Проект "Голубая капелька"
проект по окружающему миру

Проект по экологическому воспитанию дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №3 г. Пугачева»

Проект

«Голубая капелька»

Подготовила: Абдулина А.П.

г. Пугачев.

Уважаемые коллеги, Вашему вниманию, предоставляется проект на экологическую тему «Голубая капелька». Тема воды достаточно актуальна во все времена, ведь ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребёнок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой - начинает овладевать представлениями целостной картины мира. Игра и детское экспериментирование дополняют друг друга. Нами был разработан краткосрочный проект по экологическому воспитанию для второй группы раннего возраста.

Во время проекта дети знакомились с различными свойствами воды, температурным режимом, с удовольствием участвовали в экспериментах с водой. Было прочитано много художественной литературы по данной теме. Знакомство с водой происходило, с помощью игры и нашего игрушечного персонажа «Капелька». Целью являлось расширить знания детей о таком природном ресурсе как вода.

Также с детьми было проведены эксперименты с водой. В ходе экспериментов дети познакомились со свойствами воды. Узнали, что она прозрачна, без запаха, без цвета, без вкуса. В результате дети активно принимали участие, развивая любознательность, мышление и речь.

Для родителей был изготовлен буклет «Интересные игры с водой. Игры с водой благоприятно действуют на детей. Ведь не случайно в теории и практике дошкольного воспитания этим играм уделяется большое внимание. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомиться ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с водой один из самых приятных способов обучения, что предполагает стремление к познанию их свойств. Все это делает игру особенно интересной и волнующей для детей дошкольного возраста.

Было проведено ООД «Веселая капелька» где мы продолжили экспериментировать с водой, познакомили детей со свойствами воды (чистая. грязная). Закрепили знания детей об использовании воды в жизни людей; воспитывали интерес к занятиям; бережное отношение к воде.

Также с детьми проведена коллективная работа рисование капельки пластилином «Веселые капельки». Цель-формирование представления о форме и цвете капельки воды.

Целью для создания проекта является развитие наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста через игры с водой путём экспериментирования, а также создания благоприятной обстановки.

В результате можно сделать вывод. что мы решили поставленные задачи и достигли целей
1. Дали детям элементарные представления о воде (вода бывает теплой и холодной, прозрачной и разноцветной, без запаха и без вкуса, чистая и грязная, журчит, разливается, её можно пить, наливать, переливать).

2. Сформировали познавательную активность детей при проведении наблюдений, исследований. 
3. Обогатили словарный запас детей по данной теме. 
4. Развили эмоциональную отзывчивость на музыкальные и литературные произведения и яркие явления природы. 

5. Развили тактильное восприятие, мелкой моторики рук, мыслительных способностей.

6. Воспитали эмоциональный настрой.

Проект

«Голубая капелька»

Средняя группа

Воспитатель: Ершова С. А

Проект по экологии «Голубая капелька»

Водичка, водичка

Умой мое личико

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб кусался зубок

Улыбался роток.

Вид проекта: Познавательно-исследовательский.

Дидактическая цель проекта: Формирование наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста через игры с водой путем создания благоприятной обстановки.

Методические задачи проекта:

1) Познакомить детей младшего дошкольного возраста с водой, ее значением и свойствами.

2) Развивать наблюдательность с помощью игр с водой.

3) Проанализировать нынешнее состояние проблемы влияния игр с водой на эмоциональное состояние детей младшего дошкольного возраста.

Участники проекта: - дети средней группы

- родители

- воспитатель средней группы МДОУ №6 «Колокольчик» Ершова Светлана Александровна.

Ресурсное обеспечение: Вода, лед, снег, цветы, рыбки аквариумные.

Материал: Развивающая среда, игры, необходимая посуда (стаканчики, мисочки…), краски, губки, трубочки, марля, деревянные брусочки, кусочки пенопласта.

