Инновационный экологический проект «Цветы земли» подготовительная группа
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Рябикова Виктория Валерьевна

Актуальность проекта:

   Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения зависят друг от друга и от среды обитания.
  Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.

  Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства.

  Цветы – украшение жизни.

  Насколько бедны оказались бы мы, не будь на земле цветов. При ознакомлении детей с природой мы, взрослые, стремимся дать образец гуманного отношения ко всему живому, чтобы ребенок понимал, что у каждого объекта есть свое место в природе и свое назначение. Сорвать цветок может каждый, а вот сказать, какой цветок сорвал, далеко не все.

  Учитывая то, что детям необходимо «живое» общение с природой, наблюдения и практическая деятельность в природе, был разработан познавательно -исследовательский - творческий проект «Цветы земли».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inonovatsionnyy_proekt_tsvety.docx34.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №5 «Сказка»

г. Поронайск

Инновационный проект

 «Цветы земли»

                                           Срок реализации:

                                                                  Февраль 2018г.- сентябрь 2019г.

                                                                    Автор инновационного проекта:

Воспитатель: Рябикова Виктория Валерьевна

г.Поронайск

2018г.

                                              Всё хорошее в людях - из детства!

                              Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

                              Удивиться, узнать, полюбить!
                                          Мы хотим, чтоб земля расцветала,
                                 И росли, как цветы, малыши,

                                                  Чтоб для них экология стала
                                                  Не наукой, а частью души!

Обоснование необходимости разработки проекта

«Цветы Земли »

Государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Президент РФ В. В. Путин подписал Указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии.

 Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе, могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Таким образом, проблема экологического образования подрастающего поколения - актуальная и главная задача ДОУ.

 Детский сад сегодня  это образовательное учреждение, обеспечивающее развитие личности,  мотивации и способностей детей в различных видах  деятельности и охватывать  следующие структурные единицы, представляющие определенные направления и образования детей (далее образовательные области):

- социально  - коммутативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно – эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Воспитание у дошкольников осознанного – бережного отношения к природному миру, чувство взаимопомощи, сотворчества, инновационные подходы к экологическому образованию дошкольников. Поэтому в основе проекта лежит интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка
  Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание формирующее современную образованную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация  проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края. Необходимо создать систему экологического воспитания дошкольников, направленную на формирование у детей научно- познавательного, эмоционально - нравственного, практически - деятельностного отношения к окружающей среде, на формирование основ экологической культуры личности. Необходимо найти эффективные формы воспитания и обучения дошкольников без ущерба для здоровья.

Актуальность проекта:

   Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения зависят друг от друга и от среды обитания.
  Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.

  Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства.

  Цветы – украшение жизни.

  Насколько бедны оказались бы мы, не будь на земле цветов. При ознакомлении детей с природой мы, взрослые, стремимся дать образец гуманного отношения ко всему живому, чтобы ребенок понимал, что у каждого объекта есть свое место в природе и свое назначение. Сорвать цветок может каждый, а вот сказать, какой цветок сорвал, далеко не все.

  Учитывая то, что детям необходимо «живое» общение с природой, наблюдения и практическая деятельность в природе, был разработан познавательно -исследовательский - творческий проект «Цветы земли».

Цель проекта:

Создание условий для развития экологического и эстетического мировосприятия детей; формирования у детей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремлении проявлять заботу о сохранении окружающей природы; знакомства с разнообразием цветущих растений, их связью со средой обитания; формирования осознанно – правильного отношения к представителям растительного мира; развития их творческих способностей.

Задачи проекта:

- создать экологически благоприятную среду на территории ДОУ для реализации приоритетного направления;

- учить детей классифицировать цветы по месту их произрастания (луг, сад, поле, дом)

- учить детей правильно сажать и выращивать цветы;

- отметить значение, роль цветов для жизни и деятельности человека, животных, насекомых;

- познакомить детей с профессиями людей, связанных с цветоводством;

- развивать конструктивные, изобразительные способности детей в изготовлении цветов, применяя разные материалы и технические средства;

- развивать умение сравнивать и анализировать;

- развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов;

- развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках, пополнять и обогащать словарный запас детей и их знания о цветах луговых, садовых, комнатных;

- воспитывать - бережное отношение к цветам, умение заботиться о них;

- воспитывать коммуникативные -   навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому;

- развивать  взаимопонимание  и  взаимопомощь  между  детьми, педагогами, родителями,  потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры;

- Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья.

- вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;

    Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость.

Проект позволяет детям и родителям  заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру.

Образовательная область:

Оптимизация мыслительной активности детей через сотрудничество педагогов и родителей.

Вид проекта:

 Познавательно – творческо - исследовательский

Сроки и методы реализации  проекта: 

февраль 2018г. - сентябрь 2019г., групповой, творческий индивидуальный (совместно с родителями).

Участники, партнеры проекта:

Воспитатели группы;

Музыкальный руководитель;

 Дети от 6 до 7 лет;

Родители. 

Методы проекта:

 - исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;

- самостоятельное наблюдение;

- коллективное наблюдение;

- наглядные: театральное представление, словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, словесные инструкции;

- выставка совместных с родителями творческих работ;

- высадка рассады и семян цветов на цветник группы;
-
 технология моделирования;

- релаксация;

- слушание музыки.

Формы организации проекта:

 - познавательные занятия (аппликация, рисование, лепка, музыка, развитие речи, природный и социальный мир);

- экскурсии;

- дидактические игры;

- трудовая деятельность детей;

- экологические викторины.

- досуги.

Материально – Ресурсное обеспечение проекта:

 - уголок природы в группе, цветник на участке детского сада;

- методический инструментарий;

- экологический центр.

Техническое обеспечение проекта:

 - компьютер;

- фотоаппарат;

- канцелярские принадлежности;

- фонотека;

- посуда для экспериментов (колбы, горшочки, баночки, индивидуальные блюдца для экспериментов);

 - календарь песочные часы; 

- лупа;

- пластмассовые ножи для опытов;

- салфетки;

- садово – огородный инвентарь;

- рассадники;

Наглядный материал:

 - цветы живые,  цветы на иллюстрациях, сделанные из различных материалов;
 - настольно-печатные игры;

 - дидактические игры по экологии;
 - библиотечка юного цветовода ;

План реализации проекта

1 этап.–.подготовительный:.постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов; подборка методического инструментария.

(февраля 2018г.)

2 этап.–.практический: собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;

(февраля 2018 – сентябрь2019 г.г.)

3 этап.–.оценочный:

 обобщение результатов работы, полученных в процессе исследовательской деятельности детей, их анализ.

Презентация результатов проекта на уровне ДОУ.

 (сентябрь 2018 г.г.)

Этапы реализации проекта

Месяц

Содержание

Ответственные

Февраль

  • Сбор и анализ литературы по данной теме;
  • Подборка иллюстративного материала;
  • Подборка стихотворений, загадок, песен, сказок, мифов, легенд по теме;
  • Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр, веселых вопросов и упражнений по теме;
  • Подготовка утилизированного материала, материала для изобразительной деятельности;
  • Подбор художественной и познавательной литературы для чтения детям;
  • Приобретение семян цветов;
  • Диагностика-определение уровня умений и знаний детей по теме проекта.
  • Проведение консультаций для родителей.

Воспитатель

Музыкальный руководитель

Родители

март

  • Беседа «Цветы – краса земли», «Почему их так назвали», «Цветочные сны», «Цветы – талисманы»;
  • Занятие «Путешествие в царство комнатных растений»
  • Цель: знакомство с цветами моего края;
  • Совершенствование развивающей среды, создание новых пособий:
  •  Проведение консультаций для родителей.

Воспитатель

апрель

  • Приобретение семян цветов;
  • Задания родителям по подготовке мини-проектов о цветах;
  • Заучивание и чтение стихотворений;
  • Чтение художественной, познавательной литературы;
  • Беседы: «Цветы в легендах, стихах, загадках, песнях», «Профессии людей, занятых в цветоводстве»;
  • Индивидуальная работа с детьми на прогулке.

