть до 300 кг. Кожа у животного толстая, крепкая. Усы – густые, жесткие, а на морде два клыка. При помощи этих клыков морж защищается от врагов, нападает даже на белого медведя, а также пропахивает дно, вытаскивая ракушки, осьминогов, кальмаров, то есть небольших животных, которые живут в морской воде.

-Ребята, а как вы думаете, что помогает животным не замёрзнуть в Арктике? (питаются рыбой, имеют толстый слой подкожного жира, умеют хорошо плавать, отлично нырять).

-А сейчас я предлагаю вам отправится на южный полюс в Антарктиду.

-Ребята,а сейчас я хочу посмотреть как вы хорошо запомнили животных, которые обитают в Арктике.(Стенд, на стенде карта земли с двумя полюсами, фигурки животных, которые надо прикрепить.) 

   Физкультминутка

- Если перевернуть глобус, то мы увидим другую белую область. Только здесь не океан, а земля, закованная в ледяной «панцирь» - огромный материк Антарктида.

-Ребята,  Антарктида омывается Тихим океаном, Атлантическим океаном и Индийским океаном. Температура зимой от -60* до – 70*, а летом от -30* до – 40*, На побережье Антарктиды температура зимой от −8 до −35 °С, а летом 0—5 °С.

В Антарктиде есть растения, это мхи и лишайники.

В Антарктиде встречаются удивительные животные (королевский пингвин, морской слон, тюлень ,морской леопард, синий кит, птица Альбатрос)

Тюлени- у них гладкая кожа, они хорошо плавают. Тюлени охотятся под водой, питаются рыбой, креветками, кальмарами

Пингвины –это птицы, но летать они не могут, но очень хорошо плавают. Ходят пингвины неуклюже переваливаясь с бока на бок или в припрыжку. Питаются пингвины рыбой.

Синий кит- самое большое животное,в длину до 33 метров. У синего кита вытянутое, стройное тело. Кожа  синего кита достаточно гладкая и ровная. Сердце огромного животного весит 800 кг. Питаются киты планктоном. Киты выпускают фонтан, длина фонтана достигает в высоту до 10м.

Альбатрос.  Самая крупная морская птица России, размах крыльев превышает 2 метра.  птицы белые, на голове и шее жёлтый налёт, верх крыльев и хвост по краям чёрно-бурые Клюв и ноги светлые. Питаются Альбатросы рыбой, моллюсками.

-Молодцы ребята, Ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня внимательно слушали, запоминали, отвечали на вопросы. (Если остается время, можно предложить детям посмотреть интересный мультик от тетушки совы про Арктику и Антарктику.)

Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»

Цель: Обобщить и систематизировать представление детей о животных нашей страны и других стран; воспитывать культуру поведения, познавательный интерес к объектам природы, развивать у детей, память, логическое мышление, воображение. Активизировать словарь (ветеринар, экскурсовод, афиша).

Ход игры:

Дети сидят на стульчиках. Воспитатель вносит плакат «Зоопарк»
Воспитатель: ребята, посмотрите, что я вам принесла! Сегодня утром я шла в детский сад и на воротах увидела красивую афишу. Кто знает, что такое афиша? (Афиша - это объявление о спектакле, концерте, лекции, вывешиваемое на видном месте.)
Воспитатель: как вы думаете, куда нас приглашают? Скажите, кто из вас был в зоопарке? (Ответы детей). Кто знает, что такое зоопарк? (Ответы детей). Зоопарк - это место, где посетителям демонстрируются животные. Скажите, а кто работает в зоопарке? (Ответы детей). (Директор, кассир, рабочие по уборке территории, экскурсовод, повар, ветеринар)
Воспитатель: кто знает, кто такой экскурсовод? (Ответы детей). Экскурсовод – это человек, который рассказывает интересные истории о картинах, животных. Кто такой ветеринар? (Ответы детей). Правильно, ветеринар – это врач, который лечит животных. Ребята, посмотрите, чьи это следы?
(Воспитатель обращает внимание детей на следы зверей, разложенных на полу.)
Воспитатель: давайте пойдем по ним и посмотрим, куда они ведут!
(Воспитатель с детьми выстраиваются друг за другом и под музыку идут по следам зверей по группе и останавливаются перед вывеской «Зоопарк».)
Воспитатель: ребята, куда же привели нас следы? (Ответы детей: в зоопарк).
- Правильно! А сейчас вам предлагаю поиграть в игру «Зоопарк» Но сначала нам нужно распределить роли между собой. Кто будет директором? Экскурсоводом? Поваром? Ветеринаром? Кассиром? Рабочим по уборке территории?

