Конспект НОД по окружающему миру
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Черевко Ирина Анатольевна

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по окружающему миру «Мир предметов» для детей       старшего дошкольного возраста.

Воспитатель подготовительной группы

МАДОУ детского сада № 57

                                           Черевко Ирина Анатольевна

Цели:

1. Выявление качеств и свойств дерева и металла через опытно – экспериментальную деятельность.

2. Активизация в речи названий предметов, материалов, из которых они изготовлены, их свойств: деревянный, металлический, тонет, плавает, и т.д.

3. Побуждение детей включаться в совместную со взрослым игровую ситуацию.

Задачи:

1. Углубить представления детей о свойствах таких материалов, как металл и дерево.

2. Учить применять разнообразные способы обследования предметов.

3. Развивать у детей способность мыслить самостоятельно, умение анализировать, обобщать и сравнивать, слуховую память путем нахождения звуков разной высоты.

4. Воспитывать интерес, инициативу, любознательность, самостоятельность, умение действовать сообща.

Материал, оборудование: коробка с карандашом и гвоздём, карточки для игры « Из чего сделано?», на каждого ребёнка: тарелочка, деревянный брусок, металлическая ложка, спички, скрепки, магнит, дневник наблюдений. На стол: ёмкость с водой, салфетки. Иллюстрации кузницы, сталеплавильного цеха, горящих дров. 2 корзинки, « Волшебный мешочек» с предметами, сделанными из разных материалов. Коробка с разнообразными деталями и магниты.

I. Вводная часть (мотивация).

Ребята, сегодня утром я нашла в группе вот эту коробочку.

Как вы думаете, что в ней?

А вот и записка, наверное, это подсказка. Надо отгадать загадки, и мы узнаем, что в ней лежит.

Любим нос везде совать,

И чертить, и рисовать.

Все раскрашиваем сами

Разноцветными носами. (Карандаш)

Металлический Антошка

На очень тонкой ножке,

По головке постучишь

Что-нибудь да смастеришь.

Весь я сделан из железа,

У меня ни ног, ни рук.

Я по шляпку в доску влезу,

А по мне все стук да стук. (Гвоздь)

Молодцы, ребята, загадки отгадали.

Вот они. Знакомьтесь, это Карандаш, а это Гвоздик

Карандаш с Гвоздиком были большими друзьями, но однажды поссорились.

Карандаш говорит: Я самый главный, вон, сколько нужных вещей делают из дерева!

А Гвоздик: Нет, я главней, из металла гораздо больше нужных вещей делают!

- Ребята, давайте  поможем друзьям решить, кто из них важнее!

Закройте глаза и скажите: вокруг себя я обернусь и в научной лаборатории окажусь!

Правила поведения в лаборатории такие:

  1. Не толкаться
  2. Не мешать друг другу
  3. Сначала выслушать, потом сделать
  4. Сделал- убрал на место.

II (Дети проходят к столу №1)

1.  Дидактическая игра «Из чего сделано»

- Посмотрите, на столе разложены картинки, на которых изображены предметы, сделанные из разных материалов. Выберите картинки, которые похожи на материал Карандаша, и на материал Гвоздика, и разложите их к нашим героям.

- Назовите, какие предметы делают из дерева? (Стол, стул, кровать, диван, дверь).

- Значит они какие? (деревянные)

- Какие предметы делают из металла. (Ложка, вилка, кастрюля, плита)

-Значит они какие? (металлические)

- Какой вывод можно сделать? Как вы думаете, кто прав — гвоздь или карандаш?

Вывод: И из дерева, и из металла делают очень много нужных предметов.

- Гвоздик и Карандаш, вы оба правы!

2.  Сравнение дерева и металла.

Но Гвоздь все не унимается: «Я красивее! И у металла поверхность гладкая, и на солнышке блестит!»

- Карандаш, не обижайся. Ребята, давайте узнаем, чем предметы из дерева отличаются от предметов, сделанных из металла? ( дети садятся за столы)

- Возьмите металлическую ложку и деревянный брусок.

- Отличаются ли они? Чем?

- Какие они на ощупь?

- Какая поверхность у металлической ложки? (гладкая, блестящая)

- А какая у деревянного бруска? (бывает и шероховатой, шершавой, бывает гладкой, не блестит) Отметим это наблюдение в дневнике. Поставим плюс в соответствующей графе.

- Теперь приложите к одной щеке брусок, а к другой ложку.

- Что вы чувствуете? (Ложка – холодная. Брусок – теплый)

- Какой вывод можно сделать? (металл – холодный, а дерево – теплое)

(Ставим плюсы)

3. А как вы думаете, почему одни предметы делают только из дерева, а другие только из металла? Хотите узнать?

- Карандашик и Гвоздик опять спорят:

- «Моя песенка громче!», - говорит Гвоздик.

- «Нет, моя!».

- Друзья, давайте вместе это решим? Нам необходимо определить, какой звук у деревянных предметов, а какой - у металлических. Возьмите два металлических предмета и постучите ими друг о друга, какой вы слышите звук? (Звонкий, громкий).

- Значит песенка какая? (Звонкая, громкая). А теперь проверим то же самое с деревянными предметами, какой звук слышится? (глухой, тихий).

- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай, на чем играю!»

Перед вами разложены музыкальные инструменты, давайте вспомним, как они называются: металлофон, трещотка, треугольник, ложки, бубен.

- Ваша задача, с закрытыми глазами определить, на каком музыкальном инструменте я играла! Приготовились слушать внимательно и не подсматривайте.

- На каком инструменте я играла, из какого материала он сделан? (дерево – металл)

- Чья же песенка оказалась громче?

- А чья – тише?

Вывод: если нужен звонкий, громкий звук, то музыкальные инструменты делают из металла, а если более тихий – из дерева. ( отмечаем в дневнике)

4. Карандаш говорит: « Ну и что, что я не звонкий, зато плаваю хорошо!»

А Гвоздик приуныл. Как вы думаете почему?

- Давайте проведём эксперимент.

На столе вы видите ёмкость с водой, давайте возьмем деревянный брусок  и опустим его в воду, что мы видим? (деревянные предметы не тонут (легкие). А теперь опустим в воду металлическую  ложку, что с ней произошло? (утонула, тяжелая)

Какой можно сделать вывод? Что дерево легче, чем металл и имеет свойство плавучести.

        

-Как же тогда корабли, сделанные из металлических пластин на воде держатся? Они имеют специальную конструкцию, которая позволяет им, не смотря на тяжесть, не тонуть, а держаться на воде.

5.- А ещё, я в огне горю, - говорит Карандаш, - А гвоздик – нет!

Да, ребята, дерево горит, выделяет тепло. Где это свойство дерева используют люди? (топят печи)

- Я тоже хорошо нагреваюсь, и по мне легко ток проходит!-говорит Гвоздик.

Это верно, железо может только плавиться. Если его нагреть, оно становится мягким. С таким мягким железом работают кузнецы. Они куют его, придавая железному бруску нужную форму. А если железо разогреть очень сильно, то оно становится жидким. Тогда его заливают в специальную форму и охлаждают. И получаются разные предметы и детали.

( Отмечаем плюсом в соответствующей графе)

 Физ.минутка «Кузнец»

«Эй, кузнец – молодец, (развести руки в стороны, потом на пояс)

Захромал мой жеребец. (притопы ногами)

Ты подкуй его опять. (наклоны к носкам)

От чего ж не подковать. (наклоны к носкам)

Вот гвоздь, вот подкова – (руки в стороны)

Раз, два и готово. (два хлопка в ладоши)

6. Хотите поиграть в «Волшебный мешочек»? Вы, по очереди, не глядя, будете опускать руку в мешочек, брать предмет и говорить, из какого материала он сделан, а потом мы вместе проверим ваше предположение.

