"Русская матрёшка - символ Родины моей"
план-конспект занятия по окружающему миру

Ушакова Татьяна Михайловна

Это занятие приобщает детей к истокам русской народной культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_matryoshki.docx17.77 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие в средней группе «Русская матрёшка-символ Родины моей»

Задачи:

- приобщать детей к истокам русской народной культуры;

- развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству;

- продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, народной музыке, устному народному творчеству.

Ход занятия

1 этап -  Организационный.

Дети входят в группу, воспитатель встречает их в  народном костюме, на плечи накинут платок.

Упражнение «Здравствуйте».

Встанем мы в кружочек дружно.
Здравствуй, правая рука! (
правая рука вперед)
Здравствуй, левая рука! (
левая рука вперед)
Здравствуйте, ладошки! (
поворачивают ладошки вверх-вниз)
Хлоп-хлоп-хлоп! (
3 раза хлопают)
Здравствуйте, ножки! (
пружинка)
Топ-топ-топ! (
топают)
Здравствуйте, мои друзья! (
берутся за руки)
Всем привет! Машу вам я! (
машут друг другу рукой).

А теперь поздороваемся с нашими гостями. Здравствуйте, гости!

Воспитатель: - Молодцы, вы очень вежливые. 

Воспитатель: Ребята, а сейчас я загадаю вам загадку, вы внимательно послушайте и попробуйте её отгадать.

Развлечение у Ванюшки:

Клоун, мячики и пушки,

Мишка, кукла, слон, сачок,

Поросенок с пятачком.

Что же это посмотри,

Одним словом назови!

ДЕТИ: Игрушки

Воспитатель: Ребята, а где вам родители покупают игрушки?

ДЕТИ: в магазинах

Воспитатель: А вот давным-давно вашим прабабушкам, прадедушкам игрушки покупали на ярмарке. Ярмарка – это веселое представление с играми, потехами, хороводами, песнями, шутками и прибаутками. На ярмарке кто-то продает, а кто-то покупает. На ярмарку люди одевались красиво и шли как на праздник. Хотите перенестись по волшебству в те стародавние времена?

ДЕТИ: Да

Воспитатель: А поможет нам совершить путешествие в прошлое …платок. Да, да, именно платок, да не простой, а из бабушкиного сундука, волшебный.

Платком ярким мы взмахнем,

В прошлое мы попадем.

В платке ярком, расписном

Входит старина в наш дом (Начинает звучать музыка «Ах, ярмарка»)

Воспитатель: Дети, мы с вами попали на ярмарку матрешек. Давайте рассмотрим их (рассматривают стол с товарами). Разные бывают на свете игрушки. И очень большие, и совсем маленькие. Из дерева и ткани. Из глины, да соломы. Одних можно укладывать спать, других кормить и купать. У каждой игрушки есть имя: Катя, Маша, Ксюша. А есть игрушки, носящие одно и то же имя Матрёшка.

Сто лет назад известный мастер

Игрушку чудную создал,

Игрушка - кукла расписная,

А как назвать её не знал.

Красивая игрушка,

Похожа на Катюшку,

А может на Танюшку?

Ей имя подбирал.

Красивая игрушка,

Как русская девчушка.

И мастер ту игрушку

Матрёшкою назвал.

С тех пор живёт Матрёшка,

Как русский сувенир

Шагает по планете,

И радуется мир.

Воспитатель: Много очень таких кукол. Они живут в больших и маленьких городах, селах. Изготавливают матрешек из дерева, вытачивают фигурки, расписывают и покрывают лаком. Эта игрушка особенная. Она легко разбирается. В каждой большой живёт маленькая, а в маленькой - ещё меньше (воспитатель раскрывает матрешку и расставляет всех матрешек на один поднос). Ребята, сколько матрешек у нас на подносе? (ответ детей)

Воспитатель: Молодцы. А какие матрешки?

ДЕТИ: (красивые, деревянные, большие, маленькие)

Воспитатель: А как вы думаете, какой человек смастерил их добрый или злой?

ДЕТИ: Добрый

Воспитатель: Почему вы так решили?

ДЕТИ: потому что она улыбается, у нее веселые глаза, яркий костюм

Воспитатель: Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты?

ДЕТИ: Сарафан, платок, фартук, бусы.