Воспитатель: ребята, чтобы попасть в зоопарк, нам нужны пригласительные билеты. Где мы можем их приобрести? (Ответы детей: в ). А кто продает билеты? (Ответы детей)
(Дети и воспитатель подходят к , получают билеты и проходят в зоопарк.)
Детей встречает экскурсовод (ребенок). В построенных клетка из большого строительного материала сидят животные ()
Экскурсовод: здравствуйте, проходите, сейчас я вам расскажу про наших животных. (Показывая на животное, рассказывает немного про каждого животного)
Жираф - самое высокое животное на Земле. Они питаются листьями деревьев. Шея у жирафа длинная и гибкая, на голове у него рога, на шее растет короткая грива.
Обезьяны - любят фрукты, мёд, грибы. Руки очень длинные - в два раза длиннее ног. Животные перемещаются, раскачиваясь и прыгая по веткам деревьев.
Лев - царь зверей. Издает рёв или рычание. Он днем спит, а охотится ночью. Питаются львы почти всё что движется. Иногда, забывшись у водопада, он может стать добычей огромных крокодилов.
Слон – одно из самых крупных животных. Хобот нужен слонам, чтобы пить воду из реки, рвать листья с высоких деревьев и класть их в рот, поднимать и таскать тяжелые брёвна, поливать себя водой.
Воспитатель: скажите, пожалуйста, а чем питается еж?
Экскурсовод: еж питается фруктами, грибами, а иногда его добычей может стать змея. Воспитатель: кажется, я слышу, как гудит машина.
(Водитель привозит двух животных на игрушечной машине к нему подходит директор зоопарка)
Водитель: здравствуйте, это зоопарк.
Директор: зоопарк!
Водитель: принимайте животных.
Директор: нам нужно позвать ветеринара, чтобы он осмотрел животных. (Выходит ветеринар, осматривает животных, мерит температуру.)
Ветеринар: итак, проверим горло (осматривает), нос.
Директор: скажите, доктор, все ли животные здоровы?
Ветеринар: все!
Директор: тогда я предлагаю поместить их в клетки. (Выходит рабочий и переносит каждого животного в специальной переноске, и помещает в клетки)
Экскурсовод: настало время обеда. (Выходит повар и выносит еду животным)
Воспитатель: ребята, наши животные устали и им надо отдохнуть. Давайте придем к ним в следующий раз. Посмотрите, опять появились чьи-то следы!
(Воспитатель обращает внимание детей на следы, лежащие на ковре.)
Воспитатель: давайте посмотрим, куда же на этот раз они нас приведут. (Воспитатель вместе с детьми друг за другом идут по следам под музыку и подходят к сундучку.)
Воспитатель: ребята, посмотрите, сундучок?
(Воспитатель открывает сундучок, в котором находится мармеладки в виде животных.)
Воспитатель: мармеладки! Это от жителей зоопарка. Они говорят большое спасибо за то, что мы побывали у них в гостях.
Воспитатель: а мы и не заметили, как оказались в детском саду. Наше путешествие подошло к концу. Всем спасибо!

Среда

Беседа о белом медведе

Цели: обобщить и расширить знания детей о фауне Крайнего Севера. Формировать представление о жизни полярного медведя, его приспособленности к жизни на Крайнем Севере. Активизировать словарный запас.

Материалы: аудиозаписи с шумом моря; фотогаллерея с изображением белого медведя; игрушка  – бурый медведь

Ход беседы

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня опять к нам в гости пришел бурый медведь. Его долго не было, потому что он путешествовал по Крайнему Северу, к кому он ездил в гости ,расскажет вам сам.

Медведь: Ребята,    недавно я получил приглашение от брата  – полярного медведя. Все Новогодние каникулы я провел на Крайнем Севере. И сегодня я хочу вас познакомить с этим удивительным зверем.

Медведь: Полярный медведь — северный брат нашего бурого медведя. Он гораздо больше всех других медведей: в высоту достигает 1,5 м, а в длину — до 3 м. Вес полярного медведя может достигать 700 кг. Живет белый медведь на Крайнем Севере, но предел его распространения на Севере до сих пор не изведан. Известно то, что он обитает даже там, где еще не ступала нога человека. Где бы ни проходили путешественники, везде они встречали полярного гиганта. Его можно увидеть на восточном берегу Америки, на Шпицбергене и других островах не только на суше, но и на льдинах. Новая Земля — основное место его обитания, но в Лапландии и Исландии его можно встретить, плывущим на дрейфующей льдине: в более южные страны медведь попадает не по своей воле, а только если его занесет течение.

