Проект «Русская матрёшка» младшая группа
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Глушенкова Любовь Петровна

Проект  «Русская матрёшка» младшая группа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Долгопрудный

детский сад общеразвивающего вида №13 «В гостях у сказки»

(МАДОУ детский сад №13 “В гостях у сказки”)

Проект

«Русская матрёшка»

Образовательная область

Познавательное развитие

12 группа «Медвежата»

Подготовила и провела

Воспитатель гр. №12

Глушенкова Л. П.

г. Долгопрудный

2021 г.

Введение

Матрешка появилась в России в 90-х годах XIX века. В этот период в обществе стали популярными идеи исконно русской культуры. Возрождением крестьянской народной игрушки занималась  московская мастерская «Детское воспитание». Художником Сергеем Малютиным были предложены эскизы деревянной расписной куклы, которая вскоре покорила весь мир. Круглолицая барышня, в ярком платке и нарядном сарафане, скрывающая под ним еще несколько таких же кукол, олицетворяла русскую женщину и мать. Происхождение имени связывают и с распространенным именем Матрена (Матреша), и с латинским словом mater (мать).

Идею деревянной народной куклы подхватили народные умельцы, и вот уже несколько десятилетий некоторые российские села и города являются центрами ремесленного производства матрешек: Полховский - Майдан, Крутец, Семенов, Вятка, Сергиев Посад и другие.Матрешка привлекает детей своей красочностью и неизменным «секретом»: а что еще скрыто в ней, какие куклы и сколько? Матрешка по своей структуре – хорошая развивающая игрушка. Ребенок может складывать и разбирать ее, тренируя глазомер, мелкую моторику рук, внимательность и усидчивость.

Идея разборной куклы служит интересным сюжетом для детских развлечений – здесь вступает в игру мастерство и фантазия педагога. А какое удовольствие доставляет детям роспись матрешки! Даже самые маленькие дошкольники смогут по-своему расписать заготовки народной куклы. Тем более, что одной традиции в росписи деревянной красавицы не существует. Уже в первые годы своей жизни матрешки получили широкое разнообразие стилей – кто-то повторял в наряде куклы орнаменты народных костюмов, кто-то выписывал на сарафане целые сюжеты. Кто знает, может современные дети найдут свои мотивы и продлят жизнь знаменитой русской матрешки?

Актуальность темы:

«Мы уверены в том, что народная игрушка

 является, при тщательном её изучении,

неисчерпаемым источником мудрой

и творческой педагогики».

Е.Флерина

Игрушка – это часть культуры народа. Она возникла давно вместе с человеческим обществом. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушек, предназначенных для игры ребёнка. Поэтому мастера-игрушечники вкладывали и вкладывают в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку и изобретательность.

         Народная игрушка имеет огромное значение в воспитании всесторонне развитого человека. Народная игрушка самобытна, интересна. История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, народным искусством, с фольклором. Игрушка – одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя её национальные особенности и своеобразие.

       Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна. Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляет ребёнка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития.

         Игры с народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.

          Народная игрушка в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребёнка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно, народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недостаточно информированы об истории происхождения матрёшки, как русской народной игрушки, недооценивают развивающую роль матрёшки.

Проблема

В понедельник пришла Ксюша в детский сад и говорит: смотрела игру с мамой «Что, где, когда»? и там игрокам вынесли чёрный ящик и задали вопрос: « Кто я такая? У меня ни одной матери, но есть два отца?» И игроки не смогли ответить на этот вопрос. Это оказалась матрёшка. И после этого рассказа дети в группе заинтересовались этой игрушкой, её историей и стали задавать различные вопросы: почему русская матрешка является символом России? Почему деревянную куклу - игрушку назвали матрешкой? Благодаря чему матрешка остается любимой и популярной во всем мире? Как появилась матрешка? Из чего можно изготовить матрешку? Для чего человек создает матрешку?

Новизна.

Новизна данного проекта заключается в том, что дети образно видели связь мира природы с миром человека, сравнивали игрушку - матрёшку с образом материнства, семьи, получать радость от узнавания нового.

Практическая значимость

Создание интереса у детей, участие родителей в реализации проекта, разработка конспектов занятий, бесед по теме.

