Экологический квест "В гостях у Травяной ведьмы"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Тулаева Галина Владимировна

В игровой форме дети старшего дошкольного возраста закрепляют знания о лекарственных растениях на участке детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_travyanoy_vedmy.docx25.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект развлечения в старшей группе «В гостях у травяной ведьмы»

 Цель: создание условий для ознакомления детей с миром

целебных растений, сформировать представления о

роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья людей.

Задачи:

Уточнить и расширить знания детей  о названиях лекарственных растений, их ценности для здоровья, правил пользования. Познакомить с разнообразием целебных растений, их значимостью для всего живого на планете.  
Развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность,  речь, словарный запас,  а также умение сравнивать и анализировать.  Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, бережное отношение к природе

Ход мероприятия:

Воспитатель:

Ребята, вы уже много знаете о растениях. Без растений жизнь на планете Земля не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Еще давным – давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники», «Зельники». По названиям этих книг можно догадаться об их содержании.

А вы догадались, о чем написано в «Травнике»? «Цветнике»? «Зельнике»?

                                                                                                        (ответы детей).

Я предлагаю вам совершить путешествие на поляну. Туда, где растут лекарственные растения. А поедем мы с вами на паровозике из «Ромашково». Вот он точно знает, где растут лекарственные растения. Он нас уже ждёт.

(дети «садятся» в импровизированный поезд, и под музыку отправляются в путь)

На поляне сидит грустная Травяная ведьма. 

Ведьма: -Фу-фу-фу! Давно тут русского духа не было, а нынче русский дух сам в гости пришёл! Кто такие и откуда взялись в моих владениях! 

Воспитатель: А ты кто сама-то будешь?

Ведьма: Я Травяная ведьма. Знаток всех трав и зелий.

Воспитатель: Здравствуйте Травяная ведьма! Что у вас случилось?

Ведьма: Эх, не до гостей мне! Что творится в сказочном лесу! У Бабы Яги спину прихватило, не разогнется. Простудился ее Кот Баюн! Горло у него заболело, песни не поёт, сказок не сказывает! Да и моя сестра моя Кикимора Лесная тоже на здоровье жалуется. Сова умная голова слаба глазами стала, старинных рукописей не читает, советов не даёт. Домовёнок у Бабы-Яги вот тоже чахнет. Вот пришла на волшебную поляну за лекарственными травами.

Ну ничего не успеваю, а мне еще в лес и на огород нужно.

Воспитатель: Так давай, мы тебе поможем! Дети, поможем  травы лечебные собрать да Кота Баюна, Домовёнка, Сову умную голову и Кикимору Лесную вылечить,

Ведьма: Да разве вы что-то в лекарственных травах понимаете?

Воспитатель: Конечно, мы уже многое знаем про лекарственные растения.

Ведьма: Я вот сейчас проверю вас. 

Викторина «Лекарственные растения».

1. Какие огородные растения являются лекарственными? (Лук, тыква, свекла, морковь, чеснок, укроп, петрушка и т. д).

2. Лекарственный цветок, на лепестках которого гадают все влюбленные. (Ромашка.)

3. В какой период собирают лекарственные растения? (май-сентябрь)

4. Какие растения, обладающие противомикробными свойствами, вы знаете? (зверобой, ромашка, календула)

5. Какие растения заживляют раны? (подорожник)

6. Лекарственное растение, входящее в состав почти всех жевательных резинок. (Мята.)

7. Растение, обладающее целебными свойствами, в народе зовется «кошачьим зельем», так как кошки очень любят его запах и даже едят листья. (Валериана.)

8.Это растение, с шипами и красивыми цветами, придает человеку силы и снабжает организм витаминами. (Шиповник)

 9.Надо ли беречь лекарственные травы?

Ведьма: Надо же, на все вопросы ответили!

Воспитатель: Я думаю, что ребята многое узнали о пользе лекарственных трав.

Ведьма: А узнаете лекарственное растение среди других?

Игра: «Четвёртый лишний»

Демонстрировать детям карточку, на которой нарисованы четыре картинки, три из них подходят друг другу, по какому-то признаку, их можно назвать одним словом, а четвёртая - лекарственное растение.

Ведьма:  А ну-ка я еще вас проверю разок. Сможете ли вы определить лекарственное растение по запаху?

Дидактическое упражнение "Определи по запаху"

(мята, ромашка, липа, укроп). 

Ведьма: Ну, я вижу, вам можно доверить такое важное дело. Вот вам моя корзинка для лекарственных растений. А я пока зелье варить начну.

Но, чтобы попасть в волшебный лес, нужно пройти под моей метлой, а потом всем взяться за нее и сказать волшебные слова.

За метлу берись.

В лесу волшебном окажись.

Дети проходят под метлой, берутся за нее и оказываются в лесу.

Воспитатель: Кто же нас встречает здесь?

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор .... (Айболит). 

