"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ И ЦВЕТЕ У ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ"
статья

цифры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx12.97 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ И ЦВЕТЕ

У ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

Формирование представлений о форме и цвете у детей третьего года жизни является частью их сенсорного развития - развития восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов. Форма и цвет – важнейшие отличительные признаки окружающих ребёнка предметов, формирование представлений о которых необходимо ребёнку для формирования целостной картины мира.

Актуальность исследования определяется тем, что от формирования у ребёнка третьего года жизни представлений об одних из самых существенных признаков объектов окружающего мира - форме и цвете, зависит уровень восприятия ребёнком окружающего мира.

А от уровня восприятия ребёнком окружающего мира в значительной мере зависит успешность ребенка на всех этапах его дошкольного детства, а также и всей его дальнейшей жизни.

Вопросом формирования представлений о форме и цвете объектов окружающего мира как составной части сенсорного развития детей раннего возраста занимались многие выдающиеся отечественные и зарубежные ученые: Б.Г.Ананьев, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Н.П. Сакулина, Н.Н. Поддьяков, Э.Г Пилюгина, Е.И. Тихеева, Ж. Пиаже, Ф.Фребель, М. Монтессори и многие другие. В своих трудах они подчёркивали, что нужно как можно ранее развивать у детей целенаправленное восприятие и умение направлять свое внимание на одни или иные стороны предмета, выделять в нём самые существенные, характерные признаки и свойства, коими и являются форма и цвет [17].

Формирование представлений о форме и цвете у детей третьего года жизни является одним из кирпичиков в фундаменте их дальнейшего общего интеллектуального развития, ведь с общих представлений об окружающем

мире берет свое начало всестороннее познание. Вопросы формирования у детей раннего возраста представлений о таких внешних свойствах объектов как форма и цвет с целью накопления общих представлений об окружающем мире изучали известные педагоги Е. И. Тихеева, А. П. Усова, Н. П. Сакулина.

Возраст третьего года жизни – это период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. Поэтому данный возраст является наиболее благоприятным для обогащения сенсорного опыта ребенка. В этом возрасте детьми лучше усваивается эмоционально воспринятый материал, а запоминание у них характеризуется непреднамеренностью [11].

Исследования особенностей психолого-педагогического развития детей третьего года жизни показывают, что возможности формирования представлений о внешних свойствах объектов, в том числе о форме и цвете, у ребенка этого возраста определяется предметной деятельностью в игре (Ш. А. Абдуллаева, С. Л. Новоселова, Н. М. Щелованов и др.) [6]. Дети третьего года жизни лучше усваивают сведения об окружающем мире, когда имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать. Активное использование дидактических игр в работе педагога является одним из важнейших условий для формирования представлений о форме и цвете у детей третьего года жизни.

Видными представителями дошкольной педагогики, Я.А. Каменским, Ф.Фребелем, М.Монтессори, Е.И.Тихеевой, были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей с формой и цветом.

Цель исследования - изучение использования дидактических игр для формирования представлений о форме и цвете у детей третьего года жизни.

На основании поставленной цели были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогические исследования о формировании представлений о форме и цвете у детей раннего возраста.

2. Рассмотреть представления о форме и цвете как часть сенсорного развития детей раннего возраста

3. Выявить особенности формирования представлений о форме и цвете у детей третьего года жизни.

4. Изучить использование дидактических игр для формирования представлений о форме и цвете у детей третьего года жизни.

5. Сформулировать правила педагогического руководства дидактическими играми для формирования представлений о форме и цвете у детей третьего года жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование представлений о труде взрослых у детей шестого года жизни через знакомство с профессиями. Проект "Все работы хороши"

Дети знакомятся с профессиями взрослых через проект "Все работы хороши ", что позволяет им усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, ин...

игры и упражнения на формирование представлений о величине у детей третьего года жизни

игры и упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей третьего года жизни...

Дидактическая игра как средство воспитания культурно-гигиенических навыков детей третьего года жизни.

Забота об охране здоровья детей – одна из важнейших задач в системе образования, чтобы дети овладели необходимыми умениями, их этому надо научить. При формировании культурно-гигиенических навыко...

Дидактические упражнения по воспитанию звуковой культуры речи для детей третьего года жизни по В.В. Гербовой

Дидактические упражнения по воспитанию звуковой культуры речи для детей третьего года жизни по В.В. Гербовой. Материал содержит задачи, методические рекомендации и наглядность , а также полное описани...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР С КУКЛОЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

Актуальность исследования, посвященного проблеме развития речи у детей третьего года жизни, определяется той уникальной ролью, которую играет развитие речи в этом возрасте для дальнейшего становления ...

Особенности формирования представлений о родном городе у детей пятого года жизни

Воспитание у детей патриотизма и любви к Отечеству требует комплексного подхода (Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова). Бессмысленно рассуждать о воспитании любви к Родине, если дети не владеют знаниями о н...