Направленность проекта

Направление проекта: 

  • Развитие патриотического воспитания, любви к своей Родине.
  • Содержание проекта интегрирует художественно – эстетическое, познавательное, речевое развитие.

Предмет проекта: матрёшка.

Тип проекта

По доминирующему методу: творческий

По характеру содержания: ребенок в мире социальных отношений;

по характеру участия ребёнка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результатов;

по характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с семьёй;

по количеству участников: групповой;

по продолжительности:  1месяц

Цели проекта:

  • Знакомство с историей появления Матрёшки и с её  различными видами (Семеновская, Загорская, Полхов-Майданская)
  • обобщить знания детей о русской народной игрушке – матрёшке;
  • развить у детей познавательный интерес к народным игрушкам;
  • создать условия, раскрывающие творческий и интеллектуальный потенциал младших дошкольников.

Для педагогов

Для детей

Для родителей

Обучающие задачи

  • способствовать творческой активности детей;
  •  создавать условия для формирования познавательно-поисковых умений;
  •  вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс;

  • познакомить детей с историей Матрешки, как народного промысла;
  • дать знания о различных видах Матрёшки;
  • освоить некоторые художественные элементы;
  • изучить свойства дерева, из которого изготовляют матрёшек;
  • Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи.

  • Найти и

изучить материал о истории возникновения матрешки;

  • вызвать интерес к народной игрушке;
  • приобщить к истокам русской народной культуры;
  • учитывать опыт детей, приобретенный в д/с.
  • Найти в  интернет-ресурсе и проанализировать информацию;
  • стимулировать творческую активность родителей через участие в конкурсах, мероприятиях, досугах;

Развивающие задачи

  • Развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал
  • Развить универсальные учебные действия во время исследовательской деятельности: ставить цель, выбирать средства, доводить дело до получения результата.
  • Развивать мелкую моторику, творческое мышление, воображение, фантазию ребёнка, развивать умение доводить начатое до конца.
  • Развивать умение детей самостоятельно выбирать различные нетрадиционные техники и использовать их в своей работе, совершенствуя навыки и приёмы работы с ними.
  • Развивать творческие способности детей в продуктивной и музыкальной деятельности на местном материале, знакомить с народными промыслами.
  • поддерживать интерес любознательных детей.
  • Развивать

педагогическую культуру за счет освоения

совместной деятельности с детьми и воспитателем.

Воспитательные задачи

  • Воспитывать интерес к истории России, народному творчеству на примере русской национальной Матрёшки.
  • Воспитывать любовь и уважение к народному искусству.
  • Создавать радостную атмосферу на занятии, стараться вызывать у детей у детей желание самостоятельно творить с помощью нетрадиционных изобразительных техник.
  • Воспитывать аккуратность в работе.
  • Воспитывать эстетическое отношение к предметам народного творчества, уважение к труду народных умельцев.
  • Воспитывать любовь к своей семье.
  • Повышать

заинтересованность родителей в совместно- партнерской деятельности со своими детьми.

  • Воспитывать желание взаимодействовать с дошкольным учреждением на основе сотрудничества.

Роль родителей в реализации проекта:

Родители принимали активное участие в проектной деятельности: изготовление дидактических игр «Найди одинаковых матрешек», «Большие и маленькие матрешки»; подборка стихотворений, загадок о матрешках; оформление выставки рисунков «Русская красавица – матрешка».

Продукт проектной деятельности:

  • Выставка детских работ (рисунков, аппликаций, поделок);
  • выставка совместных работ (детей и родителей): рисунков «Моя подружка – матрёшка»; аппликации «Сарафан для матрешки»;
  • оформление картотеки потешек, загадок, стихов, песенок о матрешках;
  • развлечение «Матрешка»;
  • фотовыставка «Мы подружились с матрешками»,
  • создание мини-музея «Русская матрешка» в интерактивной комнате «Русская изба»

Этапы проведения и реализации проекта:

I. Подготовительный:  

  • Изучение интереса детей для определения целей проекта;
  • определение цели и задач проекта;
  • определение необходимых средств реализации проекта;
  • изучение методической, научно-популярной литературы;
  • подбор потешек, стихов, загадок, песенок, мультфильмов о матрешках;
  • пополнение предметно-развивающей среды новыми материалами, атрибутами.

II. Практический:

  • Чтение рассказов, сказок о матрешках, загадывание загадок;
  • просмотр видеофильмов, мультипликационных фильмов о матрешках;
  • рассматривание иллюстраций, картинок с изображением матрешек;
  • беседы с детьми: «Народная игрушка – матрешка», «Как играть с матрешкой», «В гости к нам пришла матрешка»;
  • отгадывание загадок о матрешках;
  • разучивание потешек, стихов, песенок о матрешках;
  • дидактические игры: «Найди домик для матрешки», «Собери матрешку», «Найди одинаковых матрешек», «Большие и маленькие матрешки», «Трехцветные матрешки», «Найди недостающие матрешки», «Найди матрешке пару»;
  • пальчиковая игра «Мы матрешки, вот такие крошки»;
  • конструирование «Домик для матрешки», «Мебель для матрешки»;
  • лепка «Укрась матрешке сарафан»;
  • аппликация «Наряди матрешку»;
  • рисование «Раскрась матрешку», «Сарафан для матрешки»;
  • самостоятельная деятельность по рисованию: раскраски «Подружки – матрешки»;
  • пение песенок «Мы веселые матрешки», «Матрешки», «Матрешки на окошке», «Ой да матрешки»;
  • сюжетно-ролевые игры «Что делают матрешки?», «У матрешки новоселье»;
  • НОД: «Мы – веселые матрешки», «В гости к нам пришли матрешки», «В гостях у матрешки», «День рождения у матрешки».

III. Заключительный:

  • Выставка продуктов детской деятельности;
  • фотовыставка «Мы подружились с матрешками»;
  • презентация проекта «Народная игрушка – матрёшка»;
  • развлечение «Матрёшка».

Формы и методы работы с детьми:

  • Беседы;
  • наблюдения;
  • игровая деятельность;
  • НОД;
  • индивидуальная работа с использованием дидактических материалов;
  • консультативная работа с родителями;
  • самостоятельная деятельность детей;
  • игры: дидактические, словесные, настольные, пальчиковые, игры-имитации, музыкальные;
  • выставка рисунков и поделок;
  • чтение стихов, потешек о матрешках;
  • наглядная информация.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

  • создание картотеки потешек, загадок, стихов, песенок о матрешках;
  • подбор наглядного материала (иллюстрации, рисунки, деревянные матрешки разных размеров);
  • дидактические, словесные, настольные игры, игры-имитации;
  • выставка матрешек разных областей России;
  • телевизор;
  • видеозаписи «Матрешка»;
  • подготовка изобразительного материала для изобразительной деятельности детей;
  • создание условий для развлечения «Матрёшка».

Критерии и способы оценки результатов

Мониторинг достижений детей по теме «Матрёшка – народная игрушка», осуществляется по следующим направлениям и показателям компетентности.

Средства мониторинга: игры – беседы, обобщающие и проблемно – поисковые ситуации, вариативно – игровые задания.

1.Как появилась матрешка?

2.Сколько лет матрёшке?

3. Каких матрёшек ты знаешь?

4.  У тебя дома есть матрёшка? Сколько?

5.  Почему русская матрешка является символом России?

6. Почему деревянную куклу - игрушку назвали матрешкой?

7.Благодаря чему матрешка остается любимой и популярной во всем мире?

8.Из чего можно изготовить матрешку?

9.Для чего человек создает матрешку?

Педагогическая диагностика уровня знаний детей

по теме – «Матрёшка – народная игрушка»

Вопрос

Ответы

Дети

1.Как появилась матрешка?

1.Знаю (рассказ о том, как появилась).

2.Незнаю

2.Сколько лет матрёшке?

1.100 лет

2.130 лет

3.200лет

3.Каких матрёшек ты

знаешь?

1.Называет виды матрёшек

2 Не называет виды матрёшек

4.У тебя дома есть матрёшка? Сколько?

1.Да

2 нет

5. Почему русская матрешка является символом России?

1.Не знает

2.Знает

6. Почему деревянную куклу - игрушку назвали матрешкой?

1.Знает

2.Не знает

7. Благодаря чему матрешка остается любимой и популярной во всем мире?

1.Знает

2.Не знает

8. Из чего можно изготовить матрешку?

1.Дерево

2.Стекло

3.Железо

9. Для чего человек создает матрешку?

