«Хлеб – всему голова»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект организованной деятельности по познавательному развитию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

по познавательному развитию в старшей группе

«Хлеб – всему голова»

Программное содержание: Закрепить знания детей о различиях города и села: (дома, транспорт, труд людей), о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания в России, его очень трудно вырастить. Познакомить детей с трудом хлеборобов . Воспитывать в детях чувство уважения к труду людей и к хлебу.

Наглядный материал – картинки с изображением города и деревни,

Колоски пшеницы и ржи (можно картинки), презентация с изображением различных работ в поле; черный и белый хлеб, печенья, сушки.

                                      Ход занятия:

   Воспитатель выставляет перед детьми несколько картинок с изображением города и деревни и предлагает детям внимательно их рассмотреть.

   - Вы видите много разных картинок. Внимательно их рассмотрите и попробуйте все картинки разделить на две группы по какому-то одному общему признаку. (Предположения детей. Если дети затрудняются это сделать, воспитатель оставляет одну картинку с изображением, например, поля и предлагает подумать, что можно ещё поставить к этой картинке, постепенно подводя их выводу о том, что все картинки можно разделить на две группы – те, что относятся к городу, и те, что относятся к селу, деревне.)

   - Вспомните, чем отличается город от деревни? (разные дома, транспорт, труд людей.)

   - Чем занимаются люди в деревне? (предположения детей. Если дети совсем ничего не могут ответить, то воспитатель, показывает на соответствующие картинки, помогает им назвать труд людей в деревне – выращивают хлеб, разводят домашних животных, выращивают овощи.)

   - Сегодня мы с вами поговорим об основной работе крестьян – так называют тех, кто живёт и трудится в деревне. Повторите это слово – крестьяне. (Дети повторяют новое для них слово хором и индивидуально.)

   Воспитатель убирает все картинки со стенда и выставляет на подносе чёрный и белый хлеб, сушки, печенья.

   - Все мы каждый день едим белый и чёрный хлеб, многие любят сушки, печенья, различные пирожные. Кто знает, из чего всё это делают? (Из муки.) А что такое мука, из чего её получают? (Предположения детей.)

   - Муку получают вот из таких зёрен, которые лежат у вас на подносах на столах. Рассмотрите их внимательно. (Дети рассматривают зерна, трогают их руками.) Посмотрите, все ли зёрна одинаковые? (Ответы детей.) На одном подносе лежат зерна пшеницы, а на другом – зёрна ржи. Зёрна пшеницы круглые, а ржи – длинные. Рожь и пшеница – злаки, они растут в поле, из их зёрен делают муку, а из муки выпекают хлеб.

   - А как выглядят эти растения? Кто-нибудь видел? (Ответы детей) Я вам принесла эти растения. (Воспитатель показывает колоски ржи и пшеницы.) Это колоски пшеницы и ржи. Давайте их рассмотрим. Они, как и зерна, тоже разные.

   - Что вы можете сказать вот об этом колоске? (Показывает колосок ржи.) Он длинный, тонкий, у него не очень длинные усики. Это колосок ржи. Зерна у ржи длинные. И колосок длинный. Запомнили?

   - А что вы можете рассказать о колоске пшеницы, какой он? (Короче и толще, а усики у него длиннее и зернышки круглее.)

   - Чтобы получить из зерен муку, нужно затратить очень много труда: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Послушайте, какое интересное слово: в нём соединились два слова – «хлеб» и «работа». Что же это за работа? Как выращивают злаки?

   - Что нужно чтобы растение выросло? (Зерно нужно посадить в землю.)

   - А какая должна быть земля? (Ответы детей.)

   - Каждому растению, чтобы хорошо расти, нужна мягкая, рыхлая земля, из которой корешкам удобно добывать пищу, нужны вода, солнечный свет и воздух. Вот люди вскапывают и разрыхляют землю для растений, поливают их, когда долго нет дождя. Но чтобы получить много зерна, засевают огромные поля. Что помогает человеку эти поля вскопать и разрыхлить? (Техника.)

   Воспитатель показывает файлы с изображением полевых работ  (На поле трактор с бороной, вокруг распаханная земля.) Что это за техника такая? Это трактор. Кто работает на тракторе? (Тракторист).

