Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Как хлеб к нам в гости пришел"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Тухбатуллина Гульназ Сагмановна

Работая много лет в детском саду, с горечью приходится наблюдать, как равнодушно, а порой и пренебрежительно дети относятся к хлебу. Хлеб во многих семьях перестал быть основным продуктом, ведь мы сейчас живем в продуктовом изобилии. И очень важно донести до детских душ, что хлеб был создан тысячелетней человеческой мудростью и тяжелым трудом. Он всегда являлся символом национального богатства народа. Не зря старинная мудрость гласит, «…что нет лучшего цветка на свете, чем пшеничный колос, нет лучше сада, чем пшеничное поле, нет лучшего аромата, чем запах свежеиспечённого хлеба».Цель:формирование целостного представления о процессе выращивания хлеба у детей старшего дошкольного возраста, воспитание бережного отношения к хлебу, к труду людей, которые его выращивают.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшем дошкольном возрасте

«Как хлеб к нам в гости пришел»

Программное содержание. Проследить за процессом изготовления хлеба, начиная с поля и заканчивая магазином; объяснить детям, что хлеб – ценный пищевой продукт. Научить различать ржаной колос от пшеничного. Развивать мышление, связную речь. Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу, уважение к труду взрослых.

Словарная работа. Элеватор, комбайн, трактор, мука, мельница.

Оборудование. Тарелочки с тестом, мукой, хлебом белым и черным, колосьями, зерном, колосья ржи и пшеницы, интерактивная доска, карточки для игры «Разложи по порядку», скалки, стеки.

Методы и приемы. Вопросы, художественное слово, речевые логические задачи, рассказ, практические действия.

Ход НОД.

Воспитатель: Ребята, я сегодня получила посылку для нашей группы. (Читает).  Отправитель:

Я - мягкий, пышный и душистый.

Бываю  и черным,  и белым,

А бываю подгорелым.  

Кто же нам такую посылку отправил? Откроем посмотрим, что в ней?

Дети: Да, откроем. 

(Педагог достает из посылки буханку хлеба. Включается интерактивная доска, слайд №1 с изображением поля и озвучивается от имени хлеба).

-Ребята, это я – вкусный и румяный хлеб к вам в гости пришел. Послушайте одну интересную историю. «В поле пшеница густа, высока. Когда Митя с мамой в первый раз были на этом поле, мама сказала: «Полюбуйся, Митя, как хлеб растет! Смотри как колосья наливаются». «Хлеб? – удивился Митя. « А разве он еще не вырос? А когда вырастет, то на каждом колоске будет хлеб?» Мама засмеялась и сказала: « Что ты, не будет так».

Ребята,  а почему мама так сказала?

Дети:  Потому что хлеб на колосьях не вырастает. 

Воспитатель:  Как хлеб к нам на стол попал такой вкусный, румяный?

Дети: Нам его продают в магазине.

Воспитатель:  А какие хлебные изделия продаются в магазине? (Включается слайд №2 с изображением тарелок и хлебных изделий). 

Дети: Батон, булки, баранки, калачи, плюшки. (Правильные ответы детей сопровождаются звуковыми сигналами и анимацией: хлебные изделия перемещаются на тарелки).

 Воспитатель:  Правильно ответили, молодцы!  Давайте поиграем с вами в игру «Качи - качи».

Ай, качи - качи - качи,

Глянь баранки, калачи, (Дети ходят по кругу, взявшись за руку)

С пылу, с жару из печи,

С пылу, с жару из печи,

Все румяны, горячи,

Налетели тут грачи,

Подхватили калачи. (Разбегаются по местам).

Воспитатель:  Как вы думаете, откуда попадают в магазин булки, баранки, каравай?

Дети: Их привозят из пекарни, хлебозаводов. (Включается слайд №3 с изображением пекарни).

Воспитатель: Что делают в пекарне?

Дети: Пекут хлеб.

Воспитатель: Как называют человека, который печет хлеб?

Дети: Пекарь.

Воспитатель: Из чего пекарь выпекает хлеб?

Дети: Из теста.

Воспитатель: Правильно, из такого теста пекари пекут хлеб. (Показывает тесто).  Кто знает,  как получается тесто?

Дети: Из муки, воды, масла.

Воспитатель: Как мука попадает в пекарню?

Дети: Зерна на мельнице перемалывают в муку, привозят в пекарню. (Включается слайд №4 с изображением мельницы).

Воспитатель: (Включается слайд №5 с изображением  элеватора). Правильно, на мельницу зерно привозят из элеватора. В элеваторе зерно сушится и хранится. На элеватор его привезли после уборки урожая машины. Как вы думаете, а где были зерна до этого?

Дети: Они находились в колосьях. (Включается слайд №6 с изображением колосьев).