Медведь: Белый медведь одно из самых красивых животных. Полярный медведь отличается от других своих сородичей более удлиненным телом — неуклюжим, но довольно вытянутым; короткими, толстыми, но сильными лапами. На лапах у него широкие ступни, гораздо длиннее, чем у своих сородичей — это удобнее при ходьбе по снегу, а также при плаванье. Кроме того, пальцы соединены толстой плавательной перепонкой, а заканчиваются средней величины толстыми и кривыми когтями. Длинный, косматый и густой мех состоит из короткого подшерстка и гладких глянцевитых и довольно мягких волос, которые короче на голове, шее и спине и длиннее на задней части тела, брюхе, лапах и на нижних частях ступней. Времена года не влияют на цвет шерсти: он всегда белоснежный или молочно-желтого цвета.

Медведь: Белый медведь не впадает в спячку, невероятно устойчив к холоду и может выносить отрицательную температуру до 80 градусов: главное, чтобы рядом был открытый водоем, незатянутый льдинами. Теплая температура создает ему огромный дискомфорт.  Внешне может показаться, что это животное довольно неуклюжее, но это обманчивое мнение. Это видно на примере его навыков плавания. Ими белый медведь овладел в совершенстве. Скорость, с которой он часами равномерно рассекает водные просторы, равняется 4-5 километрам в час. Огромная масса жира исполняет роль плавательной подушки. В течение долгого дня белый медведь может проплыть огромное расстояние, причем абсолютно без перерыва. При температуре ниже нуля, медведь может проплыть до 80 км в арктической воде. Ныряет он так же искусно, как и плавает на поверхности воды: вытащить лосося для него простейшая задача. Да и на суше он вовсе не такой уж и неуклюжий. Это его обыкновенная походка медлительна и размеренна, а при необходимости он может пуститься в рысь или галоп, и тогда медведь передвигается с поразительной скоростью. Он очень хорошо ориентируется в пространстве и с легкостью выбирает более короткую и простую дорогу. Белые медведи чаще встречаются по одиночке, но случается, что они собираются в стаи по 20 и более голов. Белый медведь – грозный хищник потому, что у него очень развиты все чувства, особенно у него хорошее зрение и обоняние. Свою жертву медведь может увидеть за многие километры, а мертвого кита учует, даже, если тот находится около противоположного берега. Белый медведь является самым большим арктическим животным, поэтому он не боится других зверей. Этот медведь очень любопытен. Его привлекает все новое, вкус которого он непременно проверяет. Ежедневный рацион составляют мясо почти всех тех животных, которые водятся в море и на покрытой льдами суше. Белый медведь предпочитает охотиться в воде, но и наземные животные не защищены от его нападений. Настоящим деликатесом для медведя являются яйца и птенцы в гнездах полярных птиц.

Белых медведей на Земле осталось не так уж много, поэтому охота на них запрещена, они занесены в «Красную книгу».

Воспитатель: Спасибо тебе, медвежонок, за очень интересный рассказ! Приходи к нам в гости с новыми рассказами о животных .

Физкультминутка

Воспитатель предлагает детям встать и немного отдохнуть. Ребята двигаются по всей группе, высоко поднимая ноги, согнутые в коленях.

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу,

Проложи другим дорогу.

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали.

Мы немного отдохнём

(садятся на корточки),

Снова встанем и пойдём

(встают и садятся на стульчики).

 Ну а сейчас ребята давайте нарисуем белого медведя на охоте за рыбой. Дети рисуют медведя звучит музыка шум моря.  А рисовать мы будем при помощи трафарета и мятой бумагой ,чтобы у нас получилась настоящая шуба у медведя.

Воспитатель: У вас получились прекрасные медведи как настоящие. Молодцы, ребята!

Опыт № 1.Лед на воде
Как же появились эти ледяные громады? Иногда у берегов Антарктиды отламываются от ледника огромные тяжелые ледяные глыбы и отправляются в путешествие по океану. Что происходит с этими кусками льда? Плавают или тонут? Если мы поместим в воду, налитую в прозрачный сосуд, большой кусок льда. Что мы увидим? Утонул он? Почему? Большая часть у айсберга тоже скрыта под водой. Они плавают в море по 6-12 лет, постепенно тают и дробятся на более мелкие части. Опасны ли айсберги? Для кого? Айсберги большую опасность представляют для кораблей. Так, в 1912 году, столкнувшись с айсбергом, затонул пассажирский теплоход "Титаник". Вы, наверное, о нем слышали? Погибло много людей. С тех пор Международный ледниковый патруль следит за движением айсбергов и предупреждает корабли об опасности. Наш корабль очень осторожно, прошел среди айсбергов, не мешали нам и льды. Знаете почему? Мы плыли на ледоколе, Этот корабль с крепким носом, он раскалывает даже самые крепкие льдины, прокладывая себе дорогу. 

Четверг

Юкагирская сказка «Отчего у белого медведя нос черный?»