Воспитатель: Доктор Айболит, помоги нам собрать лекарственные растения для Травяной ведьмы.

Айболит: Помогу, только и вы сначала помогите мне вылечить зверят, они заболели.

У Мишки бессонница. Послушайте загадку и узнаем какая трава ему поможет.

Вкусен чай и ароматен,
С ней он легок и приятен:
Листочки сорваны, помяты.
Что ты вдыхаешь? - Запах..  
(Мяты)

Пойдёмте с вами ребята найдём эту траву.

(Дети идут по участку и находят траву. Дети советуют.) Мята перечная   при бессоннице.

У Белочки болит горло. Послушайте загадку и узнаем какая трава ей поможет.

 Белая корзинка –

Золотое донце,

В ней лежит росинка

И сверкает солнце.

Что это ребята за трава?    (Ромашка )

Наш Зайчик поранил себе лапку.  Послушайте загадку и узнаем какая трава ему поможет.

Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит?       (
Подорожник )

Пойдёмте с вами ребята найдём эту траву.

(Дети идут по участку и находят траву)

Подорожник применяется как кровоостанавливающее средство.

Ежик очень простыл и кашляет. Послушайте загадку.

Чтобы спасти нас от кашля и хрипа,

Цвет свой целебный дарит нам... (Липа)

Липовый цвет помогает при простуде, снижает температуру и лечит кашель.

У  Жирафа появилось  бородавки. Послушайте загадку и узнаем какая трава ему поможет.

 Если травку ты сорвешь,
Руки, знай, не ототрешь.
Доктор всех аптечных дел,
Кто лечит ранки?    
 (Чистотел)

Пойдёмте с вами ребята найдём эту траву. (Дети идут по участку и находят траву). Настойка чистотела помогает от бородавок.

Айболит: Спасибо, ребята, что помогли мне вылечить зверей.

Возьмите лекарственные травы для жителей сказочного леса.

Воспитатель: Ну, а мы отправляемся на Огород

(Появляется Пугало)

Пугало: Ух, сколько ко мне гостей! Проходите, проходите. С чем ко мне пришли, скажите. (ответы детей)

- Да у меня на огороде, много полезного растет. С удовольствием помогу. Да вот, незадача Огород я охраняю, но не знаю какое растение, что лечит. А вы знаете?

(Пугало показывает детям растения: малина, калина, ландыш, пижма)

-А вот тут у меня еще в корзинке Овощи. Как вы думаете, они обладают лекарственными свойствами?( укроп, петрушка, морковь)

-Берите скорее лекарственные растения для жителей сказочного леса.

Дети берутся за метлу и оказываются на поляне у Ведьмы.

Рассказывают, что собрали разные лекарственные растения.

Ведущая: Вот тебе Ведьма, травки для лечения и Бабы-Яги и Кота Баюна, и Домовёнка, и Мудрой Совы, и Кикиморы Лесной! Дети собрали тебе вот такой лечебный букет.

Ведьма: Вот спасибо вам, ребятки! Помогли! Ну, я пойду всех своих больных лечить: отвары отваривать да примочки делать из  волшебных трав Матушки-Природы. А вы не болейте и правильно лечитесь травами, пейте лечебные чаи, выращивайте на огороде лечебные травы!

Вы возвращайтесь в свой обычный мир людей и в свой детский сад!

А чтобы вы все тоже были здоровыми, угощу я вас соком вкусным и полезным.

 Прощевайте!

Дети садятся на поезд и едут в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия "Лекартсвенно-травяная косметика, растение Алоэ"

Педагог Свирина Татьяна Всеволодовна, педагог дополнительного образования, ЦДОД «Подросток» п. Междуреченский. Программа: Образовательная модифицированная программа по дополнительному образованию...

Познавательно – экологический проект «Гости нашего участка» во второй младшей группе.

™Расширение и обогащение знаний о зимующих птицах, создание условия для развития у детей познавательного интереса....

Масстер класс по изготовлению игрушки "Травянчек".

Представленная работа является уникальной экологической игрушкой, выполненной в ручную.Ееизюминка заключается в том, что Вы поливаетеее водой и через некоторое время, из ее головы начинает расти сочна...

ОД «Проделки злой ведьмы»

Конспект  образовательной деятельности в области познавательного и коммуникативного развития в средней группе  Воспитатель первой квалификационной категории Шупыро Светлана Власов...

Презентация для старшего дошкольного возраста "М. Раскова - мать ночных ведьм"

Эта презентация отлично подойдёт для занятий накануне Дня защитника отечества и праздника Победы....

Мастер класс КОРОНА ЛЕДЯНОЙ ВЕДЬМЫ ХОЛОДРЫГИ

Мастер- класс по изготовлению головного убора Ледяной ведьмы "Холодрыги", выполнен вспитателем для новогоднего утренника.К сожалению в детских садах не всегда имеется финансовая возможность ...

Презентация "Травяная лягушка чудо природы"

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли...