Статья о проекте "Времена года"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Фирсова София Станиславовна

В статье содержится личны опыт педагога по внедрению проекта "Времена года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_firsova_s.s._kursy_27.03.20.docx685.85 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\детсад\Фирсова\Фирсова С.С. для док.jpg

Фирсова София Станиславовна,

воспитатель  МБОУ ЦО №16,

«Детский сад №170»,

г. Тула

Проект «Времена года»

Паспорт проекта

Участники проекта: воспитатели, музыкальный руководитель, дети подготовительной группы, родители.

Сроки реализации проекта: долгосрочный - 1 год.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Актуальность проекта

Создание проекта «Времена года» продиктовано сложившейся педагогической реальностью - молодые родители слишком заняты образованием детей в обучающих центрах и не считают нужным формировать у детей интерес и любовь к окружающему природному пространству. Прогулки часто сведены к пребыванию на детских площадках, в рекреациях торговых центров. Дети не замечают природы, не умеют находить с ней «общий язык», боятся её.

Цель проекта: формирование у детей системных знаний о временах года, приобщение к экологической культуре.

Задачи проекта:

Образовательные:

- формирование у детей устойчивого интереса к миру природы;

- закрепление и систематизация знаний об объектах и явлениях природы, сезонных изменениях;

- обучение детей взаимодействию с природными объектами, культуре поведения в природе;

- закрепить умение  самостоятельно сочинять экологические сказки, составлять загадки, придумывать небылицы;

- знакомство с нетрадиционными техниками изодеятельности.

Развивающие:

- развивать внимание, память, мышление, эстетическое восприятие и  художественный вкус;

- развивать у детей связную, диалогическую и монологическую речь;

- формировать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года;

- формирование эстетического восприятия окружающей природной действительности, желания и умения отражать полученные впечатления в художественно-эстетической деятельности.

Воспитательные:

- воспитывать у детей интерес и любовь к природе, бережное к ней отношение;

- формирование природоохранного сознания, активной гражданской позиции защитника природы.

Планируемые результаты:

сформировать:

- устойчивый интерес к миру природы, закрепить и систематизировать знания об объектах и явлениях природы, сезонных изменениях;

- культуру поведения детей в природе, природоохранное сознание;

- умение видеть и подмечать научные и эстетические категории в статике и динамике природных явлений;

- желание и умение отражать полученные впечатления в художественно-эстетической деятельности, словотворчестве (загадки, экологические сказки и т.д.);

- навыки связной речи, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Этапы проекта:

I этап. Подготовительный: разработка гипотезы, цели и задач проекта; подбор методического материала и литературы.

II этап. Основной (реализация проекта): работа с детьми, специалистами, родителями.

III этап. Заключительный: театрализованное представление «В гостях у Календарика», совместные итоговые выставки творческих работ, презентация книги «Времена года», анализ результатов реализации проекта.

C:\Users\User\Desktop\наш сад\DSC02297 - копия.JPG                    C:\Users\User\Desktop\наш сад\DSC02292 - копия.JPG                           

Проект «Времена года» был призван сформировать у детей  экологическую культуру, прочные знания о временах года, их периодичности и цикличности. Времена года рассматриваются в проекте не только с научной стороны, но и с художественной точки зрения.

В ходе подготовительного этапа был проведен «Круглый стол» с педагогическим персоналом, на котором были определены гипотеза, цель и задачи проекта. Было принято решение о совместной работе воспитателей,   педагогов - специалистов ДОУ и родителей для полного охвата всех образовательных областей. Был разработан план реализации основной части проекта, подобран соответствующий методический материал, произведения литературы, живописи, музыкальный ряд. На этом этапе была проведена групповая консультация с родителями «Мир природы глазами ребёнка».

        Реализация основного этапа была разбита на четыре блока: осень, зима, весна и лето. Каждый блок включал в себя: знакомство с изменениями в природе, характерными для определённого времени года, поведением животных и птиц, народными приметами и праздниками. Наблюдения, целевые экскурсии, прогулки по экотропе, путешествия с видоискателями, опытно-экспериментальная деятельность, работа на метеостанции позволили детям научиться подмечать природные явления в динамике, отражать свои впечатления в речи, таблицах, экологических сказках и художественно – эстетической  деятельности. Дети начали рассматривать природу как источник знаний, красоты, эстетики и вдохновения, научились взаимодействовать с ней. Специально подобранные музыкальные, литературные, живописные произведения, сопровождающие каждый блок проекта, не только познакомили  детей с творчеством великих русских художников, поэтов, писателей и композиторов, но и создали в сознании детей законченную картину, позволили глубоко почувствовать красоту и мощь русской природы, помогли понять, полюбить её. Отдельно дети познакомились с современным искусством – пейзажной фотографией, воспевающей красоту родного края в разные времена года. Каждый блок заканчивался итоговым мероприятием: выставкой совместных с родителями работ (поделок, кормушек), спектаклем (по мотивам сказки Г.Х. Андерсена «Снежная Королева»), посадкой «огорода на окне», озеленением территории ДОУ, посадкой цветочных клумб, созданием природоохранных знаков, подшивкой детских рисунков по временам года.

Заключительным этапом и финальным мероприятием проекта стало театрализованное представление «В гостях у Календарика» (по мотивам сказки-пьесы С. Маршака «Двенадцать месяцев»), где все роли исполняли дети и презентация книги с творческими работами детей «Времена года».

Анализ реализации проектной деятельности и показателей психолого-педагогической диагностики у детей данной группы показал качественное и количественное улучшение показателей усвоения образовательной программы.

C:\Users\User\Desktop\Фото чужие\konkurs-detskih-risunkov-1.png                                  C:\Users\User\Desktop\Фото чужие\vystavka.jpg

C:\Users\User\Desktop\Хочю всё знать\DSCN1626.JPG                                 C:\Users\User\Desktop\Фирсова\детсад\огород на окне 2014\DSC00575.JPG

C:\Users\User\Desktop\Фото с тел\3.jpg                                                  C:\Users\User\Desktop\наш сад\DSC02336.JPG         

           Проект «Времена года»  охватывает все стороны жизни ДОУ, все образовательные области. В нем в соответствии с требованиями ФГОС учтены: направленность на развитие личности ребёнка, нравственное воспитание, патриотизм, поддержку традиционных ценностей, нацеленность на дальнейшее образование, направленность на сохранение и укрепление здоровья детей, в ходе разворачивания проекта учитывались индивидуальные особенности и потребности детей, взаимодействие с семьями воспитанников.

         

Список литературы:

1. Машкова, С. В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе / С.В. Машкова, др. - М.: Учитель, 2014. - 188 c.

2. Николаева, С. Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома / С.Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 120 c.

3. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.С. Комарова [и др.]; под общ. ред. Н. Е. Вераксы - М.: Мозаика-синтез, 2017, 368 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Игры и упражнения детей пятого года жизни по развитию речи.

В данной статье показано и расписано как помогают игры и упражнения по развитию речи закреплять произношение звуков, выговаривание некотырых слов, понятий...

Ссылка на статью в сборнике Международной научно-практической конференции от 23-25 апреля 2012 года, г. Москва

Статья "Современные подходы к использованию информационных технологий в образовании", опубликованная в сборнике СМИ "НУМИ" материалов Международной научно-практической конференции "Инновационные проце...

статья "Роль фольклора в формировании высоконравственного отношения к окружающему миру у детей третьего года жизни"

Статья на Бакушенские пед. чтения "Роль фольклора в формировании высоконравственного отношения к окружающему миру"...

Статья к Новому году

В помощь старшему воспитателю...

Статья. Статья на тему "Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста" (возраст детей 3-4 года). Подготовила воспитатель Светлана Юрьевна Стома

Материал предназначен для воспитателей детских садов и родителей. В данной статье предлагаются игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься и в детском саду и дома....

статья "Традиции Нового года"

Статья  "Традиции Нового года"...

Статья. Кризис одного года.

Еще вчера малыш был милым и послушным ребенком, агукал, улыбался маме и папе, охотно шел на ручки к бабушке и дедушке, а сегодня капризничает, не хочет делать то, что обычно любил, не слушает родителе...