Воспитатель: Ребята, чем отличаются эти два колоска? (Показывает колоски и зерна).

Дети: У одного усики короткие, у другого длинные, зерна тоже крупные и мельче.

Воспитатель: Этот  колос пшеничный, а этот  ржаной. Из них получают разную муку: пшеничную и ржаную. Как вы думаете, что пекут из белой пшеничной муки?

Дети: Булочки, белый хлеб, батон.

Воспитатель: А из ржаной?

Дети: Черный хлеб.

Воспитатель: Чтобы из таких зерен выросли колоски, нужно ранней весной посеять их в поле. 

В этом крошечном зерне, как в чудесной печке,

До весенних теплых дней спрятались листочки.

(Включается слайд№7 с изображением трактора и комбайна).

-Ребята, кто знает, как называется эта техника?

Дети: Трактор и комбайн.

Воспитатель: Да, эти машины нужны для выращивания хлеба. Кто ответит, какая из них первая выходит в поле?

Дети: Трактор, чтобы посеять зерно, нужно вспахать поле.

Воспитатель: А комбайн что делает?

Дети: Он убирает урожай. (Включается короткий видеосюжет, где трактор пашет землю, сеет зерно, а комбайн убирает урожай).

Воспитатель: Теперь я загадаю загадки, а вы отгадайте.

Овсом не кормят,

Кнутом не гонят,

А как пашет,

Пять плугов тащит. (Трактор). 

Он идет – волну сечет,

Из трубы зерно течет. (Комбайн). 

 Посмотрите, на тарелках лежат колосья, зерно, мука, тесто, кусок хлеба. Вы должны расположить в таком порядке, в каком хлеб к нам на стол пришел.

(Дети расставляют тарелки в правильном порядке от колоска до хлеба. Затем раздаются карточки с изображением колосков, зерен, муки, теста, хлеба каждой паре детей и дети в паре располагают карточки в нужном порядке).

- Видите, ребята, какой длинный путь проделал хлеб, от маленького зернышка до каравая на столе. И сколько труда вложили люди разных профессий.

Садили хлеборобы,

Убирали – комбайнеры,

Привозили на машинах – шоферы,

Мололи муку – мельники,

Пекли хлеб – пекари,

Продавали – продавцы.

Поэтому нужно бережно относиться к хлебу. Кто знает пословицы и поговорки о хлебе?

Дети:

  • Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.
  • Без соли хлеб не еда.
  • Без соли, без хлеба - половина обеда.
  • Без хлеба и без каши ни во что и труды наши.
  • Без хлеба и у воды худо жить.
  • Без хлеба куска везде тоска.
  • Без хлеба не обедают.
  • Без хлеба, без соли никто не обедает.
  • Без хлеба, без соли худая беседа.
  • Будет хлеб - будет и обед.

Воспитатель: Молодцы, много пословиц и поговорок знаете о бережном отношении к хлебу.

Сейчас предлагаю вам стать пекарями и украсить каравай своими руками. (Детям дают маленькие скалки, тесто, стеки. Дети раскатываются тесто, вырезают узоры для каравая. Включается слайд №8 с изображением каравая).

 Вот наш главный герой -  хлебный каравай!

 Вот он хлебушко душистый, с хрусткой корочкой витой.

 Вот он теплый, золотистый, словно солнцем налитой,

 В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал - пришел.

 В нем здоровье, наша сила, в нем чудесное тепло,

 Сколько рук его растило, охраняло, берегло,

 Ведь не сразу стали зерна хлебом, тем, что на столе лежат.

 Люди долго и упорно потрудились на земле.

 В нем- земли родимой соки, солнца свет веселый в нем.

 Уплетай за обе щеки,

 Вырастай богатырем!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста «Весенние месяцы в гостях у детей»

Досуговое мероприятие в игровой форме с элементами театрализации позволит детятям закрепить представления о весне: о последовательности месяцев, их основных признаках....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста"Кот Леопольд в гостях у детей".

Конспект для детей старшего дошкольного возраста«Кот Леопольд в гостях у детей» Цель: заложение основ толерантности у старших дошкольников.Задачи:Образовательные:Способствовать формированию ...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста"Хлеб- всему голова"

Данный конспект  поможет познакомить детей с процессом выращивания хлеба, дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «В ГОСТИ К ЛЕСОВИЧКУ»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «В ГОСТИ К ЛЕСОВИЧКУ» ...

конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Хлеб-всему голова"

Обобщение и систематизация знаний детей старшего дошкольного возраста о хлебе. Воспитание уважения к труду хлеборобов....

Конспект НОД по познавательному и речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Хлеб всему голова»

Тема: «Хлеб всему голова» Цель:формирование познавательного интереса к появлению хлеба на нашем столе, к бережному отношению к хлебу. Задачи:Образовательные:-позна...