1.Для игры

2.Для красоты

3.Просто так

4.Незнаю

Результаты образовательной деятельности

Достижения ребенка  («Что нас радует»)

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и

родителей

«Социально -коммуникативное развитие»

  • Активно проявляет  добрые чувства по отношению к родителям, близким родственникам, членам семьи. Имеет представления  о семейных и родственных отношениях, некоторые сведения о родословной семьи.

«Познавательное развитие»

  • Проявляет познавательный интерес к своей семье, социальным явлениям, к жизни людей в родной стране. Задает вопросы о прошлом и настоящем жизни страны.

«Речевое развитие»

  • использует речевые формы убеждения, владеет культурными формами выражения несогласия с мнением собеседника; умеет принять позицию собеседника.

успешен в творческой речевой деятельности: сочиняет загадки, сказки, рассказы, планирует сюжеты творческих игр .

« Художественно – эстетическое развитие»

  • ребенок проявляет самостоятельность, инициативу, индивидуальность в процессе деятельности; имеет творческие увлечения;
  • проявляет эстетические чувства, окликается на прекрасное в окружающем мире и в искусстве; узнает, описывает некоторые известные произведения, архитектурные и скульптурные объекты, предметы народных промыслов, задает вопросы о произведениях, поясняет некоторые отличительные особенности видов искусства;

  • Слабо проявляет   добрые чувства по отношению к родителям, близким родственникам, членам семьи. Не имеет представления  о семейных и родственных отношениях, некоторые сведения о родословной семьи.
  • Снижена познавательная активность, познавательный интерес не проявляется. Имеет скудный объем представлений о себе, своих близких, с неохотой отвечает на вопросы о них.

  • неохотно участвует в словесных играх, коллективных обсуждениях, затрудняется в выполнении творческих заданий: придумать загадку, поучаствовать в сочинении сказки, не использует формы речи-рассуждения

  • не замечает красоту в повседневной жизни; не интересуется искусством;  
  • рисует,         лепит,                 конструирует более         охотно         при         поддержке взрослого;         демонстрирует невысокий         уровень         творческой активности;
  • показывает относительный уровень технической грамотности, создает изображения примитивными однообразными

способами;

  • затрудняется         в         планировании работы;
  • конфликтно         участвует         в коллективном творчестве. 

Источники информации

Книги:

1. Александрова Э. И. Система патриотического воспитания в ДОУ. - М., 2007.

2. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. - М. : Педагогика, 1990.

3. Комратова Н. Г., Грибова Н. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. - М., 2007.

4. Корчаловская Н. В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. - М. : Феникс, 2003.

5. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты, методические рекомендации. Подготовительная группа. - М., 2009.

6. Майорова К., Дубинская К. Русское народное прикладное искусство. - М., 1990.

7. Новиков А. М., Новиков Д. А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). - М., 2004.

8. Скорлупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. - М., 2003.

9. Сыпченко Е. А. Инновационные технологии. Метод проектов в ДОУ. - М., 2013.

10.Интернет Русская матрёшка. (Альбом для раскрашивания), «Малыш», Москва, 1979, 10 с., ил. http://www.deti-66.ru/ Портал «Дети-66.ру» «Детский исследовательский проект»

11. Интернет – сайт «Дошколенок» - http://dohcolonoc.ru/

12.Интернет – сайт «Фестиваль педагогических идей – 1 сентября» - http://festival.1september.ru/

13.Интернет – сайт «Социальная сеть работников образования – наша сеть» - http://nsportal.ru/

  1. Планирование проекта

1 этап  Вводный

Постановка проблемы

В понедельник пришла Ксюша в детский сад и говорит: смотрела игру с мамой «Что, где, когда»? и там игрокам вынесли чёрный ящик и задали вопрос: « Кто я такая? У меня ни одной матери, но есть два отца?» И игроки не смогли ответить на этот вопрос. Это оказалась матрёшка. И после этого рассказа дети в группе заинтересовались этой игрушкой, её историей и стали задавать различные вопросы: почему русская матрешка является символом России? Почему деревянную куклу - игрушку назвали матрешкой? Благодаря чему матрешка остается любимой и популярной во всем мире? Как появилась матрешка? Из чего можно изготовить матрешку? Для чего человек создает матрешку?

2 этап  Подготовительный

(2 дня)

Виды работы

Ответственные

Сбор информации о матрёшках, составление плана совместной деятельности с детьми, родителями.