Актуальность проекта: Сегодня все больше людей становятся сторонниками здорового образа жизни. Очень радует, что среди них много молодых людей, которые хотят оставаться здоровыми и красивыми всю жизнь, растить здоровых детей. Вопрос здоровья – это, в первую очередь, вопрос качества жизни. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомиться ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с водой один из самых приятных способов обучения. Но такие игры проводятся далеко не каждый день. После них приходится долго наводить порядок. Но ребенок получает от них массу полезных впечатлений. По соображениям безопасности играть с водой ребенок должен только в присутствии взрослых. Во время игр обязательно нужно все комментировать словами, что делает и видит ребенок. Обращайте внимание детей на то, как «ведут себя» в воде предметы из разных материалов, разного размера и веса, с отверстиями и без них. Помните, что для детей вода – это полезное лекарство.

Формы проведения: Наблюдения, эксперименты, занятия, беседы с детьми и родителями.

Пояснительная записка: В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы, с помощью которого процесс познания у ребенка проходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такой вид деятельности как наблюдение наиболее близкий и естественный для ребенка – дошкольника. Видный отечественный психолог С. Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. Важным является вопрос о содержания наблюдения что может и должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы замечать. Эта проблема стала перед нами . Игры с водой благодатно действуют на детей. Поэтому не случайно в теории и практике дошкольного воспитания этим играм уделяется большое внимание. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомиться ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с водой один из самых приятных способов обучения. Проблема моего проекта состоит в формировании реализации методов и форм наблюдения с помощью игр с водой у детей младшего дошкольного возраста. Я предполагаю, что влияние этих игр с водой можно объяснить именно стремлением к познанию их свойств. Все это делает игру особенно интересной и волнующей для детей младшего дошкольного возраста.

Этапы реализации проекта:

1 этап – Подготовительный

- Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по развитию наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста.

-поставить цель ,наметить задачи.

- Подобрать дидактический материал для проведения экспериментальной работы.

- выявить у детей имеющиеся знания о воде и её применении.

2 этап - Основной

- Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов ОУ воспитательного процесса по формированию наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста.

3 этап – Заключительный

- Осуществить психолого-педагогическую диагностику по формированию наблюдательности у детей младшего дошкольного

План реализации проекта

СЕНТЯБРЬ

- Прогулка целевая на огород.

- Знакомство с водой.

- Заучивание потешки «Водичка…»

-беседа «Что ты знаешь о воде»

-рассматривание иллюстраций с изображением воды в природе и в быту

Беседа о том, что нужно делать чтобы росли в огороде овощи; познакомить детей со свойствами воды.

Уточнить знания о воде и её свойствах

Воспитатель.

ОКТЯБРЬ

- «Купание куклы Кати»

-Опыт «У воды нет вкуса и запаха, вода жидкая, может течь»

- Наблюдение за тем, что вода имеет свойство впитываться.

- Наблюдение за дождем, лужами.

- Чтение произведения К. И. Чуковского «Мойдодыр»

С помощью занятия дать представление о том, что необходимо купаться, умываться и для этого необходима вода.

При помощи опытов познакомить детей с некоторыми свойствами воды

Воспитатель

Родители

НОЯБРЬ

- Беседы о том, что вода необходима для животных, птиц, рыб, растений и людей, без нее нельзя выжить.

-Опыт «Что вода растворяет?»

-Чтение сказки «Заюшкина избушка»

Дать детям понять, что вода – это источник жизни, и все живое на земле пьет водичку.

В ходе опытов познакомить детей со свойством воды растворять некоторые вещества, а некоторые нет(сахар, речной песок)

Воспитатель

Родители

ДЕКАБРЬ

Беседа «Зачем мы поливаем комнатные растения?»

-рассматривание комнатных растений

-Опыт «Растения и вода»

- Эксперимент (вода – лед – вода)

Дать представление. Что без воды растения могут погибнуть. О необходимости полива комнатных растений

В ходе опыта показать состояния растений от полива. Установление причинно-следственных связей.

Дать представление о том, что вода может быть не только жидкой, но и твердой. И что под воздействием тепла. вода превращается из твердого состояния в жидкое, и наоборот.

Воспитатель

ЯНВАРЬ

Беседа «Для чего нужна вода?»

- Наблюдение за испарением воды

- Эксперимент «В воде не тонет»

- Игра «Пускаем кораблики»

-С родителями «Варим суп и компот»

В ходе беседы уточнить представления о воде

Познакомить детей со свойством воды – испарение. А так же с тем, что дерево и пенопласт не тонет в воде.