Вопросы и предполагаемые ответы:

-Из какого материала сделан предмет (дерево – металл)

-Какой он на ощупь (теплый – холодный, гладкий – шероховатый, легкий - тяжелый)

- Что это за предмет?

- Предлагаю вам разложить ваши предметы в две корзины, в одну предметы из дерева, в другую – из металла. (лишние предметы кладут рядом). В первую корзину вы положили все предметы из дерева, значит какие они? (деревянные, а в другую все предметы из металла, какие они? (металлические).

7.  «Дорогой Карандаш, я хочу познакомить тебя с моим другом – Магнитиком», - сказал Гвоздик, - он всегда помогает мне навести порядок.

Хоть я вовсе не планета,

У меня есть полюса.

Рук и ног в помине нету,

Но хватать могу я сам.

Гвозди, ножницы, кастрюли,

Винтики, булавки, пули –

Всё железное манит,

Тянет на себя… (магнит)

Что такое магнит? Это металл, который имеет свойство притягивать некоторые предметы. Вот мы сейчас и проверим, с какими материалами дружит магнит, а с какими нет.

Возьмите деревянные предметы (спички) и приложите к ним магнит. Что мы видим? (магнит не присоединился к дереву, т. е. не притягивается). А теперь возьмите металлические предметы (скрепки) и приложите магниты к ним. Что произошло? (магнит присоединился, потому что частицы металла притягиваются к частицам магнита, магнит служит нам помощником при работе с металлическими предметами).

( Ставим плюсы)

8.Ребята, я наводила порядок в кладовке и нашла там коробку с предметами из разных материалов, да ещё и под слоем какой-то крупы. Мне нужно достать из неё металлические детали. Но как это сделать быстро, не копаясь в крупе?

III. Итог.

- Назовите какие свойства дерева или металла вы сегодня узнали. (Дерево: шершавое и гладкое, твёрдое, легкое, теплое, мягкое, не тонет, горит, имеет глухой звук. Металл: гладкий,блестящий, звонкий, тяжелый, холодный, прочный, твердый, притягивается магнитом, проводит ток и легко нагревается).

Гвоздь и Карандаш: «Спасибо вам, ребята, за то, что вы нас помирили, рассказали и показали много интересного. И хотим, чтобы вы не забывали о свойствах дерева и металла и применяли их в жизни. Все материалы важны и нужны в жизни человека.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3484848/pub_5f1fbe1d67a6ba5f583f21f0_5f1fbe60a6c12b1232e2cc1e/scale_1200

https://i.pinimg.com/736x/5e/32/75/5e32752e5a84ea196f73a1d3e6845086.jpg

https://webcomicms.net/sites/default/files/clipart/154562/free-pencil-clipart-154562-5996753.jpg

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0811/000e5ff0-5797d9a0/1/hello_html_mb0577b5.jpg



Предварительный просмотр:

Предметы, которые нас окружают.

«История шариковой ручки»

           Занятие - исследование в подготовительной к школе группе.

           Воспитатель МАДОУ д/с №57 г. Калининграда  Черевко И.А.

Задачи:

    образовательные:

формировать первичные представления об этапах возникновения и истории развития шариковой ручки. Обогащать знания детей о свойствах веществ (камни, песок, глина, чернила).

Расширять словарный запас.

Развивающие:

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи на основе сравнения объектов.

Развивать мыслительную и речевую деятельность.

Развивать самостоятельность, активность, любознательность.

Развивать умение проводить опыты и эксперименты.

Развивать исследовательские способности детей.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к предметамкоторые нас окружают.

Воспитывать настойчивость в выполнении заданий, доведении экспериментов до конца.

Материал:

Разные виды ручек, древесные угольки, камешки, пластилиновые дощечки, песок, палочки с заостренным концом, береста, перо птицы, стальное перо, чернила, ручки, бумага, лупы, наглядные иллюстрации.

Ход занятия:

-  Ребята, у меня в руках шкатулка. А что в ней, вы узнаете, если угадаете загадку.

Я с собой её ношу,
Не макаю, но пишу.
Замечательная штучка
Самопишущая….