Подбор методической литературы, бесед по теме, внесение дидактических и сюжетно – ролевых игр.

Прослушивание песен, музыкальных композиций, хороводов, частушек.

Подбор иллюстраций, стихов, пословиц о матрёшках.

Разработка занятий

3 этап Основной

(1 месяц)

Недели

Деятельность

Педагога

Деятельность

детей

Деятельность

родителей

1 неделя

1. Беседа ««Знакомство с русской матрешкой».

2. Консультация для родителей: «Роль родителей в возрождении русских традиций»;

3.Родственники» матрёшки – деревянная игрушка Ванька-встанька.

1. Разучивание стихотворения Л.Некрасовой «Весёлые матрёшки».

2. Д/игра «Построй ряд с закрытыми глазами».

3. Разучивание танца «Мы - весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки…» (ряжение).

1.Совместное изготовление  «семейной матрёшки».

2.Разработка детской авторской матрёшки.

2 неделя

1.Коллективная работа «Хоровод матрёшек».

2. Работа с книгой «Родословная матрёшки».

3.Беседа-презентация «История появления матрёшки» 
4.
Хороводная песня-танец «Матрёшка-матрёшечка». 

1. Рисование на тему: «Украсим сарафаны матрёшкам».

2.Разучивание частушек. 
3.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин матрёшек». 

4.Дидактические игры: «Разложи и собери матрёшек вместе», «Подбери узор для фартука матрёшки». 


1.Рассматривание альбомов, иллюстраций по теме. 

2.Подобрать и выучить стихи, загадки о матрёшке. 
3.
Совместное развлечение «Матрёшка-красавица» 

3 неделя

1.Беседа на тему: «Матрёшка – как символ семьи». 2.Виды матрёшек: Семеновская, Загорская, Полхов-Майданская.

3.Театрализованные игры с использованием матрёшек

1. С/ ролевая игра «Семья».

2. Д/игры «Из чего сделано», «Угадай по описанию».

3.Декоративное рисование « Матрёшка – Матрёна»

4.Дидактическая игра «Большие и маленькие матрёшки»

5.Разучивание сложного хоровода.»

1.Помощь в создании и оформлении мини-музея «Русская матрёшка»;

-Просмотр презентаций о матрёшках.

                                              4 неделя

1.Беседа о липе, как о строительном (мебель) и поделочном материале (посуда, игрушки).

2.Заучивание пословиц, объяснение их смысла: «Лесополоса – всему лесу краса»; «Береги лес, люби природу – будешь вечно мил народу»; «Много леса-не губи, мало леса – береги, нет леса – посади»;  «Лес с огнём не дружит!»; «Враг природы тот, кто леса не бережёт».

1. Конструирование из пластмассового конструктора «Дома для матрёшек»;

2.Чтение стихотворения С.Маршака о матрёшках.

3.Д/игры (счёт, цвет, размер).

4.Рисование простейших элементов росписи

5.Аппликация.Тема «Русская матрёшка».

1.Изготовление пособия для занятий.

2.Воспитание бережного отношения к природе.

3. Вызвать интерес к совместной творческой деятельности.

4.Выставка и обсуждение «семейных» матрёшек.

5.Подготовка  и проведение мероприятия «Русская матрёшка».

4 этап.  Заключительный

Результат

Создание мини-музея «Русская матрешка»

Форма презентации

Праздник «У нас в гостях Матрёшки».

Описание выполнения проекта по линиям развития ребёнка

Линии

развития

ребёнка

Формы и методы работы

Внедрение

(виды деятельности, продукты)

Познавательное развитие

-Беседа

-Рассказывание

-Наблюдение  

- Дидактические игры

Узнали :

- Виды матрёшек;

-  О липе как о строительном материале,

- Историю появления матрёшки;

 - О матрёшке – как о символе России и семьи,

- Познакомились с родственниками матрёшки – Ванькой – Встанькой.

- Играли:

-Дидактические игра «Большие и маленькие матрёшки»; «Из чего сделано», «Угадай по описанию»; «Счёт, цвет, размер».

- Конструирование из пластмассового конструктора «Дома для матрёшек»;

Речевое развитие

-Рассказывание

- Чтение художественной литературы

- Заучивание

- заучили пословицы, поговорки, загадки;

- Чтение стихотворения С.Маршака о матрёшках.