Привлечь детей вместе с родителями к приготовлению компота, показать использование воды в быту

Воспитатель

Родители

ФЕВРАЛЬ

- Эксперимент превращения снега в воду

- Беседы «что пьют животные и птицы зимой»

Продолжать развивать знания детей о свойствах воды и об окружающем их мире.

Воспитатель

МАРТ

- Наблюдение за рябью на воде

- Занятия «Постираем кукле платье»; «Уход за комнатными растениями»; «Солнышко, солнышко выгляни в окошечко»

- Наблюдение за тем ,куда исчезает весь снег на улице.

Познакомить детей с явлением «рябь», что она возникает при ветре на воде. Расширить и уточнить знания детей о том, для чего необходима вода. А так же о том, что вода имеет свойство впитываться.

Воспитатель

АПРЕЛЬ

- Беседы об обитателях воды, о том, что человек под водой дышать не может.

- Эксперимент «Воздух под водой»

Познакомить детей с обитателями воды. Понаблюдать за тем, что происходит с водой когда в нее поступает воздух (эксперимент с трубочками)

Воспитатель

Родители

МАЙ

- Эксперимент «Окрашивание воды»

- Обобщенные беседы о свойствах воды, о ее назначении и значении в жизни всего живого

- Занятие «Экологическая сказка «Про маленькую капельку»

Познакомить еще с таким свойством воды как способность окрашиваться. Закрепить и обобщить знания детей о воде.

Воспитатель

Ожидаемые результаты: От нашего проекта, мы ожидаем того, что дети больше узнают о воде, ее свойствах, значении и назначении. И это будет более интересно узнавать, потому что все происходит во время игры с водой. Ребенок будет воспринимать информацию с удовольствием.

Список литературы:

1. В. Сотникова. Самые маленькие в детском саду (Из опыта работы московских педагогов). М., ЛИНКА – ПРЕСС. 2005.- 136с.

2. В. Сотникова. Занятия с малышами в детском саду (Модель воспитания детей раннего возраста) – М., ЛИНКА- ПРЕСС , 2002.-216 с.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/151910-proektgolubaja-kapelka

Познавательно - исследовательский проект

«Голубая капелька»

Тип проекта: практический

Интеграция областейпознание, экология, труд, социализация, художественно - творческая деятельность.

По количеству участников: групповой

По времени проведения: долгосрочный

По характеру контактов (степени охвата): в рамках образовательного учреждения.

Источники информации: методические рекомендации к созданию предметно – развивающей среды, интернет – ресурсы.

Актуальность

В беседах с детьми выяснила, что детям интересно, откуда берется вода в кране, почему идет дождь, как превращается в снег, лед, снежинк. Как вода помогает всему живому жить и расти, кто живет в воде. Как многообразна форма проявлений воды. Почему необходимо бережно относиться к воде и люди являются частью природы, зависят от неё и влияют на природу.

Цель: расширять кругозор дошкольников, формировать интерес и познавательно – исследовательской деятельности, воспитывать бережное отношение к воде, как источнику жизни на земле, расширять кругозор детей.

Задачи:

1) Закреплять и систематизировать знания детей о воде и её свойствах.

2)Уточнить представления о том, как вода влияет на жизнь и здоровье человека.

3)Воспитывать бережное отношение к воде, осознания необходимости беречь её.

Участники проекта: Дети подготовительной группы, родители и воспитатели группы.

Ожидаемые результаты.

У детей формируется бережное и экономное отношение к воде. Дети могут экспериментировать с водой. Появятся исследовательские умения, соответствующие возрасту характера.

Способы оценки: опыты, наблюдения, беседы, игры, чтение литературы.

Срок реализации проекта: ноябрь 2016 – май 2017г. г.

Реализация проекта.

1.Проведение бесед:

«Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе»,

«Кто живёт в воде»,

«Что растёт в воде»,

-«Зачем нужно беречь воду»,

«Реки и озёра Башкортостана»,

«Вода у нас дома»,

«Что случится, если вода уйдёт?»

