Конспект интегрированного занятия с использованием ИКТ-технологий в подготовительной группе на тему: «Вулканы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Федорова Татьяна Петровна

ЦЕЛЬ:

Посредством познавательно-исследовательской деятельности дать детям представление о таком явлении природы, как вулкан.

ЗАДАЧИ:

-Продолжать расширять и уточнять представление детей о предметном мире.

-Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности.

-Развивать мыслительную активность, коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость, толерантность в ходе исследовательской деятельности.

-Закрепить умение выявлять свойства материалов.

-Знакомить дошкольников с природным окружением, формировать интерес к явлениям природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vulkany.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 33 «Умка»

Конспект интегрированного занятия с использованием ИКТ-технологий в подготовительной группе на тему:

«Вулканы»

                                       

Подготовила: Федорова Т.П..

Участники: дети 5-й

подготовительной группы

г. Ростов-на-Дону

2022 г.

Конспект НОД «Вулканы» в подготовительной группе

ЦЕЛЬ:

Посредством познавательно-исследовательской деятельности дать детям представление о таком явлении природы, как вулкан.

ЗАДАЧИ:

-Продолжать расширять и уточнять представление детей о предметном мире.

-Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности.

-Развивать мыслительную активность, коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость, толерантность в ходе исследовательской деятельности.

-Закрепить умение выявлять свойства материалов.

-Знакомить дошкольников с природным окружением, формировать интерес к явлениям природы.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, а какое у вас сегодня настроение (ответы детей) У всех разное! У большей половины - хорошее, приподнятое, но у некоторых – настроение не очень позитивное… Как мы можем им помочь? А давайте - подарим им свои улыбки!

Упражнение «Улыбка для друга»

Воспитатель: Ну вот настроение у всех отличное и теперь можно отправляться в путешествие по нашей удивительной планете, которая называется….?

Дети: Земля.

Воспитатель: Верно. Отгадайте загадку:

«Я ходил по разным странам,

Плыл по рекам, океанам,

По пустыне шёл отважно –

На одном листе бумажном…» (географическая карта).

Воспитатель: Дети, что изображено на карте?

Дети: Наша планета Земля

Воспитатель: Правильно. Давайте вспомним, что изображено, синим цветом?

Дети: моря, океаны, реки.

Воспитатель: А зеленым, желтым, коричневым.

Дети: Суша, пустыни, горы.

Воспитатель: Ребята, а что же такое горы?

Дети: Это возвышенности, высокие холмы.

Воспитатель: А из чего состоят горы? Все вы зимой катаетесь с ледяной горки. А можно ли ледяную горку назвать горой?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что горы состоят из камней, а ледяная горка — только изо льда. Она от тепла расстает…

Воспитатель: Посмотрите, какой красивый у меня мешочек (мешок ощущений). В этом мешочке много разных предметов. Но вам нужно будет достать только камни.

Дидактическая игра : «Мешочек ощущений»

- Как ты узнал, что в руках у тебя камень? Какой он на ощупь?

(гладкий, шершавый, тяжелый, легкий, крепкий и др.)

Предложить взять в одну руку камень, а в другую - пластилин. Сожмите обе ладони. Что произошло с пластилином?

Дети:

- пластилин изменил форму.

- Что произошло с камнем?

Дети:

- камень остался таким же по форме.

- Ребята, опустите камень в стакан с водой, что произошло?

Дети:

- Камень утонул.

Воспитатель:

- А почему?

Дети:

- Потому что тяжелый.

Воспитатель:

- Верно.

Воспитатель: Ребята у меня еще есть необычный камень (пемза). Возьмите лупы и рассмотрите его внимательно. Что есть у этого камня?

- Давайте опустим этот камень в воду. Что произошло с камнем? А почему он не утонул?

Дети:Потому что в дырочках спрятался воздух, благодаря воздуху который заполнил дырочки, камень стал легким.

Воспитатель: Этот камень называется пемза. Что легче пемза или камень? Пемза - это камень вулканического происхождения и мы с вами скоро узнаем, как появляется пемза.

Воспитатель:

- Горы бывают очень высокими. Вы уже знаете, что горы имеют свое строение. Как называется верхушка горы?

Дети: Вершина.

Воспитатель: А еще у горы есть бок, который называется …

Дети: Склон.

Воспитатель: Ребята, горы образуются в результате движения земной коры. Земная кора никогда не бывает в покое: то вздрагивает, растрескивается, то опускается, то собирается складками.

В результате образуются острова, горы. Возьмите ткань и представьте, что это — земная кора. Теперь приведите в движение «земную кору».

Дети выполняют движения под платком.

Воспитатель: Вы видите, как наша «земля» морщится, горбится, и начинают расти «горы», а между ними образуются глубокие «ущелья», а вот когда одна плита находит на другую, на них что получилось? (Горы). Примерно так происходит и в природе.

(Просмотр презентации)

- А на Земле, ребята, есть и необычные горы. Когда они спят, то почти ничем не отличаются от других гор. Но иногда эти горы «просыпаются», и тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава. Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие. Когда куски лавы застывают, получаются новые камни.

Воспитатель: Давайте посмотрим на экран. Что вы видите на экране?

Дети: Вулкан.

Воспитатель:Правильно, это вулкан. Сегодня мы поговорим о таком загадочном, удивительном, грозном явлении природы. Вулкан - это большая гора с крутыми склонами.

На самой вершине находится кратер (огромная яма, а внутри находится жерло (дыра, уходящая глубоко в землю, внутри которого находится лава.

Есть ребята живые вулканы (действующие, есть спящие, а есть мертвые. А также вулканы бывают наземные и подводные.

Живые вулканы «просыпаются», и тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава. Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие. Когда куски лавы застывают, получаются новые камни. Мы сегодня эти камни уже видели, они называются пемза.

Воспитатель: А есть вулканы спящие. Натрудившись, наработавшись, эти вулканы уходят на каникулы, лишь изредка выдыхают в небо легкий дымок. Над вершиной спящего вулкана вьется маленький дымок, будто кто – то печку топит. А вулкан это и впрямь печка, только подземная. В ней постоянно бушует огонь. Спящие вулканы копят силы, чтобы пробудиться. Мертвые вулканы никогда не извергаются, молчат все время. А сейчас мы заглянем внутрь вулкана, но сначала я хочу рассказать вам легенду, которую вы еще не слышали.

Презентация

“Жил на свете бог по имени Вулкан. Странный это был бог - некрасивый, хромой. Но зато он был очень трудолюбивый и сильный. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами. Вот какая интересная легенда о происхождении названия вулкан. А теперь, ребята, посмотрите внимательно, какой формы вулкан, на что он похож?

Дети: Похож на пирамиду, конус.

Воспитатель: Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы. Но люди жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут «спать» очень долго. Для того чтобы узнать когда вулкан проснется и предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов следят ученые. Этих ученых называют вулканологами С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит» а когда проснется. А вы хотите стать вулканологами? Посмотрите, какая это опасная профессия. (Слайды)

Воспитатель: Извержение вулкана – одно из самых грозных явлений на земле. Извержение вулканов угрожает жизни людей, лава разрушает здания, перекрывает дороги. Ребята, закройте глаза, представьте, что мы живем у подножия вулкана в уютном доме, у нас есть собачка и маленький котенок. Ученые – вулканологи предупредили о возможном извержении через неделю. Что же мы должны сделать, как поступить? ( ответы детей: покинуть опасную территорию, закрыть все двери и окна, животных поместить в закрытые помещения, запастись продуктами питания и водой, найти возвышенное место)

- Молодцы, мне очень понравилось, как вы рассуждали.

- Вулканы – несмотря на их грозность очень красивые горы.

- Туристы приезжают туда полюбоваться красотой и удивительным миром вулканов.

- Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная.

Воспитатель:

- А сейчас мы с вами превратимся в маленьких ученых-вулканологов и сами попробуем сделать извержение вулкана.

Воспитатель: Проходите в нашу лабораторию. Ребята, а вы мне поможете? Для первого опыта понадобиться три чайных ложки пищевой соды и две чайных ложки лимонной кислоты, смешанных с красным пищевым красителем. Добавим их прямо в жерло нашего макета вулкана. Ребята, кажется, наш вулкан оживает!

Воспитатель: Что вытекает из вулкана? Обратите внимание, «лава» спокойно изливается на поверхность, на воздухе она остывает и твердеет, получаются камни с «пузырьками», пемза.

Воспитатель: Ребята, вулканы бывают не только на суше, но и под водой. Хотите посмотреть, как это происходит? Предлагаю сделать извержение подводного вулкана, хотите? Тогда возьмите трубочку, вставьте её в стакан с водой и подуйте. (опыт «Буря в стакане»)

- Ребята, вот и закончилось наше сегодняшнее знакомство с вулканами.

- Спасибо всем за работу. Вы у меня очень способные и замечательные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интегрированного занятия с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группе на тему: «Транспорт»

План-конспект интегрированного занятия с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группе на тему: «Транспорт»...

Конспект открытого занятия с использованием ТРИЗ-технологии в подготовительной группе на тему "Домашние животные"

Цель: закрепление знаний детей о домашних животных.Задачи: Упражнять детей отвечать на вопросы полными предложениями,Упражнять в образовании притяжательных прилагательныОбобщить знания детей о пользе,...

Конспект интегрированного занятия с использованием ИКТ-технологий в подготовительной группе на тему: «22 апреля — День Земли»

Цель: Углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле.Задачи:1. Развивать у детей экологическое мышление, способност...

Конспект интегрированного занятия с использованием ИКТ-технологий в подготовительной группе на тему: «Как создавалась книга»

Конспект занятия по познавательной деятельности «Как создавалась книга» в подготовительной группеЦель: Знакомство детей с историей создания книги, с ее развитием. Формирование бережного от...

Конспект открытого интегрированного занятия с использованием ИКТ – технологий в подготовительной группе на тему: «Помощь жителям страны Знаний»

В настоящее время в дошкольном образовании активно используется разнообразные инновационные технологии. Все более популярными становятся приключенческие игровые квесты. Квесты актуальны в контекс...

Конспект интегрированного занятия с использованием ИКТ-технологий в средней группе на тему: «Путешествие в осенний лес»

Конспект НОД в средней группе «Путешествие в осенний лес»Группа : средняяТема: «Путешествие в осенний лес». Цель: закрепление представлений детей о характерных признаках о...