Занятие Какой бывает лес
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Белкина Маргарита Николаевна

На занятии дети старшего дошкольного возраста узнают всё о лесе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_kakoy_byvaet_les.docx21.45 КБ

Предварительный просмотр:

«Какой бывает лес»

Цель: - закрепление знаний детей о лесе, как природном сообществе.

Задачи: - уточнить и расширить представления детей о лесе, о разнообразии

деревьев;

- дать знания о пользе деревьев и кустарников для жизни на Земле;

- развивать познавательный интерес, понимание того, что человек -

часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что

в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во

многом зависит от окружающей среды;

- воспитывать бережное отношение к природе, правильное

поведение в лесу, развивать чуткость и восприятие красоты

окружающего мира.

Материал и оборудование: - ветки хвойных деревьев;

- презентация к образовательной деятельности.

Применение современных образовательных технологий:

- здоровьесберегающие (динамическая пауза с элементами

дыхательной гимнастики, элементы психогимнастики);

- информационно-коммуникативные (презентация) .

    Ход :

Воспитатель. - Ребята, давайте возьмем друг друга за руки и поздороваемся.

Дети. - Здравствуйте!

Воспитатель. - А как еще можно поздороваться?

Дети. - Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!

Воспитатель. - Какое у вас настроение(хорошее, замечательное, восхитительное).

- Как это можно выразить, используя жест (показ одного большого пальца – «класс»).

Воспитатель. - И у меня тоже хорошее настроение. Давайте передадим его друг другу и пусть у каждого будет хорошее настроение.

Воспитатель. - Послушайте загадку.

Весной веселит, летом холодит,

Грибами, ягодами одаривает.

Осенью умирает, весной оживает. (Лес)

Воспитатель. - Что такое лес?

Ответы детей.

Воспитатель. - Давайте, отправимся в лес и узнаем, какие деревья там растут. Закрывайте глаза.

- Раз, два, повернитесь и в лесу вы очутитесь.

Воспитатель. - Лес – это целый мир! В нем обитает множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Лес называют природным сообществом.

- Почему его так называют?

- Что значит лес для нас с вами?

- Почему в лесу так легко дышится?

- Как и чем очищается воздух в лесу?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель. - Деревья выделяют такие вещества, которые называются фитонцидами, особенно это ощущается, когда деревья начинают цвести - черемуха, рябина, лиственница и другие.

Воспитатель. - А теперь отгадайте загадку:

Это дерево не елка.

Хоть есть шишки и иголки.

Как колонна каждый ствол,

Сверху крона, как шатер. (Сосна)

Воспитатель. - Ребята, как называется лес, в котором растут сосны?

Ответы детей.

Воспитатель. - Правильно, сосновый бор. У меня на столе лежат две ветки, давайте, их сравним. (У сосны - длинные иголки. У ели – короткие.

У сосны ветки растут вверх. У ели - вниз).

- А почему полезно гулять в сосновом бору? (В нем чистый воздух, и в нем светло и просторно).

Воспитатель. - Ребята, как называется лес, в котором растут одни елки? (Еловый, ельник).

- В ельнике всегда сыро и темно. Как вы думаете почему? (Ветки елей опускаются до самой земли и не пропускают свет. В таком лесу всегда темно и сыро. В летний жаркий день можно укрыться от жары в ельнике).

Воспитатель. - Загадка:

Мои мягкие иголки – длиннее,

чем у сосны и елки. (Кедр)

И лес, в котором растут кедры, называют кедрачом.

Воспитатель. - Кедр светолюбивое дерево, оно тянется к солнцу и поэтому оно очень высокое.

- А чем отличается кедровая сосна от обыкновенной сосны? (Кедровые шишки можно употреблять в пищу).

Воспитатель. - Загадка:

Есть у родственницы елки неколючие иголки,

Но в отличие от елки – опадают все иголки. (Лиственница)

- А чем отличается елка от лиственницы?

- Правильно, ответ можно услышать в загадке. «В отличие от елки – опадают все иголки».

- Лес, в котором растут ель, сосна, кедр, лиственница, называется хвойный лес.

Воспитатель. - Из хвои этих деревьев изготавливают таблетки, настои, особенно полезна хвоя лиственницы, молодые побеги хвои лиственницы содержат витамин С в большом количестве.

- Сейчас мы отправимся в хвойный лес.

Динамическая пауза с элементами дыхательной гимнастики.

- Подул ветерок…

*«Ветер» (очистительное полное дыхание) .

И. п. : сидя, стоя, лёжа. Туловище расслаблено, сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.

Сделать полный вдох, выпячивая живот и рёбра грудной клетки.

Задержать дыхание на 3-4 с.

Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. (Повторить 3-4 раза)

- В хвойном лесу растет маленькая елочка…

*«Ёлочка растёт».

И. п. – встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Присесть и выпрямиться, поднимая руки вверх шире плеч. Приседая, произносить«Ах-х-х-х-х!»(Повторить 2-3 раза)

- В траве пробежал маленький ежик…

*«Сердитый ежик».

И. п. – встать прямо, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. (Повторите 3-4 раза)

Воспитатель. - Загадка:

Клейкие почки

Зеленые листочки

С белой корой расту под горой. (Береза.)

- Береза – одно из самых красивых деревьев. В старину на Руси поклонялись березе как живому существу, водили вокруг нее хороводы, пели песни, сочиняли много стихов.

- И у нас Марина расскажет стихотворение о березе.

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчике,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Воспитатель. - Как называется лес, в котором растут одни березы? (Березняк, березовая роща)

Воспитатель. - Что весной собирают с деревьев березы? (Березовый сок, который очень полезен для здоровья).

- А теперь, я приглашаю вас на выставку «Дары леса».

Дети их рассматривают, называют.

Воспитатель. - Ребята, а еще лес – это источник лекарственных растений. - В лесу живут ценнейшие промысловые звери, много здесь и птиц, насекомых.

Воспитатель. - Одним из даров природы, которым человек научился пользоваться в своих нуждах, является дерево. Оно легкое и удобное в обработке, из него делают мебель, дома, бумагу, посуду.

Воспитатель. - Лес – друг человека, и его как друга надо беречь и охранять. Но, к сожалению многих видов животных, растений, птиц становится всё меньше и меньше. Человек их охраняет. Для этого создана «Красная книга», куда занесены исчезающие виды растений и животных.

Воспитатель. – Ребята, давайте вспомним, как надо вести себя в лесу.

- Не ломай ветки, не рви зря листья, травку.

- Не подходи близко к гнездам птиц, не прикасайся к гнезду, иначе птицы могут покинуть гнездо.

- Береги муравейники. Помни – муравьи – санитары леса.

- Не разжигай костер. От огня погибают растения, задыхаются животные и насекомые.

- В лесу можно поиграть, пошуметь, покричать, но главное – никому не мешать, а то лес затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

- Не рви цветы, за тобой пройдут сотни людей, и им тоже будет приятно видеть цветы.

- Не лови ради забавы бабочек, стрекоз и других животных.

- Не сори в лесу. Убирай за собой мусор и стеклянную посуду. Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки.

Воспитатель. - Вот и подошло к концу наше путешествие в лес. Что нового мы с вами узнали?