Методическая разработка учебного занятия "Лекартсвенно-травяная косметика, растение Алоэ"
методическая разработка по окружающему миру по теме

Свирина Татьяна Всеволодовна

Педагог Свирина Татьяна Всеволодовна, педагог дополнительного образования, ЦДОД «Подросток» п. Междуреченский.

 Программа: Образовательная модифицированная программа по дополнительному образованию «Комнатное и оранжерейное цветоводство» (срок реализации 2011-2014г.г.)

Тип  занятия: Изучение нового материала

Метод обучения:

  1. Словесный (художественное слово, беседа с учащимися, рассказ о растении)
  2. Наглядный (показ слайдов, видеоряд экспонатов, мультимедийная презентация, работа с наглядным и демонстративным материалом).
  3. Практический (создание паспорта на растение, )

4.Исследовательский (исследование продукции на основе экстракта алоэ, выводы)?

Методы по характеру познавательной деятельности

  1. Частично – поисковый (оформление паспорта растения)?
  2. Репродуктивный (воспроизведение полученных ранее знаний)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_lekartsvennoe_rastenie_aloe.docx24.84 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по теме «Лекарственно - травяная косметика, растение Алоэ»

Педагог Свирина Татьяна Всеволодовна, педагог дополнительного образования, ЦДОД «Подросток» п. Междуреченский.

 Программа: Образовательная модифицированная программа по дополнительному образованию «Комнатное и оранжерейное цветоводство» (срок реализации 2011-2014г.г.)

Тип  занятия: Изучение нового материала

Метод обучения:

  1. Словесный (художественное слово, беседа с учащимися, рассказ о растении)
  2. Наглядный (показ слайдов, видеоряд экспонатов, мультимедийная презентация, работа с наглядным и демонстративным материалом).
  3. Практический (создание паспорта на растение, )

4.Исследовательский (исследование продукции на основе экстракта алоэ, выводы)?

Методы по характеру познавательной деятельности

  1. Частично – поисковый (оформление паспорта растения)?
  2. Репродуктивный (воспроизведение полученных ранее знаний)

Цель:

Приобщение детей к знаниям народной медицины через знакомство с растением алоэ и его лечебными свойствами.

Задачи:

1.Образовательная. Научить определять по внешнему виду 3 вида алоэ.

2.Развивающая. Способствовать желанию изучать лекарственные растения, развивать память, логическое и творческое мышление.  Способствовать развитию познавательного интереса в области «Цветоводство». Содействовать развитию рефлексии деятельности.

3.Воспитывающая. Способствовать формированию коммуникативных навыков. Содействовать развитию активности на занятиях. Воспитывать любовь к прекрасному.

4.Использование современных компьютерных технологий. (слайд 2)

  • Планируемые результаты: 

Личностные: формирование познавательного интереса к  теме занятия,  свободно и правильно излагать свои мысли в устной форме; умение действовать самостоятельно.

Предметные: умение выделять существенные признаки разных видов алоэ и их свойства; соблюдать последовательность в составлении паспорта на растение; использовать специальную терминологию (названия комнатных растений).

Средства обучения:

  1. Презентация к занятию (информация из интернета).
  2. Демонстрационный материал (растения алоэ и алоэ-Вера)

           Этапы занятия.

1.   Организационный момент                              (1 мин.)

2.   Мотивация, сообщение цели и темы урока    (1мин.)

3.   Актуализация полученных ранее знаний       (5мин.)

4.   Изложение нового материала                         (15мин.)

5.   Практическая работа                                       (10 мин.)

6.   Закрепление новых  знаний                            (6 мин.)

7.   Итог урока, рефлексия                                    (2 мин.)

Организационный момент. (слайд 1)

Психологический настрой занятия, создание доброжелательной обстановки в группе, активизация внимания.

Мотивация: мини-рассказ о растении алоэ

Ход занятия

Здравствуйте дети и гости. Сегодня мы познакомимся с интересным лекарственным растением, а также проведем викторину на знание растений, используя загадки и веселые вопросы.

Закрепление предыдущей темы.

