Наглядно-дидактический комплект «Моделирование игрового опыта детей сюжетно-ролевой игры «АТЕЛЬЕ»
методическая разработка по окружающему миру

Аверкина Наталья Витальевна

Наглядно-дидактический комплект «Моделирование игрового опыта детей сюжетно-ролевой игры «АТЕЛЬЕ»

Аверкина Наталья Витальевна,

старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 11»,

г. Краснокамск, Пермский край

Игра развивается, когда руководство деятельностью детей направлено на поэтапное ее формирование. Опираясь на личный опыт ребенка, педагог формируют игровые действия. Чтобы добиться игры подлинной и эмоционально насыщенной, ему необходимо комплексно обогащать практический и игровой опыт ребенка, а затем побуждать к творческому отражению опыта в сюжетах игр. Обогащение сюжетов пополняется при наличии и взаимосвязи разных видов образовательной деятельности детей и создание условий развития игрового опыта детей: деятельность, направленная на ознакомление детей с окружающим миром; дидактические игры; изменение предметно-игровой среды; общение педагога с детьми в процессе совместной игровой деятельности.

Сюжетно-ролевая игра активно развивается и занимает ведущее место в жизни дошкольника. Дети с удовольствием выстраивают разнообразные сюжеты, проигрывают различные роли, проявляют творческий подход к созданию игровой среды. Задача педагога направлять усилия на развитие взаимоотношений детей в игре через диалог и игровые действия, обогащение ролевого поведения. Дети начинают самостоятельно планировать и создавать элементарные замыслы, описывают сюжетные события, называют действующих лиц, поясняют их взаимодействие. Созданные условия позволяют детям самостоятельно выбирать темы, сюжеты и замысел той или иной игры, при помощи игровых модулей обустраивают игровое пространство, используют в игре атрибуты-заместители.

Одним из условия для перевода приобретённого опыта в игровой деятельности педагогу необходимо использовать дидактический материал, который отображает жизненные ситуации или содержит сюжеты игры. Он поможет ненавязчиво детей приводить в условную ситуацию и эмоционально приобщить ребёнка к процессу приобретения знаний. Своевременное изменение игровой среды, подбор игрового материала и атрибутов нацеливают дошкольника на самостоятельное, творческое решение игровых задач, побуждают к разным способам воспроизведения действительности в игре. Игровая среда должна изменяться с учетом практического и игрового опыта детей. Рассматривание сюжетных картин позволяет закрепить все ранее увиденное и услышанное детьми. Рассматривание картин вызывает в детях эмоциональные переживания, яркие образы изображенных персонажей, желание подражать им, выполнять определенные действия, использовать трудовые атрибуты по назначению.

Педагог в своей работе используют разные формы и подходы организации игоревой деятельности детей. Одним из способов создания ИД является дидактическое пособие моделирования игровых действий и опыт, которое помогает отобразить процесс сопровождения взрослыми вхождения детей дошкольного возраста в мир сюжетно-ролевой игры, помогает этот процесс сделать целостным.

Данное пособие – это описание пошагового процесса освоения сюжетно-ролевой игры, с указанием примерных средств реализации, задач и предполагаемых результатов. В пособии представлены основные компоненты деятельности сюжетно-ролевой игры:

  • ЗАМЫСЕЛ (сюжет, содержание): Что я задумал?
  • ПРЕДМЕТ/ ИНСТРУМЕНТЫ: Где и чем хочу, могу, буду преобразовать, создать?
  • РОЛЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: Кем хочу, могу, буду?
  • ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ: Что буду?
  • ВООБРАЖАЕМЫЕ СИТУАЦИИ: Как буду делать?

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры - это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих, моделированию совместной игровой деятельности   детей в рамках системного и постепенного освоения дошкольниками содержания сюжетно-ролевой игры "АТЕЛЬЕ". Табличное размещение материала поможет воспитателю целостно и эффективно спланировать работу по обогащению игрового и жизненного опыта воспитанников, последовательно и целесообразно распределить предложенные формы и виды деятельности в течение учебного года.

Предлагаемые наглядно-дидактический комплект включают 21 карту, что позволяет педагогу подбирать карты в соответствии возраста детей, комплексно, целостно и последовательно планировать образовательную деятельность по обогащению социального опыта детей: организация бесед, наблюдений, составление рассказов, дидактических игр обучающего и развивающего назначения, соответствующие теме в течение учебного года от возраста детей

Данное пособие разработано в соответствии с требованиями ФГОС ДО и позволяют решать вопросы социального развития дошкольников. Предназначено воспитателям, методистам дошкольных образовательных организаций, специалистам дошкольной педагогики, педагогам дополнительного образования детей.

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОМПЛЕКСНОЕ РУКОВОДСТВО ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИГРОВОГО ОПЫТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ «ПОЕЗДКА В ТЕАТР» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ .

Предварительная работа с детьми по формированию представлений  о театре, обогащение игрового опыта....

Методическая разработка - "Перспективное планирование по обогащению игрового опыта детей для сюжетно-ролевой игры в средней группе"

В планирование входят экскурсии, ознакомление с художественной литературой, дидактические игры, пополнение сюжетно-ролевых игр новыми атрибутами, рассматривание дидактических материалов, слушание музы...

Методические рекомендации по использованию технологии "Моделирование игрового опыта детей на основе сюжетно - ролевых игр"

Методические рекомендации – это один из видов методической продукции (наряду с методической разработкой, методическим пособием, дидактическим материалом).Методические рекомендации представляют с...

Перспективное планирование моделирования игрового опыта детей с 2 до 4 х лет на 2018-2019 учебный год.

Перспективное планирование моделирования игрового опыта детей с 2 до 4 х лет...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МОДЕЛИРОВАНИЮ ИГРОВОГО ОПЫТА ДЕТЕЙ 2-3 лет 2022-2023 учебный год

ПЕРСПЕКТИВНОЕПЛАНИРОВАНИЕПО МОДЕЛИРОВАНИЮ ИГРОВОГО ОПЫТА ДЕТЕЙ 2-3 лет2022-2023 учебный год...

Презентация на тему: "Моделирование игрового опыта детей на основе сюжетно-ролевых игр"

Данная презенгтация поможет воспитателям разобраться в понятии "сюжетно-ролевая игра", её разновидностях, этапах и особенностях организации сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраст...