"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ И ЦВЕТЕ У ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ"
статья

цифры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx12.97 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ И ЦВЕТЕ

У ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

Формирование представлений о форме и цвете у детей третьего года жизни является частью их сенсорного развития - развития восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов. Форма и цвет – важнейшие отличительные признаки окружающих ребёнка предметов, формирование представлений о которых необходимо ребёнку для формирования целостной картины мира.

Актуальность исследования определяется тем, что от формирования у ребёнка третьего года жизни представлений об одних из самых существенных признаков объектов окружающего мира - форме и цвете, зависит уровень восприятия ребёнком окружающего мира.

А от уровня восприятия ребёнком окружающего мира в значительной мере зависит успешность ребенка на всех этапах его дошкольного детства, а также и всей его дальнейшей жизни.

Вопросом формирования представлений о форме и цвете объектов окружающего мира как составной части сенсорного развития детей раннего возраста занимались многие выдающиеся отечественные и зарубежные ученые: Б.Г.Ананьев, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Н.П. Сакулина, Н.Н. Поддьяков, Э.Г Пилюгина, Е.И. Тихеева, Ж. Пиаже, Ф.Фребель, М. Монтессори и многие другие. В своих трудах они подчёркивали, что нужно как можно ранее развивать у детей целенаправленное восприятие и умение направлять свое внимание на одни или иные стороны предмета, выделять в нём самые существенные, характерные признаки и свойства, коими и являются форма и цвет [17].

Формирование представлений о форме и цвете у детей третьего года жизни является одним из кирпичиков в фундаменте их дальнейшего общего интеллектуального развития, ведь с общих представлений об окружающем

мире берет свое начало всестороннее познание. Вопросы формирования у детей раннего возраста представлений о таких внешних свойствах объектов как форма и цвет с целью накопления общих представлений об окружающем мире изучали известные педагоги Е. И. Тихеева, А. П. Усова, Н. П. Сакулина.

Возраст третьего года жизни – это период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. Поэтому данный возраст является наиболее благоприятным для обогащения сенсорного опыта ребенка. В этом возрасте детьми лучше усваивается эмоционально воспринятый материал, а запоминание у них характеризуется непреднамеренностью [11].

Исследования особенностей психолого-педагогического развития детей третьего года жизни показывают, что возможности формирования представлений о внешних свойствах объектов, в том числе о форме и цвете, у ребенка этого возраста определяется предметной деятельностью в игре (Ш. А. Абдуллаева, С. Л. Новоселова, Н. М. Щелованов и др.) [6]. Дети третьего года жизни лучше усваивают сведения об окружающем мире, когда имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать. Активное использование дидактических игр в работе педагога является одним из важнейших условий для формирования представлений о форме и цвете у детей третьего года жизни.

Видными представителями дошкольной педагогики, Я.А. Каменским, Ф.Фребелем, М.Монтессори, Е.И.Тихеевой, были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей с формой и цветом.

Цель исследования - изучение использования дидактических игр для формирования представлений о форме и цвете у детей третьего года жизни.

На основании поставленной цели были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогические исследования о формировании представлений о форме и цвете у детей раннего возраста.

2. Рассмотреть представления о форме и цвете как часть сенсорного развития детей раннего возраста

3. Выявить особенности формирования представлений о форме и цвете у детей третьего года жизни.

4. Изучить использование дидактических игр для формирования представлений о форме и цвете у детей третьего года жизни.

5. Сформулировать правила педагогического руководства дидактическими играми для формирования представлений о форме и цвете у детей третьего года жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование представлений о труде взрослых у детей шестого года жизни через знакомство с профессиями. Проект "Все работы хороши"

Дети знакомятся с профессиями взрослых через проект "Все работы хороши ", что позволяет им усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, ин...

игры и упражнения на формирование представлений о величине у детей третьего года жизни

игры и упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей третьего года жизни...

Дидактическая игра как средство воспитания культурно-гигиенических навыков детей третьего года жизни.

Забота об охране здоровья детей – одна из важнейших задач в системе образования, чтобы дети овладели необходимыми умениями, их этому надо научить. При формировании культурно-гигиенических навыко...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР С КУКЛОЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

Актуальность исследования, посвященного проблеме развития речи у детей третьего года жизни, определяется той уникальной ролью, которую играет развитие речи в этом возрасте для дальнейшего становления ...

Особенности формирования представлений о родном городе у детей пятого года жизни

Воспитание у детей патриотизма и любви к Отечеству требует комплексного подхода (Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова). Бессмысленно рассуждать о воспитании любви к Родине, если дети не владеют знаниями о н...

Возможности использования дидактической куклы в формировании культурно-гигиенических навыков у детей третьего года жизни

В возрасте двух-трех лет ребенок переживает важный этап развития, когда активно формируются базовые навыки самообслуживания и культурно-гигиенические привычки. Именно в этот период закладывается фунда...