Д: Ручка.

- Правильно, это ручка. А для чего нам нужна ручка?

Д: Чтобы писать.

- Правильно, шариковая ручка нужна нам для того, чтобы писать

 Ребята, как вы думаете, а в древности тоже писали шариковой ручкой?

Д: отвечают, размышляют.

- Многие предметыкоторыми мы пользуемся каждый день, не всегда были такими, как мы их привыкли видеть. Каждый предмет имеет свою историю. И ручка имеет свою историю.

А вы хотели бы узнать? А как мы можем это сделать?

Д: - Спросить у взрослых;

- Посмотреть в интернете

- прочитать в книге

- сходить в музей

Предлагаю отправиться в прошлое. (закрывают глаза, считают от 5 до1).

- История шариковой ручки начинается с истории человечества. ( иллюстрация пещеры древнего человека)

-  Где мы оказались?

Д.: Мы находимся в пещере древнего человека.

 - Что вы видите?

Д: отвечают

Пещера древнего человека с наскальными рисунками.

- Древние люди занимались охотой. И свой опыт передавали своим детям, потомкам. А как передать информацию можно? Рассказать другому, или нарисовать.

Как вы думаете, чем рисовали древние люди?

Д: ответы детей.

-  Рисовали тем, что у них было под рукой: палочкой или пальцем на земле, песке.

Предлагаю вам нарисовать рисунок палочкой или пальцем на земле.

Практическая деятельность.

- Кому бы вы хотели передать эту информацию?

А теперь потрясём тарелочку с песком. Осталась информация? Надёжный способ?

- Был ещё способ передачи информации у древних людей. Острым камнем рисовали на скале.

Практическая деятельность.

- Очень сложно рисовать на камне. Когда древние люди научились разводить огонь, они заметили, что угольком потухшего костра можно рисовать.

Предлагаю вам нарисовать рисунок углем.

-  Как вы думаете, удобно ли было рисовать углем?

Удобно– уголь можно было взять прямо из потухшего костра. Плохо – от рисунка после дождя ничего не оставалось, когда писали углем, руки были черными, грязными.

Наши ручки старались, выводили рисунки на камне, так давайте сделаем гимнастику для пальчиков, чтоб они отдохнули.

Мы писали, мы писали

Наши пальчики устали.

Палочку в руках катаю

И ладошки согреваю.

Мы на дудочке играем

Пальчиками перебираем.

- Шло время. Ещё до нашей эры вавилоняне заострённой палочкой или костью выдавливали клинопись – первое письмо на дощечках с сырой глиной .Такую письменную палочку назвали стиль или стило. Давайте попробуем написать на глиняной дощечке.

Практическая деятельность.

- Как вы думаете, удобно ли было писать на глиняных дощечках палочкой?

Д: отвечают

подводим итог: Выдавливать символы палочкой на глиняной дощечке очень долго. После того, как глиняная дощечка высохнет нельзя уже что-то добавить или исправить.

- В древней Греции писали на натёртых воском табличках, а в древней Руси писали на бересте, используя стило, заострённую медную или костяную палочку. Что такое береста?

- Предшественницей всех типов ручек стала кисть.  В Китае её делали из шерсти верблюда или крысы и макали в чернила. Древнейший рецепт чернил содержал сажу сосновой смолы, ламповое масло и желатин. А в Европе придумали чернила, которые не выцветали веками.

Их делали из солей железа и чернильных орешков, болезненных наростов появляющихся на листьях деревьев из-за деятельности некоторых насекомых. Чернилами стали пользоваться ещё в древнем Риме.

 Первая ручка была сделана из бамбукового или тростникового стебля. Стебель под углом срезали, обмакивали в чернила и писали.

Позже люди задумались, что тростинку можно заменить птичьим пером. Перо удобнее держать, и служит оно долго, но подготовить его очень сложно. Весной у сильного молодого гуся брали одно перо, причём, обязательно из левого крыла. Если возьмёшь перо из правого крыла, то будешь при письме загораживать написанное. Потом перо нужно обжечь в горячем песке, чтобы оно стало сухим и жёстким. Ножик, которым затачивали гусиные перья, назвали перочинным.