Мы с вами занимаемся разведением комнатных растений и чтобы наши растения радовали нас, мы должны соблюдать 4 условия. Какие? (ответы детей) (слайд 2)

Правильно:

1.Земля (должна быть рыхлая, питательная, хорошо пропускать воду, ее должно быть достаточно в горшке, по составу земля должна подходить к естественной, где в природе произрастает растение.)

2.Вода (должна быть теплой, чистой, и наблюдая за растением можно определить какому растению сколько нужно воды. Лучшая вода для поливки- дождевая или талая, она содержит больше витаминов)

3.Свет (приобретая растение, нужно обязательно узнать, любит оно солнце или тень. А также можно путем наблюдений определить, как растение чувствует себя на ярких лучах солнца и в тени. В темной комнате растение будет расти тонким, чахлым, бледным, поэтому всем растениям нужен свет).

4.Тепло (мы живем в таких условиях, где зима ,т.е. холод занимает большее время года. Растения в природе приспособились к этому, деревья сбрасывают листья, травы засыхают, оставляя подземный корень до весны. А комнатные растения это жители южных стран, где не бывает холодов. Для них тепло необходимо!

 Основная часть: изложение нового материала.

Почти все комнатные растения – это нежные тропические растения, которые очень любят, чтобы при их выращивании строго соблюдались все 4 условия. Но есть растения, которые неплохо чувствуют себя в твердой как камень земле, на жгучем солнце и где дожди не льют месяцами. (слайд) Такие растения называют экстремалами, т. е. они могут выжить в экстремальных условиях. К таким растениям относится и растение, с которым познакомимся. (показ живых экземпляров растения алоэ) Кто-то знает это растение? (ответы детей). Это алоэ!

(слайд) Род алоэ очень многочислен, в него входит более 300 видов. По внешнему виду алоэ очень разнообразны: в основном это многолетние травы, но есть и древовидные, кустарниковые формы и даже лианы. Всех родственников можно узнать по ярко выраженным внешним признакам. Как вы думаете, каким? (Это мясистые удлиненные листья со слабыми колючками, в которых накапливается влага)

 (слайд) Алоэ - распространенное и повсеместно культивируемое комнатное растение. Оно выносливо, легко размножается. А самое главное ради чего выращивают это растение, как вы думаете? Правильно, оно является лекарственным. С раннего детства вы видите это растение у себя дома, где наши мамы и бабушки используют его для лечения различных болезней, поэтому его еще называют «Домашний доктор». Вообще это растение называют алоэ древовидное. У него еще есть одно название – столетник. Почему?  (очень выносливо, долго живет, в комнатных условиях почти не цветет). (слайд) Алоэ используют в промышленной и в народной медицине: сок алоэ изготавливают и фасуют в большие темные бутылки и продают в аптеке. Также сок фасуют в ампулы для инъекций. А как же используют алоэ в народной медицине?  (ответы детей) Правильно, соком алоэ можно закапывать в нос при насморке, разрезав листок алоэ, его прикладывают на гнойную ранку, а бабушки, пропустив алоэ через мясорубку, перемешивают с медом и лимоном и дают вам при простуде.

В качестве лекарственного средства алоэ был известен еще в Древнем Египте, где его использовали в составе средств для бальзамирования умерших. А в Древней Греции ученые так описывали лекарственные свойства алоэ (сгущает и высушивает раны, возбуждает сон, приостанавливает выпадение волос на голове, очищает желчь и устраняет желтуху…) И в наше время сок алоэ входит во многие лекарственные препараты. Вот какое интересное растение алоэ древовидное. (слайд)

Но не все разновидности алоэ, оказалось, имеют лекарственные свойства, к таким относится Агава – это декоративно-лиственный родственник алоэ древовидному, посмотрите, сколько разновидностей агавы существует в природе. (слайд)

А еще в нашей коллекции есть очень интересное растение, это тоже алоэ, но мы добавляем к нему слово «Вера». (показ живого экземпляра).  Как вы думаете почему? (ответы детей) Вера людей с древнейших времен  в чудодейственное исцеление от болезней, применяя это растение. А в современной медицине сок алоэ-вера используется в основном в косметологии. (слайд)

Практическая часть

Давайте рассмотрим косметическую продукцию с добавлением алоэ – вера (показ шампуней, бальзамов - ополаскивателей, кремов, мыла и т. д.)  (рассматриваем, нюхаем, крем втираем в кожу рук, делаем выводы). Алоэ, как лекарство,  практически не имеет противопоказаний, прочитав и обработав много литературы я нашла только то, что людям пожилого возраста не желательно использовать сок алоэ во внутрь.

 (слайд) Все виды алоэ – светолюбивые растения. Им обычно, отводят самые светлые солнечные места на подоконнике. Поливают растения обильно, но редко. В летние месяцы растение можно выносить на свежий воздух.

Сегодня на занятии мы выяснили много интересного о растении алоэ. А сейчас мы составим паспорт этого растения. (слайд) (Составляем паспорт по предыдущим примерам, условным обозначениям). Проверяем то, что нарисовали. Молодцы, наш документ мы добавляем в копилку. (слайд)

Закрепление материала

А сейчас закрепим то, что узнали на занятии. За каждый правильный ответ получаем жетон, по итогам выберем победителя. А главный приз нашей викторины – косметическое средство на основе алоэ-вера.

Вопросы:

1.Дерево–символ нашей Родины (береза)

2.Какая ягода бывает черной, красной и белой (смородина)

3.Какое растение называют домашним доктором  (алоэ древовидное)

4.Лекарственное растение, имеющее грозное для зверей название  (зверобой)

5.Овощ, младший брат редьки (редис)

6.Растение, которое вселяет веру в выздоровление (алоэ вера)

7. Плод некоторых растений, покрытых скорлупой (орех)

8.Что без боли и печали вызывает слезы (лук)

9.Ценнейшее лекарственное растение, по легенде, впитавшее в себя всю горечь человеческих страданий (полынь)

10.родственник алоэ не используемый  в медицине (агава)

11.Чем на самом деле является морская капуста (водорослью)

12.Каким фруктом отравили царевну из сказки А. С. Пушкина (яблоко)

13.Как называются растения, которые растут в неблагоприятных условиях (экстремалы)

14.Цветок, название которого связано со звоном (колокольчик)

15.Лекарственное растение, которое, наверняка, понравилось бы Мойдодыру (чистотел)

(Выбираем победителя и награждаем кремом на основе алоэ вера.)

Итог: Дети, что интересного вы узнали на занятии?

Что оказалось сложным для вас?

Что больше всего понравилось?

Что бы вы хотели пожелать друг другу?

Наше занятие закончено. Спасибо за внимание! (слайд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия "Первые шаг8и в космос"

методическая разработка предназначена для детей 5-7 лет с целью ознакомления с первоткрывателями космоса. Направлена на развитие речи детей и расширение кругозора....

Методическая разработка Конспект интегрированного занятия "Лекарственные растения - наши друзья"

В данной методической разработке, используя современные педагогические технологии в интересной игровой форме , закрепляла представление детей о лекарственных растениях родного края. В конспекте я испо...

Методическая разработка учебного занятия по математике во второй младшей группе

ЦЕЛЬ: Тренировать умение различать и правильно называть геометрические фигуры, развивать мыслительные операции. ...

До-21.12.2015года-Методическая разработка - Учебно – тематические планы ДОП «Лаборатория чудес» на три возраста дошкольников (с 4 до 7 лет).

    Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Наш сад работает по программе «Детство». И когда пришло осознание значения экспериментировани...

Методическая разработка учебного занятия на тему: "Разностороннее развитие ребенка в игровой деятельности".Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях ФГОС ДО.

В данном материале указана актуальность выбранной темы, система средств к технической ситуации, технологическая ситуация по теме, список используемой литературы....

Методическая разработка по Экологии. Каталоги комнатных растений и животных.

Мною были разработаны каталоги комнатных растений и животных, которые могут использовать педагоги в работе с детьми по всем возрастным категориям....

Методическая разработка Учебно-методический комплект мягких развивающих пособий по познавательному развитию дошкольников 3-7 лет «Чудо – книжки»

Методическая разработка Учебно-методический комплект мягких развивающих пособий по познавательному развитиюдошкольников 3-7 лет«Чудо – книжки»...