-«Правила поведения на воде и рядом с водой»,

«Профессии, связанные с водой»

2.Чтение детям художественной литературы о воде:

- Н. А. Рыжова «Жила-была речка»«Волшебница вода»«Как люди обидели реку»,

«Приключения в капле воды» С. Ю. Афонькин,

- В. Крупин «Живая вода»,

-Н. Авдеева, Г. Степанова «Кто живёт в воде»,

- Г. Х. Андерсен «Капля воды»,

- Н. Носов «Горка»,

«Сказки и были о морях и океанах»

- Л. Толстой «Какая бывает роса на траве»,

- Б. Житков «Наводнение»«На льдине»,

«Караидель»«Агидель и Яик» (башкирские народные сказки,

- Р. Ахмедов «Легенда об Агидели».

3. Беседы по содержанию прочитанных текстов.

4. Загадывание загадок о воде и ее различных состояниях.

5.Рассказывание экологических сказок о воде«Сказка о том, как рождаются родник, ручей и река» (авт. М. Пластова, «Сказки о капельках»«Сказка о Нептуне»«Легенда о гейзере»«На болоте» (авт. Т. Поповой)

6. Рисование

-«Мы рисуем воду»«Аквариум»«Моя капелька», коллективная работа «На дне моря»,

- лепка «Обитатели воды»,

-аппликация «Снежинка»,

- плакат «Берегите воду» (домашнее задание с родителями)

7. Экспериментальная деятельность «Свойства воды»:

-вода прозрачная,

-у воды нет вкуса, нет запаха,

-может быть тёплой и холодной,

-принимает разную форму,

-цветная вода,

- воду пьют растения,

-воду можно очищать,

-мыльные пузыри.

8. Создание альбома «Голубая капелька» с подборкой иллюстраций воды в природе.

9. Создание лэпбука "Голубая капелька"

10. Слушание аудизаписи шума дождя, ручья, капели, прибоя.

11. Наблюдения за дождём, снегопадом, инеем, изморозью, капелью, ручейками.

12. Игры –моделирование:

«Рождение реки»,

-«На болоте»,

«Море волнуется»,

«Ходят капельки по кругу»,

«Мы – водные животные»,

Результат:

Закладываются основы бережного отношения к ресурсам: воде.

Развивается экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов.

Развивается умение наблюдать анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки явлений природы.

Развивается творческая активность, художественный вкус у детей.

Развивается наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость

Познавательно-исследовательский проект «Голубая капелька»

Используемая литература:

Н. Николаева «Юный эколог». Мозаика- Синтез Москва 2005 г.

О. А. Скоролупова «Тематическое планирование воспитательно – образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. «Тема: Вода». М.:ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2009 г.

Дыбина О. В. Творим, изменяем,преобразуем: Игры-занятия с дошкольниками. -2-е изд. испр. - М.:ТЦ Сфера,с. (Ребенок в мире поиска)

Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми». Воронеж 2004 г. Н. В. Коломнина «Занятия по экологии в детском саду». Москва 2008 г.

«Дошкольное воспитание» 1998г., №9, с. 11 «Сколько воды нужно человеку?» А. Королева

«Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Под ред. Л. Н. Прохоровой. М., «АРКТИ», 2005г.

Н. А. Рыжова Волшебница - вода. М., Линка - Пресс, 1997г

Т. И. Попова «Мир вокруг нас» М., Линка - Пресс,1998г.

Р. Л. Агишева «Фольклор и литература Башкортостана» Уфа, Китап, 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Проект «Капелька за капелькой»

Формирование представлений детей о воде и её свойствах, подвести к пониманию важности воды для всех живых организмов и необходимости её беречь....

Проект "Капелька за капелькой"

Прект в младшей группе "Капелька за капелькой"...

Сказка про капельку "Путешествие капельки"

Сказку "Путешествие капельки" можно использовать при проведении тематической недели "Праздник воды и земли" в средней группе по речевому развитию .Цель:  формировать  нач...

Конспект НОД по ФЦКМ в средней группе: «Путешествие с капелькой» Тема: «Путешествие с капелькой»

В дошкольном возрасте закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. ...

Капелька за капелькой

Проект  в средней группе...