Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию "Хлеб всему голова"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Чистякова Елена Леонидовна

Познавательная информация о хлебе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию

“Хлеб всему голова”

               

Воспитатель: Чистякова Е.Л.


Программное содержание: Расширить и закрепить знания детей о том, что хлеб- это ценнейший продукт питания, получение которого требует большого труда. Труд на пользу общества почётное и нужное дело. Особо отличившихся в работе колхозников награждают премиями, медалями, орденами.

Уточнить знания детей о том, как раньше убирали урожай, как сейчас убирают его, какие машины помогают колхозникам в их работе.

Развивать память, мышление. Воспитывать уважение к труду хлеборобов, бережное отношение к хлебу.

Обогащать словарный запас детей: ржаной хлеб, бункер, хлебозавод, пшеница озимая, яровая, колхозники, хлеборобы, земледельцы, крестьяне.

Предварительная работа:  заучивание пословиц, поговорок о хлебе, о труде отгадывание загадок, рассматривание колосьев пшеницы,  чтение рассказа М. Глинской «Хлеб» глава из книги о растениях «Пшеница», «Рож», рассказа Винокурова «Как самолёт в поле работает», рассматривание картин, иллюстраций, оформление альбома «Хлеб всему голова», тематической выставки рисунков на эту же тему.

Методические приёмы: чтение стихотворения Акима «Хлеб» воспитателем. Сравнение колосьев ржи и пшеницы. Рассматривание картины «Жатва», беседа по картине «Уборка урожая в колхозе». Чтение стихотворения Е. Трутневой «Золотой дождик» ребёнком. Повторение пословиц о труде. Повторение пословиц о хлебе. Чтение стихотворения «Руки человека» ребёнком. Сюрпризный момент: вносят каравай.

Ход НОД: чтение стихотворения Акима «Хлеб» воспитателем.

Пашут каждую весну,

Подымают целину

Сеют, жнут, ночей не спят

С детства знай, как хлеб растят

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке

Люди хлеб в поля лелеют

Сил для хлеба не жалеют.

Воспитатель: Дети, откуда же берётся хлеб? (его выращивают в поле).

Загадки о поле: «Не море, а волнуется»

Как вы понимаете смысл этой загадки?

«В долг зерно возьмёт, каравай вернёт» (объяснить смысл загадки).

Воспитатель: Какие вы знаете зерновые культуры? (рож, пшеница, ячмень, кукуруза ).

Сравнение колосьев пшеницы и ржи.

Показать колосья пшеницы.

Что я  держу в руке? (колосья пшеницы)

А это что? (колосья ржи).

Чем похожи рожь и пшеница? (это хлебные растения, они растут в поле, из их зёрен делают муку, у них есть стебель, колос, усики)

Чем они отличаются друг от друга ? (колос пшеницы толще, чем ржи, зёрна пшеницы округлые, а ржи длинные, из ржи получают муку тёмную, поэтому пекут не булочки, а ржаной хлеб).

Перед каждым ребёнком на столе зёрна пшеницы и ржи.

Какие виды пшеницы и ржи вы знаете? (озимая, яровая).

Что значит озимая пшеница? (сеют осенью, под зиму).

А яровая ?(сеют весной).

Физкульт. минутка.

Ча – ча  – ча - наша печка горяча(приседания)

Чи – чи – чи - печёт печка калачи (делают калачи)

Чу – чу – чу – будет всем по калачу

Чо – чо – чо – бадет очень горячо (хлопки).

- Как называют людей которые выращивают хлеб? (Хлеборобы, земледельцы, колхозники, крестьяне).

- Как раньше собирали урожай? (Вручную, при помощи серпа и косы).Показ и рассматривание картины «Жатва».

- Когда так убирали урожай? (Раньше, когда не было машин).

- Почему даже маленькие дети находились в поле? (Раньше все работали в поле, детей не с кем было оставить, детских садов не было).

- Как сейчас собирают урожай? (Людям помогают машины). Рассматривание картины «Уборка урожая в колхозе».

