Педагогический проект "«Организация творческих выставок в ДОУ как условие развития детей дошкольного возраста»
проект

Партицкая Татьяна Леонидовна

Описание организации и проведения педагогического проекта в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение                                            

«Детский сад № 250 г. Челябинска»

Педагогический проект

«Организация творческих выставок в ДОУ как условие художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста»

Автор проекта: Партицкая Татьяна Леонидовна,

                  воспитатель

г.Челябинск, 2021г.

«Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира».

В. А. Сухомлинский

Тип проекта:  информационно-творческий (участники проекта собирают информацию, реализуют ее, результаты оформляют в виде творческих выставок);

по содержанию – интегративный;

по доминирующему виду деятельности – творческий.

Сроки проведения: сентябрь 2021-май 2022 год.

База реализации проекта: МАДОУ «ДС №250 г.Челябинска» ОСП№2.

Форма проведения: коллективная, подгруппами, индивидуальная.

Участники проекта: педагоги-дети-родители, специалисты ДОУ

Ресурсы:  фотоматериалы, презентации, литературный и музыкальный репертуар, интернет-ресурсы.

Актуальность:
         В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Современные родители – это родители, воспитанные поколением, когда отечественная педагогика делала ставку на познавательное, а не эмоциональное развитие, не на развитие внутреннего мира чувств, переживаний.

        Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе совершенно необходимо для их собственного ребенка. Таким образом, анализ состояния данной проблемы взаимодействия с родителями и определили актуальность темы проекта: «Организация творческих выставок и конкурсов ДОУ как условие художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста».

         Содержание современного дошкольного образовательного процесса обуславливает развитие личности дошкольника. Для формирования ценностных ориентаций личности, особое значение имеет выставка – хранитель духовного опыта человечества. Выставка является начальной стадией соприкосновения с культурными ценностями человечества: общение с искусством, предметным миром, обогащения эмоционально-нравственного

Задачи проекта:

- Развитие у детей и родителей интереса к выставке, как источнику получения познавательной информации и эмоционально-эстетического впечатления.

- Налаживание конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников;

- Активное  участие родителей в совместной с детьми творческой деятельности ДОУ.

- Создать условия для формирования внешнего благоприятного воспитательного пространства МАДОУ.

Предполагаемые результаты  участников проекта:

Дети: с уважением и гордостью относятся к родителям; совместно с взрослыми изготавливают поделки из подручного материала, проявляют творческую активность; проявляют умение общаться; отражают свои творческие замыслы в продуктивной деятельности.

Педагог: ориентирует, создает мотивацию у родителей к совместному творчеству; ориентирует родителей на активное участие в жизни ребенка.

Родители: проявляют интерес к проблеме создания выставки, поддерживают детей эмоционально; реализуют творческие замыслы ребенка и свои; совместно изготавливают поделки для выставки.

       Творческая выставка – это итог творческой деятельности коллектива или одного участника, наглядно показывающий художественно-эстетическое развитие и творческие возможности её участников. Выставки организуются с целью побудить родителей к совместной творческой деятельности с детьми, дать возможность семьям представить положительный опыт семейного воспитания.

Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают тематическое планирование образовательного процесса в ДОУ, исходя из этого, темы и цели семейных творческих выставок и конкурсов связаны непосредственно с темой и содержанием недели.

План реализации проекта

этап работы

мероприятия

1

Организационный

1.Подобрать методическую и художественную литературу по данной теме.

2.Разработка педагогического проекта

2

Практический

с родителями

1.Организация консультаций, бесед для родителей.

2.Проведение тематических занятий, мастер-классов и т.д..

3. Изготовление поделок для выставки в домашних условиях.

3

Практический

с детьми

1.Проведение дидактических игр.

2.Чтение художественной литературы.

3.Проведение занятий, индивидуальной работы.

4. Помощь родителям в изготовление поделок для выставки.

5. Посещение выставки.

4

Заключительный

1. Создание выставки.

2. Посещение выставки.

4.Обсуждение творческих работ.

Примерный план деятельности по реализации проекта

форма

тема

срок

участники

1

Выставка поделок из подручного материала

 «Осенние фантазии»

сентябрь

дети, родители, воспитатели

2

Выставка рисунков

«Что мы знаем о полезной еде и витаминах»

октябрь

дети, родители, воспитатели

3

Панорамная выставка

«Мамы и детки»

ноябрь

дети, родители, воспитатели

4

Выставка поделок

«Снеговик», «Новогодняя ёлочка»

декабрь

дети, родители, воспитатели

5

Выставка

«Мир профессий»

январь

дети, родители, воспитатели

6

Выставка поделок

«Военная техника»»

февраль

дети, родители, воспитатели

7

Выставка

«Военная форма»

февраль

дети, родители, воспитатели

8

Выставка-конкурс рисунков и поделок

«Обитатели морей и рек»

март

дети, родители, воспитатели

9

Выставка поделок

«Тайны космоса»

апрель

дети, родители, воспитатели

10

Выставка рисунков и поделок

«День Победы глазами детей»

май

дети, родители, воспитатели

Вывод:

          Таким образом, содержательная организация семейных творческих тематических выставок обогащает связи детско-взрослого сообщества, является внешним выражением содержания семейного воспитания и художественно-эстетического развития ребенка в семье.   А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Анализ результативности реализации проекта:

Художественно – эстетическое развитие тесно связано с различными разделами работы, включёнными в педагогическую систему дошкольного воспитания. В процессе деятельности по ознакомлению с окружающим миром, с природой, по развитию коммуникативных навыков, при чтении произведений художественной литературы дети получают разнообразные впечатления, испытывают разнообразные чувства. Это обогащает их опыт и образное содержание любой художественной деятельности, способствует формированию ассоциативных связей, образных представлений, развитию мышления, воображения, что составляет основу творчества. Актуальность использования принципа интеграции применительно к художественно- эстетическому воспитанию дошкольников определяется тем, что интеграция позволяет объединить впечатления детей, углублять и обогащать образное содержание детского творчества через взаимосвязь содержания изобразительного искусства и детской художественной деятельности.

Взаимосвязь художественно-эстетического развития в детском саду с другими сторонами воспитательной работы с детьми способствует развитию интереса к продуктивным видам деятельности, таким как: рисованию, лепке, аппликации, к овладению средствами изображения, музыке повышению эффективности всестороннего воспитания и развития детей. Художественно-эстетического развития – одно из важных средств воспитания, поэтому комплексное сочетание всех образовательных областей с продуктивными видами художественной деятельности детей делает педагогический процесс более плодотворным и интересным. А использование новых форм в сотрудничестве с   семьей, такая как выставочная деятельность помогают педагогам и родителям освоить методы воспитания, основанные на взаимоуважении, демократическом и гуманистическом подходах.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Консультация для педагогов

«Методические рекомендации к оформлению выставки»

Содержание

1. Организация и оформление выставки.

2. Методические рекомендации к оформлению выставки.

3. Виды выставок, проводимые в детском саду.

4. Правила отбора экспонатов для выставок в детском саду.

5. Памятка для педагогов.

 Список  используемой литературы.  

1.Организация и оформление выставки

Важнейшее воспитательное значение имеет организация  выставок, художественных работ,  на  лучшие рисунки, встреч с художниками, вечеров искусств.

Участие в выставке, является эффективным средством поощрения детей, пробуждает интерес к искусству, художественным занятиям.

Не ослабевает интерес детей и к организации дошкольных малых Третьяковок.

Выставок-галерей репродукций с произведений русских современных художников. Воспитательный эффект дает и организация  эпизодических выставок по жанрам, темам занятий, к юбилейным датам. Для успешного эстетического  воздействия такой выставки

необходимо соблюдение следующих условий:

- отбор относительно крупных по размеру и качественных репродукций;

- хорошее оформление выставки;

- хорошее освещение выставки, помещение ее в свободном, эстетически оформленном интерьере детского сада.

2.Методические рекомендации к оформлению выставки

Выставки оформляются в изостудии или коридоре детского сада.

При оформлении выставки надо помнить о важном значении для развития эстетического вкуса детей – распределение  рисунков и подписей к ним на стендах.

Лучше всего размещать рисунки на специальных стендах, не слишком близко друг к другу. Подписи аккуратно пишут на отдельных листочках бумаги. В начале  экспозиции вывешивается плакат,  в котором сообщается имя  ребенка, какова тематика рисунков и т.д.

Таким выставки являются настоящим праздником для детей. Дети долго и кропотливо готовятся к ним, зная высокие требования, которые предъявляют члены жюри отборочных комиссий к их работам.

Выставки в детском саду  являются  одной  из широко  распространенных форм  наглядной агитации и пропаганды. Они имеют  весьма важное значение, поскольку оказывают большое влияние на  повышение уровня работы детских объединений, повышают заинтересованность, содействуют развитию их творческой активности.

       Задача выставки состоит в раскрытии конкретной  формы в связи с современными   насущными задачами. Выставка всегда представляет собой интерес, т.к. здесь, взаимодействуют  и, дополняя друг друга, участвуют многие средства воздействия на зрителя. Своим силуэтом, цветом, формой она должна еще издали привлечь внимание. Хорошо организованная и глубоко продуманная выставка никогда не оставит зрителя равнодушным.

          При оформлении выставки не следует делать ее многословной, включать в экспозицию лишний текстовой материал, т.к. основное ее достоинство – это наглядность, убедительность изображений и натуральных экспонатов.

         Тематическая выставка должна обращать на себя внимание своей эстетической выразительностью.

3.Виды выставок, проводимые в детском саду

1. Выставки, посвященные актуальным проблемам современности (экологическая,  образ жизни, профилактика дорожно-транспортного травматизма и т.д.).

2. Выставка к памятным датам.

3. Выставки творческих работ детей.

4. Декоративно-прикладное искусство.

5. Познавательные выставки.

6. Выставки – ярмарки и т.д.

     Каждой из выставок должно быть присуще свое оригинальное оформительское решение. Процесс организации и оформление тематической выставки состоит из нескольких этапов:

- выбор темы выставки

- составление тематического плана

- сбор экспонатов

- выбор места, где будет расположена выставка

- составление эскиза оформления выставки с учетом цветового решения.

     Выставки бывают различные, как по своим  масштабам, так и по тематическому назначению:

От небольших стендов до значительных экспозиций, занимающих целый этаж.

     Тематические выставки могут быть стационарными (постоянными) и легкими передвижными.

     Тематика выставок планируются на основе годового плана деятельности ДОУ, с учетом возрастных особенностей детей. Учитывая возрастные особенности детей, тематику выставок следует подбирать так, чтобы она отражала их интересы. Очень важно учитывать не только актуальность, но и своевременность экспозиции.

     Чтобы лучше представить содержание выставки в целом, обычно сначала записывают на бумаге перечень имеющих в наличии элементов и экспонатов выставки.

     Сбор материала для тематической выставки должна носить организационный характер и вестись примерно в течение месяца до начала ее оформления.

     Следующим этапом выставки является составление эскизов художественного  оформления. Здесь должны учитываться правила особенности передачи легкости формы, стилевое единство и цветовое решение, правила создания композиционного равновесия, ритмики,

      Выдающийся  отечественный  филолог В.Н. Топоров, подчеркивает, что мы имеем дело с Вы-ставлением, ПРЕД-ставлением, своеобразным спектаклем. Его не оформляют, а проектируют, организуют, создают. Место   действия  во многом определяется особенностями авторской концепции. Важно выбрать не только конкретное помещение, но и его соответствующий визуальный центр, что позволяет сконцентрировать  внимание посетителей на интересной работе. Размещая выставку, в холле следует подумать об удобном подходе к ней, предлагающим возможность легко обозревать представленные материалы. Место и время  проведения выставки сочетаются с  образом действия ее потенциальных посетителей.

      Подходя к выставке, как одному из способов переорганизации пространства, опытные педагоги заранее продумывают, как размещать экспозиции: на стеллажах или столах, иногда дополняя их переносными стендами.

4. Правила отбора экспонатов для выставок в детском саду

Главный критерий отбора экспонатов для художественной выставки – подлинность  работ.

Отбирайте те материалы, которые вам нравятся. Для знакомства с произведениями  изобразительного искусства используйте репродукции картин знаменитых художников или  качественные иллюстрации знаменитых полотен. Особое внимание уделяйте тем произведениям искусства, в которых с помощью различных средств выразительности  переданы чувства и отношения, доступные пониманию дошкольников.

5.  Памятка для педагогов

      - Организуйте работу выставки так, чтобы родители  были не  наблюдателями, а соучастниками процесса.

       - Помните: информация, полученная ребенком от родителя, усваивается им гораздо эффективнее, чем информация, полученная от воспитателя. Стоит научить чему-то родителя и он научит этому своего ребенка

       - Не все родители готовы к сотрудничеству с вами. Но это и не обязательно. Главное, чтобы родители проявляли заинтересованность в эстетическом развитии  своего ребенка. Каждая качественная выставка привлечет на вашу сторону новых сторонников.

      - После окончания выставки необходимо публично поблагодарить тех родителей, которые принимали участие в создании  выставки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа проведения педагогической студии «Обновление содержания образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»

Методическая разработка программы проведения педагогической студии как формы работы с начинающими педагогами ДОУ . В программу включены открытые показы совместной тволрческой деятельности педагогов с ...

Консультация для родителей "Познавательно-исследовательская деятельность как одно из условий развития детей дошкольного возраста".

Данная консультация подскажет родителям как заинтересовать детей экспериментальной деятельностью....

Актуальный материал: К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ КОНКУРСУ "ПЕДАГОГ ГОДА - 2020 " Педагогический опыт по теме: ««STEAM-технология, новая ступень в развитии детей дошкольного возраста».

В настоящее время высокотехнологичные продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества. В детских садах, школах и институтах ведущее место начинают зани...

Познавательно-исследовательская деятельность как одно из условий развития детей дошкольного возраста.

Современные дошкольники – пытливые исследователи окружающего мира, они готовы к усвоению различного вида опытов, экспериментов, воспринимают их с большим интересом и эмоциональным откликом.Разви...

Творческая работа «Сказкотерапия как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»

Творческая работа «Сказкотерапия как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста» ...


 

Комментарии

Партицкая Татьяна Леонидовна

Выставки в детском саду являются одной из широко распространенных форм наглядной агитации и пропаганды. Они имеют весьма важное значение, поскольку оказывают большое влияние на повышение уровня работы детских объединений, повышают заинтересованность, содействуют развитию их творческой активности.