статья "Роль фольклора в формировании высоконравственного отношения к окружающему миру у детей третьего года жизни"
статья (младшая группа) по теме

Захарова Наталья Александровна

Статья на Бакушенские пед. чтения "Роль фольклора в формировании высоконравственного отношения к окружающему миру"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon folklor_statya.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В ФОРМИРОВАНИИ ВЫСОКО НРАВСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ У ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ.

                                                                                                     Винокурова Н.А.

Раннее детство – начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца. В первых лучах уже видится наступающий день, и мы говорим: “Доброе утро!”

“Доброе утро” – дошкольный период жизни ребенка. Он во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны духовно обогатить среду, в которой он растет, расцветать всеми цветами радуги, заложить предпосылки высоких человеческих начал.

А что может духовно обогатить среду? Народное поэтическое слово – образец духовного служения людям. Оно как родник, как чистейший ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой. Оно передает прошлое, поступь настоящего и будущего. И звучат из поколения в поколение материнские колыбельные песни, сказки, потешки, небылички, подговорки, басенки.

Народное поэтическое слово, предназначенное маленьким, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить детям свою любовь, нежность и заботу, веру в здоровый рост, красоту, силу, сметливый ум. Святое отношение к детству звучит в подтексте этих маленьких произведений; они пронизаны светом любви к ребенку.

 В потешках, песнях отражена сущность раннего детства: видеть мир таким, каким он предстает перед взором малютки – без лукавства и фальши. Малые фольклорные произведения – это удивительное ожидание радости, светлое восприятие взрослого человека, приятие его непререкаемого авторитета и ожидание добра. Простота малых фольклорных форм не имеет ничего общего с упрощенностью. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи. Сами тексты как бы оберегают ребенка, как бы говорят: ребенок мал, но не примитивен; ребенок несмышлен, но не глуп; ребенок беспомощен, но в нем сила роста; ребенок для матери, но уже и не для нее, а для мира. Эти крохотные произведения философичны в своей основе, потому, что обращены внутрь человека.

Большинство песенок, потешек, прибауток создавалось в процессе труда на природе, в быту. Отсюда их четкость, ритмичность, краткость и выразительность. Веками народ отбирал и хранил, передавая из уст в уста, эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора. Благодаря простоте и мелодичности звучания дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи.

        Методика работы с фольклором в группе с детьми третьего года жизни имеет свои особенности. Третий год жизни приносит важнейшие качественные характеристики в динамику развития ребенка: интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение; психическая жизнь обогащается опытом, переходящим в образный план; возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. В связи с этим литературное произведение становится средством познания и художественного отражения действительности, выраженной в слове и через слово.

          Системное ознакомление детей с потешками, песенками, прибаутками, отражающими элементы народного быта, позволяют мне выделить “стержневую” линию ознакомления через серию произведений, в которых главным персонажем выступает человек (люди).

        Посредством потешек подвожу детей к простейшему обобщению первых знаний о человеке по его социальному статусу, возрасту, полу (бабушка – дедушка, мальчик – девочка, брат – сестра, тетя – дядя и т.д.). Обогащаю малышей теплотой добрых чувств, на эмоционально-чувственной основе формирую добрые, высоко нравственные отношения с окружающим миром.

           Раскрывая содержание произведении, прибегаю к принципу наглядности, использую методические приемы “обыгрывания” действий, “динамического акцента”.

           Ввожу принцип цикличности действий в процессе  последовательного освоения фольклорного текста. Использую прием “вхождения” в произведение – частичной драматизации текста, а также ввожу прием игрового взаимодействия со взрослым. Стараюсь подвести детей к пониманию юмористичности сценок, парадоксальности фантастических ситуаций, в сравнении с реальными.

             Надо ли доказывать, что ребенок с первых лет жизни приобщается к поэзии, лучше “набирает” свой лексический запас, более глубоко чувствует аромат родного языка, богаче формируется духовно.

  Как составная часть красоты, народные произведения крупной и малой формы, призваны спасти мир. Спасти от грязи, прагматизма и стяжательства, которые пытаются возвести в добродетель. Только духовность и красота способны вывести людей к свету, к будущему!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей пятого года жизни "Такая разная одежда"

Непосредственная образовательная деятельность познавательно-эстетического характера в общеразвивающей группе  детей пятого года жизни.Цель: содействие становлению субъективно-ценностного отношени...

Долгосрочный проект «сенсорное развитие детей посредством познания окружающего мира» (для детей третьего года жизни)

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьм...

«Формирование сенсорных эталонов через игровую деятельность у детей третьего года жизни»

Здравствуйте уважаемые коллеги. Я хочу поделиться своим опытом работы с детьми по развитию сенсорных эталонов. Набрав, вновь прибывших детей, я провела диагностику по сенсорному развитию и анкетирован...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми третьего года жизни «Рассматривание комнатных растений»

Цель: - познакомить детей с представителями природного мира – комнатными  растениями, их строением; - показать способы ухода за растениями;- вырабатывать длительный непрерывн...