- Разучивание стихотворения Л.Некрасовой «Весёлые матрёшки».

 - Развивать связную интонационную выразительность речи;

- Воспитание бережного отношения к природе.

- Вызвать интерес к совместной творческой деятельности.

Социально – коммуникативное развитие.

-Беседа

- Дидактическая и сюжетно – ролевая игры

- Дидактические игры: «Разложи и собери матрёшек вместе», «Подбери узор для фартука матрёшки», «Построй ряд с закрытыми глазами».

Сюжетно-ролевая игра «Магазин матрёшек», «Семья». 

-

Художественно – эстетическое развитие.

-Рисование

-Лепка

-Прослушивание и пение, разучивание хороводов.

-Творческие задания

-  Исполнение хороводов, песен ,частушек;

- Аппликация. Тема«Русская матрёшка».

- Декоративное рисование « Матрёшка – Матрёна».

- Рисование на тему: «Украсим сарафаны матрёшкам».

- Хороводная песня-танец «Матрёшка-матрёшечка». 

- Разучивание танца «Мы - весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки…» (ряжение).

Физическое развитие

-Подвижные игры,

-физкультминутки.

-«Матрешки с платочками»

III Методическое обеспечение проекта

Материально – техническое оснащение

№п/п

п/п

Наименование областей, входящих в заявленный проект

Материально – техническое оснащение

Количество

1.

Познание

  • Ноутбук;
  • Принтер
  • Бумага.
  • Д\игры

1

1

          1 п.

2.

Социализация

  • Картинки

1

3.

Художественное творчество

  • Краски (акварель, гуашь);
  • Кисти;
  • Клей ПВА;
  • Клей – карандаши;
  • Пластилин

По количеству детей

4.

Музыка

  •     Диск с музыкой

1

5.

Физическая культура

  •  Разноцветные ленточки;

На подгруппу детей

Учебно – методическое обеспечение

Программы

Технологии

Методическая литература

1.Бабаева Т.И.,

Михайлова З.А.

Программа  развития и воспитания детей  в детском саду

«Детство» - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 356с.

1.Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. - М. : Педагогика, 1990.

2.Корчаловская Н. В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. - М. : Феникс, 2003.

 3.Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты, методические рекомендации. Подготовительная группа. - М., 2009.

4. Комратова Н. Г., Грибова Н. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. - М., 2007.

 1.Новиков А. М., Новиков Д. А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). - М., 2004.

 2.Скорлупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. - М., 2003.

 3.Сыпченко Е. А. Инновационные технологии. Метод проектов в ДОУ. - М., 2013.

4.Деркунская В.А.Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2013.

5.Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Сборник. / Науч. ред. Т.И.Бабаева, З.А.Михайлова. СПб.: ДетствоПресс, 2007.

6.Михайлова З.А., Бабаева Т.И., Кларина Л.М., Серова 3.А., Развитие познавательных исследовательских умений у старших дошкольников. – СПб.: Детство-Пресс, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

творческий проект "Русские народные сказки" (младшая группа)

развитие интереса к устному народному творчеству (сказкам). Создание условий для активного использования сказок в творческой деятельности детей....

Проект «Русский платок» (вторая младшая группа)

В статье представлен проект по воспитанию в детях толерантности через приобщение к русской культуре, ознакомление с одним из видов народного искусства- русским платком. http://sch305.mskobr.ru/ed...

Проект "Русская потешка" для младшей группы

Проект "Русская потешка"  для младшей группы...

Проект «Русская матрешка» в младшей группе

Актуальность проекта: Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с базовыми образовательными программами. Содержание расширено за счет включения задач пе...

Долгосрочной проект "Русские народные сказки" (младшая группа)

Разработка долгосрочного проекта в младшей группе...

Творческий проект "Русская народная матрёшка"

Игрушка является важной и неотъемлемой частью жизни дошкольника. Матрёшка – яркая и самобытная игрушка, знакомя детей с матрёшкой, мы знакомим их с культурой русского народа, его традициями. Во ...

Проект «Русская красавица - береза» (младшая группа)

 Важное, значение в развитии ребенка имеет экологическое образование, которое необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения. Проект позволит нам больше узнать ...