Воспитатель

Родители

май

  • Занятие «Растения лечат» (дать представление о лекарственных растениях ; научить определять их по описанию; находить связь между цветущими растениями и ; обогащать словарь); 
  • Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением цветов; 
  • Дидактическая игра «Цветочный магазин» (закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других; научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты);
  • Посадка семян цветов в формы для рассады.

Воспитатель

июнь

  • создание Экологической тропинки на участке детского сада; 
  • наблюдения, экскурсии на экологической тропе;    
  • экскурсия в город на высадку цветов;
  • Наблюдение за рассадой  цветов;
  • Высадка рассады цветов на участке.

Воспитатель

Родители

июль

  • Дидактическая игра «Сложи цветок» (уточнение знаний о строении цветка – стебель, листья цветок);
  • Дидактическая игра «найди растение по описанию» (уточнение знаний о строении цветка, закрепление названий комнатных растений);
  • Занятие «комнатные растения уголка природы» (закрепить Знание детей о комнатных растениях; продолжать учить сравнивать растения, находить сходство и различия во внешних признаках; закрепить знания об условиях роста комнатных растений; развивать желания ухаживать за растениями);
  • Наблюдение за цветами на участке;
  • Подвижные игры;
  • Консультация для родителей.

Воспитатель

Родитель

август

  • Слушание музыки. Цель: формирование основ музыкальной культуры детей. Произведения: Ю. Антонов “ Не рвите цветы”, В.Моцарт “Цветы”, П.И. Чайковский “Цикл времена года”, “Вальс цветов”, Ю. Чичков “Волшебный цветок”, “Это называется природа”, М. Протасов “Одуванчики”;
  • Наблюдение за цветами на участке;
  • Подвижные игры;
  • Создание коллекции-гербария « Цветы земли»
  • Экологические праздники, развлечения;
  • Выпуск газеты « цветы глазами детей».

Воспитатель

Музыкальный руководитель

Родители

сентябрь

  • Анкетирование родителей;
  • Конкурс «Цветочная фантазия» совместная работа детей и родителей;
  • Создание итоговой презентации «Цветы земли»;

 -    Консультация для педагогов «Роль воспитателя в развитии экологической культуры дошкольников»;

  • Подведение итогов.

Воспитатель

Родители

Ожидаемый результат: 

Развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о цветах. Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, к цветам, которые окружают ребенка. Цветы являются не только украшением Земли, но и целителями. Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды (посадка, уход за цветами сбор семян). Сформировались навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.
Создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды;

Повышение уровня знаний по экологии у детей;  

Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта.

Библиографический список:

1.Горькова Л.Г, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» «ВАКО» Москва 2005.

2..Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников/ Под ред. С.Н.Николаевой .-М, 2005

3. Коломина В.Н. Воспитание  основ экологической культуры в детском саду: ( сценарии занятий) Творческий Центр «СФЕРА» Москва 2003.

4. Кондратьева Н.Н. Программа «Мы» экологического образования детей. СПб., 2000.

5. Молодцова  Л.П.  Игровые  экологические занятия с детьми.- Минск «АСАР», 2001.

6.Масленникова О.М, Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. -Волгоград: Учитель, 2011

7. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

8. Опыты с песком и глиной // Обруч. – 2000. – №2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Живи земля!" подготовительная группа

Экологический проект "Живи земля!" подготовительная группа...

Конспект НОД познавательного цикла: «Наша планета - Земля» (подготовительная группа)

конспект проведения итогового занятия по теме "Наша планета"...

Экологический проект «Цветы вокруг нас». Подготовительная группа

Экологический проект «Цветы вокруг нас»Воспитатель Логинова Юлия Геннадьевна. МДОУ №98 «Сказка»Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатель группы, музыкальный руководитель, ро...

Презентация проекта "Цветы-украшение Земли"

Работа по краткосрочному проекту:"Цветы-украшение Земли" в подготовительной к школе группе детского сада....

Инновационный экологический проект «Цветы земли» подготовительная группа

Цветы – украшение жизни.  Насколько бедны оказались бы мы, не будь на земле цветов. При ознакомлении детей с природой мы, взрослые, стремимся дать образец гуманного отношения ко всем...