Белый медведь по зимней тундре идёт – его не заметишь. Со льдины на льдину перескакивает – будто ветер снегом кидается. На берегу станет – как кочка, снегом прикрытая.
      Но всё это только тогда, когда медвежьего носа не видно. Потому что нос у него – чёрный. Кругом всё бело, а чёрный мячик по льдине скачет – медведь бежит. Из-за носа своего остаётся очень часто ни с чем – все от него удрать успели!
     В давние времена, однако, медведь весь белым был. И нос у него белым был. Тогда он не только к моржу или нерпе легко подкрадывался, но и к человеку не боялся близко подходить. Охотники в тундру уйдут, а он к стойбищу подходит, женщин и детей пугает, еду крадёт. Надоело это людям, решили они медведя проучить. Охотники уехали из стойбища – медведь это видел. А вот как они тихо назад вернулись, он не заметил и вздумал, как всегда, сушёной рыбы у людей взять, детей напугать.
      Пришёл. Тут-то охотники и выбежали ему навстречу. У каждого в руке головешка от костра. Медведь бросился в одну сторону, в другую – всюду охотники, собаки, огонь. Вся шкура у него стала в чёрных пятнах. Но хуже всего медведю пришлось, когда один из охотников горящей головешкой его по носу ударил. И нос стал чёрным.
     Удрал медведь на самую дальнюю льдину, в океан. Целую зиму там сидел, пятна чёрные сводил. Шерсть новая отросла, белой стала. А нос так навсегда и остался чёрным. Сперва медведь не понял, в чём дело: никого поймать не может! Все от него убегают! Потом сообразил: звери его чёрный нос видят!
     Теперь, когда медведь к тюленям или нерпам крадётся, он нос лапой закрывает. Вот какой хитрый! А с людьми с той поры он встречаться не любит. Лучше от них прочь да подальше!

Пятница

Загадки

В Антарктиде  между льдин

В чёрном фраке птица ходит,

Деток в холоде выводит,

Птицу ту зовут

(П…н)


На полюсе южном

Морозном и вьюжном

Родился у мамы детёныш один.

Он в море ныряет,

Простуды не знает,

Ведь он настоящий ...(ПИНГВИН)

Кто втыкает бивни в лёд,

Толстый, кто по льду ползёт?

На морозе не замёрз-

Он не мёрзнет, он же (жром).

Океанская вода!

Ой, холодная всегда!

А они лежат на пляже,

вроде загорают даже!

А один:"Купаться лень!"

Дети, это кто -…....            (ьнелют)

Барибал и гималайский,

Гризли, много их на свете,

Но, один такой окраски – белый,

Вы уж мне поверьте.

(полярный медведь)

Кто живёт в холодных водах,

Посреди громады льдов,

Издавая свист, мычанье,

Вздохи, скрипы всех тонов?

Кто, похожий на Белуху,

С правым бивнем трехметровым,

В Книгу Красную России

Был недавно занесённый?

В Ледовитом океане

Он всю жизнь не унывал…

Подскажите мне ребятки,

Как зовут его? ... (Нарвал)

Здесь Ледовитый океан.

Плывёт на льдине капитан.

Он в белой шубе,он лохмат

Как брат лесной, он косолап.

(Белый медведь)

В Арктике она гнездится

Очень тёплый пух у птицы.

-Как, зовут тебя, а?

- Га - га!

-Рады встрече, птица

(г…а).

Что за хищник в Заполярье,

С шелковистым ценным мехом,

Летом плавает отлично,

Не боится человека?

А зимою осторожный,

И ведёт ночную жизнь,

В грудах снега норы строя,

Лабиринтами кружит.

Он, похожий на Лисицу,

Лает издали на птицу…

И охотник, и хитрец,

Кто скажите мне? ... (Песец)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл "Животные холодных стран": Обитатели Арктики и Антарктиды.

Материал содержит информацию об обитателях Арктики и Антарктиды. Поможет детям расширить представления о диких животных....

Экологический проект "Напиши письмо животным Арктики и Антарктиды"

Экологическое образование дошкольников – это формирование у дошкольников  экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир и  бережно относиться ...

Календарно-тематическое планирование (средняя группа) на тему:"Животный мир Арктики и Антарктиды"

Познакомить детей с Арктикой и Антарктидой,с особенностями природных условий, с климатом, с животными, их образом жизни, повадках; проведение опытов и экспериментов....

Презентация "Животный мир Арктики и Антарктиды"

Данная презентация познакомит детей с животным миром Арктики и Антарктиды...

Проект "Мир Арктики и Антарктиды"

Современным детям сложно представить, насколько экстремально низкая температура воздуха опасна для здоровья и самой жизни человека и животных. Казалось бы, что в условиях глобального потепления можно ...

Занятие для старшей группы " Животные Арктики и Антарктиды".

А вы знаете, что где-тоКруглый год – зимой и летом –Океан укрыт от светаТолстым белым слоем льда?Там стоит ужасный холод,Пароходы там не ходят,Лишь большие ледоколыДобираются туда. - ...