Воспитатель: Правильно. А чем украшен наряд матрешки?

ДЕТИ: цветами, листочками, кружочками.

Воспитатель: Верно. Ребята, посмотрите, а вот тот самый бабушкин волшебный сундук. Давайте посмотрим, что же в нем. (воспитатель вынимает сарафан для матрешки, но без узоров). Дети, что это?

ДЕТИ: сарафан и платок для матрешки.

Воспитатель: А куда же делись все цветы?

ДЕТИ: варианты детей: отпали, украл злой волшебник….

Воспитатель: Что же делать? Как вернуть красоту сарафана матрешки?

ДЕТИ: варианты детей: нарисовать, пришить, вырезать из материала, посмотреть в сундучке.

Воспитатель: смотрит в сундучок и находит украшения для сарафана: цветы, листья, ленты. А как же мы будем ими украшать?

ДЕТИ: пришить, приклеить, прикрепить на липучки

Воспитатель: Тогда давайте приступим к работе (Воспитатель одевает сарафан одной из девочек, остальные дети выбирают элементы для украшения сарафана и прикрепляют их на липучки).

Воспитатель: Какой яркий и красивый сарафан для матрешки у нас с вами получился! Какие вы молодцы! Дети, мы с вами на ярмарке, а на ярмарке не только продают и покупают, но и катаются на каруселях. За ваши старания я предлагаю вам прокатиться на карусели.

Игра «Карусель» (обруч с лентами, воспитатель в центре обруча, дети берутся за ленточки и под музыку двигаются по кругу)

Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,

А потом-потом- потом, все бегом- бегом- бегом,

Тише- тише, не спешите, карусель остановите!

Мы на ярмарке с утра, нам уже домой пора!

Воспитатель: Ну что ж, ярмарка заканчивается и нам пора домой.

Ты, платочек расписной,

Возврати-ка нас домой,

Из глубокой старины

Возвратились с вами мы!

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, где мы с вами побывали и с какой игрушкой вы сегодня познакомились?

ДЕТИ: на ярмарке, с матрешкой

Воспитатель: А из чего она сделана?

ДЕТИ: из дерева

Воспитатель: А какие матрешки бывают по росту?

ДЕТИ: разные, маленькие и большие.

Воспитатель: А как можно играть с ними?

ДЕТИ: разбирать и собирать

Воспитатель: А как нужно относиться к такой игрушке и труду народных мастеров?

ДЕТИ: бережно, аккуратно

Воспитатель: Молодцы! Сегодня мы познакомились с Матрешкой, узнали из чего она сделана, и будем играть с ней бережно и аккуратно.

На ярмарке бывают и вкусные товары, и за ваши старания и умения я купила вам вкусных петушков на палочке! Угощайтесь! (Дети разбирают угощения)

Дети, мне кажется мы что-то забыли….

Гости-то наши остались без подарков! Что же мы можем им подарить? Чего у нас много?

ДЕТИ: матрешек!

Воспитатель: Верно! Давайте подойдем и посмотрим, нет ли у нас подходящих подарков? (подходят к столу, находят шкатулку с матрешками) Дети, подарите этих матрёшек гостям на память о нашем с вами путешествии в прошлое! (дети дарят подарки гостям) А теперь давайте попрощаемся с гостями.

Дети прощаются и под музыку выходят из группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе "Русская береза - символ родины моей"

Цель данного занятия рассказать о любви к русской березе, о том как беречь природу....

Конспект интегрированного занятия для средней группы "Русская берёза - символ Родины моей"

Конспект интегрированного занятия для средней группы «Русская береза — символ Родины моей»Конспект занятия для средней группы "Колокольчик"ТЕМА: «Русская береза – символ Родины моей»Цель: ф...

Русская береза - символ Родины моей.

Расширить знания детей о русской березке, о её удивительных особенностях, полезных свойствах, пополнить природоведческий словарь, развивать интерес к исследовательской деятельности, подвести детей к п...

"Русская береза - символ Родины моей"

Конспект занатия по познавательной деятельности в старшей группе...

ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Русская матрешка-символ Родины моей».

ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Русская матрешка-символ Родины моей»....

«Русская береза - символ Родины моей».

Разработка конспекта открытого занятия по развитию речи....

"Русская матрёшка - символ Родины моей"

Это занятие приобщает детей к истокам русской народной культуре....