Вот посмотрите, даже великий поэт Пушкин все свои произведения писал гусиным пером. Какие произведения А.С.Пушкина вы знаете? А какую пословицу мы знаем о пере? Что написано пером – не вырубишь топором! Пословица говорит о высокой народной оценке письменного слова, которому придается значение документа, обязательства. Чтобы писать гусиным пером, его надо было правильно заточить и разрезать пополам. Посмотрите, у нас тоже есть перышки, давайте попробуем ими что-нибудь написать.

- Скажите, удобно писать гусиным перышком?

Д: отвечают.

 Хорошо – при письме получаются линии тонкие и красивые. На одном листе можно много написать.

Плохо – перышко быстро ломалось, они высыхали, и сыпался мусор, можно поставить кляксу.

- Затем стали использовать стальное перо, которое тоже макали в чернила. Посмотрите на стальные перышки и сравните их с гусиными перьями. Что в них общего?

Д: сравнивают гусиное и стальное перо.

подводим итог: они также заточены. Перышко разделено пополам. Его тоже надо макать в чернила.

Хорошо - стальное перо не ломается.

Плохо – то, что им можно тоже посадить кляксу.

Физкультминутка

Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.)
Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)
Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре - руки шире, (Руки в стороны.)
Пять - руками помахать, (Махи руками.)
Шесть — на место сесть опять. (Присели.)

Изобретатели конструировали ручку, которую не надо было макать в чернила. И, наконец, венгерский журналист Ласло Биро заметил, что чернила, которыми печатают газеты, быстро сохнут, не текут. Почему бы не писать такими чернилами, подумал он. Но из обычной авторучки густые чернила не вытекали.

И тогда Биро придумал ручку трубочку с крошечным шариком на кончике стержня. Водя по бумаге, мы вращаем шарик и он захватывает чернила, оставляя след на бумаге. Так появилась шариковая авторучка. Рассмотрите наконечник ручки через увеличительное стекло. А японцы придумали гелиевую ручку. Её главное отличие от шариковой – жидкие чернила на водной основе. Такие чернила ложатся почти на любую поверхность: бумагу, кожу, дерево, железо, стекло. Самый популярный в мире цвет чернил – чёрный, потом и дут синий, красный и зелёный. А гелиевая ручка может писать чернилами разных цветов, даже серебряным и золотым! Вот и получается, что обыкновенная шариковая ручка не только незаменимый инструмент для письма, но и предмет с богатой историей.

Ну, вот ребята, вы теперь знаете, что ручка прошла длинный исторический путь, прежде чем стать такой, какой мы привыкли ее видеть

- Вот и подошло наше путешествие к концу. Закройте глаза, посчитайте от 5 до 1. Давайте вспомним всю историю ручки. Чем с самого начала писали люди? Что изобрели потом? Почему? Как называется ручкакоторой мы пишем сейчас. Кто запомнил, почему она так называется? Ребята, я вам предлагаю подумать, какую бы ручку вы хотели изобрести в будущем. А когда у вас будет свободное время, вы её нарисуете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Интегрированная ООД «Познавательное развитие». Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода»

Интегрированная ООД «Познавательное развитие».Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода» Програмное содержание: Познав...

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты" Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты"Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты»Интеграция образовательных облас...

Конспект занятия по окружающему миру "Знакомство с миром профессий" в средней группе

Конспект занятия по окружающему миру "Знакомство с миром профессий"...

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему: «В мире стекла».

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему: «В мире стекла»....

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе "В мире стекла".

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе "В мире стекла"....

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...

Методическая разработка по окружающему миру: конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе детского сада (возраст 2–3 года) «На птичьем дворе»

В этом конспекте дети знакомятся с окружающим миром пернатых домашних птиц, с их внешним видом и возможностью воспроизводить звуки птиц. Это способствует пополнению и активизации речевого словаря дете...