   На распаханное поле выходят другие машины – сеялки. Послушайте как об этом пишет Е.Трутнева:

                  По земле сырой, не жёсткой,

                  Там, где тракторы прошли,

                  Неглубокие бороздки

                  В чёрной пашне пролегли.

                  И до вечера, и позже,

                  До полночи с темнотой,

                  Зёрна сыпались, как дождик,

                  Точно дождик золотой.

   - Как вы думаете, почему в стихотворении говорится, что зерна сыпались до полночи? (Предположения детей.) Это значит, что люди работают допоздна. А почему? (Предположения детей.) Потому что растения надо посадить в определённый срок и если посеять их раньше или позже положенного срока, тогда они могут не вырасти. Вот люди и торопятся посеять зерна в срок.

   - Но вот зёрна созрели. И на поле выходят другие машины – комбайны.. (Файл с изображением комбайна.) «Он идёт, волну сечёт, из трубы зерно течёт» - есть такая загадка про комбайн. Кто работает на комбайне? (Комбайнер). Что же делает комбайн? (Предположения детей.) Он срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву (бункеру) высыпаются в грузовые машины. Потом зёрна везут на мельницу. Там их растирают – мелют. Получается мука.

   - Куда же потом везут муку? (На хлебозаводы).

   - Мука бывает пшеничная и ржаная. Что выпекают из пшеничной муки? (Белый хлеб, булки, печенья, баранки) . А еще из пшеницы делают манную крупу. Смелют зерна пшеницы не очень мелко, а крупинками, вот и готова манная крупа – можно манную кашу варить. А вот из ржаной муки пекут чёрный хлеб.

   - Но не все зерна отвезли на мельницу и смололи. Часть зерен – самые лучшие, самые крупные – оставили, чтобы посеять и в следующем году снова собрать урожай.

   - Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относился к хлебу. Много существует пословиц о хлебе. Вы знаете какие-нибудь? (Ответы детей)

   - Хлеб всему голова.

   - Без хлеба нет обеда.

   - Не шуба греет, а хлеб.

   - Хлеб – батюшка, вода – матушка.

   Теперь вы знаете, откуда приходит хлеб на наш стол, и, я думаю, тоже будете с уважением относится к хлебу:

        -его нужно обязательно доедать; старые люди говорят, что, оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь своё здоровье;

        - хлеб нельзя бросать на землю, на пол; раньше, если хлеб случайно роняли на пол, его поднимали и просили прощения за это.

   Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.

   А сейчас угощайтесь, берите сушки и печенье и поблагодарите тех, кто их сделал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" - конспект тематического занятия (тема: "Хлеб - всему голова!" автор Мельцаева Надежда Федоровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №8 с. Новое" Суздальский район, Владимирская область

Данное занятие "В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" проводилось в рамках тематической недели "Хлеб - всему голова!" .Цель - воспитывать уважение к труду хлеборобов и бережное отно...

"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"

"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"  Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...

"Хлеб-всему голова"" Осенний праздник хлеба в подготовительной группе

Цель: Продолжать расширять знания  детей  о хлебе: процесс выращивания (кто его выращивает, люди  каких профессий помогают  хлеборобам; какие  орудия и машины используются при...

Методическая разработка. Сценарий тематического дня в д/с "Хлеб всему голова", для детей подготовительной группы "Откуда хлеб пришёл?"

Формирование у детей первичных представлений о людях и объектах окружающего мира. Уточнять и расширять знания детей о труде людей, выращивающих хлеб, об уборке урожая....

Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру: "Хлеб-всему голова!".Стихи и загадки о хлебе.

Знакомить детей с простой системой- от маленького зернышка,посаженного в землю, до румяного душистого каравая хлеба на столе. Познакомить с трудом хлебороба; учить ценить хлеб как основное богатство....

Сценарий мероприятия,посвящённое Всемирному дню хлеба: «Хлеб — всему голова» с интерактивной игрой "От зерна до хлеба"

Этот сценарий с интерактивной игрой поможет подготовиться и провести интересное мероприятие....