- Что вы видите на этой картине? (Большое широкое поле).

- Что растёт на этом поле? (Пшеница).

- Какие машины помогают колхозникам убирать урожай? (Комбайны).

- Что делает комбайн? (Косит, молотит, собирает зерно в бункер (объяснить что это такое и показать где находится бункер), выбрасывает солому кучами на поле).

- Дети, а ещё что вы видите? (Грузовую машину, которая увозит зёрна с поля).

- Какие машины ещё помогают колхозникам? (Трактора, культиваторы, сеялки, веялки, самолёты).

- Что нужно сделать с землёй чтобы вырос хороший урожай? (Землю пашут, рыхлят, сеют зёрна, промалывают, удобряют, поливают).

Чтение стихотворения Е. Трутневой «Золотой дождик»  ребёнком.

По земле сырой и жёсткой,

Там где тракторы прошли,

Неглубокие бороздки

В чёрной пашне пролегли.

И до вечера, и позже,

До полночи с темнотой

Зёрна сыпались, как дождик,

Точно дождик золотой.

- Как вы думаете, легко ли вырастить богатый урожай хлеба? (Нелегко, надо много работать, хорошо потрудится).

- Какую пользу труд хлеборобов приносит людям? (Хлеборобы выращивают хлеб. Он нужен всем людям. Хлеб – ценнейший продукт питания).

- Какие пословицы о труде вы знаете? («Труд земледельца велик и почётен», «Труд человека кормит, а лень портит», «Землю красит солнце, а человека труд», «Не потрудиться, так хлеб не родится», и т.д.).

- Как у нас в стране отмечают труд лучших хлеборобов? (Награждают орденами, медалями, премиями, почётными грамотами).

Слово заслуженному колхознику.

- После того как колхозники собрали урожай, куда везут зерно на машинах? (На хлебоприёмные пункты, на элеваторы).

Загадка:

«На просторе в море хлеба

Замок с башнями до неба,

Замок с башнями до неба

Сохранит всё море хлеба»(Элеватор).

- Что такое элеватор? (Здание где хранится хлеб).

- Что делают с зерном дальше? (На мельнице мелют, получают муку).

- Что делают из ржаной муки? ( Показать ржаной хлеб).

- Что пекут из пшеничной муки?

- «Хлеб был, и всегда будет главным продуктом питания. Очень много трудностей испытал наш народ, пока стал жить в достатке».

- Как нужно относится к хлебу? (Беречь его, не выбрасывать, съедать за столом весь хлеб).

- Какие пословицы о хлебе вы знаете? («Хлеб всему голова», «Хлеба к обеду в меру бери, хлеб – драгоценность, им не сори», «Каждую крошку в ладошку», «Хлеб ржаной, отец наш родной»).

Чтение стихотворения «Руки человека» ребёнком. Воспитатель в русском костюме выносит каравай.

- Вот он, хлебушка душистый

С хрупкой корочкой витой.

Вот он тёплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло;

Ведь не сразу стали зёрна,

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию на тему: «Что такое воздух?»

Цель: Создать условия для развития любознательности детей, через ознакомление с особенностями и свойствами воздуха.Задачи:Развивать познавательную активность детей в процессе опытов.Сформировать предс...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Моя малая родина - Комсомольск-на-Амуре»

Конспект  непосредственно образовательной деятельности для детей старшего  дошкольного возраста по познавательному развитию ...

План – конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию на тему: «Путешествие в страну сказок»

Материал представляет собой занятие с детьми старшего дошкольного возраста с использованием АМО. Целью прповедения данного мероприятия является формирование интереса у детей к детским книгам и сказкам...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию на тему «Времена года»

Образовательные задачи: познакомить детей с временами года, месяцами.Развивающие задачи: развивать у детей умение выделять приметы, каждого времени года, развивать логическое мышление, воображение, ум...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию детей "Портрет земли"

Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению старших дошкольников с картой мира, ее обозначениями. Знакомство с различными картами....